Особенности работы регионального телевидения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что состояние современного информационного пространства России вызывает вполне обоснованные сомнения в его органическом единстве, целостности. Пока процесс его формирования как важнейшего компонента информационного общества, по нашему мнению, трудно считать завершенным Регионы России нередко информационно не связаны друг с другом «Когда Москва не знает, что творится в Воронеже, а Воронеж не ведает, чем живет Новосибирск, происходит распад единого информационного пространства»', - справедливо считает. Региональное телевидение, на взгляд диссертанта, призвано преодолеть этот распад и противостоять ему.

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяМКиМП.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Телевидение – одно из самых сложных культурных явлений двадцатого века. Обладая наиболее мощным механизмом воздействия на общественное мнение среди других СМИ, оно формирует взгляды, стереотипы массовой аудитории. Телевидение постоянно изменяется, и суть этих перемен многообразна и существенна. Процессы, происходящие на современном федеральном и региональном телевидении, требуют осмысления и системного анализа, так как их взаимосвязь является той основой, на которой базируются типологические особенности каналов, их содержательная и программная политика.

В начале 90-х годов в регионах страны были созданы сотни региональных коммерческих телекомпаний – начиная от кабельных районных телеканалов и заканчивая крупными, вещающими на несколько районов области телекомпаниями, такими, например, как БСТ «Нефтекамское  время», на первый план в которых должна была выйти рекреативная функция. Но в силу экономических (недостаток материальных средств), политических (ангажированность местной властью) и других причин 
(как, например, недостаток профессиональных кадров) на региональных телеканалах информационные программы преобладают среди собственных программ. На федеральном государственном телевидении в результате погони за рейтингами и, следовательно, рекламодателями в сетке вещания стали преобладать программы развлекательного характера.

Данная курсовая работа посвящена региональным новостям  в формировании общероссийского информационного пространства. В работе показана взаимосвязь и взаимозависимость информационной политики местных и центральных редакций новостей, предпринята попытка сравнительного анализа региональных и федеральных программ на жанровом, дискурсивном, тематическом и других уровнях.

Актуальность темы обусловлена тем, что состояние современного информационного пространства России вызывает вполне обоснованные сомнения в его органическом единстве, целостности. Пока процесс его формирования как важнейшего компонента информационного общества, по нашему мнению, трудно считать завершенным Регионы России нередко информационно не связаны друг с другом «Когда Москва не знает, что творится в Воронеже, а Воронеж не ведает, чем живет Новосибирск, происходит распад единого информационного пространства»', - справедливо считает. Региональное телевидение, на взгляд диссертанта, призвано преодолеть этот распад и противостоять ему.

В условиях коммерциализации и дерегионализации современного телевидения важно выявить возможные пути развития регионального новостного вещания, определить его место, обосновать роль и значение в формировании единого информационного пространства России.

 Цель работы - всестороннее исследование  функционирования региональной  системы информационного телевещания, выявление специфики подачи информации  в региональных выпусках новостей, а также определение роли и степени участия местных новостей в формировании информационного пространства России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности работы регионального телевидения

Из всей системы отечественных средств массовой информации  выделим телевизионное вещание, в которое входит федеральное и  региональное телевидение. Единым объектом отражения для всех СМИ  является реальная действительность с многообразием политических, экономических, культурных проблем и общественных отношений. Един и объект воздействия – совокупная аудитория. Но если все средства массовой информации адресуют продукцию своей деятельности одному и тому же зрителю, слушателю, читателю, не логично ли предположить, что различные средства массовой информации должны избрать для отражения лишь определенные стороны.

