Методы влияния СМИ на человеческое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 06:56, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ методов и приемов создания медиаобраза в СМИ на примере политического деятеля, Николая Виноградова.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 32.06 Кб (Скачать файл)

 

 Бытийное (экзистенциальное). Такое высказывание утверждает, что нечто существует. Например: У гражданина N есть дом.  Это высказывание представляет собой именно бытийное высказывание: мы делаем акцент только на наличии дома.  

 

Классифицирующее суждение: Гражданин N - пенсионер. Здесь мы фиксируем принадлежность к определенному общественному классу. 

 

 

 Признаковое, или  атрибутивное, высказывание: в нем кому-то или чему-то приписывается некий признак. Например: У гражданина N есть высшее образование. 

 

Пропозициональное (событийное) высказывание, где описывается взаимодействие двух или нескольких участников события: Гражданин N ударил гражданина C. 

 

Одно и то же высказывание в разном контексте может иметь разное содержание, это зависит от цели и вида публикации.

 

3.2. Способы верификации  высказываний

Иногда из-за обилия героев и ситуаций в материале, очень трудно найти и сопоставить факты, которые действительно важны и значимы.

Факт – это содержание высказывания, но только после того, как мы провели его проверку на истинность – верификацию – и получили положительный ответ.

Верификация – установление соответствия принятой и переданной информации с помощью логических методов.

Как именно такая проверка осуществляется? Это зависит от множества  причин.

 

Самый прямой способ верификации – непосредственно сопоставить высказывание с реальными событиями. Но это чаще всего невозможно (событие уже завершилось и не зафиксировано). В СМИ так происходит особенно часто: только сам автор высказывания, журналист, присутствовал при событии или участвовал в нем. Поэтому чаще применяется второй способ.

 

 

 Второй способ – сопоставление высказывания с другими высказываниями, принадлежащими другим участникам, наблюдателям или толкователям события, которых мы считаем объективными или компетентными. 

 

 

 Третий способ – доказательство, заключающееся в приведении дополнительных данных, свидетельствующих об истинности высказывания. Такова, например, проверка его истинности по архивам. 

 

 

 Четвертый способ – сопоставление информации из нескольких независимых и не связанных друг с другом источников. Это, например, принцип работы разведки: сведения считаются фактом, если они идентичны в сообщениях разных источников. 

 

Здесь, однако, могут возникать  сложности. Например, в качестве «компетентного свидетеля» или «компетентного эксперта»  выставляется человек, который на самом  деле такой компетентностью не обладает. Или сознательно «подбрасывается» псевдодоказательство.

Но главное, что сама верификация  суждения не всегда возможна. Иногда она  невозможна объективно. Например, в  СМИ появляется сообщение, что – Гражданин N был шпионом. Соотнести это утверждение с реальными событиями нельзя. «Компетентные свидетели» или «компетентные эксперты» либо отсутствуют, либо по понятным причинам молчат. Архивы же – в этой своей части – продолжают оставаться закрытыми. Поэтому невозможно ни убедиться, что данное утверждение соответствует истине, ни убедиться в его ложности.

Если в результате верификации  оказалось, что содержание высказывания соответствует действительности, его, это содержание, можно считать достоверным фактом. Если оказалось, что оно не соответствует действительности, то это вообще не факт. Если в силу объективных причин верифицировать высказывание оказалось невозможным, то мы имеем дело с недостоверным фактом или непроверенным утверждением.

Если же его нельзя верифицировать в силу субъективных причин – субъективно-оценочного характера, эмоциональности, сознательной неясности истинного смысла высказывания, – мы имеем дело с оценочным суждением или оценочным высказыванием.

У события есть только одно, так сказать, абсолютное свойство: то, что оно произошло или, напротив, не произошло. Таким образом, перед  нами некоторое событие. Оно либо произошло, либо не произошло. Это обычно не требует дополнительного исследования или доказательства. Но возможны и  исключения, когда сам факт наступления  события ставится под сомнение. По поводу происшедшего события могут  быть высказаны различные суждения. Часть из них может быть верифицирована тем или иным способом. Те из них, которые при верификации не подтвердились, являются ложными (т.е. их содержание не является фактом вообще). Те, которые подтвердились, являются истинными (их содержание есть достоверный факт). Другая часть суждений о событии объективно не может быть верифицирована в данный момент при нынешнем объеме и характере доступной нам информации, но, если со временем появятся новые факты, такая верификация в принципе могла бы быть произведена. Содержание этих суждений является недостоверным фактом. Наконец, третья часть суждений непроверяемая по своей природе – это оценочные суждения или высказывания.

 

Образ политика в СМИ.

