Экспортный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Процессы глобализации набирают темп и уже активно развиваются в России. Очень долгое время экономика России была практически закрытой. Поэтому большинство наших компаний не имеют опыта работы на внешнем рынке. Но компания, предпочитающая работать исключительно на внутреннем рынке, рано или поздно потеряет его. Она станет жертвой сильных иностранных конкурентов.

Вложенные файлы: 1 файл

Экспортный маркетинг.docx

— 205.41 Кб (Скачать файл)

Введение

Процессы глобализации набирают темп и уже активно развиваются  в России. Очень долгое время экономика  России была практически закрытой. Поэтому большинство наших компаний не имеют опыта работы на внешнем  рынке. Но компания, предпочитающая работать исключительно на внутреннем рынке, рано или поздно потеряет его. Она  станет жертвой сильных иностранных  конкурентов.

Сегодня некоторые компании предпринимают попытки выхода на Внешние рынки. Остальных отпугивают тарифы, языковые проблемы, культурные различия, риски, связанные с возможной  девальвацией или изменением курса  и взяточничество чиновников.

При выходе на внешний рынок  и его освоении компания проходит следующие стадии:

· пробный экспорт;

· экстенсивные экспортные продажи;

· интенсивные экспортные продажи;

· экспортный маркетинг;

· международный маркетинг.

Единицы из множества российских компаний добрались до верхней ступени  эволюции – международного маркетинга. Основная масса фирм, действующих  на внешнем рынке, осваивает первые четыре. Поэтому особенно актуально  рассмотрение этих стадий, тем более  что литературы, рассматривающей  вопросы международного маркетинга, достаточное количество.А вопросы  конкретно экспортного маркетинга освещаются не часто.

В данной работе рассматриваются  теоретические положения экспортного  маркетинга, а также пример его  планирования финской фирмой АО Виентипуу.

Глава 1. Теоретические  положения экспортного маркетинга

1.1. Сущность экспортного  маркетинга

Западный опыт маркетинга свидетельствует о том, что практически  все компании весьма неохотно выходят  на внешние рынки, предпочитают заниматься «домашним» маркетингом. Осуществление  производственной и сбытовой деятельности на иностранном рынке, как правило,связано  с необходимостью изучения чужого языка, привычек, традиций и потребностей потребителей. Владелец товара постоянно  сталкивается с политической неопределенностью, экономической нестабильностью, а  также с потребностями приспосабливать  свой товар под непривычные потребительские  нужды иностранных потребителей. Все эти проблемы помимо дополнительных хлопот для производителя или  сбытовика связаны с увеличением  расходов, что закономерно снижает  коммерческий эффект внешнеэкономической  деятельности.

Вместе с тем практика внешнеэкономической деятельности любой фирмы свидетельствует  о том, что,несмотря на указанные  трудности, предприниматели стараются  занять определенные ниши мирового рынка  товаров и услуг. Это стремление связано с действием ряда политических и экономических факторов: ослаблением  маркетинговых возможностей или  изменение конъюнктуры на внутреннем рынке (снижение темпов экономического роста, высокие налоги, государственная  поддержка внешнеэкономической  экспансии государством), а также  появление новых рыночных возможностей /5/. А, преодолев пределы национального  рынка, компания освобождается от своей  прежней зависимости от внешнего рынка. Все это создает необходимость  и возможность осуществления  корпорациями выхода на рынки других государств.

Для российских субъектов  хозяйствования выход на мировые  рынки является в настоящее время  одной из стратегических задач, и  решить ее возможно лишь при соблюдении определенных правил изучения маркетинговой  среды в конкретной стране, соблюдении определенной последовательности в  планировании внешнеторговых операций.Некоторые  проблемы маркетинга, не вызывающие каких-либо сложностей во внутренней торговле, например, бартерные сделки, требуют уже  более детального изучения во внешней  торговле.

Под экспортным маркетингом  понимают попытку реализации продукции  в другой стране, отличающейся от продаж на внутреннем рынке: условиями сбыта, деловыми обычаями,национальными традициями, валютой, особенностями социально-культурной среды,т.е. попытка компании расширить  границы национальных рынков сбыта. Экспортный маркетинг – это маркетинг  товаров и услуг за пределами  национальных границ /6/.

