Факторы внутренней среды организации и их влияние на стратегию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:55, доклад

Краткое описание

Множество людей, объединённых в различные организации, стремятся достичь поставленной цели. Каждая из организаций имеет свои характеристики. Все организации также имеют общие характеристики: зависимость от внешней среды, ресурсы, миссия и цели, персонал (кадры), структура, культура, технологии и т.д.
Результаты деятельности конкретной организации во многом определяются её внутренними факторами (состоянием, возможностями и поведением). Эти факторы определяют направленность усилий и скоординированную деятельность людей (менеджеров и персонала в целом) для достижения общего желаемого результата. Внутренняя среда каждого предприятия формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Факторы внутренней среды организации и их влияние на стратегию.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Факторы   внутренней   среды   организации   и   их  влияние  на стратегию.

 

 

Множество людей, объединённых в различные  организации, стремятся достичь  поставленной цели. Каждая из организаций  имеет свои характеристики. Все организации  также имеют общие характеристики: зависимость от внешней среды, ресурсы, миссия и цели, персонал (кадры), структура, культура, технологии и т.д.

Результаты  деятельности конкретной организации  во многом определяются её внутренними  факторами (состоянием, возможностями  и поведением). Эти факторы определяют направленность усилий и скоординированную деятельность людей (менеджеров и персонала в целом) для достижения общего желаемого результата. Внутренняя среда каждого предприятия формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

К внутренней среде относят производство, маркетинг, финансы, персонал, миссию и цели организации и другие элементы её структуры.

Миссия  – понятие, отражающее основное предназначение организации в экономике и  обществе. Она даёт ответ на вопрос: какова главная цель организации? Миссию называют философией и смыслом существования организации. Миссия раскрывается целями организации.

Цель –  конечное состояние, желаемый результат  которого стремится достичь организация. Цели формулируются в форме, доступной  для управления процессом их реализации. Чертами и свойствами целей являются: чёткая ориентация на определённый интервал времени, конкретность и измеримость, согласованность с другими целями и ресурсами, адресность и контролируемость.

Все цели делятся  на глобальные и локальные. Глобальные – это общие цели организации, являются фундаментом, миссией компании и её глобальной стратегией. Локальные цели – долговременные цели, подчинённые миссии фирмы. Цели разрабатываются менеджерами высшего звена управления в ходе планирования деятельности организации и доводятся её членам. Этот процесс является эффективным механизмом определения (формулирования) возможного желаемого результата и координирования работ в организации для его достижения. Цели организации дают возможность её членам знать, к чему они должны стремиться в настоящем и будущем.

Структура – логическое взаимоотношение уровней  управления и функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигать  целей предприятия. Она содержит элементы управления, подразделения  обеспечения, подразделения основной деятельности, подразделения обслуживания. Существуют следующие виды основной деятельности: производственная, коммерческая, образовательная, страхование, интеллектуальная, консультативная и др.

Подразделения создаются в организации, как  правило, для выполнения работ в  конкретных функциональных областях, которые осуществляют конкретное подразделение для достижения целей организации в целом. Работа в конкретной функциональной зоне имеет определённую специфику её организации и проведения, а также требует конкретных специальных знаний (например, маркетинг, производство, планирование финансов, обучение кадров и т.п.).

Технология  – это совокупность вполне определённых последовательных операций (действий), производимых над ресурсами в  процессе получения продуктов-товаров. Задачи организации и технология тесно связаны между собой. В том числе выполнение конкретной задачи включает использование конкретной технологии. Технологию можно представить как процесс, с помощью которого исходные материальные ресурсы преобразуются в желаемый продукт.

Ресурсы, как  фактор внутренней среды, связаны с  протекающими в организации процессами. Для их осуществления необходимо иметь все виды ресурсов в таких  количествах, которые обеспечивают решение поставленных перед организацией целей и задач. Особенностью этого фактора является его прямая связь с внешней средой, которая выступает как поставщик всего необходимого. Помимо трудовых, материальных и денежных в их нередко большое место занимают так называемые «неосязаемые» ресурсы, которые могут быть представлены, например, в виде особых знаний или умений, общественной поддержки программ и политики предприятий.

Культура  организации – это система  коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а, следовательно, и на процессы и результаты совместной работы.

Внутренние  факторы определяются самой организацией и могут быть изменены менеджером. Анализ внутренних факторов среды организации производится с целью выявления тех изменений, которые произошли внутри организации в результате реализации её предыдущего стратегического плана. Он позволяет, во-первых, установить недостатки и слабые стороны в уровне её компетенции, структуре, ресурсов, культуре, которые необходимо устранить или по крайней мере ослабить их воздействие на работу предприятия в будущем. Во-вторых, необходимо тщательно изучить, какие сильные стороны организации помогут ей осуществлять дальнейший рост и повышать свою конкурентоспособность. Чаще всего они характеризуются наличием ресурсов, которые отвечают, по крайней мере, трём требованиям: они воплощаются в вещах, которые представляют ценность для потребителей; они должны быть достаточно редкими; их трудно скопировать конкурентам.

Оценку  своих внутренних ресурсов предприятие  может осуществлять разными способами, но чаще всего она производится по функциональным подсистемам, процессам  и результатам.

При первом подходе производится оценка наиболее важных функциональных подсистем организации (например, маркетинга, производства, персонала, финансов, инноваций и т.п.) путём сравнения их показателей с аналогичными подсистемами конкурентов, а также на основе изучения и прогнозирования измерений рынка. Для этого используются не только количественно измеряемые показатели, но и сравнительные данные, отражающие качественные оценки экспертов.

Второй  подход к выявлению факторов внутренней среды организации требует изучения её общих (в первую очередь финансовых) результатов по всем направлениям деятельности и выделения среди них стратегически перспективных и наиболее прибыльных. Для этого анализируются:

- тенденции  в динамике результатов (по  организации в целом и её  бизнес-единицам) для установления  подразделений, имеющих отклонения  в ту или другую сторону от средних данных;

- источники  прибыли (по продуктам, продуктовым  группам, географическим районам,  каналам продаж, методам распределения  и группам клиентов).

Оценка внутренних факторов организации  производится разными методами, но наиболее часто используют методы анализа жизненного цикла продукта, продуктово-портфельной матрицы, матрицы анализа конкурентов и пр. Для оценки изменений во внешней и внутренней среде, которые следует учесть при разработке стратегии, применяется SWOT-анализ. Количественная оценка влияния этих факторов осуществляется на базе балльной экспертной шкалы.

Каждая из школ управления внесла свой вклад в понима­ние различных внутренних переменных, но только развитие систем способствовало созданию концепции организации как целостности, состоящей из взаимозависимых частей.

Внутренние переменные принято  называть социотехническими подсистемами организации, так как они имеют социальный компонент (людей) и технические компоненты (другие внутренние переменные) предприятия, определяющие успех его деятельности.

 

 

Факторы внешней среды организации  и их влияние на стратегию организации.

 

Внешняя среда характеризуется  как совокупность переменных, которые  находятся за границами организации  и не являются сферой непосредственного  воздействия со стороны её менеджмента. Все факторы можно разделить  на две группы – прямого и косвенного воздействия. В среде прямого воздействия представлены организации и люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профсоюзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и др.

В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие  параметры:

• сложность рынка. Определяется рынком способы, темпы и технологию выполнения работ внутри самой организации.

• степень  диверсификации. Характеризует спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий ос стороны предприятия.

• определённость и стабильность. Помогают или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы изменений на данном рынке.

• соотношение  возможностей и угроз на данном рынке, предопределяющее его результирующую оценку для организации.

• характер отношений с другими организациями. Определяет предсказуемость требований и запросов с их стороны, наличие связей, степень зависимости от них.

Важным  фактором внешней среды является конкуренция, которая в современных  условиях приобретает новые черты  благодаря использованию информационных технологий. Конкуренты являются важнейшим фактором внешней среды, определяющим стратегию, цели и задачи предприятия.

Потребители – это один из основных факторов для любого предприятия, так как  именно они определяют какую продукцию  производить и по какой цене её можно продать, что является отражением стратегии предприятия. Именно потребители диктуют условия и определяют курс организации.

В РБ своевременное  обеспечение предприятий ресурсами  является актуальным. Особенно остро  стоят вопросы обеспечения организаций  финансами и качественными трудовыми ресурсами.

Законы  и государственные органы формируют  нормативную базу создания и функционирования предприятий, их фискальную политику. Менеджерам необходимо различать и  учитывать действие законов на уровне республиканских и местных властей.

Экономика включает в себя уровень цен и  тарифов, инфляцию, платёжеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты и другие показатели, без  учитывания которых невозможна успешная реализация стратегии.

К косвенным  факторам относятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые её менеджментом. В их составе политические, экономические, социально-культурные, демографические, экологические, климатические и т.п. Рассмотрение содержания каждой из этих групп позволяет определить силу и возможное направление их воздействия на работу предприятия.

Влияние политических факторов вызывает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в тот или иной сектор экономики.

Экономические факторы оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста ВВП и продукции отрас-лей, оплата труда и его производительность. Рост инфляции сокращает по-купательную способность населения и таким образом на оплачиваемый спрос со стороны потребителей продукции. новые налоги могут привести к перерас-пределению доходов и вызвать неблагоприятные изменения в покупательной способности клиентов организации. Высокий уровень безработицы может быть учтён при разработке кадровой политики организации и т.п.

Анализ демографических факторов производится по показателям подвижности, половозрастного состава населения, коэффициентов смертности и рождаемости, динамики спроса и т.д.

Социально-культурные факторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и  услуг, которые стремятся приобрести люди. Он отражает определённые вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда.

Группа  технологических факторов отражает уровень научно-технического развития в обществе или отрасли и в определённом смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди этих факторов особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях. Всё это в конечном счёте предопределяет способность компании быстрее других применить новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.

Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявляться в виде:

• возможностей, использование которых может  оказать положительное влияние на деятельность организации.

• угроз, характеризующих  такие факторы, которые при их реализации представляют опасность  для организации.

Как угроза нередко расценивается состояние  взаимодействия и деловых отношений  между предприятиями, которые нередко, находясь под контролем со стороны криминала и посредников, вынуждены заключать невыгодные сделки. К этому же приводит преобладание бартера как формы трансакций между предприятиями.

Менеджер, занимаясь анализом состояния внешней  среды, должен анализировать рынки, уровни конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов строится по той же схеме, что и анализ работы собственного предприятия.

Чем более  неопределённой и непредсказуемой  является внешняя среда, тем более  гибкими должны быть планы организации. Для оценки внешней среды предприятия широко применяют метод SWOT-анализа,  на базе которого изучаются сильные и  слабые стороны организации, угрозы и возможности окружающей среды и выявляются пути и способы повышения эффективности работы предприятия, разрабатывается стратегия поведения организации.

Информация о работе Факторы внутренней среды организации и их влияние на стратегию