Организация групповой деятельности на уроках математики при обучения младших школьников решению текстовых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Математика играет одну из важных ролей во всем процессе обучения. Кроме того, математика является важной составляющей интеллектуального развития школьников. Многие ведущие российские математики (В. А. Гусев, Л. Г. Петерсон, Н. Б. Истомина и др.) отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности – «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. ФОРМЫ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ………………………………………………………………... 6
1.1 Урок математики. Содержание урока, его построение. Подготовка учителя к уроку…………………………………………………………………….….. 6
1.2 Использование различных форм работы младших школьников при решении текстовых арифметических задач. Групповая форма работы на уроках математики………………………………………….………………………. 9
Глава 2. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………….. 12
2.1 Текстовая арифметическая задача и её структура………………………. 12
2.2 Процесс решения текстовых арифметических задач…………………… 16
2.3 Обучение решению текстовых арифметических задач. Уровни сформированности умений младших школьников решать текстовых арифметические задачи……………………………………………………….. 18
2.4 Использование групповой деятельности учащихся при работе над решением текстовой арифметической задачи в начальной школе……………………………………………………………………………... 20
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ…………….……..…..……… 23
3.1 Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи………………….………………………….. 23
3.2 Повышение уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи при организации групповой формы работы на уроке………………………………………………………………………………... 25
3.3 Динамика уровней сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи………………………..……………………….28
Заключение……………………………………….……………………………..….31
Список использованной литературы………..…………………..………………33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 5 КУРС.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

    Задача  № 3

    Андрей и  Саша варили кашу. Этой кашей они заполнили 2 кастрюли одинакового объема и 6 банок такого же объёма. Сколько литров каши сварили мальчики, если в банки они разлили на 12 литров каши больше, чем в кастрюли?

    Учитель организовывает работу в малых группах и заранее готовит карточки со следующими выражениями: 6 – 2; 12 : 4; 6 : 2; 3 х 2; 6 х 3;       6 + 18 и геометрические фигуры шести цветов. Дети поочередно вынимают из коробки по одной геометрической фигуре. Затем они садятся в группы по цветам, выбирают командира и получают карточку с заданием. На ней написано одно из шести выражений, суть задания состоит в том, чтобы дети объяснили, на какой вопрос задачи можно с его помощью ответить.

     Когда все  группы справились с заданием, к доске выходят командиры  и становятся в порядке, соответствующем решению задачи. После этого класс записывает решение:

    1. 6 – 2 = 4 (шт.) – банок больше, чем кастрюль.
    2. 12 : 4 = 3 (л) – в одной банке или кастрюле.
    3. 6 : 2 = 3 (раза) – банок больше, чем кастрюль.
    4. 3 х 2 = 6 (л) – каши в кастрюлях.
    5. 6 х 3 = 18 (л) – каши в банках.
    6. 6 + 18 = 24 (л) – каши сварили всего.

Ответ: 24 литра.

   На данном  этапе  мы показали групповую  форму работы над текстовыми  арифметическими задачами. Далее  мы будем повторно тестировать  учащихся с целью определения  динамики уровня сформированности  умений младших школьников решать  текстовые арифметические задачи. 

    1. Динамика  уровней сформированности умений младших школьников  решать текстовые арифметические задачи

На третьем (контрольном) этапе было проведено повторное  тестирование учащихся, с целью выявить  изменения в уровнях сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи.

По результатам  исследования было выявлено, что высоким  уровнем сформированности умений решать задачи обладают 21 человек (87,5%), средним  – 3 человека (12,5%), низкий уровень – 0%.

Данное соотношение  можно увидеть на диаграмме (в %):

По итогам исследования, проведенного на контрольном этапе  можно сказать, что в экспериментальном  классе на момент окончания исследования, группа учащихся с низким уровнем  сформированности отсутствует. Доля учащихся с высоким уровнем сформированности существенно превосходит долю учащихся со среднем уровнем сформированности этих умений.

Сравнивание распределение  учащихся по группам на диагностирующем  и контрольном этапе, мы увидим результаты, отображенные в таблице и диаграмме:

Уровень сформированности

умения  решать задачи

Диагностирующий

этап

Контрольный

этап

Динамика
  Человек % Человек % Человек %
Высокий 14 58,3 21 87,5 + 7 + 29,2
Средний 8 33,3 3 12,5 - 5 - 20,8
Низкий 2 8,4 0 0 - 2 - 8,4
 

 
 
 

  Таким образом в ходе педагогического исследования, нами установлено, что в результате использования групповой формы работы на уроках математики при решении задач, уровень соответствующих умений у учащихся экспериментального класса существенно возрос. В ходе формирующего этапа эксперимента учащиеся со средним уровнем умений решать текстовые арифметические задачи, повысили этот уровень и перешли в группы с высоким уровнем решать задачи. Те, которые были в группе с низким уровнем сформированности, вошли в группу со среднем уровнем умения решать задачи.

Мы доказали, что при использовании групповой  формы  работы на уроках математики в процессе обучения младших школьников решению текстовых арифметических задач, явно повышается уровень сформированности обученности их решению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Современное начальное образование школьников ориентировано на получение новых знаний в сочетании со всесторонним развитием личностной сферы ребенка. «Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства».