 Еще совсем недавно местные  телерадиокомпании  представляли  собой звенья единой системы  советского телевидения. Демократизация  телевещания предъявила новые  требования к региональному телевидению. Оно должно восполнить недостаток  информации на федеральных телеканалах о событиях, происходящих в регионах России. По мнению Е. А. Корнилова, «необходимость местной прессы и журналистики определяется уже существованием государств с их административно-территориальными структурами, а также существованием различных социальных, национальных, профессиональных, этнических групп, связанных с особенностями данной местности, данного региона и имеющих свои информационные потребности»1. Как полагает автор, существование местной журналистики в целом и телевидения в частности  определяется также некоторыми социальными, организационными и культурно-рекреативными функциями».

       Можно указать на два основных  признака, в соответствии с которыми  должны дифференцироваться местные  телепрограммы. Признаки эти

взаимосвязаны между собой. Речь идет, во-первых, о географических, экономических и социокультурных особенностях региона, и, во-вторых, об особенностях  аудитории.

Можно сделать вывод, что при планировании деятельности  создаваемых студий и при упорядочении вещания уже существующих требуются достаточно точные знания специфических особенностей внешней среды и  состава аудитории.

Однако изучение многофакторных особенностей "внешней среды" в регионах ведется недостаточно эффективно. Вряд ли могут удовлетворить объективного исследователя и ставшие столь распространенными измерения рейтинга программ и их влияния на вещательную политику телеканалов. Еще меньше ощущаются в деятельности местных студий проводимые от случая к случаю социологические исследования региональной телеаудитории.

Если в проведении  исследований местные медиа уступают, то в плане эксклюзивности региональные тележурналисты вне конкуренции, особенно когда речь идет о местных новостях. Что же касается оперативности, то она требует соответствующей технической базы, что в большинстве случаев недоступно региональным телекомпаниям.

 Несмотря на это, региональное  телевидение находиться в более  выигрышном  положение, чем  любой  федеральный канал, потому что  обсуждает проблемы местного  масштаба, а не общероссийского. Людям хочется видеть на экране свои улицы, мучить вопросами местных начальников, обсуждать проблемы экологии, дорог именно того города или поселка, где они живут.

В сюжетах из российских городов, появляющихся на центральных каналах, часто бывают недоразумения, когда ведущие путают фамилии людей, неправильно ставят ударение. Конечно, в сюжетах регионального телевидения бывают ошибки и серьезнее, но региональному телевидению, своим ведущим люди готовы прощать, в то время  как даже маленькая оговорка из чужих уст кажется преступным умыслом.

 Следующее особое качество  регионального журналиста – это  универсальность деятельности на  региональном телевидении. На федеральных  каналах есть четкая технология  производств, и каждый человек  делает только то, что он обязан делать согласно своей должности и контракту. На региональном телевидении такое бывает очень редко. Пожалуй, только в самых технически оснащенных телекомпаниях, таких, как «БСТ» и « Нефтекамское время» в Башкортостане.

  Но в большинстве своем  региональные телекомпании не имеют возможности закрепить за конкретным работником узкую специальность. Часто приходится видеть программы новостей местного телевидения, где журналист выполняет функции  ведущего, корреспондента, редактора, режиссера, а иногда даже и монтажёра.

 На региональном телевидении  этого не избежать в силу  ограниченных  ресурсов. Универсальность  на региональном телеканале дает  возможность  журналисту попробовать  себя  в разных амплуа. Это не  плохо, но важно не доводить  это до абсурда.

Важно отметить, что универсальность – важная тенденция времени, обусловленная развитием Интернета и переходом телевидения в цифровой формат. К примеру, «BBC» в настоящее время делает ставку именно на тех сотрудников, которые способны работать и в роли телевизионного корреспондента, и перерабатывать материал под публикацию в Интернете.

Если очень коротко сформулировать сейчас ситуацию на региональном телевидении, то путь подражания федеральным телеканалам является неверным. Попытки делать как Москва, но в меньших масштабах чаще всего неудачны. Вопрос не только в разнице технологических  возможностей, но и в разной специфике вещания. Разница  настоль велика, что прямые заимствования не приемлемы.

