Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 20:44, реферат

Краткое описание

Цель – исследовать методику работы над текстовой задачей, выявить новые подходы к решению текстовых арифметических задач.
Задачи:
1. Анализ литературы по данной проблеме.
2. Выявить роль текстовых задач в процессе обучения.
3. Изучить методику работы над текстовой задачей.
4. Анализ нетрадиционных подходов в методике работы над текстовой арифметической задачей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НЕЙ 6
1.1 Понятие тестовой задачи. 6
1.2 Роль задачи в начальном курсе математики. 8
1.3 Виды арифметических задач. 11
Выводы по главе 1. 13
2. ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. 15
2.1 Решение задач на совместное движение. 15
2.2. Задачи, решаемые с помощью таблиц. 17
2.3 Решение задач на нахождение части числа и числа по части. 19
2.4 Задачи на проценты.. 25
2.5 Задачи на совместную работу. 28
Выводы по главе 2. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 34

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 64.10 Кб (Скачать файл)

Кроме того, нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает их эстетически.

1.3 Виды арифметических задач

 

Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной.

Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики – понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями.

В связи с решением простых задач дети овладевают основными приемами работы над задачей.

На первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем возникает одновременно несколько довольно сложных проблем:

1) Нужно, чтобы  в сознание детей вошли и  укрепились вторичные сигналы  к определенным понятиям, связанным  с задачей.

2) Выработать умение  видеть в задаче данные числа  и искомое число.

3) Научить сознательно  выбирать действия и определять  компоненты этих действий. Разрешение  указанных проблем нельзя расположить  в определенной последовательности. В занятиях с детьми довольно  часто приходится добиваться  результатов не одного за другим, а идти к достижению нескольких  целей одновременно, постепенно  развивая и расширяя достигнутые  успехи в нескольких направлениях.

При знакомстве с задачами и их решением нельзя избежать специфических терминов, но дети должны их понимать, чтобы осознавать смысл задачи. Работа с детьми по усвоению ими терминологии начинается с первых дней занятий в школе и ведётся систематически на протяжении всех лет обучения.

Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению её на ряд простых задач и к последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия.

Рассмотрим в качестве примера задачу: «В школе дежурили 8 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько детей дежурило в школе?».

Эта задача включает 2 простых:

1. В школе дежурили 8 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько мальчиков дежурило в  школе?

2. В школе дежурили 8 девочек и 10 мальчиков. Сколько  всего детей дежурило в школе?

Как видим, число, которое было искомым в первой задаче, стало данным во второй.

Последовательное решение этих задач является решением составной задачи:       1) 8 + 2 = 10;     2) 8 + 10 = 18.

Запись решения составной задачи с помощью составления по ней выражения позволяет сосредоточить внимание учащихся на логической стороне работы над задачей, видеть ход решения её в целом. В то же время дети учатся записывать план решения задачи и экономить время.

Запись решения многих составных задач и составление по ним выражения связаны с использованием скобок. Скобки – математический знак, употребляемый для порядка действий. В скобки заключается то действие, которое нужно выполнить раньше.

В решении составной задачи появилось существенно новое сравнительно с решением простой задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько, в соответствии с которым вырабатываются арифметические действия. Поэтому проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а также по формированию у них умений решать составные задачи.

 

Выводы по главе 1

 

И все-таки, почему же этот материал труден для учащихся? Разрозненные указания учителей по решению задач быстро забываются учениками, они не приобретают навыков решения текстовых задач. Без конкретной программы деятельности учащихся, без алгоритмов, системы приемов поиска решения задачи трудно организовать процесс решения задач. Поэтому необходимы «ускорители» для приобретения навыков решения : иллюстрация, схемы, таблицы, дополнительные символы, условные знаки, стрелки, способствующие более конкретному наглядному представлению об отношениях между частями задачи, связях между величинами, порядке этих связей. Это позволяет стимулировать у учащихся развитие наглядно-действенного мышления и на основе его в дальнейшем – образного мышления. Поиск решения текстовой задачи путем составления таблицы дает возможность охватить взором отношения между элементами всей задачи.

Можно выделить основные причины, вызывающие у учащихся затруднения при поиске решения:

1. Неумение выделить  величины, о которых идет речь  в задаче.

