Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.

Содержание

Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.

Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

Для отбора менеджеров в  Европе все больше и больше используются центры оценки, как один из элементов повторного интервью. Такая технология в России практически неизвестна. В центре оценки кандидаты в основном оцениваются по выполнению ими работы в ролевых играх, типичных рабочих ситуациях или моделях по множеству предопределенных и связанных с работой критериев (навыки, характеристики, способности, качества или компетентность). Эта технология дорогостоящая, так как привлекаются в качестве наблюдателей несколько профессиональных психологов и специалистов по отбору персонала.

Задания, предлагаемые в типичном центре оценки:

“Корзина  с корреспонденцией”  – кандидату предлагается содержимое корзины, соответствующее той работе, на которую он претендует, например, набор отчетов, памяток, записей телефонных звонков, писем и других материалов. От него требуется прореагировать на каждый материал. Например, он должен написать ответы на письма, составить расписание встреч в соответствии с информацией, полученной из корзины. Результаты действий кандидата и весь процесс работы оценивается экспертом.

Групповые дискуссии – группе без лидера предлагается на обсуждение вопрос, по которому следует  прийти к общему групповому решению. Наблюдатели оценивают способности каждого участника общаться, входить в группу, способности к лидерству и личному влиянию.

Деловые игры – участники  должны решить реальную задачу. Обычно в  игре участвуют две  или более команд, которые борются  за долю рынка. Решения могут приниматься по таким вопросам, как способ рекламы, объемы производства и складирования.

Индивидуальные  сообщения (презентации). Испытуемого просят подготовить устное сообщение по заданной теме, при этом оценивается  его умение логически  мыслить и общаться с аудиторией.

Примером  работы центра оценки может служить  ролевая игра, в  которой участники  играют роль менеджера. Менеджер должен сообщить служащему, что тот  не получит повышения  по службе.

В повторном  интервью оговариваются  также условия работы. В этом отношении важны таблицы оплаты труда или тарифные сетки. Определение размера заработной платы по тарифной сетке и другие (“должностные”) льготы являются объектом переговоров.

После повторного интервью и связанных с  ним формальностей  принимается решение о назначении претендента.

Претендент  получает официальное  уведомление в  письменной форме  о том, что он принимается  на работу. В этом письме упомянуты  наиболее важные условия  назначения (период назначения, название должности, должностной  оклад и должностные льготы), обычно с оговоркой относительно результатов медицинского обследования. Медицинское обследование должно завершать процедуру отбора, но не влияет на процесс отбора непосредственно.

Адаптация представляет собой так называемое обучение при вступлении в должность, то есть обучение, необходимое для того, чтобы новый сотрудник смог успешно начать работу, сам процесс будет подробнее рассмотрен далее.

3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность

Использование различных источников набора имеет как преимущества, так и недостатки.

Наиболее  распространенной организационной  формой набора кандидатов являются центры занятости, где осуществляется профессиональный отбор.

В условиях развития рыночных отношений  появились коммерческие агентства по найму, которые вносят свою лепту в поиск работников требуемой квалификации.

В последнее  время достаточно популярным становится отбор кандидатов в высших учебных  заведениях. Этот способ также имеет свои плюсы и минусы.

Обычно, кроме использования консультантов, большинство работодателей прибегают к услугам рекламных агентств.

В данном случае есть свои преимущества и недостатки размещения рекламы о работе в том или ином месте или виде.

Так, внутренняя реклама, в основном, рассчитана на ограниченный круг людей.

Лист  вакансий для внешних  претендентов ставит целью выйти за рамки внутренней рекламы, но не в полной мере достигает этого.

Реклама в прессе предполагает охват более широкого круга кандидатов на вакантные должности. Становится достаточно популярной мерой регулирования рынка труда.

Следует учитывать, что место  для размещения стоит  денег, при этом необходимо привлечь внимание максимального  числа потенциальных  кандидатов и более  полно описать  вакансии.

В правильно  составленной рекламе  или объявлении о появлении вакансии должна содержаться следующая информация:

· название организации и краткое описание ее деятельности;

· содержание работы и обязанности;

· основные пункты профессиональных и личностных характеристик;

· указания, что делать, если объявление заинтересовало.

Применение  методов отбора значительно  отличается в разных европейских странах. Методы, используемые в государственном  и частном секторе, постепенно становятся похожими (особенно когда речь идет о  крупных частных  предприятиях и правительственных учреждениях). Приведенный краткий обзор показывает количество использования некоторых методов на 100 процедур отбора в шести европейских странах.

Так, в Швеции наименее популярна графология, как и в других европейских странах, за исключением Франции, в которой из 100 процедур в 57 случаях используется графологический метод отбора.

В таких  странах, как Франция, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Швеция практически обязательным элементом отбора является заявление (от 83 до 97 случаев  из 100 процедур). В Швейцарии, можно сказать, отказались от этой формальности, где на 100 процедур отбора насчитывается всего 15 заявлений.

Тесты относятся к самому популярному методу отбора персонала, пожалуй, только в Швеции. Достаточно широко они  применяются в Нидерландах и Великобритании (53 и 45 случаев из 100 соответственно).

На  современном этапе  активно во всех странах  используются рекомендательные письма и интервью.

Нельзя  сказать, что частота  использования методов  напрямую связана  с надежностью  метода.

Предпочтение  в использовании  методов отбора может  быть объяснено социальными  и культурными  различиями. Тем не менее, наблюдается  некоторое сходство методов, применяемых  в европейской  практике.

