Лоббирование в PR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тема исследования лоббистской деятельности является чрезвычайно актуальной. В то время как данное направление широко используется в политическом PR, оно так же находит свое отражение и в других отраслях данной науки, как например, в коммуникационном менеджменте. Для того, чтобы многогранно оценить такое понятие как лоббизм, необходимо прибегнуть к изучению его истории в разных странах, именно это помогает выявить основные тенденции и направления лоббистской деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 стр.
Сущность, технология лоббирования……………………………..3 стр.
1.1. История возникновения и сущность понятия лоббирования.3 стр.
1.2. Субъекты лоббирования……………………………………….8 стр.
1.3. Технология лоббирования…………………………………….13 стр.
2. Лоббирование интересов табачной продукции………………….23 стр.
2.1. История развития лоббирования табачных изделий……….23 стр.
2.2. Табачное и антитабачное лоббирование……………………28 стр.
3. Прогнозирование лоббистской деятельности антитабачной политики……………………………………………………………………31 стр.
3.1. Рост акцизов на сигареты в низкостоимостном сегменте….31 стр.
3.2. Борьба за здоровье или лоббирование интересов табачных компаний……………………………………………………………………33 стр.
Заключение……………………………………………………………..35 стр.
Список используемых источников…………………………………....36 стр

Вложенные файлы: 1 файл

Лоббирование в pr.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 стр.

  1. Сущность,  технология лоббирования……………………………..3 стр.

1.1.  История  возникновения и сущность понятия  лоббирования.3 стр.

1.2. Субъекты лоббирования……………………………………….8 стр.

1.3. Технология лоббирования…………………………………….13 стр.

2.  Лоббирование  интересов табачной продукции………………….23 стр.

      2.1. История развития лоббирования табачных изделий……….23 стр.

      2.2. Табачное и антитабачное лоббирование……………………28 стр.

3.  Прогнозирование  лоббистской деятельности антитабачной политики……………………………………………………………………31 стр.

       3.1. Рост акцизов на сигареты в низкостоимостном сегменте….31 стр.

       3.2. Борьба за здоровье или лоббирование  интересов табачных компаний……………………………………………………………………33 стр.

Заключение……………………………………………………………..35 стр.

Список используемых источников…………………………………....36 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время тема исследования лоббистской  деятельности является чрезвычайно  актуальной. В то время как данное направление широко используется в  политическом PR, оно так же находит свое отражение и в других отраслях данной науки, как например, в коммуникационном менеджменте. Для того, чтобы многогранно оценить такое понятие как лоббизм, необходимо прибегнуть к изучению его истории в разных странах, именно это помогает выявить основные тенденции и направления лоббистской деятельности.

Объектом данной курсовой работы является лоббирование как метод продвижения субъекта, предметом – средства лоббирования, и их отражения в разных культурах проведения данной деятельности.

Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в зарубежных странах и в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:

1.Исследовать  суть и специфику лоббирования;

2.Обозначить  средства лоббирования, используемые  в PR;

3.Ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной и зарубежной практике;

4. Проанализировать  опыт лоббистской деятельности;

Данная курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена исследованию сути и специфики лоббирования и его  особенностей как метода продвижения. Вторая глава раскрывает суть лоббирования на примере лоббирования табачной продукции в сравнении с антитабачным лоббированием. Третья глава представляет собой прогноз лоббистской деятельности в области табачных изделий.

 

1. Сущность,  технология лоббирования.

1.1. История возникновения и сущность понятия лоббирования


Процесс лоббирования интересов неизбежно проявляется  в обществе с момента образования  государственной власти. Понятия  «лобби», «лоббист», «лоббирование» пришли из англоязычной политической лексики, а в английский язык из средневековой латыни. Первоначально понятие «лобби» употреблялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х годах XVII столетия так называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента. В лобби депутаты уходили голосовать и там они имели возможность встречаться с другими заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на пленарные заседания этой палаты. Что касается американской истории, то возникновение термина зафиксировано довольно точно: в нынешнем, политическом значении слово «лобби» появилось в 1808 г. в протоколах конгресса 10-го созыва. В последующие десятилетия возникли его производные - «лобби», «лоббист», «лоббирование» - и примерно с середины прошлого века эти термины стали наиболее употребительными в американском политическом лексиконе.

Лоббированием называют процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными  структурами. Вокруг понимания данного  термина нет особых споров ни у  ученых, ни у практиков. Небольшие разногласия имеются не в принципиальных, а в частных оценках этого явления.  
А именно:

1. Кто является субъектом лоббистской деятельности: «группы интересов»; «группы давления» и т.п.

2. Какие у данного явления правовые основы и  как оно вписывается в морально-этические нормы.

3. Чьи интересы на самом деле отстаивают субъекты лоббирования: общественные; интересы заказчика или свои собственные.

Артур Бентли, основатель плюралистической теории групп, использовал  категорию групп интересов как  инструмент для объяснения политического процесса. Его объяснения были столь механистичны, что даже использовали некоторые заимствованные термины из физики.  Конкуренция между группами в лоббировании своих интересов считалась условием, обеспечивающим свободу и справедливость без обращения к концепциям «социальных интересов», «общественных интересов» или «общего блага». Результаты политических решений объясняются теорией групп давлением, оказываемым на государство. Как отметил один из «плюралистов» Латам Е.: «Каждый нормативный документ представляет собой некий компромисс, поскольку разрешение межгрупповых конфликтов - это процесс обсуждения и поиска согласия». В плюралистической теории встречаются и такие утверждения, как: «... правительство ожидает, что его решения будут лоббироваться».

В отечественной  научной литературе известен ряд  работ, где лоббирование выступает  объектом исследования. Среди них - монография Зяблюка Н.Г. «Практика  лоббистской деятельности в США». Автор предлагает всесторонний анализ сущности лоббизма, формы его проявления, методы воздействия на органы государственной власти, рассматривает его организационную структуру, кадровый состав и т.д. Проблемы лоббирования в России затрагиваются в работах о системе представительства различных интересов, группах интересов, взаимодействии предпринимательских структур с органами государственной власти. Исследование Зудина А.Ю. направлено на описание системы представительства бизнеса в России и определение политических стратегий групп давления бизнеса при взаимодействии с государством. Среди них особо выделяется стратегия лоббизма, а также и стратегии власти в отношениях с группами давления бизнеса, что вносит определенный вклад в формирование механизма взаимодействия бизнеса и государства. Перегудов С.П. и Семененко И.С. также особо выделяют при изучении лоббизма группы экономических (бизнес-) интересов . Довольно обширна литература о заинтересованных группах в постсталинском СССР. Наиболее известны исследования Лепехина В.А. , работа авторского коллектива под руководством Нещадина А.А. . Ряд авторов признают лоббизм как неустранимый элемент регуляции политических, социальных и экономических процессов в современных обществах. С их точки зрения, степень стабильности демократических преобразований определяется мерой социального признания и юридического регламентирования лоббизма и т.д.

Исследователями признается, что лоббизм - объективное  явление демократической политической системы, неизбежная принадлежность общества, которое допускает плюрализм  в качестве нормы своей жизнедеятельности. В той или иной форме лоббизм фактически существует в любом обществе, но степень развитости его самого, цивилизованности, интенсивности использования и продуктивности зависят от характера политического режима, структуры политической системы, политической культуры, исторических традиций и других особенностей каждой конкретной страны. Лоббирование в сущности не ограничивается только взаимодействием частных организаций и государства. В литературе существует ряд работ, посвященных проблеме лоббирования внутри организации, когда, например, борьба за ренту рассматривается, как соперничество менеджеров отделов фирмы, руководство которой пытается заставить менеджеров отделов потратить их время на продуктивную деятельность, а не на непродуктивное присвоение ренты.   
Общим же нормативным показателем интенсивности и результативности лоббистской деятельности являются разрешающие способности политической системы, под каковыми понимаются, прежде всего, количество и качество имеющихся в ней точек доступа, воспользовавшись которыми группы интересов могут включиться в процесс принятия решений органами государственной власти. 

Этап углубленного изучения лоббирования в российской политологии начинается с 1995 года - предпринимаются попытки теоретического осмысления роли и функций лоббистской деятельности в политической системе. Это связано с подготовкой и обсуждением депутатами Государственной Думы законопроекта о лоббистской деятельности, существенно повысившего интерес политологов к теме лоббирования. В связи с этим появился ряд научных публикаций, содержащих материалы по зарубежному опыту, а также работы чисто практической направленности (пособия, руководства), преимущественно выполненные практикующими лоббистами, учебными и аналитическими центрами.  Также уделяется внимание анализу групп интересов отечественного бизнеса, серьезно влияющим на становление политической системы страны и являющимся одним из ключевых ее элементов.  Поскольку эмпирические исследования лоббирования часто сталкиваются с препятствиями, вытекающими из особенностей объекта, последние издания способствуют пониманию сущности и эффектов лоббирования. В последнее время все более акцентируется внимание на проблематике групп интересов как ключевых социальных авторов - участников трансформационных сдвигов. В своей работе «Группы интересов на Западе и России. Концепции и практика» Семененко И.С. исходил из необходимости анализа сочетания политического и социо-культурного измерения их воздействия на процессы принятия решений. Такой подход дает возможность прогнозирования трансформационных процессов в условиях глобального мира, а также выявления российской специфики как неотъемлемой части мирового опыта и мирового знания о современных общественных процессах. 
Среди исследователей лоббизма не возникает существенных споров о понимании некоторых аспектов данного явления. Там, где возникают рыночные отношения, функционирующие в рамках демократической политической системы, общество неизбежно начинает структурироваться в сторону усложнения, превращаясь по мере созревания рыночных механизмов и стабилизации демократических процессов в развитую систему множества разнообразных, хорошо организованных экономических и иных групповых интересов. Между ними устанавливаются столь же сложные отношения сотрудничества и соперничества, продуктивного взаимодействия и суровой конкуренции. В результате постоянно формируются те или иные групповые притязания, вспыхивают межгрупповые противоречия и конфликты, удовлетворить или погасить которые во многих случаях способно только государство.

Государство объективно само стимулирует у групп интересов  потребности быть представленными. Следует учесть, что государственное  регулирование социально-экономических  процессов - это, прежде всего, бюджетное  и налоговое регулирование. Бюджет всегда находится в центре политического процесса. В условиях рыночной экономики, функционирующей в демократическом обществе, групповые интересы имеют право быть представленными в органах государственной власти и всячески будут стремиться к такому представительству. Для некоторых групп, далеких от "коридоров власти", маловлиятельных либо не способных финансировать мощные кампании воздействия на государственные органы, это практически единственный шанс.

В целом, генезис  лоббизма как политического феномена включает два важных этапа: 

1. Существование  лоббизма как нелегитимного явления,  но реальной практики.

2. Легитимизация лоббизма и его последующее развитие в качестве одной из форм влияния на принятие политических решений. 

Для сравнения  можно взять две модели: американскую и российскую. Несмотря на то, что в США еще в 1864 году термин «лоббирование» прижился и означал покупку голосов в коридорах конгресса, такая практика считалась предосудительной и лоббизм, как явление получил правовое обоснование много позже. В России на протяжении многих веков государева служба считалась местом чиновничьего кормления, и лоббизм процветал как ни в одной стране мира. В советский период он существовал фактически, т.к. и в аппарате ЦК, и в Совмине лоббировались интересы министерств и ведомств, отраслей, региональных элит и других корпоративных объединений. В современной России лоббизм не имеет правовой основы, но реально существует и в гораздо более широком варианте, чем парламентский лоббизм. Отметим, что во всем мире этот термин связан именно с давлением на процесс принятия законодательных решений. В российских условиях, нередко от исполнительной власти зависят и доступ бизнес-структур к необходимым ресурсам, и ситуация в других корпоративных группах.

 

1.2 Субъекты  лоббирования

Основными субъектами лоббистских технологии и движущей силой лоббистской деятельности являются «группы давления», «лоббисты», отстаивающие свои особые интересы. Главным  движущим мотивом их поведения является стремление реализовать свой интерес  путем удовлетворения запросов «заказчиков». Причем лоббист или лоббистская структура и «заказчик» могут быть как одним лицом, так и выступать нейтрально по отношению к своему заказчику, т.е. играть роль «коммуникатора-посредника». В этом случае лоббистская структура выступает, скорее, как инструмент, а лоббист - как участник процесса. В условиях отсутствия лоббизма как легитимного явления возникает большое количество промежуточных структур, осуществляющих лоббистскую деятельность в виде публичного продвижения своих идей («паблик рилейшнз»).

Перед тем, как описать  разновидности организаций интересов, целесообразно рассмотреть сферы  интересов, мотивирующих организации  на политическую активность.

1. Экономические и неэкономические  (идеологические) интересы. 
С точки зрения большого числа политологов, (и не только марксистов), защита экономических интересов превалирует среди целей политической активности. Несмотря на то, что многие общественные кампании напрямую не связаны с финансовыми интересами, до тех пор, пока государство вовлечено в прямое или косвенное управление макроэкономикой, экономический конфликт будет определять политический процесс. Природа другого конфликта интересов, движущего политикой, состоит в защите не материальных, но определяющих образ жизни сообщества ценностей, таких, как политические права, свобода, безопасность, культура, мораль, религия.

Информация о работе Лоббирование в PR