 Именно поэтому региональные  телеканалы в не меньшей степени, чем федеральные, заслуживают тщательного и подробного изучения и объективного исследования. «Телевидение любой страны сильно, прежде всего, региональным телевидением, на одном центральном далеко не уедешь».    Региональные новости в значительной степени отдалены от общероссийского контекста. Региональные выпуски новостей должны стать важным фактором формирования общероссийского информационного пространства. Необходимо принять ряд мер, стимулирующих эффективность участия региональной информации в создании единого информационного пространства России. В ходе исследовательской работы автор пришел к выводам, выносимым на защиту в качестве основных положений:

 

• Система регионального информационного вещания, в частности, в Башкортостане развивалась в соответствии с общими тенденциями становления отечественного постсоветского телевидения с некоторым отставанием от федерального телевидения

• Основные формы участия регионального телевидения в формировании российского информационного пространства - прямые включения в программе «Вести», выход региональных выпусков новостей в эфире телеканала «Вести-24» и подготовка отдельных материалов для федеральных программ на местах

• Позитивные новости из областей и городов России в федеральных информационных программах практически не представлены Как правило, на общероссийские каналы материалы из регионов попадают лишь в тех случаях, если они рассказывают о катастрофах и происшествиях

• Несмотря на недостатки в подаче информации, региональные выпуски новостей остаются наиболее значимым каналом распространения актуальных для аудитории сведений

• Изменение принципов информационного взаимодействия региональных и федеральных вещателей может стать стимулом к повышению эффективности их сотрудничества в процессе создания единого информационного пространства России

В результате исследования впервые сформулированы принципы взаимодействия федерального и регионального телевидения в создании новостной картины дня для телезрителей региона

1. принцип полноты информации,

2. принцип взаимодополнения информации, а именно:

• на федеральных каналах - отражение жизни регионов,

• на региональных каналах - освещение общероссийских и окружных событий с точки зрения интересов аудитории данного региона Новизна исследования заключается и в том, что автор анализирует формы и способы взаимодействия региональной и федеральной телевизионной информации, а также стилистические и лексические особенности телевизионных текстов.

Рекомендации по повышению эффективности региональных информационных программ:

1)В России сегодня назрела необходимость в формировании единого информационного пространства, способного объединить разрозненные регионы в целостный информационный организм Необходим

телевизионный диалог между «оторванными» друг от друга областями, а также между федеральным центром и регионами

2) Несмотря на появление российского информационного канала («Вести-24»), ощущается отсутствие продуманной, выверенной и стабильной государственной политики в сфере информационного телевещания

3) Существенными недостатками в формировании контента региональных телевизионных выпусков новостей являются недостаточное изучение интересов зрителей, копирование формы подачи новостей центральными телеканалами и определенное снижение стиля информационных текстов Одним из главных принципов функционирования службы новостей, на наш взгляд, должно быть установление прочной обратной связи с аудиторией, а также постоянный мониторинг ее интересов и предпочтений

4)Региональное телевидение (в частности, Башкирское), как правило, ограничивается локальной местной информацией Редко появляется комментарий к общемировым, общероссийским и даже происходящим в федеральном округе событиям, представляющим интерес для аудитории Чтобы избежать информационной оторванности региона от страны в целом, важно освещать в местом эфире события всероссийского и окружного уровня, анализируя их значимость для населения конкретной области

5)Увеличение эфирного времени для местных программ в условиях вещания региональных и федеральных телекомпаний на одной частоте является одним из условий формирования полноценного информационного пространства региона В идеале в будущем региональное телевидение должно выйти полностью на собственное вещание, отказавшись от ретрансляции

6) Положительную роль в формировании единого информационного пространства России призвано сыграть создание и полноценное функционирование окружных телекомпаний Консолидации информационно удаленных друг от друга областей мог бы способствовать регулярный обмен программами между регионами и округами, а также мобильное распространение интересной и важной в масштабах страны региональной информации (один из способов - дублирование информационного контента на интернет-сайтах телеканалов)

Информация о работе Особенности работы регионального телевидения