Понятие «метод проектов» в современных психолого-педагогических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умений адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать.
По мнению С.И. Позднеевой, миссия школы по реализации творческого потенциала младшего школьника включает создание развивающего образовательного пространства, обеспечивающего личностный рост и социализацию учащегося. Образовательное пространство младшего школьника – это учебное сотрудничество в поиске информации, умение задавать «умные вопросы»; организация совместного действия; освоение форм оценивания собственного результата, кооперация, апробирование своих способностей, получение продукта (28, с. 7).

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР, Филиппова.docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

Понятие «метод проектов»  в современных психолого-педагогических исследованиях

 

 

Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умений адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать.

По мнению С.И. Позднеевой, миссия школы по реализации творческого потенциала младшего школьника включает создание развивающего образовательного пространства, обеспечивающего личностный рост и социализацию учащегося. Образовательное пространство младшего школьника – это учебное сотрудничество в поиске информации, умение задавать «умные вопросы»; организация совместного действия; освоение форм оценивания собственного результата, кооперация, апробирование своих способностей, получение продукта (28, с. 7).

Более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.

В качестве формы организации совместной деятельности, пробуждающей, оформляющей и развертывающей детские образовательные инициативы, многие педагоги начальной школы стали использовать проекты.

 «Проект» – в буквальном  переводе с  латинского – «брошенный  вперед», «выступающий», «бросающийся  в глаза». И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Три «кита», по мнению Селевко Г.К., на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность (37, с. 3). 

С.И. Поздеева отмечает, что сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает все большую популярность, так как рационально сочетает теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем (28, с. 65).

По мнению А.Б. Воронцова,  учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы (3, с. 4).

Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. 

Способствуют возрождению метода проекта И.Д. Чечель, Т.Д. Новикова, Е.С. Полат, Т.А. Воронина, В.Е. Мельников, В А. Мигунов и многие другие. Е.С. Полат большое внимание уделяет типологии проектов, отдельно выделяет телекоммуникационные проекты. Появившись в начале 80-х годов, телекоммуникационные сети в настоящее время эффективно используются в практике преподавания. Как показала международная практика, специально организованная совместная работа учащихся в сети может дать высокий педагогический результат (29, с. 37)

Т.Д. Новиковой в статье «Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности» описывается интересный опыт телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них используется межотраслевая и межрегиональная информация. Это могут быть, по мнению автора статьи, наблюдения за природным, физическим, социальным явлением, его анализ, требующий сбора различных данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; сравнительное изучение эффективности использования альтернативных способов решения проблемы и т.п. (22, с. 152).

Технологии организации исследовательских проектов посвящена работа И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии. 

В ходе проектирования, считает И.Д. Чечель, самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; поиск пути их решения; осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; аргументация выбора; сравнение полученного результата с требуемым; корректировка (при необходимости) результата; объективная оценка самой деятельности и другие позиции (39, с. 25).

Е.С. Полат отмечает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать дидактические задачи. По мнению Полат Е.С., в основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи (29, с. 5).

Как отмечает О.А. Горовая, проектная деятельность обучающихся  – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности (4, с. 14).

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. (20, с. 38). Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

    1. По доминирующей деятельности учащихся:
    • Практико-ориентированные проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика. Цель проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города.
    • Исследовательские проекты по структуре напоминают научное исследование. Включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов.
    • Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории. Итогом такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы.
    • Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы и др.
    • Ролевые проекты наиболее сложны. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого его окончания.
    1. По предметному содержанию:
  • Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Учитель-предметник – руководитель, учитель другой дисциплины – консультант. Такие проекты могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми, культуроведческими, спортивными, проводиться в рамках классно-урочной деятельности.
  • Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
    1. По продолжительности:
  • Мини проекты могут укладываться в один урок или менее. Наиболее продуктивны на уроках иностранного языка.
  • Краткосрочные проекты требуют 4–6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Выполнение занимает 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии, экспедиции).
  • Годичные проекты выполняются как в группах (ученические научные сообщества), так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время (40, с. 5).

Но, несмотря на имеющийся опыт организации проектной деятельности, специальных комплексных исследований, остаются открытыми вопросы о системе оценивания учащихся в работе над проектом, особенностях организации проектной деятельности в начальной и средней школе.

Таким образом, даже совсем краткий анализ проблемы учебных проектов в нашей стране показывает, что на нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных подходов почти три десятилетия назад, наметили понимание того, что традиционная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности учащихся, необходимом для адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни.

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие «метод проектов» в современных психолого-педагогических исследованиях