Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Массовые коммуникации".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка на экзамены массовые коммуникации.docx

— 35.43 Кб (Скачать файл)

 «Теория и практика массовой информации»

  1. СМИ – определение, виды, функции.

 Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

Средства массовой информации (СМИ) - средства донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее  на постоянной основе.

В русский язык термин «СМИ»  пришел как калька с французского «moyens d’information de masse».

Отдел пропаганды ЦК КПСС в  приказном порядке стал навязывать этот термин с середины 70-х годов, вытесняя, тем самым, понятие «СМК (средства массовой коммуникации)», введенное  исследователями в Советском  Союзе в 60-х годах.

К СМИ относятся:

Периодическое печатное издание (визуальные издания): газета, журнал, альманах, бюллетень.

Электронные СМИ: радио, телевидение, интернет.

Периодическое печатное издание  – издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее  в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём информацией  с определенными реквизитами. Первая печатная газета в России - «Ведомости» Петра I вышла в 1702 году. К периодическим печатным изданиям относятся:

газета – периодическое газетное издание, выходящее через краткие  промежутки времени, содержащее официальные  материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

Газеты публикуют в  первую очередь сведения о текущих  сообщениях, а также обзорно-аналитические  материалы. Объем газеты составляет от 2-х до 100 и более полос (страниц). Газеты различаются:

  • по периодичности выхода (ежедневные (утренние/вечерние); воскресные; еженедельные),
  • по масштабам (центральные, или общенациональные; региональные; местные (областные, районные, городские); корпоративные (компаний, университетов),
  • по профилю (массовой ориентации; специализированные - профессиональные). У каждой газеты - своя аудитория определенного размера (в зависимости от тиража), профессионального и социально-демографического профиля. Газеты всё ещё остаются приоритетной целью в отношениях со средствами массовой информации. Создание и поддержание позитивной известности - паблисити - через ежедневную газету - критическая задача менеджеров крупных и средних компаний. Так, для корпоративных менеджеров США престижно попасть на страницы New York Times. Газету или журнал, - в отличие от информации радио и телевидения - можно сохранить, обратиться к ней повторно, собирать в подшивку. Информация в журнале менее оперативна, зато более красочно оформляется и дольше сохраняется читателем, содержит больше обзорно-аналитического, чем событийного материала в сравнении с газетой. Читатель рассчитывает найти в газете самые свежие новости и надеется, что они окажутся достоверными.

журнал – периодическое  журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций. С появлением технологий компьютерной верстки и распространением коммерческих типографий с возможностью полноцветной печати в России конца XX — начала XXI века, журналы стали основным рекламным носителем для товаров класса «премиум» и «лакшери». Как правило, адресованы строго определённым группам читателей и являются либо мировыми и общероссийскими изданиями, либо рекламными каталогами.

Журналы, как и газеты, классифицируются:

по периодичности —  не бывает ежедневных журналов, только еженедельные и ежемесячные, а также  выходящие раз в два месяца или реже;

по формату;

по тематике;

по характеру подачи информации (стиль).

Из-за того, что журналы  выходят в свет реже, чем газеты, они отличаются низкой оперативностью подачи информации, зато у них больше возможностей для подробного анализа  событий, размышлений, подведения итогов и т. д. Но с появлением Интернета журналы стали появляться и в сети. Сначала на сайтах выкладывали архивы печатных изданий, позже стали появляться онлайн-журналы. Они не выходили в печатном виде, а существовали исключительно на просторах всемирной сети Интернет. Сейчас некоторые из них имеют аудиторию в несколько раз большую, чем аналогичные печатные издания.

альманах – сборник, содержащий литературно-художественные и научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку. В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. Первые литературные альманахи появились во Франции в середине 18го века. В России альманахи появились в конце XVIII века. В 1796 Н. М. Карамзин выпустил в подражание западным альманахам сборник «Аониды», который считается первым русским литературным альманахом.

бюллетень – периодическое или продолжающееся издание, содержащее краткие материалы о работе учреждений, общественных организаций, результаты исследований и т.п. Бюллетень - краткое сообщение о событии, имеющем общественное значение. К печатным изданиям также могут относиться иные издания. Бюллетень может быть как:

- Сборник  официальных актов, распоряжений, постановлений и т.д. 

- Официальное  информационное сообщение. 

-  Периодическое специализированное  издание. 

-  Листок нетрудоспособности для  регистрации болезни рабочего  или служащего.

Радио

Его активное расспостронение началось в начале 20го в. Журналисты и социологи выделяют следующие особенности радио:

- Радио является самым оперативным каналом информации

Т.к. радиосвязь позволяет мгновенно  передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала  происходит в момент передачи Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

- Радио  является более удобным для  знакомства с радио информации

Т.к. Люди слушают радио, занимаясь  другими делами. Они пользуются радио, чтобы узнать новости, послушать  музыку, развлечься и чувствовать  себя причастными к жизни окружающего мира. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

- Радио  является самым доступным СМИ  в плане финансовых затрат, т.к.  доступ к радио значительно упрощен. Уникальность радио - в его вездесущности и общедоступности.

Телевидение

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата»  средств массовой информации в 60-х  годах XX века. Телевизионная специфика  родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение  взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие  расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости  от характера передачи несет кинематографический  характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д.

Существует ряд свойств  присущих ТВ:

- Широкий и единовременный  охват территории, возможность проникать  в любую точку мира;

- Экранность: применение  аудио-визуальности (движущихся изображений  вместе со звуком);

- Возможность прямого  эфира, одновременно происходящего  события и трансляции. Для зрителя,  наблюдающего прямую трансляцию с места события, телевидение способно создать «эффект присутствия» - больший, чем радио или газета. «Эффект личностного общения» сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения;

- Возможность монтажа:  подбора кадров, эпизодов и т.д.  Телевидение в глазах своей  аудитории ближе других средств  массовой информации стоит к  прямому, непосредственному, личностному  и двустороннему общению. Такое  восприятие создается эффектами  присутствия, доверительности и  диалогичности телекоммуникаций.

Все эти св-ва помогают отображать ту информацию, которая требуется.

Интернет

Интернет появился недавно, примерно 20 лет назад. В России с 1993г. Среди исследователей МИ нет  единого мнения относительно его  статуса и роли по отношению СМИ. Выделяют следующие особенности:

- В отличии от печати, радио и телевидения интернет  это не социальный институт, не  юридич. Лицо и их совокупность, а система пользования, воспроизводимости  и потребления информации;

- Поскольку здесь существует  иституционная неопределенность, то  нельзя определить цели и ф-ии  интернета. На данный момент  они носят свободный и стихийный характер, как и информация расположенная в интернете носит произвольный, спонтанный характер.

- Число регулярных пользователей  интернета, меньше любых СМИ.

На сегодня почти все  СМИ имеют сайты в Интернете, на многих из них публикуются регулярно  обновляемая информация: как правило, это интернет-версии тех же материалов, иногда они выходят с задержкой, иногда к материалам и/или архивам  доступ является платным. Обычно основные доходы интернет-СМИ поступают также  от рекламы, хотя СМИ может быть и  спонсируемым как вещательный орган  какой-либо организации.

Среди  функций  СМИ  выделяют следующие:

Е. П. Прохоров, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1. коммуникативную — функцию  общения, налаживания контакта, которую  автор называет исходной функцией  журналистики;

2. непосредственно-организаторскую,  в которой наиболее наглядно  проявляется роль журналистики  как «четвертой власти» в обществе, их  влияние  на  взгляды  и  поведения  людей  достаточно  очевидно, особенно  в  периоды  так  называемых  инверсионных  изменений  общества  или  во  время  проведения  массовых  социально - политических  акций, например  в  ходе  всеобщих   выборов  главы  государства;

3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать  глубокое влияние на мировоззренческие  основы и ценностные ориентации  аудитории, на самосознание людей,  их идеалы и стремления, включая  мотивацию поведенческих актов; 

4. культурно-образовательную,  заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним  из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и  распространении в жизни общества  высоких культурных ценностей,  воспитывать людей на образцах  общемировой культуры, тем самым  способствуя всестороннему развитию человека;

5. рекламно-справочную, связанную  с удовлетворением утилитарных  запросов в связи с миром  увлечений разных слоев аудитории  (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.)";

6. рекреативную (развлечения,  снятия напряжения, получение удовольствия).

   Основные  задачи  СМИ  передача  информации  потребителям  которая  происходит  различными  путями  (газета, радио,  ТВ).

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

массовость (применительно  к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для  газет, журналов и рассылок);

периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много  слушателей.

Согласно ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах  массовой информации» СМИ — это  совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее  в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.[1]

В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять  в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д.[2]

Каждое из этих средств  информации обладает своими особенностями  в области производства и подачи сведений.

  1. Историческая эволюция СМИ
  2. Взаимодействие СМИ и власти

Изучая взаимодействие СМИ  и властных структур очень важно  четко понимать цели этого процесса заключается в обосновании легетимности и актуализации собственных целей  через получение общественной поддержки. Для достижения этой цели власть нуждается  в инструменте опосредованного  и формирующего общения (воздействия) на большие массы людей; таким  инструментом и служат средства массовой информации.

СМИ, включаясь во взаимодействие с властными структурами, преследуют цель удовлетворения информационных потребностей, как отдельной личности, так и  общества в целом, публичного выражения  общественных интересов; с другой стороны, деятельность СМИ направлена на получение  дохода от реализации своей аудитории (рекламодателям или спонсорам, в  том числе и органам власти). Таким образом, взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый характер в силу различной направленности их деятельности и наличия у них особых интересов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"