Роль СМИ в формировании общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:08, реферат

Краткое описание

Также в работе будет рассмотрен процесс интеграции СМИ в общественное сознание и рассмотрена сфера влияния СМИ на общество сегодня - с точки зрения самих СМИ, оценивая их культуру и вклад в общественную деятельность, и с точки зрения общества на действия СМИ.
В процессе работы определяются как положительные так и отрицательные стороны влияния СМИ на общество.
Целью работы является показать важность СМИ и интернета как СМИ в современном информационном мире и важность понимания того, что хоть эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но ее нужно и можно контролировать.

Содержание

Введение 3
СМИ как фактор формирования личности в обществе 3
Влияние интернета как СМИ на людей и общество в целом 9
Интернет-дискуссии как инструмент формирования общественного мнения 12
Заключение 19
Список используемой литературы: 20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат СОЦИОЛОГИЯ ЧТО ТЕБЕ ДОЛГО СУЩЕСТВОВАТЬ!.docx

— 92.93 Кб (Скачать файл)

В ситуации, когда на протяжении жизни даже одного поколения окружающий мир меняется очень быстро, казавшиеся ранее незыблемыми системы ценностей  разрушаются, представления о смысле жизни и месте человека в социуме  не разделяют даже близкие по возрасту поколения, не говоря уже о поколениях старших («отцы и дети»), проблема обретения идентичности стала если не самой важной, то одной из важнейших.

Современная социальная жизнь  предоставляет человеку множество  статусно-ролевых возможностей, которые он пытается реализовать в своей частной, повседневной жизни. Попытки реализации не всегда приводят к проявлению новой устойчивой идентичности. Современная жизнь постоянно вносит свои коррективы в «правила игры», не всегда человек успевает адаптироваться к новым условиям. Неврозы, депрессии, деструктивное поведение — спутники жизни современного человека.

Человек — существо коллективное, но современный мир разрушает  тягу к коллективизму как родовому свойству индивида. Постоянно растет стремление к индивидуализации личности, она уходит от векового «мы» к обретению  персонального, подлинного личностного  «Я».

И соответственно, человек  становится все более автономен  по отношению к своей социальной среде, ее жизненным ориентирам и  нормативам и, следовательно, все более  не зависим от них. «Супериндустриализм требует и создает не стандартного «массового человека», но отличающихся друг от друга людей, индивидуалов, а не роботов». Резко падает зависимость личности от «предписанных» особенностями и условиями рождения статусных характеристик — имущественного и классового положения, пола, местожительства, конфессии и др. Резко возрастает значимость лично приобретаемых в ходе социализации и, особенно, последующей ресоциализации статусных позиций. Повышается релятивность идентификационных процессов, приобретаемые позиции также оказываются весьма относительными и ротационными. Но не все индивиды отстраняются от общества и «уходят в себя». Значительная часть все-таки весьма активна, но это активность особого рода, которая настораживает. За последнее время в современном мире наблюдается взрывной рост эгоистического индивидуализма, «эгоцентризма», что порождает негативные по своему содержанию и последствиям явления. Причем, по мнению западных исследователей, весомый вклад в эту «эгоизацию» общества вносит сегодня уже не только растущее влияние рыночных отношений в социальной сфере, но и успехи информационных технологий. Они вносят свой очевидный вклад в новую социальную ситуацию (одиночество), порождая новое интерактивное одиночество. Оно складывается на фоне повышенной включенности индивида в виртуальный мир Интернетпространства, где живые социальные контакты заменяются контактами виртуальными.

«В динамическом мире принципиально  невозможна стабильная социальная идентичность... Наступает эпоха нормализации неустойчивых социально-идентификационных состояний личности. И процесс этот следует принимать как социальный факт».

Вместе с быстрыми и  часто негативными изменениями  в мире и обществе, расширением  влияния и ростом возможностей средств  массовой коммуникации человек чувствует  неустойчивость своего существования. Кризис общества приводит к кризису  идентичности.

Особенностью современного мира, часто оцениваемого как его  кризисное состояние, является, как  отмечает З. Бауман, уязвимость и ненадежность современных условий жизни. Это  комбинация личностных переживаний  «ненадежности (работы, имеющихся прав и средств к существованию), неуверенности (в их сохранении и будущей стабильности) и отсутствия безопасности (собственного тела, своего «Я» и их продолжений: имущества, соседей, всего сообщества)».

Постоянно пытаясь приспособиться к этим быстрым изменениям, молодой  человек чувствует потребность  постоянно выстраивать свою идентичность, восстановить ощущение своего «Я». Но обретение идентичности в новых  условиях не является законченным процессом, этого недостаточно для жизни  в этом быстро меняющемся обществе, и человек снова и снова  пытается найти свое место в мире.

