Я, языкознание и математика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:14, сочинение

Краткое описание

Как сейчас помню одни из первых уроков математики, когда мы «концентрировали свои чакры» (по её словам) на познание данной науки. Удивительно, но на её уроках мы всегда проводили беседы, начиная от подробных бесед о древнейших мыслителях и заканчивая разбором того, что характерно для русских народных сказок (принцип троичности и т. д.). Скажу лишь одно: что тогда я поняла, что математика не стоит отдельно, что она не сама по себе, как гордая королева, а она действительно связана с другими отраслями и науками подобно множеству паутинок - сосудов, пронизывающих наше тело и связывающее его в единое целое, позволяющих организму функционировать целостно.

Содержание

1. Экскурс в мою жизнь.
2.«Гибок язык человека; речей в нем — край непочатый. Царство словесное неистощимо по всем направленьям».
3.«Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».

Вложенные файлы: 1 файл

Cочинение по дисциплине Математика и Информатика .doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

2) семантика, рассматривающая отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) или соотношения между знаками и их интерпретациями, независимо от того, кто служит «адресатом» (интерпретатором);

3) прагматика, исследующая связь знаков с «адресатом», т. е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.

Таким образом, мы видим, что язык - это знаковая система, один из инструментов из количества других «инструментов».

Еще одна из наук, также  таящих в себе множество загадок, открытых и не раскрытых и поныне - это математика.

Как было обозначено в  одном из тезисов лекционных материалов и с каким я не могу не согласиться:

«Гуманитарию (и особенно лингвисту_ уже давно необходимо разбираться в основах математики, хотя бы в математических основах гуманитарных знаний, и обладать в простейшей мере «математическим мышлением».

Ведь действительно, гуманитарию  необходимо владеть математическими знаниями, так как с их наличием процесс познания языка будет проходить намного легче.

Но математическое и  гуманитарное знание по своей сути  отличаются. В гуманитарном знании - из множества вариантов ответов  можно выбрать наиболее нужное для  себя, приемлемое; в математическом же знании- одно единственное решение из возможных.

Итак, подытоживая,  данный раздел, хочу отметить, что языкознание  и математику невозможно рассматривать  нецелостно, и далее мы убедимся в этом.

 

«Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир». Иоганн Вольфганг Гете.

 
В жизни есть четкое разделение на: чёрный и белый, правду и ложь, гуманитария  и математика. Но иногда эти грани  слегка стираются, и при ближайшем  рассмотрении и поиске определённых связей можно заметить диффузию этих определений.

В этом разделе я хочу показать, что связь математики с языкознанием очевидна.

Но вначале немного сведений о математике.

Математика- это наука, не поддающаяся сомнениям, здесь  нет места интуиции, она относится  к царству логики.

Математика изучает формы и  отражение материального мира, взятые в отвлечении от их содержания, это  наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. До начала 17 в. математика была преимущественно наукой о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах, а затем  в математику вводятся идеи движения и изменения, прежде всего в форме переменных величин и функциональной зависимости между ними. В 19-20 вв. численные методы математики вырастают в самостоятельную ее ветвь - вычислительную математику. Стремление нас, людей, упростить и ускорить решение ряда трудоемких вычислительных задач привело к созданию вычислительных машин. Потребности развития самой математики, "математизация" различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности, быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин; теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика. [5]

Математическое описание языка основано на представлении  о языке как о механизме, восходящем к известному швейцарскому лингвисту  начала ХХ века Фердинанду де Соссюру. [5]

По его теории язык представлен  как система, состоящая  из трёх частей (собственно язык - речь и речевую деятельность), в которой каждое слово (член системы) рассматривается в связи с другими членами, а  не само по себе. Как впоследствии отметил другой видный лингвист, датчанин Луи Ельмслев, Соссюр «первый требовал структурного подхода к языку, то есть научного описания языка путём регистрации соотношений между единицами».

Структурной единицей языка  Соссюр считал слово, «знак», в котором соединялись звучание и смысл. Ни один из этих элементов не существует друг без друга: поэтому носителю языка понятны различные оттенки значения многозначного слова как отдельного элемента в структурном целом, в языке.

Но, возвращаясь к вопросу  о взаимодействии языкознания и математики, хочу отметить, что во - первых, уже один довод говорит сам за себя: любой математик говорит на обычном языке, пользуется, соответственно всеми языковыми конструкциями и также, следовательно, знает математический язык: следует иметь в виду, что как естественный язык, так и язык математики являются знаковыми (семиотическими) системами передачи информации.

Во-вторых,  в современную эпоху НТР развитие языковедческой теории и практики требует поиска каких- то новшеств, введения все более точных и объективных методов для анализа языка и текста.

