Упаковка товара и ее роль в товарной политике фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:40, реферат

Краткое описание

Использование современной упаковки (тары), их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей упаковку облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1-3

1. СОЗДАНИЕ УПАКОВКИ ТОВАРА 4

1.1. Сотрудничество дизайнера и маркетолога 4

1.2. Этапы работы маркетолога над созданием упаковки продукта 7

1.2.1. Выбор типа композиции 12

1.2.2. Рекомендации по использованию цветов на упаковке 13

1.2.3. Рекомендации по использованию информационных и изобразительных элементов 14

1.3. Основные критерии оценки вариантов упаковки 15

1.3.1. Цельность образа 16

1.3.2. «Честность» упаковки 16

1.3.3. Индивидуальность упаковки 17

1.3.4. Основные и второстепенные контрасты 17

1.4. Информация на упаковке 18

1.4.1. Выделение главной информации 18

1.4.2. Читаемость основной информации о товаре на упаковке с расстояния 19

1.5. Соответствие принципу концентрации внимания 19

1.6. Анализ цветовых решений упаковки 20

1.6.1. Тональный разбор 20

1.6.2. Цвета и форма 21

1.6.3. Характер линий 21

1.7. Возможность внесения изменений в дизайн упаковки 22

2. МЕТОДЫ РАБОТЫ С УПАКОВКОЙ 23

2.1. Упаковка подобна красивой одежде 23

2.2. Орнамент - понятный и однозначный символ 24

2.3. Дополнительная защита 24

2.4. Закрепление на местных и этнических рынках 25

2.5. Изыски не для эконом - класса 25

2.6. Декор и форма в борьбе на полках 26

4.ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ УПАКОВКИ ДЛЯ ПАРФЮМЕРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

ЛИТЕРАТУРА 37

Вложенные файлы: 1 файл

упаковка товара 1.docx

— 146.78 Кб (Скачать файл)

 
Упаковка – это носитель закодированной информации не только о самом продукте, но и о производителе. Поэтому, на первом этапе работы очень важно  учесть эмоциональное отношения  потребителя к создателю продукта. Для только вступивших на рынок или  небольших производителей стоит  задача обратить на себя внимание и  возбудить интерес к продукту при невозможности крупных затрат на рекламу. Достичь этого можно  использованием оригинальных дизайнерских решений. Образ же крупного, хорошо зарекомендовавшего себя производителя  в глазах покупателя формируют убедительность и характер обращения к историцизму  и традиционализму в образе марки. При выборе концепции дизайна  упаковки (эпоха, стиль, материал, шрифты) необходимо ответить на вопрос: что  покупатели ждут и чего хотят от известного производителя? 
 
В целом, задачи дизайна должны соотноситься с общей стратегией проектирования упаковки, выбранной для данного продукта: 
 
Основные стратегии при проектировании упаковки.

 

 
 
Стратегия

 
 
Цели

 
Задачи  при проектировании упаковки

 
1.

 
 
Прямой вызов

 
 
 
Уверенно заявить о себе как  о лучшей (или достойной) альтернативе лидерам. Прямой вызов конкурентам  и их самым сильным маркам.

 
Выявление сильных сторон дизайна  лидирующих марок конкурентов и  совершенствование собственного стиля. Возможно использование «марок-камикадзе».

 
 
 
2.

 
 
 
Имитация

 
 
 
Достижение максимальной схожести с лидером.

 
Использование аналогичных конкурентам  приемов дизайна, проверенных дизайнерских решений 

 
 
 
3.

 
 
 
Наступление

 
 
Атака более слабых позиций конкурентов  и вытеснение слабых противников.

 
Выделение марок и корпоративного блока с помощью изобразительных  средств. 

 
 
 
4.

 
 
 
Инфильтрация

 
 
 
Использование ошибок и упущений конкурентов.

 
Выделение и демонстрация преимуществ  упаковки собственного продукта на фоне неудачных дизайнерских решений  конкурентов.Заполнение пустующих  мест в продуктовой линии (размер, форма, характер использования упаковки).

 
 
5.

 
 
Оборона

 
 
Укрепление позиций

 
Устранение ошибок, недоработок  в дизайне, укрепление корпоративного блока. 


 
После того, как стратегия определена, остается уточнить, на чем сделать  акцент: вкусе, полезности, цене, уникальности или типичности, новизне или традиционности, репутации производителя или популярности продукта, вызове обществу или конформизму, гармоничности или броскости. Обобщенная информация затем передается дизайнерам для создания макета упаковки. 
 
Рассмотрим подробно некоторые моменты, которые маркетолог должен учесть при формулировке технического задания на разработку упаковки продукта. 

1.2.1.Выбор типа  композиции

 
Выбор композиционного решения должен быть осознанным. Существуют два основных типа композиции: 

  •  
    Симметричная - базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов (симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии - равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому телу и большинству животных).
  •  
    Асимметричная – основана на динамическом равновесии, динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого (характерен для растительного мира и большинства объектов неживой природы).

