Формирование самостоятельной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:00, научная работа

Краткое описание

Моя задача состоит в подборе и реализации средств и приемов необходимых для формирования учебной самостоятельности учащихся.
Я считаю, что самостоятельная работа – это особая форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым и косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся частично или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

formirovaniesamostoyatdeyatel-nosti.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                                      

Формирование

самостоятельной деятельности младших школьников

                                                                                                       

                                           Сысоева Л.Г., учитель 1

                                                            квалификационной  категории,

                                                             Пермский  край, г.Чернушка         

 

  • 1.1.Организация самостоятельной деятельности.

  • Я работаю по дидактической системе  «Школа 2100». Главными направлениями в работе считаю формирование компонентов учебной деятельности:

    - обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения;

    -   оценивать результаты своих действий.

    Моя задача состоит в подборе и реализации средств и приемов необходимых для формирования учебной самостоятельности учащихся.

    Я считаю, что самостоятельная работа – это особая форма организации  учебной деятельности, осуществляемая под прямым и косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся частично или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств.

    Для эффективного руководства самостоятельной  учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной  работы:

    - наличие задания учителя;

    - руководство учителя;

    - самостоятельность учащихся;

    - выполнение задания без непосредственного  участия учителя;

    - активность учащихся.

    Поскольку одной из ведущих задач, встающих   перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников как на уровне учителя, так и на уровне ученика. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах урока (см. таблицу).

     

    Основные этапы  организации самостоятельной работы

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Актуализация знаний.

    Целеполагание

    Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагание. Представление  о результате предполагаемой деятельности.

    Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата.

    2. «Открытие нового знания»

    Предложение учащимся самим составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности.

    Осуществление деятельности. Контроль на промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности.

    3. Первичное закрепление

    Создание банка заданий по «новому» способу действий

    Проговаривание в слух алгоритма  действий

    4. Решение задач на повторение

    Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действий

    Самостоятельное выполнение тренировочных  упражнений

    5. Саморефлексия (самоконтроль и самооценка)

    Организация индивидуальной работы по выявлению и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого  ученика.

    Самоконтроль и самооценка полученных результатов 


     

    Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенной является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, методисты определяют самостоятельную работу как специфическое средство организации и управление самостоятельной деятельностью учащихся.

    Задания для самостоятельной работы, по моему мнению, должны быть небольшими по объему, интересными по содержанию и разнообразными по форме. Даю задания  неожиданные, чтобы у учеников появилась  самостоятельность в выборе действий – каждый идет своим путем. Это дает пищу для рассмотрения разных способов решения. Ученики сами определяют, какой из них наиболее рациональный.

    Покажу особенности организации  самостоятельной работы на каждом этапе  урока и проиллюстрирую их примерами.

     

    I этап. Самостоятельная работа на этапе актуализации знаний содержит задания, направленные на формирование общего способа действий. Формулировки заданий побуждают школьника задуматься о том, что он знает (на основе актуализации предшествующего материала) и что не знает в предполагаемом для работы содержании. Например:

    Математика.

    Тема: Деление  двухзначного числа на однозначное.

    Задача: Научить  выполнять деление двузначного  числа на однозначное вида  75:5.

     

    • На доске записаны выражения:

    30*3  20*4   10*0   25:5

    18*2  32:8   73:1   45:5

    40:4           24*2   19*3   50:5

    63:7            28:4   32*2   75:5

    • Запишите только ответы.
    • Назовите значение выражений.
    • Чем интересны выражения последнего столбика? (делимое увеличивается, делитель не изменяется, частное увеличивается).
    • Встретилось ли выражение, значение которого не смогли найти или было трудно вычислить?
    • Почему выражение 75:5 вызвало затруднение (не умеем решать такие примеры)
    • Определите главную задачу нашего урока.

    Мнения детей. - Научиться решать новый вид примеров на деление двухзначного числа на однозначное.

    • Предложите способ решения.
    • Посмотрите, как это задание выполнили герои помощники Денис и Мишка:

    (50+25):5=10+5=15

    (45+30):5=9+6=15

    • Какое свойство деления использовали мальчики? (свойство деления суммы на число)
    • Есть ли еще способ представить число 75 в виде суммы слагаемых? (40 и 35, 20 и 55, и т.д.)
    • В каком выражении считать было легче? Почему?

    Чтобы разделить 75:5, нужно 75 заменить суммой удобных  слагаемых. Каждое слагаемое разделить  на 5, полученные результаты сложить.

     

    Русский язык.

    Тема:  Род имен существительных.

    Дана группа слов:

    Зима, январь, снежок, дерево, снегирь, лисица, окно, тропинка, яблоко.

    • Что общего? (имена существительные);
    • Разбейте на группы по определенному признаку.

    Мнения учащихся. - В одну группу я собрал существительные одушевленные: снегирь, лисица. Остальные существительные неодушевленные, их отнесу в другую группу.

    - Я нашел слова с безударной  гласной требующей проверки:

    зима – зимы    снежок –  снег   дерево – деревья    снегирь – снег

    лисица – лисы  окно – окна    тропинка – тропы

    -  Есть слова с безударной  гласной, которую нужно запомнить.  Это январь, яблоко.

    - Среди данных слов  есть слова двусложные: зима, январь, снежок, окно, снегирь. Я их отнес  в первую группу. Есть слова  трехсложные. Это вторая группа: дерево, лисица, тропинка, яблоко.

    • Что еще заметили? («снегирь» - лишнее слово, т.к. букв больше, чем звуков. «снегирь» и «снежок» - однокоренные)
    • Можно эти слова разбить на три группы,  по какому признаку?