Современные инструментальные методы экспериментальной фонетики связаны с применением различных  приборов, главным образом, электроакустических     (спектрографы, интонографы), а также регистрирующие движения органов речи (артикуляцию). Технические задачи, связанные с увеличением эффективного использования каналов передачи речевой информации и с устным общением с ЭВМ и работами, представляют собой практически наиболее важные области прикладного языкознания, где проводятся исследования речи и вычисление её статических характеристик методами математической теории информации, разработанной академиком    А.Н.Колмогоровым и американским математиком К. Шеннором. [4]

Также я хочу отметить, что развитие кибернетики неизбежно вовлекает и объединяет в одно целое различные отрасли знания. Но дело тут не в одной технике, а в широком понимании синтеза наук и их взаимообогащении при осуществлении этого синтеза. Здесь применяется математика для изучения биологии, психологии, лингвистики и исследования самого мышления.

В- третьих, говоря о применении математики в лингвистике невозможно не упомянуть о машинном переводе- переводе с одного языка на другой при помощи универсального механизма (ещё в 1649 году Рене Декарт предложил данную идею). Именно из работ по машинному переводу выросла компьютерная лингвистика как наука.

Также в настоящее  время очевидно направление, которому присвоено наименование стилостатистики: определение и характеристика стилистических особенностей отдельных произведений или авторов через посредство количественных отношений используемых языковых элементов. Простейшим видом статистического подхода к изучению языка писателей или отдельных произведений является подсчет употребляемых слов, так как богатство словаря, видимо, должно определенным образом характеризовать и самого автора.

В-четвёртых, о связи  названных ранее двух дисциплин  говорят и факты Пифагории (существование  чисел судьбы), хромосомные наборы клеток человека и животных, число Апокалипсиса (666) и факт жизни во  Вселенной (начало и конечность Вселенной).

    В- пятых, языкознание второй половины 20 в. располагает двумя типами методов: дедуктивно-логические (изучение в частности систем, служащих передаче информации - различные структурные методы, методы логического исчисления, алгоритмические методы, моделирование и др.) и исторические методы и методы наблюдения и эксперимента: (сравнительно-историческое, полевое наблюдение; опрос информантов и т. д.,  применяемые при изучении конкретно-исторических языков). Оба типа методов закономерно соотносятся, соответствуя эмпирическим и теоретическим уровням познания. А промежуточное же место занимают психолингвистические методы, которые используются при изучении свойств языка вообще, а также конкретно-исторических языков. Часть методов языкознание заимствует у других наук (например, логического исчисления, психологического эксперимента), часть заимствуется у языкознания другими науками, например структурные методы — дистрибутивный, оппозитивный - используются в этнографии, литературоведении, на основе их обобщения создаются некоторые специальные разделы математики.

Также весьма очевидна связь  математических методов филологического  анализа: академик А. А. Марков, первым применивший  математические   методы  к языку, также Росс полагают, что теория вероятностей и  математическая  статистика - инструмент или  математическую  модель для проверки и подтверждения тех  лингвистических  выводов, которые допускают числовую трактовку. F Тем самым  математические   методы  мыслятся лишь как вспомогательные средства  лингвистического  исследования.

Делая общую оценку данного  направления применения  математических   методов  к изучению  лингвистических  проблем (т. е. лингвостатистики), необходимо, видимо, исходить из того положения, которое было сформулировано  Эттингером:   «Математика может быть эффективно использована на службе лингвистики только тогда, когда языковедам будут ясны реальные границы ее применения, так же как и возможности используемых  математических  моделей» [4]

Итак, хочу сделать вывод, что математика, так же, как и языкознание,  не стоит отдельно сама по себе.  Их взаимосвязь очевидна: местом приложения усилий двух наук  является весь широкий круг проблем, входящих и в математику, и в языкознание. Следует пожелать только, чтобы в своей совместной работе обе науки проявили максимум взаимопонимания, что, несомненно, будет способствовать и максимальной плодотворности их сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Лемман У. Преемственность  языкознания. Вопросы языкознания.-М,1996.

2. Большая Советская Энциклопедия.

3.http://www.classes.ru/grammar/110.Zvegincev_Ocherki_po_obshemu_yazykoznaniyu/

4. http://revolution.allbest.ru/languages/00151831_0.html

5. http://revolution.allbest.ru/mathematics/00007658_0.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные инструментальные методы экспериментальной фонетики связаны

с  применением  различных  приборов,  главным  образом   электроакустических

и  физиологией.   Технические   задачи,   связанные   с

увеличением эффективного использования  каналов передачи  речевой  информации

и с устным  общением  с  ЭВМ  и  работами,  представляют  собой  практически

наиболее   важные   области   прикладного   Языкознания,   где    проводится

исследования  речи  и  вычисление  её  статических  характеристик   методамиические  приложени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Я, языкознание и математика