Финансирование школьного образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить механизмы финансирования школьных учреждений и привлечь материальные средства малого и среднего бизнеса к их финансированию. Отсюда вытекают следующие задачи:
определить основные финансовые поступления школы;
рассмотреть школьные экономические модели;
раскрыть механизм привлечение материальных средств из внебюджетных источников;
выявить возможности развития сотрудничества малого и среднего бизнеса со школьными образовательными учреждениями в городе Казани;

Вложенные файлы: 1 файл

УОО.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2 Привлечения материальных средств малого и среднего бизнеса к финансированию школьных образовательных учреждений в РФ

2.1 Привлечение  материальных средств из внебюджетных источников

 

Механизм деятельности образовательной организации по привлечению внебюджетных средств  не получил должного освещения, что  и является одной из субъективных причин, сдерживающих развитие данного  процесса.

Итак, начиная  любую экономическую деятельность, необходимо решить три основные задачи:

Что делать?

Как делать?

Для кого?

Через анализ решения  учреждением данной триединой задачи постараемся изложить модель привлечения внебюджетных средств.31

В первую очередь  необходимо определиться с набором  деятельности, учесть специфику государственного/муниципального образовательного учреждения, т.е. делаем то, что не финансируется из бюджета, - сверх государственного/муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.32

Деятельность  по привлечению и использованию  внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается:

  • в реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании обучающихся, воспитанников;
  • в осуществлении научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;
  • в обеспечении и обслуживании образовательного процесса.

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.33

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Образовательные услуги:

  • Обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов);
  • Тестирование школьников;
  • Репетиторство;
  • Обучение на курсах по отдельным дисциплинам;
  • Переподготовка и повышение квалификации;
  • Углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;
  • Дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы и др.;
  • Прочие образовательные услуги.

Научная-методическая деятельность:

  • Создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;
  • Выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность  по обеспечению образовательного процесса:

  • Учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг и др.;
  • Предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;
  • Предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;
  • Изготовление товаров народного потребления;
  • Проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок;
  • Долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;
  • Приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.);
  • Вложение денежных средств на депозитные счета;
  • Предоставление ресурсов образовательного учреждения - помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса - в аренду (субаренду), пользование;
  • Взносы юридических и физических лиц - благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.;
  • Выбираются услуги или продукция, для которой имеется потенциал (технологический, человеческий и т.п.).34

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности - учебной, научной и иной.35

К таким факторам относятся:

научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов;

внутренняя нормативная база, наличие полной и отработанной нормативной базы в образовательном учреждении обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней;36

общая политика по отношению к внебюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены такие принципы политики в этой области, как, например, заинтересованность каждого сотрудника в максимизации объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим персоналом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности;

наличие лицензии и ее параметров является необходимым условием для осуществления большинства видов внебюджетной деятельности и, кроме того, определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений для нее: предельный контингент обучающихся, и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельность;

территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его функционирования - демографическая ситуация, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений;

наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания;37

информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в т.ч. дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных, информационных систем, в т.ч. коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне;

библиотечный фонд дает возможность  оказывать услуги по пользованию  своими фондами, ксерокопированию, поддержке  широкого спектра образовательных услуг;

помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду; 38

наличие достаточного количества преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг;

методическая база является источником получения прямых доходов  от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения;

имидж и сотрудничество с  выпускниками образовательного учреждения, уровень общественного признания, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований.39

2.2 Прогнозирование  развития сотрудничества малого  и среднего бизнеса со школьными образовательными учреждениями в городе Казани

 

Ежегодный ремонт, организация питания, обеспечение учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями, поставка мебели и специального оборудования, пошив форменной одежды, предоставление информационно-технологических услуг — вот лишь предельно поверхностный срез и далеко не полный перечень того, чем могут быть полезны образовательным учреждениям современные частные компании.