Таким образом, роль СМИ очень  неоднозначна. С одной стороны, они  открывают перед человеком широкие  возможности приобщения к мировой  информационной картине, опыт человека расширяется в глобальном масштабе. Никогда еще человеку не была доступна информация такого широкого уровня. С  другой стороны, налицо способность  СМИ конструировать новую фрагментарную  реальность, подчас очень далекую  от истинной, создавая иллюзию участия  и сопричастности к событиям и  явлениям в мире и обществе. Это  приводит к тому, что человек начинает мифологически (по Г. Маклюэну) воспринимать мир. Но миф способен и обогатить духовный мир человека, и разрушить его. Мифология массового потребительства, эгоизма, космополитизма и развлечений, агрессивно насаждаемая СМИ, разрушает духовный мир личности.

Через средства массовой коммуникации индивид проникается иллюзией собственной  просвещенности и исключительности. Фрагментарность предлагаемой реальности порождает «лоскутную» и неустойчивую идентичность. Если до середины XX века еще можно было говорить о некой  «моноидентичности» (хотя и достаточно условно), то сегодня — о «полиидентичности», но «полиидентичности» весьма неустойчивой, «лоскутной». Потеря стабильности, устойчивости бытия — диагноз нашего времени. Сегодня уже нельзя оставаться таким, каким ты был вчера, а завтра принесет тебе новые изменения, к которым ты, возможно, еще не готов. И прежде восторженное восхищение техническими возможностями СМИ сменяется пессимистическими прогнозами на будущее человека как свободно мыслящего существа1.

 

 

Влияние интернета как СМИ на людей и общество в целом 

 

В Астане стартовал шестой Форум европейских и азиатских  медиа (ФЕАМ). Девиз форума — "20 лет независимости: СМИ и общество". В рамках форума обсуждались разные вопросы, среди них — влияние социальных сетей и интернета на людей и общество в целом. Это происходило в рамках дискуссии "Социальные сети: чудо или беда 21 века?"

Участники форума отметили, что клиповое сознание, внедряемое телевидением и усугубляемое интернетом и социальными сетями, меняет личность. Чем более активно общается пользователь в социальных сетях, чем большее  количество социальных сетей существует, тем сильнее они корректируют личность человека, считают участники  встречи.                   

В свою очередь, президент  ассоциации интернет-издателей России Иван Засурский считает, что начало такому влиянию клипового создания породило телевидение, которое первое стало влиять на личность пользователя. В частности, при просмотре телепрограмм телесюжет, разбитый на динамичные короткие отрезки, приводит к потере выдержки, необходимой, например, для чтения. По этой причине современным детям сложнее освоить чтение, особенно тем, кто много времени проводит перед телевизором.

 Между тем, эксперты  отметили, что интернет и социальные  сети оптимизируют общество. С  их помощью люди находят себе  интересных собеседников, общаются  с ними, пишут РИА Новости.

Кроме того, Иван Засурский назвал интернет и социальные аналогом телефонной книги. В первом приближении социальная сеть — это телефонная книга, которая позволяет максимально быстро получить доступ к любому человеку, узнать, что происходит в его жизни. Кроме того, такую "телефонную книгу" достаточно сложно потерять.

 Также Засурский считает, что интернет и потоки информации меняют подходы людей к запоминанию информации. У современного человека нет необходимости запоминать что-либо, так как нужная ему информация доступна двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Человеку не нужно запоминать факты и цифры, ему важнее запомнить, где эту информацию найти. По этой причине многие пользователи теряют интерес к деталям.

Мнение некоторых участников форума совпадает с высказыванием  профессора, баронессы Сьюзан Гринфилд, которая считает, что социальные сети негативно влияют на человека, в частности, на его способность сопереживать. Также из-за того, что социальные сети позволяют скорректировать опубликованное там, пользователи часто не осознают последствий своих действий от поступков в реальном мире.

Баронесса считает, что, прежде чем начать общение в социальных сетях, молодым людям нужно изучить  навыки реального человеческого  общения.

Некоторые ученые отмечают, что злоупотребление социальными  сетями приводит к возникновению "эффекта  большого брата, который отовсюду наблюдает  за нами", говорится в сообщении  Digit.

 Интернет - и конкурент,  и союзник СМИ, считают участники  ФЕАМ.

