Нейрокибернетика в быту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:32, диссертация

Краткое описание

Проектирование и планирование социально-педагогической
деятельности
Одна из важнейших функций социального управления — rrnsty/
\ нировацие^'В соответствии с установками технологического под­
хода процедура планирования должна рассматриваться в един­
стве с процедурами прогнозирования и проектирования деятель­
ности.

Вложенные файлы: 1 файл

Проектирование и планирование социально.docx

— 29.03 Кб (Скачать файл)

Проектирование и планирование социально-педагогической

деятельности

Одна из важнейших функций  социального управления — rrnsty/

\ нировацие^'В соответствии с установками технологического под­

хода процедура планирования должна рассматриваться в един­

стве с процедурами прогнозирования и проектирования деятель­

ности.

Проектирование \— создание субъектом модели предстоящей

деятельности, включающей представление  о стадиях, этапах це­

ленаправленного изменения объекта от исходного состояния к

желаемому.

Проектировать — составлять проект или модель в уме, мыс­

ленно представлять себе что-либо как целое, систему. Проектиро­

вание — специфический вид плановой деятельности. В отличие от

планирования, задающего  научные ориентиры целеполаганию,

исполнению, контролю развития уже существующих социальных

процессов, объектов, учреждений, проектирование разрабатыва­

ет и обосновывает контуры будущего социального объекта/УгТйаХ

на может быть несколько проектов. Основа проектирования —

предвидение и прогнозирование. Результат — проект (модель), у

форма конкретного управления, программа. Проектирование как

этап деятельности включает:

} - определение качественных  и временных параметров проек­

тируемого результата, его  возможных вариантов;

- построение модели, необходимой  для получения результата

деятельности (моделей может  быть несколько);

- определение средств,  необходимых для реализации действия,

и средств промежуточного контроля;

- построение модели индивидуальной  реализации деятельно­

сти (с учетом интеллектуальных, коммуникативных, управлен­

ческих, эмоциональных и т.п. особенностей субъекта деятель­

ности.),

Выделяют несколько типов  социального проектирования.

ч

* Поисковое проектирование. Создание модели будущего состоя­

ния объекта предполагает следующую логику: современное со-

стояние объекта —> построение «древа проблем» с учетом извест­

ных закономерностей объекта развития —> построение модели

возможного состояния  в исходный промежуток времени. В  дея­

тельности социального педагога подобный вид проектирования

часто встречается при  преодолении какого-либо межличностного

конфликта, проблемы, задачи (например, решение задачи орга­

низации горячего питания для детей из малоимущих семей; раз­

решение конфликта «ребенок—учитель»; разработка конкретного

механизма проведения рейда  «Подросток» и т.п.).

Дормопшвное проектирование. Предполагает следу!ощую_логи-

ку: желаемый в будущем  вариант -* нахождение наилучшего пути

его достижения и построение «древа целей» -> определение тра­

ектории развития существующего -сегодня объекта. Социальный

педагог прибегает к нормативному проектированию при разра­

ботке программы коррекционно-реабилитацибнной работы с не­

совершеннолетним, начиная  свои рассуждения с желаемого  об­

раза его личности; при  разработке какой-либо акции либо конк­

ретной структуры (совета, фонда и т.п.), когда цели уже заданы,

необходимо их распределить во времени и обозначить шаги-ме­

роприятия по их достижению.

Процесс проектирования включает три этапа:

1. Моделирование. Разработка  целей (общей идеи) создания си­

стем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

2. Проектирование. Дальнейшая  разработка модели и доведе­

ние ее до уровня практического использования.

3. Конструирование. Детализация  созданного проекта для при­

менения в конкретных условиях реальными участниками отно­

шений и деятельности.

Эффективность проекта во многом определяется соблюдением

проектировщиками, в данном случае социальными педагогами,

основных принципов педагогического  проектирования, в числе

которых:

1) принцип человеческих  приоритетов как принцип ориента­

ции на человека — участника педсистем, процессов или ситуа­

ций. Строится на выполнении следующих правил:

- подчиняйте проектируемые  педсистемы, процессы, ситуа­

ции реальным потребностям, интересам и возможностям своих

воспитанников;

- не навязывайте воспитанникам  выполнение своих проектов,

конструктов, умейте отступить, заменить их другими;

- жестко и детально  не проектируйте, оставляйте возможность

для импровизации детям и  себе;

2) принцип саморазвития  проектируемых систем, процессов,

ситуаций означает, что  они должны быть динамичными, гибки­

ми, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке,

усложнению или упрощению. Предполагает следующие правила: - разрабатывайте модели, проекты, конструкты таким обра­

зом, чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, подвер­

гались модернизации, корректировались;

- делайте свои планы,  программы, сценарии такими, чтобы

их можно было многократно  использовать, приспосабливая к

изменившимся условиям;

- не останавливайтесь  на одном проекте, имейте в  запасе еще

один-два проекта, обеспечивающих достижение цели.

Алгоритм социально-педагогического  проектирования включает

следующие этапы:

1. Подготовительная работа:

- анализ объекта проектирования (что именно мы проектиру­

ем: систему, процесс или  ситуацию; стратометрическое построе­

ние: обозначение взаимодействий, соотношений, связи слоев,

структур, подсистем);

- выбор формы проектирования;

- теоретическое обеспечение  проектирования (поиск информа­

ции о работе подобных объектов в других местах; об опыте проекти­

рования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и

эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических

систем и процессов  и того или иного решения педситуаций);

- методическое обеспечение  проектирования (создание инст­

рументария: схем, образцов документов и т.д.);

- пространственно-временное  обеспечение проектирования

(оптимальное место и  время);

- материально-техническое  обеспечение проектирования;

- правовое обеспечение  проектирования.

2. Разработка проекта.  Выбор системообразующего фактора.  (Си­

стемообразующий компонент — тот, который способен объеди­

нять все другие компоненты в целостное единство, целенаправ-

лять их и стимулировать развитие. Он определяется так: следует

найти составные части  проекта, которые наиболее не соответ­

ствуют друг другу, но в то же время находятся в причинно-след­

ственной зависимости, и уяснить суть этой зависимости.) Уста­

новление связей и зависимостей компонентов.

3. Написание проекта.

4. Проверка качества проекта.  Мысленное применение проекта

(самопроверка). Экспертная  оценка проекта.

5. Корректировка проекта.

6. Принятие решения об  использовании проекта.

7. Оценка результатов.  Подведение итогов.

К традиционным методам проектирования в социальном ме­

неджменте относят:

матрицы идей — на основе нескольких переменных возможна

подготовка различных  вариантов решений. С учетом сложности,

значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресур-

242

сов выбирается наиболее эффективный  путь реализации проекта

в конкретных условиях;

вживание в роль — используется, чтобы создать более четкое

представление о действиях  в сложившейся ситуации; требует  тща­

тельного ознакомления с  условиями, в которых будет реализовы-

ваться проект. Задача может изучаться как в непосредственных,

так и в сходных условиях;

аналогию — распространенный метод, но с ограниченными

возможностями применения (чаще всего задача заключается в том,

чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать

их в новых условиях);

ассоциации (подобное, сходное  в другой сфере жизни человека

порождает оригинальное решение). В отличие от аналогии близ­

кой к копированию образцов ассоциации более абстрактны. Виды

ассоциаций: приспособление (опыт решения одной проблемы мо­

жет использоваться при подготовке проекта решения другой про­

блемы); модификация (внесение в имеющиеся образцы решения

проблемы не формальных, а сущностных изменений); реоргани­

зация, реконструкция (полное устранение прежних принципов

функционирования процесса или объекта, замена их новыми, ве­

дущими к коренному преобразованию проектируемых данных);

метод мозгового штурма (идет поиск нескольких идей, кото­

рые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а

потом устанавливается между  ними определенная взаимосвязь и

взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее опти­

мальные характеристики).

Примерная структура социально-педагогического  проекта вклю­

чает:

- определение темы, цели, задач и актуальности проекта;

- научно-методическое обоснование  проекта;

- ожидаемые результаты  проекта;

- механизмы выполнения  проекта; исполнители, взаимодей­

ствия между ними;

• - программа выполнения работ по проекту (описание этапов,

используемых методов  и способов решения, планируемые  сроки

выполнения);

- финансирование проекта.

Планирование; — основа управления. Сущность планирования за­

ключается в определений основных видов деятельности и мероп­

риятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Планирование социально-педагогической деятельности опре­

деляет ее структуру и содержание на конкретный период. Цель

планирования работы социального  педагога — выработка един­

ства действий с администрацией и педагогическим коллективом,

с одной стороны, и с  коллективом учащихся, родителей, обще­

ственными структурами — с другой; установление сроков реали-

за*щи-_р£шший;^оз^^

этапов деятельности^---*

Эффективность планирования социально-педагогической дея­

тельности зависит от четких представлений о том уровне, на ко­

тором находится ее предмет  к началу планирования, и о резуль­

татах работы к концу планируемого периода; от выбора эффек­

тивных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов  планирования специалисты отно­

сят:

- научность — конкретность  основных позиций плана, его  адек­

ватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и не­

обходимость проведения планируемых мероприятий. Научное пла­

нирование предполагает учет социальных и экономических законо­

мерностей развития общества, психолого-педагогических и соци­

ально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний

анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

- скоординированность (согласованность) — соотнесение и

координация плана работы социального педагога с планами  ра­

боты школы, отдельных  подразделений образовательного учреж­

дения и др.;

- оптимальность — выбор  содержания и формы построения

плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

- перспективность — построение  плана с учетом близких и

дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

- коллегиальность — использование  форм коллективного пла­

нирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка

экспертов;

- конкретность — четкость  формулировок, сроков, указание

непосредственных исполнителей.

Разработка плана может  строиться по следующей схейе:

- ознакомление с постановлениями  и решениями государствен­

ных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

- изучение литературы  по общим основам планирования;

- изучение научных рекомендаций  по конкретному планируе­

мому вопросу;

- анализ недостатков плана  работы за прошлый учебный  год;

- изучение рекомендаций  НОТ;

- подготовка проекта плана;

- коллективное обсуждение  отдельных аспектов плана. Рассмот­

рение проекта плана работы на методическом объединении и ут­

верждение его на заседании педагогического совета.

В деятельности социального  педагога используются различные

формы планов:

- план годовой или на  полугодие, в образовательном учрежде­

нии выступающий как часть плана работы школы (перспектив­

ный план). Возможно планирование и на более длительный срок;

244

- план работы на более  короткий срок, как правило, на  чет­

верть, месяц, неделю (календарный план). Формой представле­

ния такого плана выступают циклограммы, планы-графики и

планы-сетки;

- план проведения конкретных  акций, форм работы, плани­

рование деятельности в отношении конкретных проблем, кон­

кретных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на бли­

жайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого

и с учетом настоящего состояния  дел. Приведем два примера.

Годовой план работы социального  педагога (специализация — охра­

на прав ребенка), согласно рекомендациям комитета по образованию

Воронежской области, включает такие разделы, как:

- аналитическая записка,  анализ контингента обучающихся;

- выявление в микрорайоне  образовательного учреждения несовер­

шеннолетних «группы риска» (сирот и оставшихся без попечения роди­

телей; необучающихся; инвалидов; проживающих в неблагополучных,

малообеспеченных, многодетных  семьях, нуждающихся в помощи госу­

дарства; подлежащих обучению в других специализированных учрежде­

Информация о работе Нейрокибернетика в быту