Становление современной математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 12:22, реферат

Краткое описание

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности — совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

1 ш группа.docx

— 41.14 Кб (Скачать файл)

Об эффективности применения такого подхода в образовании, как компетентностный говорят: мониторинг качества знаний по предмету, результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, данные анкетирования и тестирования учащихся (см. Приложения № 6, 7, 8).

Таким образом, содержание учебного предмета «математика» позволяет формировать мне весь спектр ключевых компетенций. При этом стратегическим направлением активизации обучения является  создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включение в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личной и социальной активности. Необходимость применения компетентностного подхода на уроках математики я вижу:

    1. в модернизации современного образования, связанной с новым подходом к проведению итоговой аттестации выпускников школ, направленной на проверку понимания предмета и умения применять его на практике;  
    2. в формировании положительной мотивации учебно-познавательной деятельности за счет использования приемов современных образовательных технологий (личностно-ориентированного, проблемного и пр.), вовлечения учащихся во внеурочную и межпредметную  деятельность в различных формах, инноваций в содержании образования (краеведческий материал, профильное изучение математики); 
    3. в повышении интереса учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
    4. в комфортном положении учащихся в классе, школе, ощущении спокойствия и уверенности в своих силах;

На достижение такой атмосферы, на создание условий, позволяющих ученику чувствовать себя самостоятельной, уникальной личностью, направлена моя деятельность как педагога.

Заключение

Математика – дисциплина с устойчивыми традициями преподавания. На уроках математики решаются проблемы, навыки решения которых впоследствии будут способствовать решению возникающих жизненных проблем. Для того, чтобы добиться успеха в жизни, в профессии от учащегося требуется почти то же, что и для успеха в математике: способность логически мыслить, изобретательность, способность выделить в условиях задачи существенную информацию. Поэтому моя основная задача добиться, чтобы учащиеся могли использовать математику для  удовлетворения в настоящем и будущем потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Таким образом, эффективность реализации компетентностного подхода на уроках во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Проанализировав свою работу по реализации компетентностного подхода на уроках математики я пришла к следующему выводу  -  для того чтобы добиться формирования ключевых компетентностей у учащихся надо стремиться, чтобы обучение соответствовало следующим требованиям:

    • учителю следует ставить перед учениками общую (стратегическую) задачу и описывать тип и характеристики желаемого результата на перспективу, указывать только начальные точки поиска информации;
    • учащиеся должны вычленять значимую для решения проблемы информацию, да и саму проблему уточнять по мере знакомства с информацией, как это и бывает при решении жизненных проблем;
    • предмет следует преподавать как систему лабораторных, практических и тестовых заданий;
    • учебное познание строить по схеме разрешения проблем;
    • материалы практических работ должны побуждать учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе, это позволит в ходе учебной работы сравнивать, сопоставлять и самостоятельно выбирать результат на основе своих данных;
    • обязательно столкновение учащихся с новыми явлениями, представлениями и идеями в практической работе, прежде чем они будут изложены на уроке, при этом каждый ученик зарабатывает свою меру самостоятельности сам;
    • в практической работе учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать, пробовать, пытаться, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предлагать возможные результаты;
    • для изучения правила учащихся следует познакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем;
    • урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на применение иных неурочных форм организации занятий – группа по проекту, работа в библиотеке или компьютерном классе и др.

Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету, к переутомляемости учащихся. 

 

Литература

  1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. Изд. “Учитель”.
  2. Зуева М.Л. Возможности использования адаптивной системы обучения для формирования ключевых компетенций. Ярославский педагогический вестник. 2005. № 2
  3. Математика. Учебно-методическая газета № 1/2005, № 3/2007.
  4. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  5. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Мат. Семинара. Под ред. А.В.Великанова.- Самара, 2001
  6. Тубельский А.Н. Для чего и как мы учим: необходимо изменить содержание общего образования. Школьные технологии. 2001. № 5.
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование. 2003. № 2.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование. 2003. №5
  9. Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению.  М., 2006.

 


Информация о работе Становление современной математики