Манипуляция сознанием в сфере потребительских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Манипуля́ция обще́ственным мне́нием (син. «манипуля́ция ма́ссовым созна́нием») — один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...с. 2
Классификация трактовок понятия «манипуляция» (полит.)……..с.5
Манипуляция сознанием при восприятии на индивидуальном уровне
II. 1. Признаки манипуляции сознанием…………………………………с. 7
II. 2. Предпосылки манипуляции………………………………………с. 10
II. 3. Цель манипулятора…………………………………………………с. 12
II. 4. Противодействие психологической манипуляции……………….с. 15
Методы манипуляции………………………………………………...с. 19
Вывод …….……………………………………………………………………с. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Манипуляция сознанием в сфере потребительских услуг.docx

— 55.42 Кб (Скачать файл)
  1. отрицательные формы:
  • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),
  • деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),
  • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)10

 

 

 

II. 3.   Цель манипулятора.

    

Любое человеческое общение  построено на манипуляциях. В какой-то степени все люди пытаются манипулировать другими и сами периодически оказываются  в ситуациях, когда ими манипулируют. Нам постоянно предлагают купить товары со скидкой, убеждают проголосовать  на выборах за нужного кандидата, совершить какой-то поступок. Цель манипулятора – навязать свое мнение и заставить  плясать под свою дудку. При этом одни манипуляторы действуют примитивно («Кошелек или жизнь?»), а другие – очень тонко, незаметно и расчетливо («На эту книгу скидка действует только сегодня, и вообще она последняя, без этой книги вы не сможете продвинуться по службе, выйти замуж, забеременеть» и пр.)

Желание манипулировать сознанием — дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии. Они подсказывают такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями.

Цель   манипулятора  «прибрать к рукам» другого человека, помыкать им, но делать это настолько искусно, чтобы у того создалось впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.

Целью манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор является несвободным  и неосознанным.

В основе любых рекламных  технологий лежит манипулирование  покупательским поведением. Манипулирование  всегда осуществляется неявно, тайно, ибо кто же в здравом рассудке согласиться, чтобы его помимо собственной воли принуждали совершать какие-либо поступки, несвойственные ему. Яркий пример манипулирования - бесчисленное количество разного сорта «экстрасенсов», «магов», «колдунов» и прочих мастеров выманивания денег у людей. Вдруг выясняется, что на нас навели некую «порчу», и только экстрасенсы могут ее успешно «снять» - за приличную плату конечно. Это пример исключительно эффективной манипуляции с целью рекламы своих услуг. Самое важное заключается в том, чтобы сделанный нами выбор нам казался собственным решением, обоснованным и взвешенным.

Специалисты говорят о  нескольких стадиях манипулирования  сознанием. Сначала, определив устойчивые стереотипы, проведя мотивационный  анализ, выявив существующие в обществе ценности, манипулятор пытается подчеркнуть, углубить их. Затем вносятся практически  незаметные, но весьма значимые элементы, которые начинают исподволь влиять на наше восприятие данного события. И, наконец, глубинное влияние на наши жизненные ценности с целью  их абсолютного изменения вплоть до противоположных.

Существует множество  методов манипуляции массовым сознанием. Например, такие методы, как дробление  и локализация. Когда, например, самый  интересный материал журнала разделен на несколько частей, которые разбросаны по всему номеру. Таким образом, читатель вынужден просматривать весь журнал, в том числе и рекламные  вкладки. В телефильме рекламные  вкладки постоянно перебивают сюжет  на самом интересном месте, но так  как зритель стремится увидеть  развязку, он вынужден смотреть и рекламу.

Эффективен и прост  метод манипулирования, особенно в  политической рекламе, когда тщательно  подобранные слухи, разбавленные между  собой не связанными и малозначимыми  кусочками правды, преподнесенные на фоне туманных рассуждений неких  «экспертов» из малоизвестных исследовательских институтов, выдаются за аргументированный и глубокий анализ ситуации.11

Итак, рассмотрев вопрос манипуляции  массовым сознанием, можно сделать  вывод, что манипуляции массовым сознанием  – это создание в массовом сознании неадекватной действительности картины мира. Массовое сознание возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже в отсутствии непосредственно совместной деятельности, все-таки взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени.

Методами манипуляции  выступают СМИ, пропаганда, реклама, деятельность различных сект.

В принципе все способы  манипулирования сознанием направлены на то, чтобы добиться нейтрализации  действия критического анализа информации целевой аудитории.

 

 

 

II. 4. Противодействие психологической манипуляции.

Одной из форм противодействия  манипуляции личностью является критический анализ поступающей  информации, организация получения  информации из разных источников.

На сегодняшний день существует очень большое количество различных  манипулятивных приемов, суть действия которых — подчинение психики  человека посредством оказания давления на нее. Запомнить такое количество способов защиты от манипуляций для  неспециалиста практически невозможно. Поэтому есть некие универсальные способы преодоления, противодействия, манипуляциям. Причем, в количественном выражении, их сверхмалое количество (для удобства при запоминании), но каждый из данных способов исключительно универсален.

Универсальные показатели эффективного противодействия манипуляциям.

1. Недоверие.

Недоверие является защитной реакцией психики. Если у человека развито  недоверие — никто другой уже  не сможет навязать такому человеку что-то со стороны.

2. Избегание источников  воздействия.

Данный способ также является наиболее надежным, потому как если человек не получает информацию, то значит и будь такая информация хоть трижды манипулятивной направленности, на данного человека она не окажет никакого воздействия.

При этом данный подход в  иных случаях можно признать слишком  радикальным, и фактически не всегда осуществимым. Поэтому следует внести необходимые коррективы, заключающиеся  в следующем: если на вас оказывается  информационно-манипулятивное воздействие, необходимо максимально возможно отвлечься от источника информации. т.е., слушать — и не слышать, смотреть — и не видеть, и т.п. Именно это является наиболее эффективным способом противодействия, и к тому же, позволяет человеку не отключаться от источника информации, а значит не пропустить ту информацию, которая покажется ему важной.

3. Смех, насмешка, высмеивание.

Этот способ обычно сразу нивелирует получаемое от манипулятора сообщение, заставляя последнего «выходить из себя», а значит и показывать свою «истинную сущность».

4. Мнимое непонимание.

Заставляет возможного манипулятора «раскрыться», более подробно объясняя что он, собственно хочет, ибо успешность манипуляций базируется на такой  особенности психики, как домысливание (когда в слова человека вкладывается иной раз совсем другой смысл).

5. Критичность мышления.

Способность ставить все  под сомнения, доходить до понимания  всего самолично, принимать на веру только после подтверждения своим  опытом, т.е. развитая критичность мышления.

6. Вера в собственную  избранность.

Данный факт может прослеживаться в русле идеологически-пропагандисткой  обработки сознания и быть применим в организациях различных учебных  и патриотических направленностей.

7. Возможность выбора.

Если у человека будет  свобода выбора, то он уже не на 100% примет слова манипулятора. Наличие  выбора означает что человек не загнан в угол, означает что есть выход, отсутствует паника (паника является формой страха, когда человек видит  выход, но понимает что не может им воспользоваться).

8. Наличие времени для  обдумывания.

Ограниченность временем является существенных способом оказания манипулятивного воздействие. Поэтому  наличие времени для обдумывании  того или иного ответа, т.н. «времени на размышление», в большинстве случаев  позволяет уверенно отыскать пути выхода из любой сложной и критической  ситуации, а значит само по себе манипулятивное воздействие может быть нивелировано.

9. Бесстрашие и уверенность  в себе.

Наличие уверенности человека в собственных силах позволяет  преодолевать любые направленные на него манипуляции. Человек, которому «нечего  терять», представляет собой грозную  силу, т.к. такого человека невозможно подчинить, ибо любое подчинение направлено на провоцирование чувства  страха и невроза, страха за свою жизнь, карьеру, проч. или за жизнь близких. Данный факт многократно представлен-подтвержден  примерами из истории, например, восстания  рабов или гладиаторов в Древнем  Риме, воспитание самураев и ниндзя в Древнем Востоке, народные восстания  и революции (Франция, Россия — восстание  Е.Пугачева и др.), революционные  призывы К.Маркса и Ф.Энгельса («рабам нечего терять кроме своих цепей»), восстание рабочих и крестьян во время Октябрьской революции 1917 года (ставка В.И.Ленина была на отсталые слои населения), и многочисленные другие примеры, из которых сотканы революции, восстания, бунты, и которые демонстрируют  пример исключительной отваги и невозможности  сломить сопротивления восставших, если они готовы к смерти.

10. Самодостаточность.

Последний факт также является наиболее эффективным, и позволяет  избежать подавляющего количества манипуляций  со стороны кого бы то ни было, ибо  человеку, исповедующему самодостаточность, не нужны поблажки и льготы со стороны  других; а значит он не будет ничего ни у кого ни просить ни брать, тем  самым сохранит свою исключительность и целостность, не подвластность влиянию со стороны, и становится абсолютно неподкупен никаким манипуляциям.

Представлено 10 универсальных показателей эффективного противодействия манипуляциям. Каждый из этих показателей вбирает в себя противодействие десяткам различных методов манипуляций. Однако есть возможность еще больше сузить способы противодействия, и представив три блока-алгоритма исключения (нивелирования) любого манипулятивного воздействия. Подобные три блока, или три самых главных алгоритма противодействия: не верь, не бойся, не проси.

     Еще несколько способов ответа, психологической самообороны:

  • Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Состоит в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Остальную информацию пропускает «мимо ушей», либо перефразирует её.
  • Перефразирование «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях отрицательной формы (вызывающих отрицательную эмоцию у объекта манипулирования).
  • Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).
  • Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё — значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).

 

 

III. Методы манипуляции.

     Методов манипуляции  сознанием, используемых в средствах  массовой информации, довольно много,  но чаще всего выделяются следующие:

1. Использование внушения.

     Внушение — это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.  Средство массовой информации и, в частности, журналист должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, став как бы её альтер-эго, вторым я. Надо ввести публику в так называемое суггестивное состояние — в этом случае слушатель/читатель/зритель принимает всё на веру, не требуя доказательств. Это реактивное поведение публики — озадаченного стада. На этом методе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».

2.  Перенос частного  факта в сферу общего, в систему12.

     Например, был убит один студент, исповедовавший так называемые антифашистские взгляды. Кем убит — неизвестно, но журналисты надрываются во всю, обвиняя во всём, естественно, «русских фашистов». Но даже если и так — что с того? А то, что средства массовой информации, поддерживающие наиболее шокирующую версию события, стараются вогнать его в некую систему, коей является вымышленный всё теми же средствами массовой информации беспросветный русский фашизм в России. Хотя любому ясно, что единичный частный случай никак не показатель общей системы.

3.  Использование слухов, домыслов, толкований в неясной  политической или социальной  ситуации.

     Метод, который тесно связан с предыдущим. Опять, всё тот же пример с убитым студентом. Никто точно не знает — кто убил, за что убил и т. д. Но бульварные средства массовой информации все в один голос подхватили, что это сделали злобные «фашисты». Началась цепная реакция, которую уже не могут контролировать сами журналисты и редакторы. Так же было, к слову, и с «таджикской девочкой» Х. Султановой, и с «перуанским мальчиком» Э. Артуро, и со многими, многими другими. Средства массовой информации во всех этих случаях, домыслив немыслимое, сели в лужу, не пожелав, однако, об этом громко афишировать.

4.  Метод под названием «нужны трупы».

     То есть эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т. д. Попросту, эмоциональное зомбирование. Это, во-первых, привлекает читателя/слушателя/зрителя, во-вторых, у него в подсознание откладывается мысль вроде «Как же так можно! Это же ужасно!», или, если это ребёнок, вроде «Хочу быть таким же крутым!». Так, под видом безобидных фильмов или информационных заметок в подсознание публики прокрадывается затаившаяся в них идеология.

Информация о работе Манипуляция сознанием в сфере потребительских услуг