При оценке систем набора и отбора кандидатов главная проблема - эффективность денежных затрат. Большинство методов – дорогостоящие, поэтому риск совершения ошибки побуждает менеджеров не усложнять процедуру.

Когда работодатель решает, что необходимо прибегнуть к набору персонала  извне, необходимо выбрать  наиболее эффективный и подходящий метод набора персонала.

4. Критерии выбора метода отбора кандидатов

Обычно  комбинируют несколько  методов отбора, крайне редко встречается  использование одного какого-то метода. Выбор  методов обусловлен следующими критериями.

Критерии выбора в зависимости от вакансии. Метод группового отбора или оценки практической деятельности может быть использован только для определенных вакансий, например, такой, как менеджер.

Приемлемость  методов и их соответствие. Так, использование метода тестирования интеллектуального уровня может оскорбить человека, до этого уже занимавшего пост руководителя. Менеджеру по персоналу необходимо знать значение ученых степеней и званий, зачастую человек, обладающий степенью доктора наук, уже достаточно компетентен и не обязательно устраивать для него школьные экзамены, которые могут показаться ему как оскорбительными, так и смешными.

Возможность персонала принимать  участие в процессе отбора. Например, психологические тесты могут проводить только те сотрудники, которые специально этому обучены или имеют соответствующую квалификацию и знания. То есть, если организация не располагает таким персоналом и не в состоянии привлечь внешних экспертов, такой метод не следует применять.

Легкость  администрирования. Зачастую проще собрать вместе комиссию из 2 человек для проведения собеседования или интервью, чем собирать комиссию из 6 человек, которые должны будут выделить для этого время и согласовать сроки.

Факторы времени. Иногда вакансии необходимо заполнить в очень короткие сроки.

Точность. Точность выбора увеличивается по мере увеличения числа методов, используемых при отборе.

Стоимость. Один метод может стоить больше, чем другой, и когда выбирается комбинация методов в условиях ограниченных финансовых ресурсов, необходимо учитывать стоимость каждого метода и выяснить, оправдаются ли расходы по отбору. Например, стоимость процесса отбора менеджера должна отличаться от стоимости отбора рабочего.

При использовании в процессе отбора тестов необходимо знать, что тесты следует выбирать с позиции их действенности. Тестирование же характеризуется двумя основными параметрами, показывающими его действенность: эффективностью критериев и действенностью содержания.

Помимо действенности, при выборе теста нельзя забывать о другой важной характеристике – достоверности теста.

Существует  несколько способов оценки стабильности или достоверности  теста. Например, одному и тому же кандидату  предлагается один и  тот же тест в два различных момента времени и результаты сравниваются. Это называется оценкой перетестирования. Во второй раз данному кандидату может быть предложен эквивалентный тест. Это будет называться эквивалентной оценкой.

Другой  способ проверки достоверности  теста – определение его внутренней устойчивости (сопоставление ответов на похожие вопросы, несколько раз встречающиеся в тесте).

Тесты можно классифицировать по тому, оценивают  ли они знания (умственные способности, умственное развитие (IQ)), физические и двигательные возможности, личность и интересы или достижения.

Тестирование  личности, особенно проецированное, –  наиболее трудно в  оценке и применении. Эксперт должен проанализировать интерпретацию или  реакцию испытуемого  и преобразовать  ее в характеристику его личности. Польза от таких тестов при отборе персонала несомненна, поскольку, как известно, от некоторых черт характера (интроверсия) человека зависит успешность выполнения работы.

5. Критерии отбора работников

Какие документы необходимо иметь менеджеру  по персоналу для начала процесса отбора?

· Описание работы.

· Копия рекламы или объявления о вакансии.

· Публикации для кандидатов. Каталог.

· Документы внутреннего контроля. Для того, чтобы дать информацию кандидату, на какой стадии рассмотрения находятся его документы.

· Корреспонденция.

· Информация о предприятии, годовые отчеты, информация о производимой продукции.

Перечень  типовых документов, необходимых кандидату  для приема на работу.

· Заполненный листок по учету кадров.

· Заявление о приеме на работу.

· Трудовая книжка.

· Рекомендательное письмо (характеристика).

· Копия документа об образовании.

· Фотографии.

К. Левис  предложил разделить  критерии отбора работников из кандидатов по следующим  аспектам: организационные критерии, функциональные критерии или критерии департамента, индивидуальные критерии работы.

Помимо  предыдущего анализа  риска систем набора и отбора кандидатов, можно сформулировать определенные критерии для каждой стадии процесса отбора и  набора. В следующем  обзоре кратко представлены эти стадии и связанные с ними критерии.

Однако  отбором персонала  работа менеджера  не завершается, это  в первую очередь, касается процесса гуманизации  трудовой деятельности.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ  4

Тема: Стратегическое управление персоналом.

 

Планирование  человеческих ресурсов и планирование кадров или персонала на предприятии - составная часть стратегического управления.

Прежде  всего, следует определить терминологию стратегического  управления.

Если  рассматривать  планирование персонала и человеческих ресурсов на предприятии изолированно, то оно будет малоэффективным, поскольку на принятие решений по управлению персоналом оказывают влияние такие аспекты управления предприятием, как:

· производственное планирование;

· стратегическое планирование;

· общая политика управления;

· финансовое планирование;

· финансовый менеджмент и т. д.

Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале