Развитие количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:19, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольное образование должно обеспечить равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, и бескризисный переход дошкольника к обучению в школе.

Содержание

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77

Вложенные файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

  Педагог развивает у детей представления о математических отношениях предметов.

3.1.  Учит детей  выявлять отношения между предметами  по их свойствам (в частности, путём сравнения), используя набор логических геометрических фигур (24 фигуры), логические блоки Дьенеша (48 блоков) и др. методические пособия.

3.2.   Учит  детей сравнивать множества, числа,  размеры предметов (длину, ширину, высоту, толщину), расстояния, устанавливать  отношения между ними, использовать  для этого следующие символы и знаки: «стрелочки», «=», «>», «<» (например: 1–> 2–> 3; 5 < 6 < 7; 6 < 10 и т.д.).       
                                                                                                                                 Приложение 2

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

 В  РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 

(для детей  старшей - подготовительной к  школе группы)

 

Старшая  группа

Цель: Учить  детей порядковому счету в  пределах 10, умению правильно отвечать на вопросы который? какой? сколько? Уточнить представление детей о количественном составе чисел в пределах 5 из единиц. Развивать внимание, память, умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Воспитывать  усидчивость, интерес к занятию.

 

Подготовительная  к школе группа

Цель: Упражнять  детей в составлении и решении задач на сложение и вычитание. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10 и представление о количественном составе числа из единиц. Развивать внимание, память, умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества.

 

Демонстрационный  материал. Таблица с прорезями, на которой изображена елка; изображения шаров разного цвета, вырезанные из плотной бумаги (6—7 шт. для обеих групп.) Набор картинок с изображениями разных насекомых: мухи, бабочки, стрекозы, кузнечика и т. д., всего 10 шт.

Раздаточный материал.  Пеналы с набором моделей геометрических фигур.

                                        

Ход занятия

1-я часть.  Воспитатель приглашает на занятие  детей подготовительной к школе  подгруппы (дети старшей подгруппы самостоятельно играют) и сообщает им: «Сегодня вы опять будете учиться решать задачи и рассказывать, что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи». Вывешивает таблицу с изображением елки и предлагает  кому-либо из детей ее украсить — повесить 5 шаров разного цвета. Спрашивает детей: «Какого цвета шары на елке и поскольку их? Сколько всего шаров?» Затем вешает на елку еще один шар и предлагает детям придумать задачу. Одного ребенка просит рассказать условие задачи, другого — поставить вопрос, третьего — повторить задачу полностью. Задает вопросы: «Больше или меньше стало шаров на елке после того, как Коля (Дима) повесил еще один шар? Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?  (Двое-трое детей рассказывают решение задачи: «Надо к 5 прибавить 1, получится 6».) Кто даст ответ на вопрос задачи? Кто назовет, какие шары теперь на елке и сколько их всего?» После этого кто-либо из детей по просьбе педагога снимает с ёлки один шар. Дети придумывают новую задачу и отвечают на вопросы: «Кто расскажет условие задачи? Кто поставит вопрос? Больше или меньше стало шаров на елке после того, как Аня (Лена) сняла один шар? Что же надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? («Из 6 вычесть 1, получится 5».) Кто ответит на вопрос задачи?» (На каждый вопрос отвечают 2—3 ребенка.)

2-я часть.  Пригласив на занятие детей  старшей подгруппы, педагог выставляет на верхней полочке наборного полотна картинку с изображением мухи и. на некотором расстоянии от неё картинки семи других насекомых и говорит: «Нынче муха Цокотуха именинница! В гости к ней пришли разные насекомые. Сколько насекомых пришло к мухе? Назовите, кто к ней пришел. («Одна бабочка, одна стрекоза, один кузнечик...») Кто пришел последним? Который он по порядку?» Педагог вызывает кого-либо из детей подготовительной  подгруппы пересчитать гостей мухи по порядку, а затем говорит: «К мухе пришли еще гости (выставляет 3 картинки). Кто пришел последним?». Воспитатель предлагает кому-либо из детей подготовительной подгруппы пересчитать насекомых по порядку, а детям старшей подгруппы внимательно следить, как надо считать. Далее меняет 2—3 раза местами последнюю картинку с любыми другими из ряда и каждый раз выясняет, кто теперь на последнем месте, который он по счету. Два ребенка по очереди, а затем все дети вместе (хором) пересчитывают насекомых. Чередуя вопросы: «На каком по счету месте комар (жук, стрекоза)? Кто на третьем (седьмом, девятом) месте?», педагог упражняет детей в порядковом счете.