Теория маркетинга утверждает, что каждый товар имеет жизненный  цикл, периоды его существования:разработка товара, выведение на рынок, этап роста  сбыта, зрелость товар и,наконец, падение  сбыта. Поэтому основным требованием  в маркетинговой деятельности является постоянное обновление продукции в  соответствии с изменяющимися потребностями  клиентов. В любой данный момент каждая компания должна иметь в серийном производстве товар, идущий на смену  предыдущему,выводить новое изделие  в нужное время с таким расчетом, чтобы кривая сбыта товаров данной фирмы находилась в стабильном или  возвышающемся режиме.

В экспортном маркетинге точно  также ключевой категорией является соответственно международный цикл продукции. Вместе с тем жизненный  цикл экспортного товара обладает некоторыми особенностями.

Активное усиление экспорта начинается обычно, когда новый товар, созданный в стране, уже приносит фирме значительные прибыли благодаря  завоеванию существенной доли внутреннего  рынка и развитой инфраструктуре. В это время продукт еще  выступает на международном рынке  как новый товар. На этом этапе  проникновение на рынок других государств не связано с большими трудностями.

На стадии, когда данный товар становится для внешнего рынка  стандартным, начинается международная  конкуренция. Приобретая опыт производства, и часто имея при этом более  низкую себестоимость продукта, иностранные  производители также получают шансы  на экспорт своего продукта и могут  начать прямую борьбу с инициатором  производства продукта сначала на внешнем, а потом и на его собственном  внутреннем рынке. В этой связи перед  экспортером стоит задача постоянно  иметь наготове для выведения  на экспорт товар, еще не дошедший до стадии международной конкуренции.

В любом случае при подготовке экспортной номенклатуры экспортер  должен избрать определенную стратегию. Это может быть концентрическая  стратегия, когда предполагаемые к  экспорту новые товары в технологическом  и рыночном плане уже созвучны уже экспортируемым; также может  быть и горизонтальная стратегия  новый товар по существу продолжает уже реализуемый ассортимент  и не требует от производителя  серьезных технологических перемен. В любом случае в целях минимизации  коммерческого риска и расширения сегментов в перспективе в  международной практике принято  выпускать не один продукт, а несколько  однотипных продуктов с различными параметрами.

Конкурентоспособность экспортного  товара на первых стадиях международного жизненного цикла определяется преимущественно  так называемыми жесткими потребительскими качествами. Они описывают важнейшие  функции товара и связанные с  ним основные характеристики, заданные в том числе конструктивными  и технико-технологическими принципами, использованными при производстве товара и определяющие мощность,производительность и т.п., а также цену потребления.

На стадии зрелости экспортного  товара по мере возникновения международной  конкуренции, ведущей к выравниванию жестких параметров, на первый план выдвигаются «мягкие»потребительские  качества, характеризующие гуманистические, эстетические,эргономические свойства товаров. Однако наиболее удачным будет  вариант, когда экспортер еще  на первых порах своей коммерческой активности с уважением отнесется  к ним.

Важным положением маркетинга по отношению к экспортируемой продукции  должна быть сертификация системы мер  и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции  требованиям международных стандартов, рекомендаций и иных документов,действующих  на мировом рынке и в конкретной стране-импортере (чтобы преодолеть существующие там нетарифные, технические  барьеры (или в стране-экспортере) при проведении самосертификации). В последнем случае владелец продукции,самостоятельно осуществляя сертификацию, обязан гарантировать: точное и полное соблюдение требований к изделию, предъявляемых договорами и другими документами; высокий  уровень системы комплексных  испытаний и контроля качества от сырья до упаковки и маркировки товара; ответственность (в том числе  и юридическую) изготовителя за качество сертификации и достоверность сертификационных удостоверений; доступность для  покупателей информации о методах  испытаний, системе контроля и качества, а также возможность посещения  предприятия и наблюдения за процессом  сертификации.

Однако наивысшим уровнем  гарантирования качества продукции  на внешнем рынке считается проведение сертификации третьей стороной, которая  не имеет отношения ни к производству, ни к сбыту данного товара. Преимуществом  независимой сертификации является ее обособленность от заинтересованных сторон, а также возможность соблюдения единообразия требований к изделиям и к системе контроля качества.

Экспортер при осуществлении  своих внешнеторговых операций должен сознавать, что всякий акт, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, считается недобросовестной конкуренцией. Это влечет за собой  возмещение потерпевшей стороне  как материальных, так и моральных  убытков.