 
Композиция, использованная на упаковке товара, должна говорить не только о  товаре, но и нести информацию о  производителе. 
 
Восприятие композиционных решений упаковки.

 
Вид композиции

 
Восприятие

 
 
Симметричность

  •  
    Приверженность производителя традициям, соблюдение старинных рецептов и способов изготовления товара; консерватизм, не подвластность изменчивой моде;
  •  
    Любовь к порядку, серьёзность, продуманность;
  •  
    Постоянство и ответственность, солидность, надежность, требовательное отношение производителя к своей продукции, устойчивое положение на рынке;
  •  
    Официальность, идеи державности (большинство государственных гербов симметричны).

 
 
Ассиметричность

  •  
    Свобода, раскованность, динамичность, энергия, напор, активность;
  •  
    Сила, агрессивность;
  •  
    Новизна, революционность;
  •  
    Изящность, лёгкость, утонченность, богемная элитарность;
  •  
    Сладострастность, выраженное гендерное начало (женственность или мужественность);
  •  
    Кратковременность выгодного предложения (в сочетании с сообщением о большем объеме упаковки за ту же цену, информацией о лотереях);
  •  
    Творческий поиск, стремление производителя к новизне и переменам или непостоянство, метания.
  •  
    Неформальный подход.

1.2.2.Рекомендации  по использованию цветов на  упаковке

 
Зарубежные и отечественные специалисты  уделили большое внимание особенностям восприятия цветов, доказав, что посредством  обращения к эмоциям покупателя возможно побудить его совершить  покупку. Как правило, использование  определенных цветов на упаковке связано  с общим образом марки и  использует те же стимулы и образы, что и в рекламе данного  продукта. Например, синий цвет банки  кофе “Maxell House” привлекает людей, рассматривающих процесс кофепития как приятный отдых, в то время как красный у “Nescafe” призывает взбодриться, преодолеть трудности, вызывает радостное волнение от предвкушения наслаждения. С позиции цветовых ассоциаций не совсем оправданным выглядит применение красного в упаковке 6% молока «Домик в деревне»: волнение и активность не уживаются с образом сельской идиллии и домашнего уюта, который олицетворяет спокойная бабушка-хозяйка. А вот зеленый фон пакета кефира той же марки делает картину целостной. 
 
Некоторые виды продукта традиционно требует использования определенных цветов: молочные изделия – белый, зеленый и синий, цвета сочной травы и неба, хлебобулочные – желтого, песочного и коричневого. Смешанные тона, редко присутствующие в живой природе (ярко-фиолетовый) могут вызвать подсознательное недоверие к продукту питания и сомнения в его натуральности. 
 
Дизайн упаковки, как известно, определяет первое впечатление потребителя о товаре. Положительное или отрицательное отношение к продукту может сформироваться, если цветовое решение упаковки не соответствует жизненным установкам и убеждениям человека. 

1.2.3.Рекомендации  по использованию информационных  и изобразительных элементов

 
В техническом задании на разработку упаковки маркетолог должен определить количество и значимость (размер) основных информационных элементов, отметить возможность  включения элементов изобразительных  и указать их желаемое процентное соотношение на упаковке. Роль изобразительных  элементов возрастает в области  продуктов питания, где простая, порой прямоугольная, форма упаковки является серьезным ограничением для  развития фантазии дизайнера. Успех  дизайна в этом случае зависит  от того, насколько удачно организованы плоскости. Продукты, предполагающие вариации формы упаковки, могут не использовать изобразительных элементов вообще, как, например, некоторые элитные  алкогольные напитки. 
 
Информационные и изобразительные элементы на упаковке продукта.

 
Информационные  элементы

 
Изобразительные элементы

  1.  
    Название продукта.
  2.  
    «Материнская» марка.
  3.  
    Информация о производителе.
  4.  
    Информация о свойствах продукта (стандартизирована).
  5.  
    Информация об особенностях продукта.
  6.  
    Информация о специальных предложениях («33% бесплатно»,«новая экономичная упаковка», «1,5 литра по цене 1-го»).
  7.  
    Особенности потребления продукта (рецепты, новые возможности).
  8.  
    Легенда, связанная с продуктом.
  9.  
    Рассказ, обращение или история производителя.
  1.  
    Геометрические фигуры, составляющие композицию (с помещением в них информации).
  2.  
    Фирменный знак.
  3.  
    Изображение самого продукта (куски рулета, конфеты).
  4.  
    Награды продукта.
  5.  
    Сюжетные изображения (картинки или фотографии, показывающие потребление продукта, натюрмортные композиции, пейзажи и пр.)
  6.  
    Различные символы.
  7.  
    Фон и фактуры.

