Технология поддержки ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Технологии индивидуальной поддержки лучше всего разработаны в исследованиях гуманистической психологии К. Роджерса, по мнению которого педагогика, как и терапия, призвана вернуть ребенку его здоровье как физическое, так и психическое. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
• на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
• учитель должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Технология поддержки ребенка.docx

— 16.42 Кб (Скачать файл)

Технология поддержки  ребенка

 
С помощью технологий личностной ориентации происходит поиск соответствующих  индивидуальным свойствам каждого  ребенка методов и средств  образования. Для достижения данной цели используется психодиагностика, меняются средства обучения, организация  деятельности ребенка, содержание образования. 
 
Технологии индивидуальной поддержки лучше всего разработаны в исследованиях гуманистической психологии  К. Роджерса, по мнению которого педагогика, как и терапия, призвана вернуть ребенку его здоровье как физическое, так и психическое. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

•  на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;

• учитель должен помогать учащимся в формулировании и уточнении  целей и задач, стоящих как  перед классом в целом, так  и перед каждым учащимся в отдельности;

• учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;

•  учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;

•  важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;

• учитель должен развивать  в себе способность чувствовать  эмоциональный настрой группы и  принимать его;

• учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;

•  он должен открыто выражать в классе свои чувства;

•  должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

• учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностно-ориентированного образования:

•  диалогичность,

•  деятельностно-творческий характер,

•  поддержка индивидуального развития ребенка,

•  предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.

При этом учитель должен создавать условия для индивидуального  развития детей. Этому помогает демонстрация учителем своего доверия к детям  во время учебного процесса. Развитию детей способствует то, что учитель уточняет, помогает сформулировать конкретные задачи и цели, которые решает ребенок, детский коллектив. В процессе учения педагог должен ориентироваться на то, что ребенок имеет свою внутреннюю учебную мотивацию. Для развития ребенка важно, чтобы он мог в любое время спросить, обратиться за помощью к учителю, который является значимым для ребенка, имеет ценность для него как средоточие опыта. При этом главным является доступность педагога по отношению к каждому ученику. 
 
Так как в процессе учения происходит обоюдное развитие как ученика, так и учителя, то педагог должен постоянно развивать свою способность к эмоциональному ощущению настроя ученического коллектива, отдельно взятого ученика, учиться принимать чувства детей и активно взаимодействовать с ними. 
 
Достаточно трудным, непривычным испытанием для учителя может стать достижение открытости перед детьми, умения открытого выражения своих чувств перед детьми в классе. В процессе такого взаимодействия у педагога развивается эмпатия, она дает возможность понимания чувств каждого ученика, его переживаний. 
 
В этом процессе важным является развитие педагога в плане самопознания, реального оценивания своих возможностей. Здесь в процессе развития имеет место такой компонент, как средства поддержки детей, условно делящиеся на две группы. 
 
 Первая группа – общей педагогической поддержки всей группы учеников – представляет собой отношение к ученикам, которое должно быть приветливым и внимательным, доверие, привлечение учеников к планированию уроков, использование игр, драмы, привлечение к созданию творческих работ, создание ситуаций взаимного обучения, общение в форме диалога, позитивная оценка достижений ребенка. 
 
Во второй группе содержатся средства индивидуальной личностной поддержки, диагностирующие индивидуальное развитие ребенка, степень его обученности, выявление его личных проблем. К таким средствам относится определение количества необходимой поддержки каждого ребенка, основанное на его понимании, знании его физических и психических способностей и особенностей. Особое значение здесь имеет принятие характера ребенка, особенностей его речи, поведения, индивидуального темпа учебной деятельности. Большое значение при этом имеет создание ситуаций успеха, которые поднимают самооценку детей, способствуя их самореализации, оценивание вклада каждого ребенка в решение общих для детского коллектива проблем.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий. 
 
a)  Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией жизни, подавлением инициативы и самостоятельности детей, применением требований и принуждения. 
 
в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей дошкольной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных технологиях).  
 
Таким образом, Личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

 

 


Информация о работе Технология поддержки ребенка