Этнопсихологические аспекты потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть и проанализировать факторы этнопсихологического характера, влияющие на поведение потребителей.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности этнопсихологических факторов;
- определить особенности поведения потребителей;
- на практическом примере провести исследование этнопсихологических факторов на поведение потребителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Теоритические основы этнопсихологических аспектов потребительского поведения………………………………………………………………………....
5
1.1 Психологические аспекты изучения потребительского поведения……... 5
1.2 Этнические аспекты потребительского поведения………………………. 15
2 Исследование этнопсихологических факторов влияющих на потребителя на примере предприятия ПОДО "Онега"………………………………………
22
2.1 Краткая характеристика предприятия ПОДО "Онега"…………………… 22
2.2 Исследование этнопсихологических факторов влияющих на потребителя на примере предприятия ПОДО "Онега"………………………..
24
3 Анализ проведённого исследования влияния этнопсихологических факторов на потребительское поведение и рекомендации на его основе…...
30
Заключение……………………………………………………………………… 33
Список использованных источников………………………………………….. 35
Приложение А Образец анкеты...……………………………………………... 36

Вложенные файлы: 1 файл

Etnopsikhologicheskie_aspekty_potrebitelskogo_po.docx

— 229.60 Кб (Скачать файл)

В результате проведенного анкетирования были получены исчерпывающие данные, на основе которых можно сделать выводы и разработать свои предложения.

 Анализ  полученных результатов показывает, что одним из психологических факторов, влияющих на поведение потребителей является привлечение внимания к продукции.

 Исследование  показало, что 36% покупателей обращают внимание на дизайн упаковки и дизайн продукции.

 Многие  посетители признавались, что совершают  покупки, порой очень спеша,  поэтому не всегда обращают  внимание на стоимость. Яркая,  красочная и функциональная упаковка привлекает первоначальное внимание и заставляет приобрести товар, 27% респондентов обращает внимание на стоимость. К сожалению, данный момент эксперимента нельзя назвать достоверным. Все дело в том, что анкетирование проводилось со всеми группами потребителей: и с теми, у кого высокий материальный доход, и у тех, у кого он средний или ниже среднего. Существует, кстати, вероятность того, что те люди, у кого доход ниже среднего, вообще не покупает чипсы. Как ни странно, но такое мнение все-таки существует.

 Некоторые респонденты, их всего 3%, считают, что приобрели чипсы из-за того, что брэнд компании "Онега" им незнаком, и поэтому они приобрели данные чипсы для пробы. Кстати, их выбор пал именно на упаковку №3 с ярким и привлекающим внимание дизайном.

Можно сделать  вывод, что одним из психологических  факторов, влияющих на поведение и  выбор продукции потребителем является дизайн продукции и ее упаковки, которые играют очень важную роль для конечного потребителя - именно за счет внешней обертки товара в большинстве случаев покупатель отдает предпочтение товару среди прочих равных.

Можно сделать  вывод, что главная задача дизайна  продукции - сформировать предпочтительное отношение конечного потребителя  к конкретному товару.

 В условиях  современного рынка упаковка  приобретает сильнейшую коммуникативную  функцию, особенно в связи с  интенсивным ростом магазинов  самообслуживания и сетей дискаунтеров, когда покупатель остается практически один на один с товаром, и сама выступает как инструмент продвижения товара на потребительский рынок.

 Однако, автор курсовой работы предполагает, что и это еще не все вводные, которые необходимо знать предприятию-производителю товара, изучая потребителя. Нужно помнить, что упаковка товара воздействует на потенциального покупателя/потребителя только невербальным способом.

  Она не  в состоянии объяснить себя  покупателю словами. И именно  поэтому особую роль в создании  формы и оформления упаковки  играют невербальные приемы коммуникации. Задача предприятия состоит в том, чтобы, используя тонкости психологического восприятия потребителя каждого сегмента рынка, каждой социальной группы, каждого вида товара, совершенно точно определить неприемлемые и предпочтительные: цвета и их сочетания; характер, виды иллюстраций и их количество; виды, формы и массы графических объектов; характер композиции и ее структуру; тональность невербального обращения через упаковку в целом.

