Теория зрительного восприятия пространства и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

Любое изображение или объект – в общем, то, что находится у нас перед глазами, – состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время движется по сложным траекториям. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., то есть, человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы ощупывает его взглядом.

Содержание

Свойства зрительного восприятия……………………………...…...........3
Иллюзорность при восприятии графики………………………….......….8
Перспектива……………………………………………………............…10
Тени…………………………………………..............................................13
Ассоциативность и образность………………………….………............16
Выразительность графических средств....................................................18
Список использованной литературы…………………………………....21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 401.30 Кб (Скачать файл)
  • диорамная — изображение, сочетающее живопись на прозрачном материале (например, стекле) с объемными предметами;
  • архитектурная — изображение зданий, площадей, парков и т. п. Архитектурная перспектива достигается довольно сложными графическими построениями: кроме линейной перспективы учитывается увеличение видимых форм объекта при приближении к нему. Может быть использовано несколько точек схода; перспективные сокращения моделируются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Иными словами, архитектор, вычерчивая здания, вносит некоторые поправки, компенсирующие искажения объектов, неизбежные при строгом построении линейной перспективы. Это помогает правильному восприятию изображаемого объекта;
  • стереоскопическая — изображение на плоскости выполняется по правилам линейной перспективы в виде двух рисунков предмета: один рисунок предназначен для рассматривания левым глазом, другой – правым;
  • воздушная перспектива — изображение, которое учитывает явление смягчения деталей и контуров удаленных объектов вследствие рассеяния лучей в толще воздуха между зрителем и объектами, а также вносимые дистанцией цветовые искажения;
  • обратная перспектива — изображение, акцентирующее внимание зрителя на смысловом центре, часто игнорирующее сокращения линейной перспективы («рисую не то, что вижу, а то, что знаю»). Эта перспектива характерна, например, для православных икон.

В компьютерных программах трехмерного  моделирования, таких как AutoCAD, 3D Studio, перспективные сокращения формы  объекта строятся автоматически. В  двумерных программах используются специальные приемы и эффекты  рисования.

 

ТЕНИ

 

Игра света и тени, оказывая решающее влияние на восприятие, усиливает  объемно-пространственную композицию и эффект перспективы. Построение теней  на графических изображениях обеспечивает большую наглядность, усиливает  объемно-пространственное восприятие, подчеркивает рельефность и эффект перспективы.

Различают два типа освещения: естественное (солнечное) и искусственное (центральное). При солнечном освещении  считается, что лучи идут параллельно (рис. 1.17). При центральном – лучи света исходят из одной точки (рис. 1.18).

Рис. 1.17. Построение теней при солнечном освещении

Рис. 1.18. Построение теней при центральном освещении

 

Любое тело ограничено своими поверхностями. Поверхности могут  быть плоскими и кривыми. Лучи света, падая на эти поверхности, распределяются неравномерно. Это распределение  света называется светотенью. При изображении трехмерного объекта на плоскости его форма моделируется теневыми переходами, поэтому для того, чтобы обеспечить правильное восприятие объекта, необходимо соблюдать законы построения светотени, а при работе за компьютером – применять рациональные алгоритмы создания нужного эффекта.

Построение теней на графических  изображениях обеспечивает большую  наглядность, усиливает объемно-пространственное восприятие, подчеркивает рельефность  и эффект перспективы.

Рассмотрим составляющие светотени – свет, полутень, собственную  тень, падающую тень, рефлекс, блик. Схематично они показаны на рис. 1.19.

Освещенную часть поверхности  объекта условно называют светом.

На гладких кривых поверхностях часто наблюдаются блики — наиболее освещенные места, в которых происходит отражение света.

На части объекта, не освещенной прямыми лучами, источника света  лежит собственная тень.

Падающая тень — часть поверхности, на которую упала тень от непрозрачного тела. Как правило, падающая тень лежит на поверхности, расположенной за освещенным объектом. Иногда она наблюдается на самом объекте, если одна его часть заслоняет другую от источника света.

Рефлекс (лат. «отражение») – оттенок, наблюдаемый на поверхности объекта, если на это место падает отраженный от других предметов свет, который соответствующим образом «окрашивает» поверхность. Например, на предмете, поставленном рядом с красной материей, будет наблюдаться красноватый рефлекс. Рефлекс на поверхности предмета не всегда совпадает с цветом объекта, от которого отражается свет: все зависит от того, как поверхность предмета поглощает лучи. Рефлекс всегда темнее освещенной поверхности и полутени.

Рис. 1.19. Элементы светотени

 

В архитектуре тени изображают с помощью точных расчетов и геометрических построений. По специальным правилам строятся падающие тени в нишах и на фасадах, тени от колонн и пирамид. В живописи и дизайне допускается свободная, произвольная передача теней – достаточно руководствоваться соображениями здравого смысла и критериями эстетики.

Тем не менее, следует учитывать  приведенные ниже рекомендации.

Прежде чем начинать изображать тени на поверхностях, необходимо определить положение источника света. Обычно принято считать, что световой поток  идет сверху слева. При таком размещении источника излучения освещены верхняя  и левая часть объекта. Если объект изображен в ортогональных проекциях, направление лучей совпадает  с направлением диагонали куба, построенного в этих осях. На рис. 1.20 показано построение падающей тени для куба.

Рис. 1.20. Направление светового потока и построение падающей тени

 

Для передачи объема и формы  объекта большее значение имеет  собственная тень. Как правило, в  рисунке для более четкого  выявления формы условно принимается  положение источника света выше линии горизонта, а направление  лучей такое, чтобы собственная  тень занимала примерно третью часть  видимой поверхности изображаемого  объекта. В случае, если изображаемый предмет имеет резкие границы  поверхностей (например, многогранник), необходимо учитывать пограничный контраст: два тона, помещенные рядом, усиливают друг друга. Возле границы, разделяющей освещенную поверхность и собственную тень, цвет освещенной грани должен быть светлее, а тень – насыщеннее. Кроме того, необходимо учитывать следующее: собственные тени слабее падающих; чем дальше от зрителя находится предмет, тем слабее действие света (эффект воздушной перспективы), соответственно, тени, интенсивные на первом плане, ослабевают по мере удаления предметов.

Если рассмотреть куб  и цилиндр, стоящие рядом, становится очевидным, что при одном и  том же освещении характер распределения  элементов светотени на этих объектах различен. На поверхности цилиндра наблюдаются плавные, постепенные  световые переходы, на гранях куба –  резкий переход от освещенной поверхности  к затененной. Даже на одной грани  многогранника свет распределен  неодинаково, это объясняется тем, что при удалении от наблюдателя  освещенные части затемняются, а  затемненные, наоборот, высветляются. Кроме того, чем ближе расположены  поверхности к источнику света, тем сильнее контраст тени и света.

 

АССОЦИАТИВНОСТЬ И ОБРАЗНОСТЬ

 

Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое, третье и т. д.

Образность — основанная на ассоциативности способность сознания возбуждать художественные образы.

Основная задача художественного  произведения как раз и состоит  в создании образа. Порой, случайно брошенный взгляд на предмет или  изображение будит в зрителе  воспоминания о пережитом, вызывает ассоциации. Ассоциативность и образность зависят от духовного развития человека: они тем богаче, чем выше его  интеллект.

Ценность произведений искусства (архитектуры, живописи, графики и  т. д.) заключается в том, что они вызывают в сознании каждого человека определенные эмоции, которые выстраивают цепочку воспоминаний, будят в душе отзвуки былых переживаний. Реалистическое искусство – классические пейзажи, портреты, натюрморты часто воспринимаются как фиксация состояния объектов в пространстве и во времени. В основном они поражают мастерством исполнения и точностью передачи деталей.

Для усиления выразительности  художники порой идут на сознательное искажение в изображении натуры. Для этого используются разнообразные  приемы: трансформация геометрии  объектов, цветовые эффекты и т. д.

Художественные образы в  сознании человека может вызывать и  абстрактное изображение. В этом случае образы формируются не прямыми  ассоциациями, а эмоциональным воздействием формы и цвета.

Развитие ассоциативного и образного мышления было основной задачей Баухауза, самой известной  школы дизайна начала XX века.

Баухауз (в переводе –  «Строительный дом») – учебное заведение, открывшееся в 1919 году в Германии, в небольшом городе Веймаре. Целью Баухауза было воспитание художников для работы в промышленности. Разработанные в школе Баухауз методики легли в основу подготовки дизайнеров во всем мире. Манифест этого учебного заведения гласил: «Конечная цель всякого художественного творчества – созидание. Мы все – архитекторы, скульпторы, живописцы – должны вновь вернуться к ремеслу. Не существует принципиального различия между художником и ремесленником, художник – это ремесленник более высокого класса. Без ручного труда не может обойтись ни один художник. Для него это источник творческих сил».

На первый курс принимались  все желающие заниматься искусством. Для них была разработана принципиально  новая программа, названная «форкурсом». Форкурс позднее получил название пропедевтического курса. Он длился один семестр. За это время студенты должны были проявить свои творческие способности, познакомиться с основами художественной композиции и цветоведения, выбрать свою будущую специализацию.

Первой задачей форкурса было развитие воображения и творческих способностей студентов. Занятия по созданию образа, проводимые одним  из создателей Баухауза, швейцарским  художником, теоретиком искусства Иоханнесом Иттеном (1888–1967), базировались на учении о контрастах. «Контрасты черного – белого, большого – маленького, холодного – теплого – самые яркие примеры мира контрастов. Как на земле между северным и южным полюсами развертывается все многообразие жизни и красоты, так и все возможные градации жизни и красоты мира контрастов распределяются между их полярными полюсами» (И. Иттен).

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

 

Рассмотрим эмоциональное  восприятие основных элементов графики  – точки, линии, пятна.

Разные типы линий вызывают различные, вполне определенные, чувства  и ассоциации. Форма линий, их направление, изменение толщины – все это  определяет выразительность рисунка:

  • горизонтальные линии ассоциируются с основательностью, спокойствием, тишиной;
  • вертикальные – передают стремление вверх, рост, торжественность;
  • спиральные – характеризуют вращательно-поступательное движение, развитие;
  • ломаные – агрессивность, неуравновешенность;
  • волнообразные – передают движение, скорость;
  • наклонные восходящие, или активные — ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом;
  • наклонные нисходящие, или пассивные — выражают чувства нестабильности, грусти, бессилия.

Форма и толщина линии  несет дополнительную информационную и эмоциональную нагрузку. Аморфные неровные линии передают порывистость и непредсказуемость, четкие линии  одинаковой толщины подчеркивают строгость  и деловитость изображения.

Графическая форма линии, а, следовательно, и ее выразительность, зависят от инструмента и техники создания.

Четкие строгие прямые создаются тушью и чертежными рейсфедерами, та же тушь, но нанесенная кистью, дает сложную выразительную  форму. Карандаш, пастель, перо, уголь, аэрозольный распылитель – инструменты, создающие различные по характеру  линии.

Современные компьютерные программы, в частности, CorelDRAW, позволяют имитировать  разнообразные художественные техники: акварель, масло, мозаика и т. д. Выбор инструмента и правильное его использование зависит от задачи, поставленной перед дизайнером.

Линию, создаваемую с помощью  рисующих инструментов векторной компьютерной программы, называют контуром.

Прямая или ломаная  линии создаются щелчками мыши в  начале и конце рисуемого отрезка. Криволинейный контур формируется  несколькими опорными точками (узлами), соединенными сегментами (кривыми Безье). Непосредственно с опорной точкой связаны управляющие линии, являющиеся касательными к кривой в опорной  точке. Управляющие линии заканчиваются  управляющими точками, перемещение  которых позволяет менять кривизну сегмента (рис. 1.24).

Рис. 1.24. Общий вид кривой Безье

 

При редактировании формы  кривой можно добавлять или удалять  опорные точки, изменять кривизну и  длину сегментов, замыкать или разрывать  линии.

Для рисования линий произвольной формы в CorelDRAW используются инструменты  группы Freehand Tool (Кривая). Для редактирования – инструменты группы Shape Tool (Форма).3

Информация о работе Теория зрительного восприятия пространства и формы