Сочетание принципов историзма, занимательности и воспитания на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 20:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель: обосновать необходимость сочетания принципов научности, историзма и занимательности для развития интереса к предмету.
Задачи:
1) Изучить педагогическую литературу .
2) Проанализировать отдельные принципы, как средства развития интереса к предмету, а так же выявить методические возможности каждого из принципов.
3) Разработать и апробировать применение принципов историзма, научности и занимательности.
4) Экспериментально проверить эффективность принципов научности, историзма и занимательности на практике.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………...2
Глава 1 Развитие познавательного интереса при обучении математики.
1.1 Актуальность проблемы развития познавательного интереса………..6
1.2 Понятие о познавательном интересе……………………………………8
1.3.Пути формирования познавательного интереса……………………...12
Глава 2 Психолого-педагогические особенности принципов научности, занимательности и историзма.
2.1 Использование принципа научности при обучении математики……18
2.2 Использование принципа историзма при обучении математики……21
2.3 Использование принципа занимательности при обучении…………..28
математики.
Глава 3 Экспериментальное исследование.
3.1 Содержание и ход эксперимента………………………………………29
3.2 Анализ полученных результатов………………………………………40
Заключение……………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 104.02 Кб (Скачать файл)

У младших школьников этот процесс имеет яркую эмоциональную окраску. Это интерес к впечатлениям, описаниям, наблюдениям. Познавательный интерес подростков  в  значительной  мере определяется новообразованием этого возраста,  стремлением к  взрослению, стремлению к самостоятельности. Познавательный процесс в этом возрасте, хотя еще не освободился от интереса к  фабуле, но уже  связан с основанием проникнуть в основание знаний, в существующие закономерности.

В старшем возрасте многое в познавательном интересе остается от подросткового уровня. Но сам ученик меняется, меняется  направленность  его  интересов. Появляется острый интерес к человеку, к его предназначению, к сверстникам, к взрослым, к противоположному полу,   к будущей специальности. Круг  интересов становится шире , что обуславливает некое снижение познавательного интереса у старших школьников. Но тем не менее, познавательный интерес оказывает значительное влияние на  жизненные планы  старших школьников, на  выбор специальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.3 Пути формирования познавательного интереса.

 

Для рассмотрения практического вопроса создания условий  для познавательного интереса, для его формирования у  учащихся  рассмотрим различные аспекты в структуре  познавательного интереса.

Их можно выделить три:

  1. Познавательный интерес  как стимул, средство обучения;
  2. Познавательный интерес как мотив  учебной деятельности;
  3. Познавательный интерес как устойчивая черта личности.

 

            В первом случае познавательный интерес возникает как внешнее  средство активизации познавательной деятельности учащихся. Оно используется учителем для привлечения непроизвольного внимания. Наличие ситуативного интереса является предпосылкой  для его  дальнейшего развития.

Важнейшей предпосылкой воспитания интереса к школьному предмету   является    личность учителя  и ученика в процессе  общения, организации взаимодействия учащихся на уроке.   Влияние мастерства учителя на познавательный интерес- неоспоримый факт.

Являясь образцом нравственного поведения, учитель решает множество воспитательных задач, влияет на формирование личности ученика: на направленность, положительные мотивы деятельности, устойчивый интерес к учению. Учитель должен видеть в каждом ребенке личность, приходить к нему на помощь в  случае необходимости, поддержать добрым словом. Бестактность учителя, неправильная оценка деятельности ученика неизбежно приводит к конфликтам.

Что касается содержания школьного предмета математики, то оно таинственно и романтично, увы не  для всех учащихся, для многих учащихся математика кажется  сухой  наукой.

Поэтому не стоит упускать возможность сделать ее ярче и привлекательней.

Использование литературных цитат, подходящих стихов,  метафор воздействует на познавательный интерес к предмету и является пусть скромным, но вкладом в формирование межпредметных связей, в гуманитаризацию математического школьного образования, в повышении общей культуры учащихся. Вводя понятие функции, учитель  может прочитать, например, стихотворение:

Не было гвоздя-

Подкова пропала.

Не было подковы-

Лошадь захромала.

Лошадь захромала-

Командир убит.

Конница разбита-

Армия бежит.

Враг вступает в город,

Пленных, не щадя,

Потому что в кузнице

Не было гвоздя.

Представление о синусоиде будет богаче, если привести стихи Е.Долматовского:

…Мудрость  обретая в трудном споре,

Предначертан путь нелегкий твой

Синусоидой радости и горя,

А не вверх  взмывающей кривой.

Подчеркивание связей математики с другими отраслями знаний, проявление математики как составной части общей человеческой культуры делает математику ближе и привлекательней для ученика.

Стишки, которые помогают запомнить различные постоянные, так же вызывают интерес  учащихся. Например, в старинном , с буквой «ять» стихотворение для запоминания цифр числа «пи» количество букв  в каждом слове соответствует цифре  в написании числа:

Кто и, шутя и скоро пожелаеть,

Пи узнать число, уж знаеть.

Рассказы об ученых- математиках интересны и поучительны, как и рассказы о происхождении, открытии различных сведений. Материал по истории математики можно найти в работах Андронова И.К., Глейзера Г.И., Выготского М.Я., Гнеденко Б.Б., Депмана И.Я., Молодшего В.Н., Чистягова В.Д., Цейтена Г.Г.,  в журналах «Математика в школе» и «Квант» и т.д.

Перевод математических терминов на русский язык и рассказы об их происхождении (Дж. Икрамов) также «очеловечивают» школьную математику : радиус-спица  колеса, хорда-тетива лука, апофема- нечто, отложенное в сторону и т.д. эти сведения позволяют прочнее запомнит незнакомые термины.

Решение занимательных,  логических  задач, не требующих глубокого знания школьного курса математики, также является средством  стимулирования познавательного интереса.  Существует множество пособий , содержащих познавательные  задачи.  Среди авторов Перельман И.Я., Игнатьев Е.И., Кордемский Б.А. и многие современные авторы. Я.И. Пельман- основатель жанра научной популяризации в нашей стране. Он считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного  человека, удивлять его, возбуждать в нем процессы мышления. Занимательность Я.И. Перельманом не противопоставлялась познавательному интересу, а выделялась как  неотъемлемая часть интересного обучения. В работах Г.И.Щукиной занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету , которое способствует переходу интереса со стадии ситуативного интереса на более высокий уровень- стремление углубиться в  сущность познаваемого.

Однако занимательность не должна быть помехой в формировании устойчивого познавательного интереса, не должна уводить от основной познавательной задачи, а, наоборот,  раскрывать суть познаваемого, запечатлеть познаваемое в эмоциональной форме.

Одним из средств развития познавательного интереса и на ранних стадиях его становления является игра. Игра  служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряженности, создает приятную атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса обучения.  Игра может иметь значение на различных этапах урока: в его начале - для концентрации внимания, в  середине-  для небольшой разрядки, в конце- для повторения. Игры могут быть различны как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры- соревнования, игры- математические бои, игры- эстафеты, лото, кроссворды. Об играх на уроке можно почитать в работах А.А.Окунева, В.Н.Окунева, В.Н. Кузнецова, Е.А. Дышинского и других  методистов.

Одним из способов повышения интереса к математике является усилие ее практической направленности. На примере задач ее прикладного содержания учащиеся будут убеждаться в значении математики для различных сфер деятельности человека,  увидят широту возможных приложений, поймут ее роль в  современной культуре. Существующие системы задач являются оторванными от жизни, рафинированными, а в дидактическом плане плохо справляются с важной - задачей реализации прикладной направленности. По поводу необходимости и возможности привлечения практических задач в процесс обучения математике уже отмечалось в разделе, посвященному проблемному обучению. Учителю желающему воспользоваться на уроке задачами практического содержания, следует обратиться к следующим авторам: И.М.Шапиро,  Н.П.Ананасов и П.Т. Ананасова, В.А. Петрова и др.

Приведем несколько примеров задач практической направленности. Для применения зависимости между s,t и v полезно решить вместо обычной задачи практическую : поезд длиной 1 км  идет со скоростью 60 км/ч.  Сколько времени понадобится поезду для прохождения тоннеля длиной 1 км?

При закреплении формулы объема цилиндра интереснее, чем стандартную, решить  следующую задачу: одна кружка вдвое ниже другой, но зато в полтора раза шире. Какая из кружек  вместительнее?

Одним из действительных приемов стимулирования познавательного интереса является создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что бес переживания радости  невозможно рассчитывать на успехи в преодолении трудностей.  Для ситуации успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера в классе. Благоприятный микроклимат в классе снимает чувство неуверенности.

