Формирование и структура национальной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:25, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.

Содержание

Введение 4
1. Возникновение, сущность и принципы налогообложения 6
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения. Классификация налогов 6
1.2 Роль (функции) налогов в формировании рынков государства. Налоги как инструмент бюджетного регулирования 11
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и задачи. 14
2.1 Правовая основа и задачи налоговой системы в Республике Беларусь 14
2.2 Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь 16
2.3 Проблемы налогообложения в Республике Беларусь 21
2.4 Налоговый потенциал в Республике Беларусь 23
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложения 36

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система РБ.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

       Итак, налогообложение — это система  распределения доходов между  юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в  бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона [12, с.75] .

 

1.2 Роль (функции) налогов  в формировании  рынков государства. Налоги как инструмент бюджетного регулирования

 

       Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов [12, с.67]

       Налоги выполняют следующие функции:

       Фискальная  функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах,  необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

       Регулирующая  функция - государственное регулирование  экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

       Распределительная функция налоговой системы проявляется  в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

       Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая  «труднонастраиваемая»  функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

       Контрольная  функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

       Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

       Социальная  функция – поддержание  социального  равновесия путём  изменения  соотношения  между  доходами  отдельных социальных  групп  с  целью  сглаживания  неравенства  между  ними [17, с.69].

       Социальная функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

       Социальная  функция налоговой системы требует  детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям.

       Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых  поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

       При  помощи налогов можно  поощрять или  сдерживать определенные виды деятельности (повышая  или  понижая  налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых  льгот отраслям  промышленности или отдельным  предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем [8, с.21].           

 

2. Налоговая система  Республики Беларусь, ее источники и задачи.

2.1 Правовая основа  и задачи налоговой системы в Республике Беларусь

 

       Налоговая система государства формирует  на первой основе, в Республике Беларусь правовую основу обеспечивают: 

  • Конституция  Республики Беларусь, в которой закреплены основные нормы, обязывающие граждан платить налоги, и права государства в области налогообложения (право законодательной инициативы, право распределение поступлений от налогов и др.);
  • специальное налоговое законодательство, определяющее общие для всех налогов правила и нормы и регулирующее учреждение и порядок взимания каждого налога (Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на прибыль предприятий, объединений, организаций», «О налогах за пользование природными ресурсами (экологический налог)», «О налоге на недвижимость», «О подоходном налоге с граждан» и др.);
  • нормативные активы исполнительной власти, регулирующие  налоговые отношения в тех целях и объемах, которые предписаны для них налоговым законодательством.

       Налоговая система, учитывая особенности экономического и политического положения республики, призвана способствовать решению важнейших задач:

  • замедлению темпов инфляции;
  • прекращению экономического спада, достижению устойчивого быстрого роста производства;
  • сокращению дефицита государственного бюджета;
  • приватизация государственной собственности;
  • развитию предпринимательства, малого бизнеса, фермерства;
  • рациональному использованию производственных ресурсов, являющихся общественным достоянием;
  • привлечению иностранного капитала в отечественную экономику и скорейшему вовлечению республики в равноправные мирохозяйственные связи;
  • финансовому обеспечению всех сфер деятельности государства, в том числе и тех, которые ранее относились к ведению союзного бюджета (оборона, внешняя торговля, внешняя политика);
  • обеспечение народного хозяйства топливно-сырьевыми ресурсами, коренной структурной перестройке народного хозяйства в направлении увеличения наукоемких отраслей, снижение ресурсоемкости производства, повышения; самообеспечения республики, увеличения экспортоориентированных производств;
  • направлению огромных средств на ликвидацию или смягчению последствий аварии на ЧАЭС;
  • перепрофилированию предприятий оборонного комплекса на выпуск продукции гражданского назначения, и прежде всего товаров народного потребления;
  • созданию дополнительных рабочих мест с учетом высвобождения рабочей силы по мере развития рыночных отношений, а также сокращения армии [8, с.21].

       Налогообложение используется государством страны для  воздействия на циклическое развитие экономики; борьбы с инфляцией; создания производственной и социальной инфраструктуры; реализации военных программ; смягчения социальных конфликтов и т.п. Но основной задачей и целью налоговой политики государства является обеспечение доходов бюджета, стимулирование (или ограничение) предпринимательской деятельности, общее регулирование доходов в стране.

 

2.2 Главные источники  налогового поступления  в госбюджет Республики Беларусь

 

       В налоговых поступлениях госбюджета Беларуси налог на добавленную стоимость  занимает первое место. Наряду с акцизами НДС введен вместо налога с оборота, последний был ориентирован на применение фиксированных розничных и оптовых цен. Устанавливавшиеся в административном порядке ставки налога с оборота зачастую использовались для поддержания на определенном уровне рентабельности производителей (причем часто индивидуального для отдельных предприятий).  Это вело к перераспределению средств от предприятий, работающих лучше к работающим хуже. Налог уплачивался в бюджет для реализации продукции, хотя иногда продукция е находила сбыта (например, была некачественной). Возникали проблемы с распределением полученных сумм по территориям.

       Устранить недостатки налога с оборота позволил налог на добавленную стоимость.

       При исчислении налога на добавленную стоимость  руководствуются Законом Республики Беларусь от 19.12.91г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» с изменениями и дополнениями, Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 16 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» в новой редакции от 05.09.2005г. [5, с.12-13]. Его объектом является стоимость, добавленная предприятием (как в сфере производства, так и в сфере обращения) к стоимости  сырья, материалов, используемых при производстве и реализации продукции и товаров, выполнении работ и оказании услуг. Другими словами, добавленная стоимость определяется исходя из суммы, полученной за производственные товары, выполненные услуги, за вычетом материальных затрат на производство этой продукции. Автоматизация основных фондов в состав материальных затрат не включается. Налог на добавленную стоимость – это налог на условно чистую продукцию. Сумма налога на добавленную стоимость включается в отпускную  цену товара.

       Не  облагается налогом на добавленную стоимость продукция,  реализуемая за пределы Республики Беларусь, за исключением банковских, страховых и финансовых услуг, а также товарообменных (бартерных) операций, кроме предназначенных для производственных целей и обновления основных фондов.

       Налог на добавленную стоимость распределяется между республиканским и местным  бюджетами по нормативам, дифференцированным по территориям. Это обусловлено  различиями в уровне социально-экономического развития регионов, необходимостью обеспечения  финансовыми средствами расходов                                                                                             республиканского и местных бюджетов и установления равных условий бюджетного дефицита по областям и г. Минску в силу общей нехватки финансовых ресурсов по республике в целом.

       Не  облагается налогом на добавленную  стоимость продукция,  реализуемая  за пределы Республики Беларусь, за исключением банковских, страховых  и финансовых услуг, а также товарообменных (бартерных) операций, кроме предназначенных для производственных целей и обновления основных фондов.

       Вторым  по удельному весу поступлений в  бюджет Республики Беларусь является налог на прибыль, а точнее целая  группа налогов на доходы и прибыль  предприятий.

Информация о работе Формирование и структура национальной налоговой системы