    зима     январь    дерево

    лисица             снегирь    окно

    тропинка    снежок                             яблоко

    • Что можете сказать о словах первого столбика? Второго столбика?
    • Чем интересны слова третьего столбика?

    Вывод: существительные  бывают женского рода, мужского рода, среднего рода.

     

    II этап. Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи («открытие» нового знания) содержит задания, в которых новая информация не вводится в готовом виде. Новые правила, определения, выводы становятся результатом самостоятельной деятельности ученика. Данный вид самостоятельной работы рекомендуется проводить в групповой или парной форме.

    Урок окружающего мира.

     Тема «В гости  к осени».

     Учебная задача: дать представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних изменениях в жизни растений и животных.

    Урок проводился на опушке леса. Ребята отгадали загадку об осени, вспомнили  стихи, в которых описывается  осенняя природа, определили тему урока, поставили учебные задачи. Затем  работали в группах, каждой из которых была дана карточка с заданием.

    I группа: Неживая природа

    1.Что относится к  неживой природе?

    2.Назовите осенние  изменения в неживой природе.

    II группа: Растения

    1.Какие изменения происходят  в жизни растений осенью?

    2. Что такое листопад? На всех ли деревьях он начинается одновременно?

    3. Подумайте, почему  лиственные растения сбрасывают  листву, а хвойные – нет.

    III группа: Животный мир

    1.Вспомните, на какие  группы можно разделить всех  животных.

    2.Что изменилось в  жизни животных каждый группы  с наступлением осени?

    3.Как понимаете схему?

     

          исчезают насекомые 


    Осень    похолодание  увядают травы   улетают    


                                                                  замерзают водоемы                    птицы 

     

    По истечении времени, в каждой группе ребята выбрали учеников, которые отвечали на поставленные вопросы. Другие дети данной группы дополняли их ответы. Остальные ребята слушали их и задавали вопросы. Так каждая группа представила результаты своей самостоятельной работы. Важность урока-экскурсии в том, что ребята отвечали на вопросы, делали выводы об изменениях в природе осенью на основе увиденного.

     

     III-IV этап. Решение практических задач (при первичном закреплении и решении задач на повторение). Задания формулируются таким образом, чтобы школьник мог прибегнуть к общему  способу  действия, освоенному ранее.

    Математика.

    Тема: «Сложение и вычитание  трехзначных чисел».

    Учебная задача: формировать умение, пользоваться алгоритмом устных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100.

    • Детям задала вопрос: можешь ли ты решить задачу Железного Дровосека?

    «В дворцовом парке Стеллы растут 320 кипарисов и 90 оливковых деревьев. Сколько кипарисов и оливковых  деревьев растут в дворцовом парке  Стеллы?»

    • Как можно сделать вычисления?

    Ребята, на основе изученного материала, сформулировали новое правило и  предложили два способа решения:

    1 способ:  320+90=32д+9д=41д=410

    2 способ:  320+90=320+(80+10)=(320+80)+10=410

    Затем самостоятельно решили предложенные примеры наиболее удобным для каждого из них способа.

     

    Литературное чтение.

    Тема: А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Учебная задача: формировать умения составлять рассказ о сказочном герое. Подготовь устный рассказ о Малыше. Собери материал из текста.

    а) Возраст ________________________________

    б) Внешность _____________________________

    в) Черты характера ________________________

    г) Отношение к Карлсону ___________________

    Ребята самостоятельно искали  материал в тексте. По желанию  работали  в паре.

    Результатом работы является сочинение-рассказ о сказочном  человечке по самостоятельно составленному  плану.

     

    V этап. Основные требования к заданиям для самостоятельной работы на этапе контроля и самоконтроля состоят в том, что они должны предлагаться в варьирующих условиях, побуждающих школьников к продуктивной мыслительной деятельности.

    Варьирующие условия могут создаваться  за счет:

    • непривычных формулировок заданий;
    •   традиционной формулировки, но с материалами повышенной трудности;
    •   выполнение заданий, требующих сделать какое-то обобщение, самостоятельный вывод и т.д

    Русский язык.

    Тема: «Соединительные  гласные О и Е в сложных  словах».

    Учебная задача: сформировать понятие «Сложные слова», учить правильно писать соединительные гласные в сложных словах.

    Провела упражнение-игру «Подскажи словечко».

    • Я вам прочитаю предложение, а вы запишите только недостающие слова. Каждый ответ – на новой строчке.
    1. Слова, у которых два корня называются … (сложными).
    1. В сложных словах есть соединительные гласные … (О, Е).
    2. После твердых согласных пишется соединительная гласная …(О).
    3. После мягких согласных пишется соединительная гласная …(Е).
    4. После букв Ж и Ш пишется …(Е).

         Самопроверка  с доски.

          Запишите  по два сложных слова с разной  соединительной гласной.         Орфограммы подчеркните.  

     

    •  На уроках математики для самоконтроля использую карточки в нескольких вариантах. С одной стороны карточки написаны примеры, а с обратной стороны – ответы. Например, по теме: «Сложение и вычитание» дано четыре, пять столбиков примеров, в тетрадях записывают только ответы, тоже в столбик. По истечении времени переворачивают карточку, каждый проверяет и оценивает свою работу. Затем обязательно подводиться итог работы всего класса и делаются выводы.

    Например:

    Лицевая сторона карточки:

    I вариант

    50-9=

     

    44-7=

     

    58+4=

         

    64+8=

    36+9=

    80-8=

         

    30+17=

    24+16=

    45+30=

         

    90-22=

    75-30=

    93-46=

         

    54-14=

    29+4=

    58+25=

    Информация о работе Формирование самостоятельной деятельности младших школьников