Поэтому в международной  торговой практике ряд действий участников коммерческой деятельности подлежат запрету:

· действия, способные каким-либо образом вызвать путаницу в отношении  предприятия, товаров, производственной или сбытовой деятельности конкурирующей  фирмы;

· ложная реклама, заявления  или утверждения при осуществлении  коммерческой деятельности, могущие  дискредитировать предприятия, товары, промышленную или торговую деятельность конкурентов;

· указания или утверждения,использование  которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести в заблуждение  общественность относительно характера, способа изготовления,свойств, пригодности  к применению или количества товара, а также его изготовителя (заимствование  товарного знака, имитация чужих  изделий и т.п.).

Незнание всех этих моментов международной торговой практики не освобождает от ответственности  за противоправное действие. Это в  полной мере относится к актам  недобросовестной конкуренции /5/.

Довольно часто фирма,используя  успешно действующую маркетинговую  концепцию в своей стране, пытается применить аналогичную схему  и на зарубежных рынках. Однако в  силу национальных особенностей различных  стран такой перенос может  стать невозможным, и тогда службе маркетинга компании придется задаться вопросом: “Можем ли мы стандартизировать  нашу маркетинговую концепцию для  всего мира, или мы должны произвести в ней небольшие изменения, а  может быть, при выходе на внешний  рынок мы должны создавать совершенно новую маркетинговую концепцию?”  Очевидно, что руководство компании предпочло бы использовать стандартизированную  маркетинговую концепцию как  наиболее экономичную. Хорошо известно, что стандартизация маркетинговой  концепции обеспечивает следующие  безусловные преимущества:

· снижение затрат на производство и продвижение продукции;

· удлинение жизненного цикла  товара;

· распределение риска  между разными рынками;

· распределение затрат на НИОКР на больший объем производства;

· усиление конкурентных преимуществ  компании в результате разработки недифференцированных ценовой и рекламной стратегий  фирмы для различных страновых  рынков.

Однако, несмотря на преимущества стандартизации, многие национальные компании при выходе на внешний рынок  считают необходимым модифицировать свою маркетинговую концепцию, или  даже создавать абсолютно новую  концепцию маркетинга для зарубежных рынков. При этом количество вносимых в маркетинговую деятельность на внешних рынках изменений увязывается  с типом экспортируемой продукции (потребительские или инвестиционные товары), особенностями маркетинговой  среды, а также планируемой руководством фирмы степени интенсивности  проникновения на данный рынок /6/.

1.2. Специфика экспортного  маркетинга

Маркетинговая деятельность на внутреннем и маркетинговая деятельность на международном рынке не имеют  принципиальных отличий. Экспортная маркетинговая  деятельность не предполагает использования  каких-либо новых функций маркетинга. Постановка маркетинговых задач, выбор  целевых рынков, позиционирование продукции,разработка комплекса маркетинга и проведение контроля маркетинговой деятельности — все эти фундаментальные  требования сохраняют актуальность и в работе фирмы за рубежом. Совершенно очевидно, что не может быть эффективного международного маркетинга на том предприятии, которое не будет соблюдать основных маркетинговых принципов в работе на внутреннем рынке. Однако следует  помнить, что определенная специфика, порождаемая особенностями функционирования внешних рынков и условиями маркетинговой  деятельности на них, придает экспортному  маркетингу черты, которые обязаны  учитывать национальные компании.В  общем, виде это следующее:

1. Необходимость наличия  внутренних ресурсов и внутренней  готовности заниматься экспортной  деятельностью.Большинство предприятий  в России всё время работали  на внутренний рынок. И первые  попытки выйти на внешний рынок  для многих из них оказывались  неудачными,так как большая часть  заводских служб не была готова  к работе с новыми рынками/2/.

2. Для успешной маркетинговой  деятельности на внешних рынках  приходится прилагать более значительные  и целенаправленные усилия, более  последовательно соблюдать принципы  маркетинга,использовать маркетинговые  приемы, методы, процедуры, чем это  требуется на внутреннем рынке.  Как правило, внешние рынки  предъявляют не только высокие,  но и особые требования к  предлагаемым на них товарам,  их сервису, рекламе. Это связано  как со спецификой спроса отдельных  страновых рынков, так и с уровнем  конкурентной борьбы.

Информация о работе Экспортный маркетинг