Также автор  курсовой работы предлагает сделать  упаковку более «белорусской». Выбрать  белый фон для пачки, нанести  в верхней и нижней части орнамент насыщенным красным цветом. В качестве рисунка (конкретно для «Чипсы со вкусом лука со сметаной») выбрать улыбающуюся бабушку в национальном костюме, которая держит в руках луковицу и кувшин со сметаной. А также весь текст писать на белорусском языке. Все выбранные цвета (красный, белый и т.д.) хорошо сочетаются между собой, тем самым будут привлекать внимание потребителей.

 В итоге  специалисты по товарному рынку  и психологии человеческого восприятия, собирая и анализируя информацию, должны дать все необходимые  рекомендации по инжиниринговым, композиционным и эмоционально-психологическим  составляющим будущей упаковки  и контролировать творческий  процесс создания формы и оформления  упаковки на всем его протяжении.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

Потребность — это нужда в чем-то, необходимом  для поддержания жизни и деятельности человека, развития личности и общества в целом. Потребность проявляется  как состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится всячески выйти, или как  состояние удовлетворенности, которое  человек желает для себя продлить.

 Потребительские  привычки населения определяются  несколькими крупными и множеством  мелких факторов. Наиболее сильным  фактором, который предопределяет, что именно и в каком количестве  население или отдельный человек  может себе позволить покупать, является психологический фактор. Но этот фактор далеко не  единственный.

 Все возрастающий  натиск высокоразвитого маркетингового  окружения обязывает фирмы, желающие  достичь конкурентного преимущества на рынке какой-нибудь конкретной страны, принимать во внимание культурные ценности, народные традиции, привычки людей.

В конкурентной экономической системе для выживания  и роста фирмы ее руководству  требуется точное описание поведения  потребителя: как он покупает, почему покупает, где покупает и, конечно, что  именно покупает. Поэтому современным  менеджерам необходимо знать, кто является их клиентами, и почему эти люди выбирают именно их продукты, а не продукты конкурентов. Ориентация на потребителя является следствием принятия фирмой концепции  маркетинга, являющейся философией бизнес-компании и построенной на четырех главных предпосылках:

 Успех  любой фирмы зависит, прежде  всего, от потребителя, от того, захочет ли он что-нибудь купить  и оплатить покупку. 

 Фирма  должна знать о потребностях  покупателей, предпочтительно - задолго  до начала производства, а в  случае высокотехнологических отраслей - задолго до планирования производства.

 Потребности  покупателей должны постоянно  отслеживаться и анализироваться  таким образом, чтобы по позициям "продукт" и "развитие  рынка" фирма всегда опережала  своих конкурентов. 

 Менеджеры  высшего звена должны добиваться  интеграции всех компонентов  маркетинговой стратегии (т. е.  четырех факторов маркетингового  комплекса: усовершенствования продукта, назначения цены, размещения продукта  и его продвижения) в единый  стратегический план, основанный  на понимании поведения потребителя. 

В первой части  курсовой работы были рассмотрены основные теоретические понятия, широко раскрыты психилогические и этнические аспекты поведения покупателей.

Во второй части  курсовой  дана краткая характеристика предприятия ПОДО "Онега", а также были проведено исследование влияния этнопсихологических факторов на поведения потребителя. Исследование проводилось в гипермаркете «Гиппо» в городе Минске, целью которого было выяснить, как изменятся продажи чипсов при условии различной упаковки. Были предложены три варианта упаковки и степени информативности о товаре. После были сделаны выводы, на основе которых был проведён анализ и даны рекомендации для ПОДО "Онега".

В третьей  части данной работы - практической, проанализированы полученные результаты, приведены конкретные предложения, в частности было предложено сделать упаковку более «белорусской», что очень актуально, исходя из результатов исследования. Выполнение предложенных рекомендаций повлечет за собой увеличения конкурентоспособности, увеличение продаж и популярности бренда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Акулич И.Л. Основы маркетинга, - Мн.: Вышэйшая школа, 2009. – 236 с.

2. Алексеев А.А. Определение удовлетворенности потребителей свойствами товара при выведении новых товаров на рынок или модернизации старых // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1997. — N 3.

3. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1999. – С.47-49

4. Емельянова С.М. Сегментация как средство конкурентной борьбы.// Маркетинг и маркетинговые исследования, № 6, 2003

5. Заикин А. Как создать сильный брэнд // Маркетинг. — 2001. — № 2. Нестюк Т.Ф. Поведение потребителя, - Мн.: Книжный дом, 2004. – 695с.

6 . Зуева О.В. Поведение потребителя, - Мн.: Новое время, 2004. – 221с.

7. Карпов А.В. Процессы принятия решения в регуляции деятельности // Психологический журнал. — 1991. — Т 12.

8. Михалев О. Моделирование потребительского поведения // Маркетинг. — 1995. — №3.

9. Яковлев В.В. Прикладной маркетинг, - СПб.:Питер, 2009. – 396с

10. Ходаков А. И. Психология успешных продаж. — СПб., 2005.

11. Секерин В., Секерин Д. Требования потребителей и маркетинг // Маркетинг. — 2007. — N 4.

12. Сергеева А.Г., Леонова О.М. Продовольственная безопасность Республики Беларусь с учетом тенденций развития пищевой промышленности // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2009. №7. с. 58 – 63.

13. Гантер Б., Фернхам  А.  Типы потребителей. Введение в психографику. — СПб.: Питер, 2001.

14. Хартман Е. Ассортиментная политика предприятия в маркетинговой концепции // Маркетинг. Реклама. Сбыт. август 2006. №8 (20). с. 55 – 67.

15. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. -  М.: ИНФРА – М, 2010. – 672 с. – (Серия «Высшее образование»).

16. Черник Н.Ю. Товарная политика предприятия: Учеб. пособие / Черник Н.Ю.. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 278 с.

17. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х.; Под общ. Ред. Багиева Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов /. ОАО «Издательство «Экономика»», 2008. – 703 с.

18. Ассортимент производимой продукции ПОДО "Онега" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.onega.by/assortment/onega/onion/ Дата доступа: 08.05.2012.

19. Брэндинг ПОДО "Онега" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://marketing.by/main/market/company_news/0011569/ Дата доступа: 09.05.2012.

20. Маркетинг [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/marketing Дата доступа: 10.05.2012.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Образец анкеты

 

Уважаемый участник опроса!

Убедительно прошу Вас уделить  немного внимания данной анкете и  ответить на несколько несложных  вопросов. Цель состоит в разработке учебной маркетинговой стратегии  для ПОДО "Онега", а также выявление важных факторов, которые влияют на Вас при покупке. Прошу отвечать искренне.

Заранее благодарю Вас.

АНКЕТА

  1. Покупаете ли Вы чипсы "Онега"?
    • Да
    • Нет
  1. Какие факторы привлекают Ваше внимание, а также оказывают влияние на приобретение чипсов "Онега"?
    • Цена
    • Качественный состав
    • Известность бренда
    • Упаковка
    • Другое 

__________________________________________________________

  1. Как часто Вы покупаете чипсы "Онега"?
    • Каждый день
    • 1 раз в неделю
    • 1 раз в месяц
    • Свой вариант

__________________________________________________________

4. Устраивает ли Вас уровень  цен на чипсы "Онега"?

    • Да
    • Нет

5. Вы бы покупали чипсы, если  бы цена на них незначительно увеличилась?

    • Да
    • Нет
    • Не знаю

6. Устраивает ли Вас качество  чипсов "Онега"?

    • Да
    • Нет

7. Считаете ли Вы, что необходимо  улучшить качество чипсов "Онега"?

    • Да
    • Нет
    • Не задумывалась(ся)

8. Устраивает ли Вас упаковка  чипсов "Онега"?

    • Да
    • Нет
    • Не совсем

9. Как бы Вы хотели изменить  упаковку чипсов "Онега"?

    • Сделать её более яркой
    • Сделать её более удобной при открывании
    • Увеличить её объём 
    • Не хотел (а) бы изменить
    • Свой вариант

__________________________________________________________

10. Какие по Вашему недостатки характерны для чипсов "Онега"?

    • Не имеют никаких недостатков, всё устраивает
    • Имеют невыраженный вкус добавок
    • Слишком сухие, жесткие
    • Недостаточное разнообразие разновидностей
    • Слишком простая упаковка
    • Свой вариант

Информация о работе Этнопсихологические аспекты потребительского поведения