На основе анализа различных  широко направленных СМИ, удалось сделать  вывод, что самыми медийными персонажами  на сегодняшний день являются политики. И это абсолютно логично, мы живем  в так называемую «эпоху Единой России». Многие этим довольны, но большая часть  людей относится к этому негативно. В поле зрения СМИ постоянно попадают политики и их деятельность. В зависимости от направленности и предпочтений, СМИ представляют политиков по-разному, а аудитория соответственно, получает такую информацию, какую СМИ захотят преподнести.

Таким образом СМИ формируют  у людей представления, мнения, а  иногда и даже убеждения, создавая образ  того или иного политического  деятеля.

На основе вышеизложенного  теоритического материала, я проанализирую  аспекты и принципы создания образа известного человека.

 

Lifenews.ru

Из сей выдержки можно сделать вывод, что Николай Виноградов своим приходом сделал область «красной», то есть глава области коммунист, что собственно единичный случай. Этот красный образ есть не что иное как семантическая манипуляция в классифицирующего высказывания. На первый взгляд может показаться, что семантическая манипуляция направлена в положительную сторону, так как губернатор – оппозиционер. Но далее мы можем наблюдать отождествление красного цвета с пламенем в котором оказалась вся область из-за лесных пожаров. При этом сразу же нам говорят о том, что Виноградов спокойно ушел в отпуск, оставив область «задыхаться от дыма». Сие есть семантическая манипуляция посредством Пропозиционального высказывания. Можно сделать вывод, что семантическая манипуляция направлена в негативную сторону. Красный цвет отождествляется с губительным пламенем пожара и с оппозицией одновременно, что создает негативный образ Виноградова в данной публикации.

 

Создание образов в журналах "Эксперт" и "Профиль"

 

Журнал "Эксперт", на мой взгляд, предложил наиболее сбалансированное освещение политических событий из всех анализируемых качественных изданий. По моим наблюдениям журналы "Эксперт" и "Профиль" ориентированы на активную, думающую аудиторию. Создавая образы власти, авторы публикаций этих изданий, прежде всего, делают акцент на интеллектуальных качествах личности, анализируя деятельность власти с точки зрения рационализма. "Эксперт" кроме того, с точки зрения выгод для крупного бизнеса. За период исследования, "Эсперт" посвятил большую часть политического освещения деятельности Президента Медведева (30 процентов), Государственной Думе (23 процента), правящей партии "Единая Россия" (13 процентов). Качественный анализ показал, что в то время как освещение деятельности действующего президента и правящей партии было, в основном, позитивным или нейтральным, правительство получило только чуть больше позитивного освещения, чем негативного. Заметим, что в в качественных СМИ образы власти часто предстают неоднозначно, доминирующей оценки нет ( кроме негативной в "The new Times").

Здесь нужно отметить, что  такие издания как "Эксперт" и "The NewTimes" чаще апеллируют к гражданской позиции в оценке образов власти, более открыты для диалога и полемики. В выводах относительно первых лиц можно проследить причинно-следственные связи. Преобладающие жанры - аналитическая статья, аналитический комментарий. Подробно представлен анализ деятельности Госдумы, президента и премьер-министра. Постоянное внимание к международной обстановке, внутренней политике. Рассмотрим информационную повестку дня журнала "Профиль". На мой взгляд, в журнале из номера в номер целенаправленно формируется медиаобраз "новой России" - политический, экономический, социо-культурный. Информационная повестка дня журнала такова: Главное внимание - новостям политики. Практически каждая новость имеет политический подтекст, хотя изначально таковой не позиционируется. Вот некоторые темы №41 от 3.11.08:

издание летописного свода Ивана Грозного "В каком-то смысле это символ нашей страны";

девальвация ("Боязнь девальвации"- слухи не беспочвенны, но о резком падении никто не говорит);

"Есть ли жизнь после  кризиса" - практические советы  по преодолению кризиса.

Если говорить о новых  политиках - то это, прежде всего, персоналии - министры, руководители партий. Открытой критики мало, однако журналисты часто  стараются найти противоречия в  высказываниях чиновников, реформах, законодательных актов, (с помощью  собственных экспертов в том  числе) тем самым, дискредитируя  их усилия в глазах читателей: "Теперь министры если приходят, в основном нового ничего не сообщают. Да и зачем: Дума ведь, по выражению ее спикера  Бориса Грызлова, - для дискуссий  не место. Даром, что орган!". "Даже "Единая Россия", у которой, казалось бы, и так все хорошо, все-таки обновляется. Вскоре, возможно, в нее  будут принимать не абы кого, а  лишь проверенных товарищей". Спрашивается, а что, раньше абы ого принимали? И почему именно товарищей, а не граждан, например, что было бы логичнее. И  далее: "Впрочем, разные люди есть не только в ЕР. В "Справедливой России" Сергея Миронова их не меньше. А может  быть, и больше. На прошедшей неделе партия отметила свою вторую годовщину, официально сделав свои ряды еще более  разношерстными: в СР влились Партия зеленых и Партия социальной справедливости. Лидер последней - экс-коммунист  и в недавнем прошлом помощник первого вице-премьера Медведева - Алексей  Подберезкин даже стал замом Миронова по партии". Досталось и СПС: "В  другой партии - СПС, которую теперь возглавляет Леонид Гозман и которая  готовится то ли к слиянию, то ли к поглощению, то ли еще к чему-то совсем нехорошему с другими либеральными брендами, - на минувшей неделе произошло  настоящее раздвоение…".

Особенности языка и стиля  журналистских выступлений журнала  "Профиль" определяются их спецификой и желанием пробудить массовый читательский интерес к событию, о котором рассказывается в конкретном материале. При этом присутствуют и средства художественной выразительности". На мой взгляд, это связано с информационной политикой издания.

Авторы публикаций с разных сторон освещают политические процессы в стране, отмечают не только негативные тенденции, но и положительные. Однако основная мысль, на наш взгляд, такова: несмотря на усилия иных чиновников, в  стране экономическая, политическая "смута" (левая рука не знает, что делает правая, каждый тянет одеяло на себя т.д.), внешняя угроза высока как никогда, следовательно, необходима мобилизация  всех резервов на кардинальные преобразования в государственном устройстве, внешней  и внутренней политике.

 

 

Заключение.

 
 
СМИ призваны способствовать государственной  стабилизации, социально 
эффективной организации общества, учитывать экономический ресурс как 
государства в целом, так и активных носителей культуры, традиций, 
социальных и национальных ценностей в их развитии. Рассмотрение  
федеративных и национальных отношений как предметного поля СМИ  
подчеркивает исключительную важность прессы, электронных средств 
массовой информации в качестве производительной силы в области массового 
сознания, как действенного участника формирования новой политической 
инфраструктуры. 
 
Такой подход обусловлен тем, что именно СМИ обладают способностью 
преобразовывать, стабилизировать, обогащать (или обеднять) общество, тем 
самым сохранить и культивировать общегосударственные и национальные 
ценности, содержательно реализовать взаимодействие народов страны или 
противодействовать их взаимопониманию. Здесь, как отмечается в 
методическом пособии «Национальная политика Российской Федерации: от 
концепции к реализации», мы имеем дело с отражением, когда с помощью и 
при посредстве СМИ происходит своеобразное распределение ролевых 
функций, социальный обмен деятельности на базе интересов людей. Таким 
образом, социально-преобразующее отражение и постижение сути явления 
служит средством поиска информационной модели, образа, что затем 
реализуется в процессах управления. 
 

 

2). Корконосенко  С.Г. 
Основы журналистики : Учебник для студ.вузов,обуч.по 
направл.и спец."Журналистика" / Корконосенко С.Г. - М. : 
Аспект Пресс, 2002. - 287 с. - ISBN 5-7567-0158-3 : 121-20. 
[ЖУРНАЛИСТИКА; СМИ; СРЕДСТВА МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ; УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ВУЗОВ

«Журнал Профиль»

5). Прохоров  Е.П. 
Введение в теорию журналистики : 
2 / 50 
 
Учебник для студ.вузов,обуч.по 
направл.и спец."Журналистика" / 
Прохоров Е.П. ; Моск.гос.ун-т. - 
5.изд.,испр.и доп. - М. : Аспект Пресс, 
2003. - 367 с. - (Классический 
университетский учебник). - ISBN 
5-7567-0299-7 : 158-40.

7). Социология журналистики 
: учебное пособие для вузов / 
Под ред. С. Г. Корконосенко. - 
М. : Аспект Пресс, 2004. - 318 с. 
- ISBN 5-7567-0333-0[Гриф МО] 
: 96-10 : 120-78. 
[ЖУРНАЛИСТИКА; 
СОЦИОЛОГИЯ 
4 / 50 
 
8). Свитич Л. Г. 
Профессия : журналист : 
учеб. пособие / Свитич Л. Г. - 
М. : Аспект Пресс, 2003. - 255 
с. - ISBN 5-7567-0305-5[Гриф 
УМО] : 80-08.

]Журнал «Эксперт»

Lifenews.ru

 

 

 

Информация о работе Методы влияния СМИ на человеческое сознание