Однако приемы стимулирования познавательного интереса, не смотря на их значимость и разнообразие, действуют ограниченно. С устранением внешней занимательности ситуации , проводившей временный интерес он может быть быстро утрачен.  Приемы «оживления» урока еще не позволяют заглянуть внутрь самого процесса познания, способствовать появлению устойчивого познавательного интереса.

Более действенным,  чем  средство обучения, познавательный интерес проявляет себя как мотив деятельности. Там, где идет воздействие на познавательный интерес действительно становится мощным средством обучения, а умение приобретает активный, самостоятельный характер.

Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, такими как мотив самоутверждения,  стремление быть в коллективе. Этому мотиву по данным социологических исследований учащимися отдается предпочтение. Он становится смыслообразующим и побуждающим к реальным действиям. Поэтому познавательный интерес должен рассматриваться не только как средство обучения, но и как его цель.  По  словам К.Д.Ушинского «приохотить»  ребенка к учебе - гораздо более достойное занятие, чем приневолить.

При развитии познавательного интереса развиваются все стороны психики: восприятие, мышление, память, воля, воображение. Познавательный интерес появляется и развивается в процессе познавательной деятельности ученика, в процессе развития мышления.

Высшим проявлением познавательного интереса является его проявление качеств личности. Постоянно имеющий место познавательный интерес, взаимодействуя со способами поведения, с различными сторонами личности, становится чертой характера. Такая черта характера определяет поисковую, творческую направленность любого вида познавательной деятельности, стремление к познанию внутренней сущности окружающих процессов.

Меры воздействия на познавательный интерес такого уровня- не дать ему угаснуть, поддерживать познавательную деятельность на самом высоком из доступных уровней трудности, в «зоне ближайшего развития»  такой личности. Это имеет место при предъявлении задач повышенной трудности, при выполнении самостоятельных заданий, самостоятельном чтении дополнительной математической литературы, написание докладов, рефератов.

 

 

 

 

Глава 2 Психолого - педагогические  особенности принципов научности, историзма и занимательности

    1. Использование принципа научности при обучении математики

 

 

Требование  научности содержания образования было выдвинуто в русской педагогической литературе еще в работах  Н.К.Крупской. Статус дидактического  принципа требование научности в обучении получило с 1950 г., когда оно было сформулировано и обосновано М.Н. Скаткиным. Было показано, что воспитание человека коммунистического общества конкретно связано с требованием научности содержания школьного образования.

В дальнейшем  Л.Я.Зорина показала, что под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам:

  1. Соответствие содержания образования уровню современной науки;
  2. Создание у учащихся верных представлений об общих способах научного познания;
  3. Показ важнейших закономерностей процесса познания. Эти условия взаимосвязаны между собой, ибо реализация каждого из последующих ,  обусловлена выполнением прошлых. Каждое предыдущее условие является нужной базой для реализации последующего.

Первое условие говорит о том, что в согласовании с принципом научности образовательный материал, составляющий содержание школьного обучения, обязан в определенной мере соответствовать уровню современной науки. Это требование принципа научности было с достаточной полнотой реализовано в процессе проведения в последние годы модернизации обучения математике в школе.

 Второе условие  говорит о том, что принцип  научности требует также знания  общих методов научного познания. Но это лишь необходимое условие  научности знаний. Оно недостаточно  для создания у учащихся представлений  о процессе познания. Одним из  наиболее эффективных методов  научного познания действительности  в математике является построение  математических моделей изучаемых  явлений. Метод моделирования широко  применяется сейчас в самых  разнообразных областях знаний. Поэтому второе требование принципа  научности естественным образом  выдвигает на первый план обучение  школьников доступным для них  способам математического моделирования.

 Третье условие  указывает на то, что принцип  научности требует формирования  у учащихся представлении о  процессе познания и его закономерностях.

 В обучении  математике у учителя имеется  много возможностей показать  учащимся закономерности процесса  познания. Эти вопросы будут предметом  специального рассмотрения в  последующих главах. Именно поэтому  в процессе обучения основам  наук в школе шире должны  внедряться проблемное обучение  и разнообразные исследовательские  приемы. В процессе реализации  принципа научности учитель должен  соблюдать также принцип доступности, чтобы содержание, формы и методы  обучения учитывали реальные  возможности учащихся. При этом  необходимо учитывать и то, что  принцип доступности предполагает  обучение на достаточно высоком  уровне трудности. Однако это  можно достигнуть лишь при  наилучшем сочетании индивидуальных  и коллективных форм познавательной  деятельности школьников в обучении.

Информация о работе Сочетание принципов историзма, занимательности и воспитания на уроках математики