Методика контроля как целостная система состоит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:21, статья

Краткое описание

Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия (номенклатуру) терминов (а иногда и понятий), их классификацию и взаимосвязь разные авторы трактуют на свой лад.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика контроля как целостная система состоит из разных.docx

— 23.81 Кб (Скачать файл)

Методика контроля как  целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных  компонентов. Анализ советской и  постсоветской педагогической и  методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия (номенклатуру) терминов (а иногда и понятий), их классификацию и взаимосвязь  разные авторы трактуют на свой лад. Такой  разнобой, естественно, создает сложности  в осмыслении учебной и методической литературы и студентами, и стажерами. К числу таких структурных  компонентов относятся виды контроля, его методы и приемы, формы и  организация.

 

Виды контроля: различаются по функциям в учебном  процессе.

 

Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела  учебного предмета или вообще нового предмета.

Функциональное назначение предварительного контроля заключается  в том, что учитель имеет в  виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую  роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности  для полноценного восприятия нового учебного предмета. А в начале учебного года — установить, что сохранилось  и что "улетучилось" из того, что  изучалось школьниками в предыдущем учебном году. И в самом деле, на основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового материала, предусматривает  повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания, невостребованные до того времени.

Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует  процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности  в применении цифровой оценки –  отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих  возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

 

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, например о творчестве писателя (литература), о Великой Отечественной войне (история отечества), о галогенах (химия) и т.п. Это отчетливо видно  на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать  и обобщить материал всей темы; путем  повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как  базу, необходимую для изучения последующих  разделов учебного предмета.

Особенность проверочных  вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они  рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием  предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой  промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении  переводных отметок (в следующую  четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Методы, приёмы и  формы организации контроля знаний учащихся

 

При контроле используются многие методы и методики. Наряду с  традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются  тестирование обученности и воспитанности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса, другие способы. Современная школьная диагностика — это совокупность методов и методик, позволяющих всесторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических отношений.

Устный опрос требует  устного изложения учеником изученного материала, связного повествования  о конкретном объекте окружающего  мира. Такой опрос может строиться  как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

 

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или  со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе  обучения, что требует дополнительного  учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога  очень важна продуманная система  вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, вы-сказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

 

Монологическая форма  устного ответа не является для начальной  школы распространенной. Это связано  с тем, что предлагаемый для воспроизведения  учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие  от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.

Письменный опрос заключается  в проведении различных самостоятельных  и контрольных работ. Самостоятельная  работа –небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с уче-никами. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может  проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными  особенностями, темпом продвижения  учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил  много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном  или ускоренном темпе. Целесообразно  использовать индивидуальные самостоятельные  работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при  ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных  силах.

Предлагается проводить  и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное  время. Это способ проверки знаний и  умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно  контролировать и корректировать ход  усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие  тексты, тестовые задания, таблицы.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и  итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной  теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять пра-вила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Кон-трольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для  письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности.

К стандартизированным методикам  проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и  объективно при минимальной затрате  времени получить общую картину  развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования  в целом.

Особой формой письменного  контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмет. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в  пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Тематический  контроль.

Его сущность, функции, методы и приёмы проведения

 

Одним из видов контроля является тематический контроль.

Тематический контроль –  это вид контроля, который проводится по завершении изучения большой темы.

Функции тематического контроля следующие:

систематизировать и обобщить материал всей темы;

путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить  его как базу, необходимую для  изучения последующих разделов учебного предмета.

Особенность проверочных  вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они  рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием  предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Специфика этого вида контроля:

ученику предоставляется  дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку;

при выставлении окончательной  отметки учитель не ориентируется  на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более  низкие, что делает контроль более  объективным;

возможность получения более  высокой оценки своих знаний. Уточнение  и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его  желание и интерес к учению.

В старших классах для  проведения тематического контроля могут использоваться коллоквиумы (от лат. colloquium — разговор, беседа). Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указывается литература. Для интересующихся организуются консультации. Коллоквиум чаще всего проводится перед практическими занятиями, например по физике, химии, биологии, труду. От него, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием — такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.

Средства контроля

Казалось бы, это чисто  технический вопрос. И, в основном, это действительно так. Но помимо этого есть содержательная сторона "инструментария", который используется в процессе контроля, а также методические вопросы их использования.

Если иметь в виду устные методы контроля, то в целях увеличения числа отвечающих можно использовать магнитофон. В.Ф. Шаталов из своих  наблюдений пришел к выводу, что  учащимся на уроке приходится очень  мало говорить. Чтобы продлить это  время, когда ученику надо устно  отвечать, педагог-новатор использует магнитофонную запись. Ответ ученика  записывается на магнитную пленку. При этом даже робкий ученик чувствует  себя свободно, не стесняется. Затем  этот ответ прослуши-вает либо сам учитель, либо по его поручению — ученик. Ответ анализируется.

Письменные и графические  работы можно контролировать как  простейшими, так и более сложными техническими и электронными средствами.

Простейшие средства контроля—  это перфокарты, электротабло. Перфокарта представляет собой плотную бумажную карточку, на которой написаны вопросы или другие задания. Там же приведены 3-4 варианта ответа. Ученику нужно соответствующим образом — обвести кружком, подчеркнуть и т.п. — отметить тот вариант, который он считает правильным. Имеется шаблон-дешифратор, с которым сопоставляется заполненная карточка. По дешифратору можно определить, правильно ли был дан ответ на карточке.

Применение ЭВМ как  средства контроля имеет ту трудность, что необходимо различные варианты ошибок (или правильных ответов) формализовать  и заменить числовым значением, а  для последующих операций выработать расчетную формулу.

Информация о работе Методика контроля как целостная система состоит