Чрезвычайно глубоко укоренившееся  и с огромным трудом преодолеваемое представление о среднем образовании как некоем особом пространстве, не имеющем непосредственной связи с реальным миром, позволяет сейчас наблюдать парадоксальную картину: школа, дающая основы знаний будущим строителям и участникам новой экономики, пока еще откровенно сторонится рынка и явно не спешит налаживать с ним серьезные деловые контакты. Тем более что существующая на сегодняшний день законодательная база и не предусматривает развитие подобных контактов: ведь даже при самом что ни на есть активном стремлении школы к нормальному партнерству с бизнесом, ее финансовая несамостоятельность делает такую перспективу очень и очень проблематичной.40

Принцип стопроцентного государственного финансирования среднего образования  по-прежнему ставит школы в полную зависимость от политики региональных администраций и состояния местных бюджетов. Это, кстати, само по себе отнюдь не означает их абсолютной неплатежеспособности в отношениях с частными фирмами: прецедентов организации взаимовыгодных связей между школами и фирмами за последние годы накопилось не так уж мало. К примеру, на сегодняшний день в Казани сумели создать на подведомственной территории такую систему приоритетов, в которой интересы школы и малого бизнеса оказались в равной степени близкими власти и находящимися в зоне ее особого внимания. И в результате, помимо решения вопроса с регулярным получением учителями их зарплат, были устранены проблемы организации питания учащихся и обеспечения школ ИТ-услугами, — эти работы были переданы в ведение частных предприятий, и с их стороны претензий к бюджетной оплате этой деятельности (как, впрочем, и нареканий к ее качеству со стороны потребителей) пока не поступало. 41

По данным Комитета по экономике  и промышленности Казани, городское Управление образования год от года наращивает объемы контрактов, заключаемых с предприятиями малого бизнеса на косметический и капитальный ремонт школ, восстановление и совершенствование систем коммуникаций — естественно, в рамках планомерно увеличивающихся расходов по соответствующей статье муниципального бюджета. И если в 2009 году совокупный объем заказов города частному предпринимательству составлял 2553,6 миллиона рублей, то в 2012 году он вырос почти в два раза и превысил 46% от суммы средств, выделенных муниципалитетом на удовлетворение городских нужд. Доля образовательной сферы в общей сумме этих заказов весьма существенна, что позволяет таким фирмам, как «Рахим», «Алекта», ФСК, «Элита-Строй», «Трент-Т» и другим подрядчикам казанских школ из числа представителей малого бизнеса ежегодно получать прибыль, исчисляемую уже сотнями миллионов рублей.42

В этой связи небезынтересно вспомнить, что действующий Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» обязывает органы федеральной и региональной власти предусматривать резервирование как минимум 15-процентной квоты госзаказа для распределения ее среди субъектов малого предпринимательства на основе конкурсов. На самом же деле, несмотря на постепенную активизацию вовлечения малого бизнеса в выполнение государственных контрактов, к 2012 году его доля в этой деятельности достигла 12–13-процентного максимума в крупных городах, а в целом по стране пока не превышает 8–9%. Причем статистика свидетельствует, что эти общеэкономические показатели вполне отражают ситуацию и в отдельно взятой сфере обеспечения среднего образования.43

Причины, ограничивающие развитие взаимоотношений между школой и  малым бизнесом, вполне очевидны и  ни для кого не являются секретом. И  главная из них в том, что даже при наличии в нашем не слишком  совершенном законодательстве статей, направленных на стимулирование этого развития, механизмы практической реализации этих взаимоотношений отсутствуют. А в таких условиях все рычаги управления контактами между образовательными учреждениями и предпринимательскими структурами остаются в «посреднических» руках чиновников, и каждое подобное решение подвластно их стремлению и способности (или, наоборот, нежеланию и неумению) привлекать частный бизнес к эффективному удовлетворению школьных потребностей. Собственных оценок экономической выгоды государства от создания подобного партнерства ни в России, ни в Казани пока еще нет, но если ориентироваться, скажем, на европейские стандарты, то снижение бюджетных расходов при размещении госзаказов образовательной отрасли в среде малого бизнеса на конкурсной основе может достигать 20–25 и более процентов.

Информация о работе Финансирование школьного образования в РФ