Управление каналом сбыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:36, реферат

Краткое описание

Цель данной статьи осветить темную комнату российского маркетинга. В ней чаще всего кроются самые большие резервы увеличения продаж. Название комнаты управление каналом сбыта или просто управление каналом (от англ. channel management ). Внимательно рассмотреть интерьер этой комнаты будет интересно, прежде всего, производителям (как потребительских, так и промышленных товаров), а также дистрибьюторам.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление каналом сбыта.docx

— 621.61 Кб (Скачать файл)

Пример: «На вопрос что для Вас кетчуп?», 60% респондентов, ответило, что слово «кетчуп» это продукт марки «Х». 30% респондентов, ответило, что слово «кетчуп» это продукт марки «У». Это означает, что предприятие, выпускающее бренд «Х» более эффективнее использует коммуникацию с конечным потребителей, чем предприятие, выпускающее продукт «У» 
Самые основные замеряемые параметры бренд-менеджмента, относительно их важности для успешных продаж - «скорость убытия продукта с полки» и «знание торговой марки потребителем» 
Если скорость убытия продукта низкая (и если, маржа не высокая), или ниже конкурентов – закупщик торговой точки старается не покупать данный товар, а если он уже есть – то пытается снять его с полки магазина. 
Если знание торговой марки, к «третей отгрузке» невысокое – потребитель не спрашивает продукт. Если нет спроса на продукт, стоящий на полке магазина – то и параметр «скорость убытия продукта с полки» стремится к 0. Нет «скорости убытия» - нет «третей отгрузки» = крах Бренда на рынке 
 

Глава 2. Составляющие Трейд-Маркетинга

Оптимальный Комплекс Помощи Продажам – есть составляющие маркетинговых мероприятий как  из бренд-менджмента, так и изтрейд-маркетинга, а именно:

Составляющие из торгового маркетинга : 
-Активная Клиентская База (АКБ) 
-Ширина Продуктовой Линейки (ШПЛ) 
-Глубина Продуктовой Линейки (ГПЛ) или Склад или Товарный Запас Торговой точки 
«Орудия управления Составляющими из трейд-маркетинга» : 
-меры, направленные на внедрение мотивацию торговой команды 
- акции по мотивации закупщика в торговых точках 
Оценка эффективности использования « Орудий управления Составляющими из трейд-маркетинга»

Для оценки эффективности, используется следующие виды анализов: 
 

1) пропорции вложенных  денег в стоимость появления  1 SCU (позиции) на полке 
 

Пример: 
В случае, если за появление 1 позиции товара на полке, осуществляется оплата по договору аренды полочного пространства, то это выходит на порядок дороже, чем проведение мотивационной акции для закупщика.

2) Эффективность  донесения информации 
 

Эффективность донесения  информации – соотношение между  количеством клиентов вообще и клиентов-участников акции, а так же соотношение клиентов вообще, клиентов-участников акции  в разрезе различных регионов. 
Пример: 
В городе А -150 торговых точек, в Акции участвуют 100 клиентов. В городе Б –140 торговых точек, но участвуют только 46 клиентов. Учитывая, что экономическая ситуация и прочие параметры в городах А и Б, по изначальным условиям одинаковы, можно сказать, что эффективность донесения информации о проходящей акции в городе Б в 2 раза хуже. 
 

3)  Сравнение планируемых, фактических Показателей

(АКБ,ШПЛ,ГПЛ), а так же показателей прошлых периодов, в которые акции не проводились. 
Данное сравнение (особенно с учётом фактора сезонности), сделанное не только в виде таблиц, но и в графическом виде, даёт наглядное представление об эффективности вложенных денег. Единой Формы сравнений Показателей не существует. Под каждую акцию разрабатывается своя Форма. 
Стандартные Параметры Замера в оси координат время (дни, месяцы, кварталы, года и т.д.) \ числовое выражение (рубли, количество торговых точек, кг, литры) 
-замер изменения с течением времени АКБ,ШПЛ,ГПЛ 
-замер изменения с течением времени выручки 
-замер изменения с течением времени продаж в натуральном выражении 
Самые основные замеряемые параметры в торговом маркетинге, относительно их важности для успешных продаж -Активная Клиентская База, Ширина Продуктовой Линейки, Глубина Продуктовой Линейки. 
Если Активная Клиентская база мала – количество Продукта продаваемого Предприятием – мало. Чем больше клиентов – тем больше продажи. 
Если Ширина Продуктовой Линейки мала – количество выручки – мало. Чем больше различных позиций Вашего Продукта стоит на полке – тем больше Ваша выручка. 
Если Глубина Продуктовой Линейки мала (Продукт раскупают раньше, чем его привозят в торговую точку) и если, товарный запас Вашего Продукта у клиента стремится к 0, то Клиенту, в первую очередь, это говорит о нестабильности поставок Вашего продукта и о низкой квалификации Вашего торгового представителя, который не умеет управлять продажами. Клиент всегда стремится заменить нестабильный Продукт – стабильным. Почему? Потому, что каждый Покупатель, пришедший за покупкой и не сделавший её, по причине отсутствия товара на полке – не только упущенная прибыль, но и потенциальный покупатель в конкурирующей торговой точке.

Глава 3. Оценка эффективности  Продаж.

Итак, после  проведения Комплекса трейд-маркетинговых мероприятий и мероприятий по брендопостроению:

- потребитель знает наш  продукт 
- в торговых точках данный продукт стоит на полке 
- в среднестатистическом магазине товар представлен определённой шириной линейки  
-в среднестатистическом магазине товар имеет определённый запас на складе.

Возникает вопросы: насколько эффективны Продажи  и как их оценить?