  В процессе изучения психолого-педагогической литературы, было установлено, что текстовые задачи, включенные в начальный курс математики, призваны решать тройную задачу: способствовать усвоению математических знаний, формированию и воспитанию личностных качеств младших школьников, развитию их психических процессов. С помощью задач раскрывается сущность теоретических положений, отрабатывается умение вычислять, устанавливаются межпредметные связи, демонстрируются приложения математических знаний и умений к решению текстовых задач. В зависимости от возраста учащиеся на каждом уроке математики решают типовые текстовые задачи, в результате чего отрабатывают прочные умения  и навыки в решении этих видов задач.

Однако не у  всех младших школьников процесс  обучения  решению текстовых задач  проходит без затруднений. В результате коллектив класса разделяется на группы в зависимости от уровня сформированности умений, в частности решать задачи. С целью дальнейшей отработки навыков, у читель использует методы и средства управления учебно-воспитательным процессом.

Мы работали над организацией групповой формы работы на уроках математики в процессе текстовых арифметических задач.

Было выявлено, что групповая деятельность является эффективным методом, при обучении решению задач, менее успешные дети становяться самостоятельными, начинают ставить пред собой определённые цели, проявлять активность. Но повышение уровня сформированности умения решать задачи даже при использовании такой формы организации учебной деятельности может и не повыситься – это в свою очередь также зависит и от индивидуальных особенностей ученика. Тогда следует искать другие пути решения данной проблемы. Изучив методическую литературу и выполнив опытно-экспериментальную работу, всё же можно сделать вывод о том, что групповая деятельность является одним из эффективных средств обучению решению текстовых арифметических задач, а также формировании мотивации к обучению вцелом. Так как она является нетрадиционной формой учебной деятельности, основанной на коллективном обучении, что в свою очередь, как видно из результатов проведённого эксперимента приводит к положительным результатам. Кроме того, не нужно бояться вести работу над задачей на более высоком уровне сложности. При заниженных требованиях рано или поздно может снизиться уровень учебной мотивации. Кроме того слабоуспевающий школьник, ориентируясь на своих более успешных в учебе одноклассников, в условиях высоких требований стремится в меру своих сил овладеть программой. При организации групповой работы школьников при решении задач тщательно продумать количественный и списочный состав групп. Объединять в одну группу детей с разными успехами в обучении, с различными психологическими особенностями. Определить результаты работы группы и ее деятельность. Обязанности внутри группы может определить учитель, либо сами дети (не мешать им в этом). Контролировать, чтобы на каждого ученика была возложена определенная обязанность.                                                                                                                                   

    Цель данной работы достигнута – выявлена и доказана эффективность влияния групповой деятельности детей на уроках математики в процессе обучения младших школьников решению текстовых арифметических задач.  Чем чаще будет использоваться данная организация учебного процесса, тем меньше будет проблем в обучении с детьми младшего школьного возраста при решении различных задач и приведёт к более быстрому формированию мотивации к обучению вцелом.

Список  использованной литературы

  1. Аргинская И. И.; Вороницына Е. В. «Особенности обучения младших школьников математики» // Первое сентября 2005 г.  с. 12- 21
  2. Басангова Р. Б. «Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач» // Начальная школа № 3 2002г.
  3. Белошистая А. В. «Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций» М.: «Владос» 2007 г.
  4. Гусев В. А. «Психолого-педагогические основы обучения математике» М. 2003 г.
  5. Демидов Т. Е.;  Тонких А. П. «Теория и практика решения текстовых задач» М.: «Academia» 2002 г.
  6. Ивлева Э. И. «Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики»// Начальная школа № 2 2002 г.
  7. Истомина Н. Б. «Методика обучения математике в начальных классах» М.: «Academia» 1998г.
  8. Коджаспирова Г. М.; Коджаспиров А. Ю. «Педагогический словарь» М.: «Academia» 2001 г.
  9. Матвеева Н. А. «Методические приемы обучения составлению текстовых задач»// Начальная школа № 6 2003
  10. Мижериков В. А. «Психолого-педагогический словарь»  Ростов-на-Дону: «Феникс» 1998 г.
  11. Программы четырехлетней начальной школы /  Виноградова Н. Ф. – М.: «Вента-Граф» 2004
  12. Роганова Н. Ф. «Разноуровневые задания по математике»// Начальная школа № 9 2003 г.
  13. Сластенин Р. А.; Исаев И. Ф.; Мищенко А. И. «Педагогика» М.: 2002 г.
  14. Смолеусова Т. В. «Этапы, методы и способы решения задачи»// Начальная школа № 12 2003г.
  15. Царева С. Е. «Обучение решению задач» // Начальная школа № 1 1998 г.
  16. Шикова Р. Н. «Особенности работы над задачами» // Начальная школа № 4 1999 г.
  17. Яковлева Е. В. «Организация дифференцированного подхода в прочесе усвоения знаний младшими школьниками» // Начальная школа № 5 2004 г.

Информация о работе Организация групповой деятельности на уроках математики при обучения младших школьников решению текстовых задач