2. Неумение установить  функциональную зависимость в  математических символах.

3. Неумение выразить  эту зависимость в математических  символах.

4. Слабые навыки  схематической и символической  записи условия, способствующей  анализу задачи, выражению зависимостей  между величинами, входящими в  задачу.

2. ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ  РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ  ЗАДАЧ

2.1 Решение задач на совместное  движение

 

Начиная с 5-го класса, ученики часто встречаются с этими задачами. Еще в начальной школе учащимся дается понятие «общей скорости». В результате у них формируются не совсем правильные представления о скорости сближения и скорости удаления (данной терминологии в начальной школе нет). Чаще всего, решая задачу, учащиеся находят сумму. Начинать решать эти задачи лучше всего с введения понятий: «скорость сближения», «скорость удаления». Для наглядности можно использовать движение рук, объясняя, что тела могут двигаться в одном направлении и в разном. В обоих случаях может быть и скорость сближения и скорость удаления, но в разных случаях они находятся по-разному. После этого ученики записывают следующую таблицу:

Таблица 1.

Методы нахождения скорости сближения и скорости удаления

 

 

Движение в одном направлении

Движение в разных направлениях

Скорость удаления

   

Скорость сближения

   
 

V1-V2

V1+V2


 

При разборе задачи даются следующие вопросы.

1. С помощью  движения рук выясняем, как двигаются  тела относительно друг друга (в одном направлении, в разных).

2. Выясняем, каким  действием находится скорость (сложением, вычитанием)

3. Определяем, какая  это скорость (сближения, удаления). Записываем решение задачи.

Пример №1. Из городов А и В, расстояние между которыми 600 км, одновременно, навстречу друг другу вышли грузовая и легковая машины. Скорость легковой 100 км/ч, а грузовой – 50 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

Учащиеся движением рук показывают, как движутся машины и делают следующие выводы:

а.   машины движутся в разных направлениях;

б. скорость будет находиться сложением;

в. так как они движутся на встречу друг другу, то это скорость сближения.

Решение:

1. 100+50=150 (км/ч) –  скорость сближения.

2. 600:150=4 (ч) – время  движения до встречи.

Ответ: через 4 часа

Пример №2. Мужчина и мальчик вышли из совхоза в огород одновременно и идут одной и той же дорогой. Скорость мужчины 5 км/ч, а скорость мальчика 3 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

С помощью движения рук, выясняем:

а.   мальчик и мужчина движутся в одном направлении;

б. скорость находится разностью;

в. мужчина идет быстрее, т.е., удаляется от мальчика (скорость удаления).

Решение:

1. 5 – 3 =2 (км/ч) –  скорость удаления.

2. 2*2=4 (км) – расстояние  между мужчиной и мальчиком  через 2ч.

Ответ: 4 км.

 

2.2. Задачи, решаемые с помощью  таблиц

 

При подготовке к решению таких задач можно удачно использовать карты сигналы (см. рис. 1).

№1       на…больше        +

№2       в…больше         Х

№3       на…меньше        –

№4        в…меньше         :


 

Рис. 1. Карты сигналы

 

Устный счет следует проводить с использованием данных карт, которые должны быть у каждого учащегося, что позволяет привлечь к работе весь класс.

Пример №1. У первого мальчика на 5 марок больше, чем у второго. Как найти сколько у второго?

Учащиеся поднимают карту №1 и объясняют, что к числу первого нужно прибавить 5, так как у него на 5 больше, выделяя интонацией «на … больше».

Пример №2. У второго 30 марок, а у первого в 3 раза меньше. Сколько марок у первого?

Учащиеся должны поднять карту №4 и ответить: 10 марок, так как 30 : 3 = 10. Опорные слова – «в…меньше».

Подбор задач на устный счет должен быть разнообразным, но каждый раз ученик должен давать объяснение, называя опорные слова. В таблице опорные слова лучше подчеркивать.

Пример №3. Всадник проехал 80 км за 5 часов. Сколько времени потратит на этот путь велосипедист, если его скорость на 24 км/ч больше скорости всадника?