Варианты оценки Продаж : 
- I В случае, если продукт, не является в одном регионе более или менее предпочтительнее, чем в другом (Пример: колбаса типа "Русская" с жиром, идёт на "ура" в районах "севера" и практически не пользуется спросом на юге) , имеет смысл, используя данные Госкомстата , а именно оценку численности населения субъектов РФ, рассчитать: 
 

1) Субъект РФ, где  приходится максимальный объём  вашего продукта на душу населения. 
2) Среднестатистический показатель продажи на 1 человека 
 

Пример расчёта 1: 
В Белгородской области проживает Х человек. Продукта, отгруженного всем Клиентам, ведущими бизнес в Белгородской области, отгружено У тонн. У : Х = количество продукта на душу населения. Аналогично рассчитывается количество денежной выручки на 1 среднестатистического жителя. 
После того, как по всем Областям, имеющим историю продаж, по Вашему продукту, проведён такой анализ, можно понять, какой Регион является лидером и какой аутсайдером. 
Пример расчета 2: 
В Российской Федерации (считаем, что продукт продаётся на всей территории РФ ) проживает А человек. Продукта за некий период, продаётся В кг. Значит на 1 среднестатистического Россиянина, приходится В : А кг продукта. Все регионы, где на 1 среднестатистического человека приходится меньше продукта - имеют ниже среднего уровень продаж. Нужно искать причину почему так происходит и вырабатывать решение. 
Уточнения: 
Вы продаёте крем против старения кожи. Анализируя продажи, по данной схеме, Вы должны понимать, что в численность населения входят несовершеннолетние и мужчины. На сайте Госкомстата есть разбиение каждого региона на возрастные группы и по половой принадлежности. 
Вы продаёте удобрения. Анализируя продажи, по данной схеме, Вы должны понимать, что в численность населения входят городские жители. На сайте Госкомстата есть разбиение каждого региона на места проживания людей. 
Вы продаёте дорогие продукты питания. Анализируя продажи, по данной схеме, Вы должны понимать, что в численность населения входят малообеспеченные жители. На сайте Госкомстата есть разбиение каждого региона по уровню доходности. 
-  Оценка методом "Выжженная земля" (полевой аудит) 
В случае, если конкуренция между производителями некоего товара сверх высока, имеет смысл потратитьбюджет на перепись всех торговых точек на территории, как продающий Ваш продукт, так и не продающих . Сейчас существует масса компаний предлагающих свои услуги. Самый оптимальный вариант, при наличии бюджета - заказать перепись сразу двум компаниям и продублировать своими силами, если это возможно, так как реалии ведения бизнеса в России доказывают выражение "Доверяй но проверяй". 
Что даёт данный метод? 
-Оценку продаж в разных разрезах, в частности : уценку усреднённых продаж на 1 среднестатистическую торговую точку в интересующем регионе, как нашего товара, так и товара-конкурентов. 
-Количество торговых точек, работающих с продуктом и не работающих. Появляется карта для составления маршрутного листа торгового представителя 
-Оценка Ваших продаж сторонними компаниями. 
Суть данного метода, заключается в том, что вы покупаете готовые отчёты по оценке продаж Вашей товарной категории в разных регионах, на основании стор-чеков витринных точек. В России признанные лидеры в данной области компании Бизнес Аналитика и ACNielsen . Так же существует масса фирм , которые проводят маркетинговые анализы различных рынков.

Зачем нам  тогда первые 2 метода оценки, раз  мы можем просто заказать исследование сторонней компании? 
 

Проблема заключается  в том, что все эти компании, работают с "витринными точками",что сказывается на качестве анализа. Поясню. Например, в городе Энске, есть Х магазинов формата "дискаунтер". Компании-аналитики, не заходят в каждый из Х магазинов для переписи. Они считают, что для получения достоверной информации, достаточно обойти У торговых точек из Х. У - величина которая может быть и 10% и 20% и 70% от Х, но не 100%. 
Зачем же нужны такие исследования? В первую очередь, для увеличения капитализации предприятия, во вторую очередь, для приблизительной оценки конкурентов и лишь в третью очередь, для оценки собственных продаж. 
До сих пор, идут жаркие споры между приверженцами способа стор-чека витринных точек ( топ-менеджеры теоретики + представители компаний-аналитиков) и их противниками (практиками из менеджеров среднего звена + владельцы производственных компаний). Обе стороны считают себя правыми и не идут на компромисс. 
Лично моё мнение, по оценке продаж сторонними компаниями, основано на следующей практике: 
Очень крупная компания fmcg. Отдел маркетинга заказал маркетинговое исследование по своей группе товаров "Известной Компании", а акционер компании, не поставив в известность маркетологов, заказал исследование "Солидной Компании". Когда исследования были сделаны, директор по маркетингу, на совещании посвящённым итогам года, стал бодро и радостно зачитывать основные тезисы из исследований "Известной Компании". Акционер, использовавший исследования "Солидной Компании", готовился совершенно к иному "настрою" совещания. Оказалось, что показатели сильно отличаются. Мало этого, Самый точный показатель, который можно было проверить - объём продаж за год, вообще как бы "взят с потолка". Каждый сотрудник Компании, знает, что за год, Компания продала Z тонн продукта, однако "Известная Компания" в исследованиях пишет, что продано было на 15% больше, чем на самом деле, а "Солидная Компания" утверждает, что на 5% меньше чем на самом деле. Данная ситуация произвела на меня неизгладимое впечатление. 
 

Резюме: 
Для оценки эффективности продаж - используйте самые эффективные методологии сравнения Госкомстата и метод "Выжженная земля" 
Для оценки приблизительного положения Вашей Компании, относительно конкурентов - пользуйтесь услугами агентств-аналитиков.


Информация о работе Управление каналом сбыта