В заключение он спрашивает: «Сколько всего насекомых  в доме мухи? Сколько у мухи гостей? Кого больше, насекомых или гостей и почему?» (Последний вопрос задает детям подготовительной к школе подгруппе.)

3-я часть.  Воспитатель предлагает детям  положить в ряд 10 треугольников, а затем заменить пятый (седьмой, девятый) треугольник кругом, задает вопросы: «Которые по счету у вас треугольники (круги)? Сколько их?» После этого воспитатель дает новое задание: составить группу из трех разных фигур. После его выполнения ставит вопросы: «Сколько в группе фигур? Как она составлена? Поскольку разных фигур?» Далее дети составляют группы из четырех и пяти разных фигур.

В конце занятия детям подготовительной к школе подгруппы можно задать вопросы: «Сколько единиц содержится в числе 2 (3, 4, 5)?»

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

КОНСПЕКТ  КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

 В  СТАРШЕЙ ГРУППЕ 

(математическое  развитие, художественно-творческая  деятельность).

Цель:

1. Закрепить знание цифр и чисел натурального ряда. Способствовать усвоению счета и отсчета в пределах десяти.

2. Развивать  внимание, умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять, объединять предметы по признакам.

3. Воспитывать  любовь к животным, стремление  их рисовать, выбрать персонаж  для изображения, использовать  разные средства и приёмы выразительности, учить использовать различные графические материалы.

Демонстрационный  материал: цифры, забавные цифры, ковролин,  изображение Магнолика.

Раздаточный материал: игра В. Восокобовича «Прозрачная цифра» по числу детей.

Ход занятия 

Закрепляем  на ковролине изображение волшебника Магнолика, сообщаем, что это директор Цифроцирка, его имя Магнолик Нолик. Он приглашает детей на представление, но сначала предлагает расставить цифры по порядку.

Цифры расположены  на ковролине в случайном порядке. Ребенок должен найти и назвать числа в порядке возрастания, указывая на них указкой. В качестве усложнения можно предложить детям назвать числа в порядке убывания или увеличить количество цифр.

Затем  знакомим детей с артистами - зверятами-цифрятами, постепенно прикрепляя их на ковролин:

- Ежик Единичка - наездник, Зайка Двойка - укротитель  диких зверей, Мышка Тройка - воздушная  гимнастка, Крыска Четверка - силачка,  Пес Пятёрка - жонглёр, Кот Шестерка - акробат, Крокодил Семерка - канатоходец, Обезьяна Восьмерка - заклинательница змей, Лиса Девятка - фокусница и маг по имени Магнолик Нолик.

Все герои собрались  вместе на арене Цифроцирка. Найдите  и назовите каждого.

-     Скажите, на какую цифру похож Магнолик (на  ноль), Ежик (на единицу) и т. д.

-     Помогите Магнолику Нолику построить  всех артистов в ряд. Первым  встал Ежик Единичка. Кто следующий?

На арене  маг Магнолик.  Отгадайте, кого он спрятал под своей волшебной шляпой, если любимое число этого артиста меньше девятки; больше четверки и т. д.

В цифроцирке  антракт,  предлагаем  детям отдохнуть.

Гимнастика  «Как живешь?»

- Как живешь? - Вот так!

- А плывешь? - Вот так!

- Как бежишь? - Вот так!

-Вдаль глядишь? - Вот так!

- Ждешь обед? - Вот так!

- Машешь вслед? - Вот так!

- Утром спишь? - Вот так!

- А шалишь? - Вот так!

-     Ребята, Магнолик подарил детям  новую игру, он назвал ее «Разноцветные палочки». Прежде чем играть, надо разобраться, сколько в игре синих, красных, зеленых и желтых «палочек». Дети сортируют все пластинки по цвету полосок и пересчитывают их.

  На каждой  пластинке разное количество  «палочек». Магнолик предлагает разложить их по группам. В первой группе - пластинки с одной палочкой, во второй - с двумя, и т. д. Дети сортируют все пластинки по количеству палочек на них, а затем пересчитывают.

- Магнолику  нужны для игры «уголки» (пластинки  с полосками в виде угла),  «колечки» (пластинки с четырьмя  полосками), «рельсы» (пластинки с  полосками друг напротив друга), «воротики» (пластинки с тремя полосками).   Дети помогают Магнолику найти соответствующие пластинки.

Магнолик придумал фигуру. Он взял две пластинки и  положил их друг на друга. На одной  пластинке синяя «палочка» расположена  слева наверху, на второй желтая «палочка»  находится посередине. Что получилось?

Игры можно  продолжить, подбирая пластинки с  разным количеством, цветом и пространственным расположением полосок.

-Магнолик сложил  из разноцветных «палочек» единицу,  накладывая  пластинки друг на  друга и на схему. Давайте и мы сделаем точно так же, а затем  соберем единицу из «палочек» синего цвета.

Магнолик «играет» с детьми.

Физкультминутка «Смелый солдатик»

На правой ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

 Ногу левую  - к груди, 

Да смотри - не упади,

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

Дети играют несколько раз, меняя руки поочередно.

Затем спросить детей: «Какие звери выступают в  цирке?». Предложить нарисовать набросок животного графическим карандашом, а потом закрасить кистью, «тычком». Дети рассказывают о своих рисунках.

 

Приложение 4

 

КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ  ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

 

1. Знакомство  с понятием «линейка», обучение  её практическому применению. Закрепление  знаний о прямой и кривой линиях.

2. Упражнение  в счете от 1 до 8 и обратно. Цифра «8» (палочка Кюизенера вишнёвого цвета).  Игра «Считай - не ошибись».

Цель: развитие памяти, мышления, воображения; закрепление навыков прямого и обратного счёта до восьми и обратно.

Материал: линейки, листы бумаги, палочки Кюизенера, раздаточный материал по количеству детей, карточки с цифрами.

 

Ход занятия

1.  - Для того  чтобы нарисовать прямую-прямую  линию, надо взять линейку.  Что такое «линейка»?

Выслушав ответы, подтверждаю, что «линейка» - от слова  «линия»: названия просто так не даются, они обязательно связаны с предметами. Теперь давайте поиграет в игру «Сколько?». («По названию всех предметов, которые окружают детей»  (ручка, окно, лист, батарея и т.д.). В заключение дети учатся проводить прямые линии по линейке.

2. Воспитатель и дети  считают предметы на карточках.

- Сколько предметов  на верхней полоске? (Семь.) Воспитатель просит добавить еще один.

- Сколько будет? (Восемь.)

Игра повторяется  несколько раз с разными предметами, потом на палочках Кюизенера. 

Дети найдите  чёрную полоску («7»), приставьте к ней белую («1»), Найдите подходящую, чтобы равнялась этим двум по величине. Дети путём проб или наглядно находят полоску вишнёвого цвета. Эта полоска означает число «8». Воспитатель показывает цифру «8», читает стихи о том, на что похожа цифра «8»:

Цифра восемь так  вкусна, из двух бубликов она.

Цифру восемь, цифру  восемь на носу всегда мы носим,

 Цифра восемь  плюс крючки - получаются очки.

Игра «Считай  – не ошибись».

Эта игра помогает упражнению в прямом и обратном счёте. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Воспитатель бросает мяч любому ребёнку и называет число («четыре», «пять», «шесть» или др.). Тот,  кто поймал мяч, продолжает счёт («пять, шесть, семь, восемь...»), («шесть, семь, восемь...»),  («восемь, девять, десять»). Игра проводится в быстром темпе и задания повторяются много раз, чтобы охватить как можно больше детей. Можно считать и в обратном порядке: например, воспитатель называет число «семь»,  ребёнок должен назвать продолжить «шесть, пять, четыре, три, два, один, ни одного...».

 

 

                                                                                                                                                                Приложение 5

Дидактические игры на развитие количественных представлений

у детей  старшего дошкольного возраста

 

 

Октябрь

1.

2.

3.

4.

Учебная деятельность

   

«Хлопки»

Цель: Установление соответствия между числом и цифрой.

 

«Весёлый счёт»

Цель:Закрепление  счёта от 1 до 10 и от 10 до 1.

«Лучший  счётчик»

Цель: Установление соответствия между числом и цифрой.

«Зоопарк»

 Цель: Установление  соответствия между числом и цифрой.

«Число и  цифру я знаю»

Цель: Установление соответствия между числом и цифрой.

«Весёлый поезд»

Цель:Упражнение в

количественном,порядковом счёте,  различении цифр.

Повседневная  деятельность

   

«Построим домик»

Цель: Закрепление  нумерации чисел первого десятка.

 

 

«Что изменилось?»

Цель:Закрепление  умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

«Построим домик  для рыбок»

Цель: Формирование числовых и  пространственных представлений у детей.

 

«Путаница»

Цель:Закрепление  знаний о числах и цифрах.

 

Прогулка

   

«Составим поезд»

Цель: Ознакомление детей с приёмом образования  чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

«Пошли,пошли,поехали»

Цель:Упражнение в счёте предметов на ощупь.

«Чудесный мешочек»

Цель:Упражнение детей в счёте с помощью  различных анализаторов.

«Курочка и  цыплята»

Цель: Формирование навыков счёта.

 

«Составим поезда»

Цель: Сравнение  группы предметов

 

Информация о работе Развитие количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду