Информационно – коммуникативное общество: общая характеристика, проблемы и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – показать особенности развития современного общества, вступившего в информационно-коммуникационную фазу, когда принципиально изменилось всё коммуникативное пространство социума вследствие широкого применения информационно-коммуникационных технологий.

Содержание

Введение….……………………………………………………………......…. 3
1 ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИУМА……………………..
7
1.1 Понятие «информационное общество»…………………………… 7
1.2 Понятие «коммуникация»...……………………………................ 13
1.3 Информационное – общество: плюсы и минусы ……..…………… 14
2 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО – КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕСТВА…………………………..
21
2.1 Информационно – коммуникативное общество в эпоху глобализации…………………………………………………………..
21
2.2 Перспективы развития информационного общества ……………… 25
Заключение……………………………………………………………...…… 28
Список использованных источников и литературы.………………………. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Информационно-коммуникативное общество.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

"УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

Гуманитарный факультет

 

Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине "Основы теории коммуникации"

на тему:

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. БСО-11-01

А.В. Бикинеева

Проверил: доцент,  к.с.н.

А.А.Махов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

   

С.

Введение….……………………………………………………………......….

3

1

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЕ  ОБЩЕСТВО КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИУМА……………………..

 

7

1.1

Понятие «информационное общество»……………………………

7

1.2

Понятие «коммуникация»...……………………………................

13

1.3

Информационное – общество: плюсы  и минусы ……..……………

14

2

Глобализация как феномен информационного – коммуникативного общества…………………………..

 

21

2.1

Информационно – коммуникативное общество в эпоху глобализации…………………………………………………………..

 

21

2.2

Перспективы развития информационного  общества ………………

25

Заключение……………………………………………………………...……

28

Список использованных источников и литературы.……………………….

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностью исследования является то, что с  информационным обществом связывают  будущее состояние общества в  целом, а возрастающая роль информационных технологий на лицо.

Одним из ключевых вопросов конца  ХХ начала XXI веков является возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий, образования, знаний, информации в развитии общества. Все чаще говориться о наступлении информационной эры, о том, что новые "способы информации" превалируют, что мы живем в "электронном обществе" и подходим к "виртуальной экономике", движущей силой которой стала информация, что мы уже существуем в условиях "глобальной информационной экономики", что происходит очередной этап технологической и мирной социальной революции - становление информационного общества.

Предметом спора стало то, что несет с собой эта революция. Для одних она означает становление общества действительно профессионального и заботливого по отношению к своим членам; для других - усиление контроля над гражданами; для третьих она знаменует появление высокообразованного слоя, при том, что прочих захлестнет волна пустячных сообщений, сенсаций и сбивающей с толку пропаганды.

Поразительно, что при всей противоречивости этих точек зрения все ученые соглашаются  в одном: информация есть нечто особенное. В огромном потоке литературы, где рассматриваются проблемы информационной эры, авторы редко соглашаются друг с другом относительно ее основных характеристик и общего смысла, однако они сходятся в том, что информация играет особую роль в современном мире. Исследования ученых могут быть весьма спорными, они исходят из принципиально различных посылок и приходят к столь же принципиально разным выводам, однако разногласий по поводу особой роли информации между ними нет. 

Коммуникация, играющая одну из самых  важных ролей в социализации на протяжении всей истории существования человечества, объектом научного социологического интереса стала только в двадцатом веке.

Пользуясь различными методологиями, можно разделить историю человечества на разные этапы, определяющие его развитие. Например, по школьной программе: первобытное общество, рабовладельческое, феодализм, капитализм и так далее. Американский ученый доктор Маршалл Маклюэн, руководствуясь технологическим детерминизмом, предлагает деление истории на четыре эпохи: эра племенных сообществ, эра образования, эра печатания книг и эра электронных средств коммуникации. Маклюэн утверждает, что переход от одной эры к другой происходит тогда, когда технология коммуникации достигает определенного уровня развития. Решающими новшествами, которые (в свое время) повлияли на образ жизни человека, по мнению ученого, являются фонетический алфавит, пресса и телеграф. Сегодня же средства массовой информации радикально изменили не только образ жизни, но и самого человека, его манеру мыслить, чувствовать, действовать.1

Как показывает опыт, современную  ситуацию характеризует такой уровень  внутренней интеграции социальной системы, связанный прежде всего с развившимися к концу XX века новыми возможностями  коммуникации (электронные средства информации, Internet, телевидение, радио, спутниковая связь и т.п.), когда концепции, представления и идейно-ценностные ориентации практически с момента своего возникновения получают неограниченное распространение в массовом сознании. Тем самым именно проблема коммуникации становится одной из основных проблем современности.

Универсализация знаковых систем и  совершенствование технических  средств массовой коммуникации позволяет  значительно ускорить распространение  информации, что в конечном счёте  ведет к процессам внутренней интеграции общества в глобальном масштабе. Глобализация коммуникации - это предельное расширение того пространства, в котором происходят различные виды общения.

Основной из мировых, глобальных коммуникаций является Internet.

Согласно прогнозу IDC, в 2005 г. население «планеты Internet» достигнет 1 млрд. человек.2 Таким образом, уже сегодня данное средство распространения информации является уникальным по охвату аудитории. Потенциально Internet способен обратить в аудиторию все население земли. Сеть, в отличие от традиционных средств связи, способна устанавливать множество взаимосвязей между различными каналами, и можно рассматривать Интернет как «нервную систему» человечества, интерпретировать Сеть как «глобальный мозг».

Цель данной курсовой работы – показать особенности развития современного общества, вступившего в информационно-коммуникационную фазу, когда принципиально изменилось всё коммуникативное пространство социума вследствие широкого применения информационно-коммуникационных технологий.

Объектом исследования выступает  современное общество.

Предмет исследования – особенности  развития социума в условиях информационно-коммуникационной революции.

Задачи исследования:

- раскрыть суть  понятий "информационное общество" и "коммуникация" и показать их противоречивую связь в современных условиях, изменившую облик, как всего мирового сообщества, так и каждого человека;

- показать, что  глобализация выступает феноменом  развития общества, вступившего  в информационно-коммуникативную  фазу развития.

Теоретическая база. Работы отечественных и зарубежных авторов в области информационно – коммуникативного общества с точки зрения психологии и социологии такие как Тоффлер Э. «Третья волна», Е. Ван Поведская, А. Досиль Масейра «Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня», Ф. Уэбстер «Теории информационного общества», И.С. Мелюхин «Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития», Чернов А.А. «Информационные технологии как база для развития глобального информационного общества»

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Общий объем работы 31 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Информационно  – коммуникативное общество КАК новый этап развития социума

1.1 Понятие «информационное общество»

Информационное общество - словосочетание, требующее расшифровки. Оно входит в употребление не только у специалистов - его широко используют в прессе, с ним связывают будущее состояние  общества. Но кроме фраз, в которых  говорится о возрастающей роли информационных технологий в развитии общества, дело пока особенно не продвинулось. Каждый, кто употребляет термин "информационное общество", понимает его по-своему и от того, как люди смогут его принять и интерпретировать, зависит характер развития современного общества.

Понятие "информационное общество" появилось во второй половине 1960-х гг. Наряду с ним использовались такие термины, как "технотронное общество", "общество знания", "постиндустриальное общество". Представление об информационном обществе связаны также с концепцией "трех волн" Э. Тоффлера.3

Сначала была "первая волна", которую Тоффлер называет "сельскохозяйственной цивилизацией". От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в чем испытывала нужду. Триста лет назад - плюс-минус полстолетия - произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, - "вторая волна" - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов.

К середине XX века силы "первой волны" были разбиты, и на земле воцарилась "индустриальная цивилизация". Однако всевластие ее было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая - третья по счету - "волна" (постиндустриальная), несущая с собой новые институты, отношения, ценности.

Термин "информационное общество" впервые появился в  Японии в 1966 году. Он стал основным в  докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим  исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.4

Американский  специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее - один из видов промышленной индустрии. Но именно японцы стали активными пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке.5

В тот период в западной литературе считалось, что  основой формирования информационного  общества является развитие вычислительной и информационной техники. Назывался  и ряд других признаков: информация приобретает глобальный характер; на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности; углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

Для определения понятия информационное общество важное значение имеют труды  Т. Стоуньера. Автор утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы - самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим необходимо развивать новую отрасль экономики - информационную экономику. Постиндустриальная экономика - это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации.6

Информация о работе Информационно – коммуникативное общество: общая характеристика, проблемы и противоречия