Таблица 2

Таблица для решения задачи из примера №3

 

Скорость

Время

Расстояние

Всадник

16 км/ч

 

80 км

Велосипедист

на 24 км/ч больше

 

80км


 

 

При заполнении таблицы ученик должен подчеркнуть опорные слова и объяснить, что скорость всадника находится путем сложения 16 км/ч и 24 км/ч. Затем, устанавливая функциональную зависимость между величинами, учащиеся заполняют все строки и столбцы таблицы. После этого, в зависимости от поставленной задачи, ученик или отвечает на вопрос, или оформляет решение. Работая с таблицей, учащийся должен понимать, что при решении задачи все строки и столбцы должны быть заполнены данными задачи, и данными, которые получаются в результате использования функциональной зависимости между величинами.

2.3 Решение задач на нахождение  части числа и числа по части

 

Для подготовки к решению данных задач проводится работа по усвоению понятия дроби. При устном счете нужно добиться, чтобы каждый учащийся знал:

а.   какое действие обозначает дробная черта;

б. что обозначает дробь.

Дробная черта обозначает действие деления, а дробь  обозначает, что данное разделили на 4 равных части и взяли 3. Для этого хорошо использовать конверты, которые готовят все учащиеся с помощью родителей. В конверты вложены круги: целые, разрезанные пополам, на 3 равные части, на 4; 6; 8 частей. Каждые доли одного круга имеют одинаковый цвет. Используя этот материал, учащиеся наглядно видят, как получаются дроби.

Например. Выложить фигуру, изображающую дробь . Зная цвета долей, учитель видит ошибки, допускаемые учащимися, и разбирает задание. При ответе ученик говорит, что круг разделили на 6 равных частей и взяли 5 таких частей.

Наличие подобных конвертов дает возможность наглядного представления о сложении дробей с одинаковыми знаменателями и о вычитании из единицы дроби. Так как к работе привлечены все учащиеся и сложение видно наглядно, после двух примеров учащиеся сами формулируют правило сложении дробей с одинаковыми знаменателями.

Рассмотрим вычитание.

Из 1 вычтем . Учащиеся кладут на стол круг, но замечают, что из него пока убрать ничего не возможно. Тогда они предлагают круг разрезать на 4 равные части и убрать одну. Делаем вывод, что 1 надо заменить дробью . После 2-3 примеров учащиеся сами делают вывод.

С использованием этого материала дается понятие об основном свойстве дроби, когда на дробь  они выкладывают  и т.д. Отработав этот материал, приступаем к решению задач.

Пример №1. В саду 120 деревьев. Березы составляют  всех деревьев, а остальные сосны. Сколько было сосен?

Изобразим число деревьев, начертив отрезок. Напишем данные, причем число частей ставим под отрезком, так как с этими числами нужно выполнять деление при решении задачи (см. рис.2).

Рис. 2. Графическое изображение задачи из примера №1

 

Вопрос: Что означает дробь ?

Ответ: Все количество деревьев разделили на 3 равные части и березы составляют 2 части.

I способ:

120 / 3 = 40 (дер.) –  составляют одну часть.

40*2 = 80 (дер.) – было  берез.

120 - 80 = 40 (дер.) –  было сосен.

II способ:

120 / 3 = 40 (дер.)

3 – 2 = 1 (часть) –  составляют сосны.

40*1 = 40 (дер.) – составляют  сосны.

Ответ: 40 сосен.

Пример №2. 10 га занято свеклой, что составляет  всего поля. Какова площадь поля?

?


 

 

        

Рис. 3. Графическое изображение задачи из примера №2

 

Изобразим площадь поля отрезком. Выясняем, что обозначает дробь . Замечаем, что 10 га составляют 2 части, и находим, сколько составляет 1 часть.

10 / 2 = 5 (га) – составляет  одна часть.

Так как все поле составляет 5 частей, находим площадь поля.

5*5 = 25 (га) – площадь  поля.

Ответ: 25 га.

Пример №3. Около дома стояло 7 машин. Из них – 2 белые. Какую часть всех машин составляют белые?

Рис. 4. Графическое изображение задачи из примера №3

 

Одна машина составляет  всех машин, а так как белых 2, то белые составляют .

На основе этой задачи нужно отработать такие вопросы: Какую часть составляют 15 мин. от часа? Какую часть составляют 300 г? От килограмма? - и т.д.

Информация о работе Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач