Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению. Это такие инновационные технологии, как кабельное и спутниковое телевидение, видеоконференции, телефорумы, телемарафоны, партфолио собственных достижений в обучении и воспитании, тренинги по формированию жизненных навыков, в том числе навыков социального поведения, и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики.docx

— 156.26 Кб (Скачать файл)

       2. Проблемный. Дискутируются ключевые  проблемы в исторической науке  путём ознакомления с авторскими  концепциями в историографии  проблемы. 
ПРИМЕР: Введение опричных порядков Иваном Грозным было исторически оправдано.

       3. Оценочный. Требует высказывания  собственных оценочных суждений  по какой-либо проблеме, характеристике  итогов исторического периода. 
ПРИМЕР: “Мне на плечи кидается век-волкодав…” (Итоги сталинского правления). Пример организации урока представлен в Приложении 7.

       4. “Pro и Contra”. Связаны с обоснованием  какой-либо точки зрения (в защиту  или отрицание тезиса). 
ПРИМЕР: Идеи западничества и славянофильства. Кто прав?

       5. Прогностический. Подразумевает  формулирование собственного прогноза  развития и оценки перспектив  какой-либо тенденции. 
ПРИМЕР: Глобализация в России. Тенденции и перспективы развития.

       6. Проектный. Необходимо представить  свой вариант решения значимой  для истории проблемы. 
ПРИМЕР: Пути решения политического вопроса в России в начале XX века.

       Входе работы по технологии “Аквариум” учителю  необходимо проводить мониторинг индивидуальной траектории продвижения учащихся на основе результатов самоанализа  их деятельности и оценки деятельности, которую им дают сторонние лица, не являющиеся членами группы (наблюдатель, супервайзер).

       Для этой цели заполняется специальная  таблица. По вертикали в ней вписываются  ФИО учащихся в алфавитном порядке. По горизонтали располагаются показатели, динамика которых позволит проследить изменения в деятельности каждого  ребенка с точки зрения повышения  или понижения уровня демонстрируемых  знаний по предмету и уровня взаимодействия ребенка с другими членами  группы.

       Итоговая  оценка проставляется учителем по 5-балльной системе с учетом вышеперечисленных  показателей. Схема “Индивидуальной  траектории продвижения учащегося” заполняется каждый раз при работе по технологии “Аквариум” над какой-либо темой.

       Общие замечания.

       Технология  “Аквариум” направлена преимущественно  на создание условий для формирования этнической и политической толерантности  у учащихся, на основе которой могут  развиваться другие аспекты терпимого  поведения.

       Анализ  “Дневников самонаблюдения” показывает, что ученики постепенно начинают выстраивать стратегию своего поведения  на уроке-дискуссии в соответствии с теми правилами, которые были сформулированы и приняты всеми членами коллектива. Так, если на начальном этапе применения дискуссионных технологий присутствует признание внешних источников, выступающих  препятствием на пути успешного взаимодействия, причем называются конкретные лица из числа членов микрогруппы, то впоследствии роль внешнего фактора минимальна.

       Первоначально имели место высказывания учащихся, иллюстрирующие нежелание работать в микрогруппах определенного состава: “Я надеюсь не попасть в такую  группу, где работают только три  человека, а остальные не говорят  своего мнения”. В последующем подобные негативные моменты перестают упоминаться, увеличивается количество ответов, демонстрирующих личностные намерения  в отношении будущих занятий  в плане повышения степени  активности своего участия в работе: “в следующий раз во время работы в группе я буду более активным”, “буду стараться проявить максимальное взаимодействие с остальными членами  группы”.

       При сопоставлении указанных данных с анализом самооценки деятельности, можно проследить тенденцию в  экспериментальных группах к  попытке учащихся наиболее адекватно  оценивать собственное поведение  по шкале группового взаимодействия и сотрудничества: практически отсутствуют  варианты, трактующие уровень собственных  знаний и кооперации как максимально  высокий. Следует отметить, что изначально при составлении вопросника для  “Дневника самонаблюдения” указанная  позиция намеренно носила несколько  провоцирующий характер, поскольку  предполагалось, что “максимально высокий” уровень взаимодействий –  это некая идеальная модель поведения, которая, однако, не всегда может быть практически реализована. В “Дневнике  самонаблюдения” доминируют показатели, отражающие реальный уровень внутригруппового взаимодействия, который может быть обозначен как “средний”, “выше  среднего”, в редких случаях –  “ниже среднего”.

       Оценки, выставляемые учащимися, носят довольно объективный характер. Данный вывод  может быть проиллюстрирован через  соотнесение значений в отметке, выставленных каждым учеником самому себе, внутригрупповой отметки и  отметки наблюдателя как человека, непосредственно контактирующего  с группой. Прослеживается четкая тенденция  не выставлять заведомо завышенных или  заниженных отметок: например, если ребенок  указывает, что он рассматривает  уровень своих знаний и взаимодействия с группой как высокий, то данная оценка подтверждается в ходе группового выставления отметок а также  наблюдателем, который помещает фамилию  данного ученика на листах оценки взаимодействия в графу “отлично”  по знаниевой составляющей и “высокий”  по уровню кооперации.

       Дискуссионная технология “Аквариум” может рассматриваться  как эффективный способ воспитания толерантной личности, поскольку  предусматривает включение учащихся в совместную коллективную деятельность для формирования первичных навыков  интеракции на основе конструктивного  диалога, отражающего понимание  школьниками конфликтогенных факторов в межличностном общении и  способов их разрешения.

       Применение  данной технологии на уроках способствует возникновению у школьников внутренней мотивации поведения, осознанию  ценности толерантности в качестве организующего морального императива человеческого общежития на основе развития аналитических и эмпатических способностей, коррекции собственных  стереотипов восприятия и поведенческих  установок. Указанная технология создает  условия для обеспечения благоприятного психологического климата в классе во время дискуссионного обсуждения через соблюдение принципа открытого  диалогового пространства для каждого  из участников процесса обучения.

Прежде всего, интерактивные методы:  
• пробуждают  у обучающихся интерес;  
• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;  
• обращаются к чувствам каждого обучающегося;  
• способствуют эффективному усвоению учебного материала;  
• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;  
• осуществляют обратную связь  (ответная  реакция аудитории);  
• формируют у обучающихся мнения и отношения;  
• формируют жизненные навыки;  
• способствуют изменению поведения.  
Основные правила организации интерактивного обучения?  
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.  
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы.   В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.  
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.    
Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы.   Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.   Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.  
 Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.  
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.  
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ  УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:

      • доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися; 
      • демократический стиль; 
      • сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;  
      • опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;  
      • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;  
      • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.  
      • Почему мы говорим «да» интерактивным методам? Они обеспечивают:  
        • Высокую мотивацию.  
        • Прочность знаний.  
        • Творчество и фантазию.  
        • Коммуникабельность.  
        • Активная жизненная позицию.  
        • Командный дух.  
        • Ценность индивидуальности.  
        • Свободу самовыражения.  
        • Акцент на деятельность.  
        • Взаимоуважение.  
        • Демократичность
 
 

    Дневник самонаблюдения 

    Продолжите  предложение:

  1. Наиболее интересным сегодня на занятии было то, что…
  2. Мне мешал(о)(и) в работе…
  3. Моя деятельность была недостаточно успешной, потому что…
  4. Моя работа была успешной, так как…
  5. В следующий раз во время групповой работы и обсуждения я…
  6. Сегодня на уроке полезнее было бы…
  7. Я оцениваю уровень продемонстрированных мною знаний как:

         М – максимально  высокий

        В  - высокий

        Ср. – средний

        Н.ср. – ниже среднего

        Н - низкий

  1. Я считаю, что степень моего взаимодействия с группой была:

      М  - максимально высокой

      В – высокой

      Ср. – средней

      Н.ср. – ниже среднего

      Н. – низкой

 
 
     

  «Мозговой  штурм» (атака)  
• Мини-лекция    
• Работа в группах  
• Контрольный лист или тест  
• Ролевая игра    
• Игровые упражнения   
• Разработка проекта  
• Решение ситуационных задач              
• Приглашение визитера          
• Дискуссия  группы экспертов  
• Интервью  
• Инсценировка                       
• Проигрывание ситуаций   
• Выступление в роли обучающего  
• Обсуждение сюжетных рисунков  
• Опрос–Квиз (контроль) и др.

К интерактивным  методам относятся также презентации  с использованием различных вспомогательных  средств: доски, книг, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и т.п.  
Кроме того, в процессе  обучения можно использовать такие формы работы, как групповые дискуссии, письменные изложения и сочинения, интервью,  обучение молодых людей для работы со сверстниками по принципу «Равный - равному», просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, проведение различных акций и кампаний. 
Примеры интерактивных методов обучения:  
 «Мозговая атака», «мозговой штурм» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется  обоснований или объяснений ответов.  
«Мозговая атака»  применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения:  
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.  
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.  
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).  
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.  
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.  
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:  
 обсуждения   спорных вопросов  
 стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении  
 сбора большого количества идей в течение короткого периода времени  
 выяснения информированности или подготовленности аудитории  
Работа в малых группах  
Процесс профилактического обучения необходимо строить с ориентацией на обучающегося. Наиболее эффективной в данной ситуации является работа в группах. В этом случае учитель обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, осуществляет поддержку (дает советы, разъяснения), когда в наличии нет других ресурсов.  
Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.  
Что же дает внедрение интерактивного режима группе как субъекту образовательного процесса? Это, прежде всего:  
• Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.  
• Формирование ценностно-ориентационного единства группы.  
• Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

Информация о работе Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики