Сми и власть вполне могут работать вместе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:20, доклад

Краткое описание

Из истории СМИ 26 февраля 1845 П.А Клейнмихель обратился к Николаю I с просьбой о том, чтоб ни одна газета или какая-либо публикация не могла выйти в свет не будучи прочитанной графом Клейнмихелем и не получа его одобрения. Николай I удовлетворил прошение графа.
С тех пор ни одно произведение литературного искусства не могло выйти в свет без предварительной цензуры, что, конечно, очень затрудняло появление новейших литературных произведений, но с другой стороны оберегало умы читателей от революционных идей. С этих самых пор власть и СМИ не могут найти общий язык по многим вопросам.
Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят средства массовой коммуникации). К ним относят периодические печатные издания (прессу — газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации.

Вложенные файлы: 1 файл

Круглый стол.Сми и власть вполне могут работать вместе.Бутурлакина.docx

— 20.60 Кб (Скачать файл)

Сми и власть вполне могут работать вместе

Из истории СМИ 26 февраля 1845 П.А Клейнмихель обратился к Николаю I с просьбой о том, чтоб ни одна газета или какая-либо публикация не могла выйти в свет не будучи прочитанной графом Клейнмихелем и не получа его одобрения. Николай I удовлетворил прошение графа.

С тех пор ни одно произведение литературного искусства не могло  выйти в свет без предварительной  цензуры, что, конечно, очень затрудняло появление новейших литературных произведений, но с другой стороны оберегало  умы читателей от революционных  идей. С этих самых пор власть и СМИ не могут найти общий  язык по многим вопросам.

Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят средства массовой коммуникации). К ним относят периодические печатные издания (прессу — газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации.

В политологии средства массовой информации определяются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Современную политическую жизнь  невозможно представить без прессы, радио, телевидения. Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Общей для всех СМИ является информационная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях. Специфические функции включают выбор и комментирование информации, ее оценку. На этой основе осуществляются и другие функции. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А функция мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.

Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над  действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.  Развитие новых информационных технологий (спутниковое вещание,Интернет) открыло возможность создания всемирного единого информационного пространства.

В демократических государствах различные газеты, радиостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компании, и общественно-политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свободу информации, защищающие ее от злоупотреблений. Негосударственные СМИ являются важной частью гражданского общества. Они обычно имеют различную идейно-политическую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общественное мнение, а политическая оппозиция имеет возможность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы.

В авторитарных государствах СМИ, как правило, находятся под  полным государственным контролем. Они используются как инструмент пропаганды. Государство осуществляет жесткую цензуру.

В современном обществе никакая  общественно-политическая организация  и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной  политике без доступа к СМИ.

Политическая информация охватывает не только текущие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского  телевидения расширилось место  исторической документалистики, затрону вшей многие факты политической истории и образы политических деятелей нашей страны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных процессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.

Главным субъектом воздействия  на СМИ является государство, система  органов власти. Государство через  различные институты власти и  управления определяет статус и нормы  деятельности СМИ, через принятие законов  парламентом страны, постановления  правительства, Указы Президента. Этими  актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего  конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной  политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу  частным лицам или финансово  – промышленным группам. Этот экономический  рычаг может оказывать влияние  и на политическую сторону деятельности СМИ.

СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов  политики, таких как политические партии, общественные организации, отдельные  политические группировки внутри правящей элиты и органов военного управления. Они стремятся использовать СМИ  для реализации своих интересов.

 
С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на неё обратное влияние. В современных условиях это влияние  настолько велико, что СМИ характеризуются  не иначе, как «четвертая власть» (на ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом. Сегодня не возможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду каких – то оппозиционных групп. Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.

 
Начнем с того момента, когда идет формирование органов власти, изменение  их персонального состава в ходе избирательной компании. В странах  Запада, а теперь и в России, ни одни президентские или парламентские  выборы не обходятся без самого широкого использования СМИ. Различные социально  – политические, экономические, финансово  – промышленные группировки, делая  ставку на того или иного кандидата  в президенты, депутаты, губернаторы, задолго до дня выборов разрабатывают  детальный план избирательной технологии. Главным содержанием этих технологий является создание привлекательных  для избирателей образов кандидатов. Здесь основное средство – телевидение.

. Главное – создать  у избирателей нужное представление  о данном политике, завоевать  их голоса. Денежных средств на  рекламу, как правило, никто  не жалеет. Сегодня значительная  часть расходов на проведение  избирательных кампаний составляют  расходы на СМИ. Особое значение  придается телевизионным дебатам  между конкурирующими кандидатами  на высшие должности. Они стали  на Западе и в нашей стране  инструментом предвыборной борьбы. К ним соперников готовят самым  тщательнейшим образом, и не  только в плане содержания  их «разговорной» части, но  прежде всего готовят их внешний вид, «тренируют» умению вести себя на широкой публике. Зрелищность, театральность нередко здесь доминируют над содержательностью.

 
Но вот органы власти избраны. Они  начинают управлять обществом. Во взаимодействии политики и СМИ открывается новое  направление – СМИ доступными им методами изучают общественное мнение по отношению к новому персональному  составу органов власти, рейтинг  высших должностных лиц в государстве, в целом состояние политических отношений в обществе.

Одним из главных методов  выявления общественного мнения по тому или иному вопросу является опрос. Эта проблема может ставиться  перед СМИ политическим руководством как «социальный» заказ, но предмет  опроса может инициироваться и самими СМИ (телеканалом, радиокомпанией, газетой). Опросы общественного мнения являются средством политической разведки, выявление  позиций какой-то группы населения  по проблемам политического характера, а также по вопросам экономики, социальной, культурно – духовной жизни. Они  выявляют, какого мнения граждане придерживаются о том или ином политическом руководителе, какие конкретные вопросы жизни  их волнуют и какие решения по ним люди ожидают.

Результаты опросов общественного  мнения политически ангажированные СМИ не редко превращают в инструмент предания этому мнению определенной направленности на решения властей по политическим и иным вопросам, на поддержку внутри – или внешнеполитических акций руководства страны. Здесь наиболее ярко проявляется взаимосвязь политики и СМИ. В целом же опросы дают правительству реальную картину состояния умонастроений населения, его отдельных групп, особенно настроений отрицательных, пока они не проявились в поведении, в нежелательных, разрушительных действиях людей. Умное руководство страны учитывает общественное мнение при планировании тех или иных общегосударственных мероприятий. Оно нередко вносит соответствующие коррективы в свои позиции, изменяет тактику действий, дабы не вызвать отрицательную реакцию на них населения

И еще одно важное направление, на котором тесно взаимодействуют  политика и СМИ. Это пропаганда через  печать, телевидение, радио решений  высшего политического руководства  страны, разъяснение народу, что  даст выполнение данных решений каждому  гражданину или отдельным социальным группам. Важной задачей СМИ является обоснование, раскрытие перед людьми необходимости так называемых «непопулярных» мер (повышение цен на товары и  услуги, «замораживание» на какой - то период заработной платы или пенсий и т. д.).

Особенно велика роль СМИ  в переходные периоды общественного  развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и  цели широких слоев населения  и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

 
В демократических обществах, в том числе сегодня и в нашей стране, СМИ, в определенной степени свободные от государственного диктата, нередко подвергают критике некоторые меры правительства, снижающие материальный уровень жизни людей, ограничивающие их права и свободы. В этих действиях СМИ также просматривается политика – интересы определенных, оппозиционно настроенных политических сил, олигархических группировок, политических партий и движений, которые имеют доступ к СМИ, возможность влиять на содержание их материалов. Это происходит, как правило, через материально – экономические рычаги – финансирование некоторых СМИ, назначение высокой платы журналистам, редакторам и прочие меры. И как следствие, отдельные печатные издания, теле и радиоканалы становятся оппозиционными по отношению к существующей власти.

Таким образом, взаимодействие политики и СМИ представляет собой  важное звено функционирования политической системы общества.

СМИ обладают большими возможностями  активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения  к политике целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе.

 Я считаю, что СМИ  и государство находятся в  прямой зависимости друг от  друга. Государство определяет статус и нормы СМИ. СМИ же могут изменять ход развития политической жизни и являются одним из инструментов управления общество, поэтому они должны работать вместе.


Информация о работе Сми и власть вполне могут работать вместе