"Интернет с его блогами и социальным сетями обладает кредитом общественного доверия, которое традиционная пресса, к сожалению, в основном, утратила", - сказал генеральный секретарь Международной конфедерации журналистских союзов Ашот Джазоян в ходе дискуссии о роли интернета в современных медиа.

Интернет и, в особенности, социальные сети, составляют серьезную  конкуренцию традиционным СМИ, заставляя  их давать информацию, которая вызывает доверие у пользователей, считают  участники организованного РИА  Новости Форума европейских и  азиатских медиа (ФЕАМ), который открылся в среду в Киеве.

На форуме собрались около 300 руководителей СМИ из стран  СНГ, Балтии и Грузии - руководители информационных структур, главные редакторы  ведущих газет и журналов, гендиректоры крупнейших теле- и радиокомпаний, а  также известные журналисты и  международные эксперты. Представители  медиасообщества обсудят проблемы информационного взаимодействия в европейско-азиатском регионе: развитие мультимедийных технологий и переход на цифровые носители, конвергенцию СМИ, конкуренцию между традиционными медиа и обладателями новых платформ, феномен социальных сетей.

Интернет - это честно.

Взгляд из Facebook: точка модернизации

"Интернет с его блогами и социальным сетями обладает кредитом общественного доверия, которое традиционная пресса, к сожалению, в основном, утратила", - сказал генеральный секретарь Международной конфедерации журналистских союзов Ашот Джазоян в ходе дискуссии о роли интернета в современных медиа.

По его словам, интернет - самый лучший инструмент демократии на современном этапе. Он считает, что  социальные сети сейчас обладают куда большим политическим влиянием, чем  некоторые газеты.

"Двадцать лет назад  интернет появился как массовое  явление и (теперь) фактически  вытесняет традиционную печать", - сказал Джазоян.

По его словам, изменения  медиа-среды порождают необходимость менять законы, регламентирующие работу СМИ.

Интернет - это ответственно.

С развитием интернет-СМИ  появился дополнительный показатель журналисткой работы - количество комментариев читателей, считает обозреватель "Радио Свобода" Елена Рыковцева

"На каждом сайте  видно, что указывается количество  комментариев, и чем их больше, тем лучше", - сказала она, выступая  в ходе дискуссии о роли  интернета.

По ее словам, на "Радио  Свобода" существует достаточно жесткие  требования модерации тех или иных комментариев.

"У нас есть интернет-модератор,  есть модератор, который сидит  на звонках, не каждая радиостанция  может себе это позволить, но  тем самым мы обеспечиваем  качество эфира. Мы не допускаем  появления комментариев, разжигающих  рознь", - отметила Рыковцева. В тоже время, добавила она, изданиям не стоит забывать об аудитории, не охваченной интернетом, и учитывать их интересы.

Развитие интернета в  России.

По словам еще одного участника  дискуссии - генерального директора  Фонда эффективной политики (Россия) Кирилла Танаева, количество пользователей интернета в РФ растет на 13% в год. Интернетом используются 78% молодежи, тогда как ТВ смотрят 60%. Танаев подчеркнул, что для молодежи интернет - это, прежде всего, потребление развлекательного контента.

"Спрашиваю сына: зачем  тебе твиттер? - Прикольно. "Прикольно" - это определяющее слово для нынешней молодежи", - сказал он.

Эксперт считает, что будущее  интернета - использование мобильных  устройств. По его словам, в Японии, которая является наиболее технологически развитой страной мира, 83% пользователей  выходят в Интернет с мобильных  телефонов, коммуникаторов и планшетов, и только 17% - со стационарных компьютеров  и ноутбуков. "Четыре года назад соотношение было обратным: более 80% пользователей получали доступ к всемирной Сети через компьютеры и ноутбуки", - сказал он.

Интернет - это не страшно.

Директор интернет-ресурса Panarmenian.net Армен Азарян отмечает, что главными особенностями информации в сети интернет являются общедоступность, невозможность ограничить распространение (пример - публикации Wikileaks), клонируемость.

"Короткое сообщение  с орфографическими и синтаксическими  ошибками, опубликованное на каком-нибудь  социальном сервисе, может иметь  больше читателей, чем статья  на крупном и затратном новостийном ресурсе", - сказал Азарян в ходе дискуссии. Вместе с тем, Азарян убежден, что традиционным СМИ не нужно опасаться более тесной интеграции с социальными сетями.

Интернет - это осмысленно.

Секреты популярности микроблогов открыли известные твиттеряне России. Заведующая кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Анна Качкаева обратила внимание участников форума на то, что интернет очень неоднороден, и "обитатели" социальных сетей - также очень разные люди.

Информация о работе Роль СМИ в формировании общественного мнения