Экономические учения К.Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии. Карл Маркс родился в Германии, там же получил философское образование, однако большая часть его самостоятельной жизни прошла в эмиграции: сначала во Франции и Бельгии, затем – в Англии, где он жил и работал с 1849 года.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Вопросы модуля «Общие основы экономического развития общества»

5. Экономическое учение К.Маркса.

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии. Карл Маркс  родился в Германии, там же получил философское образование, однако большая часть его самостоятельной жизни прошла в эмиграции: сначала во Франции и Бельгии, затем – в Англии, где он жил и работал с 1849 года.

Идеи Маркса оказали мощное воздействие  на многие области обществознания –  историю, социологию, политологию, политическую экономию.

На основе этих идей формировались  влиятельные политические партии и  общественные движения, оказавшие заметное влияние на историю XX века. В Советском Союзе упрощенная версия марксизма использовалась в качестве основы государственной идеологии, в Китае она выполняет эту роль и поныне.

Для Маркса экономическая теория никогда  не была самоцелью. Он обратился к  ней как социальный философ, искавший в экономике пружины общественного  развития.

Это случилось в 40-е годы XIX века, когда классическая политическая экономия была синонимом экономической науки, хотя высшая точка в ее развитии уже миновала, и тон в ней задавали эпигоны. Маркс не был удовлетворен тем, что нашел в экономической литературе, это и подтолкнуло его к собственным политико-экономическим исследованиям.

Свою теорию он рассматривал как  альтернативу классической школе, однако в исторической ретроспективе именно марксизм оказался наиболее последовательным хранителем ее интеллектуальной традиции в XX века.

Сочетание преемственности и самобытности в экономической мысли Маркса отразило главную особенность ее происхождения: она сформировалась как синтез политической экономии Д. Рикардо и философии Г. Гегеля.

В своем представлении об экономике  как объекте познания Маркс следовал за Рикардо; в своем подходе к осмыслению этого объекта он руководствовался методом Гегеля.

Основу теории составляют схемы воспроизводства – абстрактные теоретические модели, построенные на целом ряде упрощающих предпосылок.

В самом способе определения стоимости заключается первая принципиальная особенность теории К. Маркса.

Стоимость товара  распадается, по Марксу, на три части, из которых только одна имеет прямой эквивалент в формуле цены Смита:

 

q= с + v + т

 

где с – затраты постоянного капитала, соответствующие затратам средств производства, израсходованным при производстве данного товара;

v – затраты переменного капитала, соответствующие затратам на заработную плату рабочих;

т – прибавочная стоимость, составляющая конечный доход самих капиталистов.

В то время как стандартное  деление капитала на основной и оборотный связано со способом возмещения капитальных затрат в цене продукта.

В рамках экономической  теории К. Маркса деление капитала на постоянный и переменный вытекает из его теории прибавочной стоимости.

Постоянный капитал – это часть капитала, стоимость которого воспроизводится в цене продукта в неизменной величине  – речь идет о капитальных затратах на средства производства, будь то оборудование  или сырье и материалы.

Переменный капитал – это часть капитала, авансируемая для найма рабочей силы; именно эта часть капитала вовлекает в производство живой труд рабочих – источник всей вновь создаваемой стоимости, и тем самым обеспечивает не только покрытие соответствующих капитальных затрат, но и приращение первоначальной капитальной стоимости.

Таким образом, для стандартного капитала в сфере производства  будет  справедливо следующее соотношение:

 

Рис. 1 Структура капитала

 

Во-вторых, экономика разделена на два сектора: производство средств производства  и производство предметов потребления, в рамках которых создается весь общественный продукт. Таким образом, стоимость общественного продукта может быть представлена как сумма стоимости продуктов двух подразделений:

 

Q1=C+ V+ М1

Q= C2+V+ M2

 

В-третьих, Маркс лишь в особо важных для него случаях проводит различие между авансированным капиталом  и потребляемым капиталом.

Как правило, он исходит из предположения, что годовые затраты постоянного и переменного капитала совпадают по величине с их запасом по состоянию на начало соответствующего периода.

Главной темой исследования Маркса было накопление капитала, так что абстракция простого воспроизводства была для него не более чем промежуточным логическим этапом на пути к более важной цели – анализу расширенного воспроизводства.

Однако выигрывая в реалистичности, схема расширенного воспроизводства  заметно уступает в наглядности. Здесь нет четкой увязки между  подразделениями и видами доходов: прибавочная стоимость обменивается на продукцию обоих подразделений, а чистый продукт охватывает не только фонд потребления, но и фонд накопления.

В теориях прибавочной стоимости, воспроизводства и в целом  в первых двух томах «Капитала» Маркс исходил из предпосылки, что каждая единица усредненного рабочего времени создает равную величину прибавочной стоимости, независимо от сферы производства.

В то же время он разделял общее  убеждение в том, что рыночная конкуренция ведет к усреднению норм прибыли между отраслями.

Оба эти условия могут выполняться  одновременно только при допущении, что соотношение затрат на заработную плату и прочих капитальных затрат  также едино во всех сферах экономики. Однако такое допущение заведомо нереалистично. В I томе «Капитала» Маркс ограничился констатацией важности проблемы и обещанием обстоятельно рассмотреть ее позднее, в третьей книге своего сочинения.

Решение проблемы, предложенное Марксом  в III томе «Капитала», вытекало из общей логики его анализа капитализма: первоначальным объектом такого анализа была лишь базовая структура общества–отношения между основными его классами, и лишь на последующих этапах рассмотрение переходило на более конкретные уровни, в частности включало в свою орбиту внутреннюю структуру капитала и, соответственно, отношения внутри класса капиталистов.

Кризисы перепроизводства – одно из самых ярких свидетельств противоречивости капитализма – не могли не привлечь пристально го внимания Маркса. Постоянство, с которым они повторялись  в се редине XIX века, и социальные потрясения, которыми они сопровождались, служили для Маркса свидетельством того, что капитализм как носитель общественного прогресса себя исчерпал, и эпоха его господства подходит к концу.

Анализ различных аспектов экономических  кризисов можно найти во многих работах Маркса, в том числе во всех томах «Капитала».

Хотя эти разбросанные фрагменты  так и остались, по выражению И. Шумпетера, «ненаписанной главой» в теоретическом наследии Маркса, впоследствии они стали отправной точкой для многих исследователей темы экономических кризисов и циклов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вопросы модуля «Основы теории микроэкономики»

5. Маркетинг: сущность, функции и принципы

Ма́рке́тинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли.

Принципы маркетинга

В маркетинге принято  соблюдение следующих пяти основных принципов:

  1. производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
  2. полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
  3. присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной продажи продукции;
  4. постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
  5. единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.

Функции, понятия  и цели маркетинга

Обычно содержание маркетинга отождествляют со сбытом и его  стимулированием, рекламой. Однако, фактически, сбыт является одной из функций маркетинга и часто не самой существенной. Если фирма хорошо поработала над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы распределения и эффективного стимулирования, то такие товары уже не будут иметь проблем со сбытом, если только фирма не действует на высококонкурентном рынке. Как утверждают классики теории управления, в идеале, цель маркетинга такова:

"Один из ведущих  теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, говорит об этом так: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

— «Основы маркетинга», Филип Котлер.

Все это не означает, что  усилия по сбыту и его стимулированию теряют значение. Эти функции становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга» (marketing mix), то есть набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок. В целом маркетинг — это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку.

Маркетинговые функции  формируют следующие понятия: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок.

Исходной идеей, лежащей  в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.

Нужда — чувство нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны, однако в целом их количество конечно, в отличие от потребностей. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; личные нужды в знаниях и самовыражении. Большинство этих нужд определяются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя неудовлетворенным и стремится либо найти объект, способный удовлетворить нужду, либо попытаться заглушить её.

Второй исходной идеей  маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Например, пожилому человеку потребность в общении может возместить телевизор, для молодёжи — дискотека. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу конкретного общества или социальной группы.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.

Продавцы часто путают потребности с нуждами. Производитель буровых долот может считать, что потребителю нужно именно его долото, в то время как на самом деле потребителю нужна скважина. При появлении другой модели, которая сможет пробурить скважину лучше и дешевле, у потребителя появится новая потребность (в товаре-новинке), хотя нужда остаётся прежней.

Потребности людей практически  безграничны, но человек приобретает  только те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение при  минимальных стоимостных, временны́х, информационных издержках.

Спрос — это потребность, подкреплённая покупательной способностью.

Нетрудно перечислить  запросы конкретного общества в  конкретный момент времени, при этом общество могло бы планировать объёмы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Примерно так и происходило с планированием производства в СССР. Однако запросы — показатель неустойчивый. Людям надоедают вещи, которые сейчас в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. В 90-х в моду вошли пуховики, ради которых люди отказались от ранее используемой одежды, затем также отказались от пуховиков.

Смена выбора может оказаться  и результатом изменения цен или уровня доходов. Человек обычно выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

Товар — всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Информация о работе Экономические учения К.Маркса