 


1.3.Основные критерии  оценки вариантов упаковки

 
Первый шаг в оценке макетов, предложенных дизайнерами, это рассмотрение по «принципу  исключения», выявление явно негативных моментов. Маркетолог сам должен ответить на вопросы: 

  •  
    возникает ли дискомфорт при взгляде на упаковку (зрительный или эстетический)?
  •  
    что вызывает раздражение, подсознательно или сознательно?
  •  
    что вызывает основное недоумение?

 
Причины возникновения дискомфорта  при восприятии упаковки могут быть следующими: 
 
Причины возникновения дискомфорта при восприятии упаковки.

 
Причина возникновения дискомфорта

 
Недостатки  дизайна

 
Информации на упаковке не читается или читается с трудом

 
Использованы сложно читаемые шрифты.Надпись  теряется на фоне.Надписи расположены  под углом, неудобным для чтения.

 
 
Продукт не удерживает взгляд

 
Изображен набор разрозненных элементов, композиция не сбалансирована.Акценты  расположены вблизи границ. Расположение цветовых и тональных пятен не структурировано.

 
 
 
Упаковка имеет «дешевый» вид

 
Использованы неудачные сочетания  цветов. Много ахроматических тонов (оттенки серого). Неудачно подобраны  шрифты. Качество фотографий и рисунков низкое. Применены стандартные, часто  используемые фактуры, заливки и  символы из библиотек Corel Draw, других широко доступных программных продуктов. 


 
Далее можно производить более  детальную оценку по следующим критериям: 

1.3.1.Цельность  образа

 
Соответствие принципу KISS. 
 
В разработке дизайна продукции, как и во многих других областях, все большее применение находит принцип KISS (“Keep It Short and Simple”) – держись простоты и краткости. Ключевой вопрос: не слишком ли сложен для понимания покупателя созданный образ продукта? Он должен быть понятен без дополнительных объяснений – это общепринятое требование к изображению (не только реалистическому) и иллюстрации. 

  •  
    Сочетание изображений на упаковке и названия.
  •  
    Сочетание изображений на упаковке и вида продукта.

 
Покупатель при первом взгляде  на упаковку, даже с расстояния, должен безошибочно ответить на вопрос: «Что это за продукт?» Важно это  не только в случаях, когда потребление  данного вида продукта еще не стало  привычным (молочные десерты, замороженные торты, мюсли), но и для традиционных, часто покупаемых продуктов. Так, увидев красочную, в стиле мультфильма  картинку на упаковке «Шоколадницы забавной»  комбината «Коломенское», не все  покупатели осознают, что перед ними любимый вафельный торт, а не видеокассета. 
 
Ограничение количества цветов и элементов. 
 
Главных информационных элементов, основных контрастов и цветов должно быть немного. Рекомендуется использовать не более пяти основных цветов. Это правило не исключает использование блендов (диффузионных цветовых растяжек) этих пяти цветов. Число главных информационных элементов (надписей, изображений) тоже желательно ограничить пятью, но иногда можно пользоваться формулой «семь плюс-минус два». 

1.3.2.«Честность»  упаковки

 
Самое главное – не обмануть ожидания покупателя. Если на упаковке присутствуют изображения самого продукта или  его частей, они не должны выглядеть  приукрашенными. Конечно, художник может  поддаться соблазну выделить начинку  рулета, но покупатель с сожалением констатирует, что слой оказался не таким толстым. 
 
Привести к разочарованию могут и завышенные размеры упаковки. Несмотря на то, что до покупателя доводится информация о количестве содержимого в граммах, упаковка большего размера создает иллюзию большего количества (например, для конфет и кукурузных хлопьев). 

1.3.3.Индивидуальность  упаковки

 
Будет ли упаковка похожа по оформлению на аналогичные продукты или в  основе индивидуальности заложено резкое отличие? Упаковка фруктового мороженого в форме пластмассовых ягод с  листочком-крышкой (производство ПКФ  «Проксима»), вызывает желание попробовать  продукт даже зимой. Такие решения  упаковки предоставляют больше возможностей для декоративной выкладки. 
 
Выделения упаковки из общего ряда можно добиться применением контрастных цветов к определенным элементам. Схематическое изображение основных и второстепенных контрастов спектральных цветов носит название «треугольников Делакруа». Три цвета образует самые сильные контрасты друг с другом: красный – желтый – синий. Несколько более слабые контрасты дают сочетания оранжевого, фиолетового и зеленого цветов. Принцип контрастности применим не только к спектральным цветам, но и к смешанным, где он работает менее интенсивно. 

1.3.4.Основные и  второстепенные контрасты

 
Принцип использования контрастных  цветов часто применяется в оформлении упаковок продукции Вимм-Билль-Данн, «Красный Октябрь», Fazer, ЭКБК “Звездный” и многих других. 
 
Пары цветов, расположенные друг напротив друга таким образом, что их можно соединить радиусом (красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый), называются дополнительными. Их отношение представляет собой гармонию, часто встречающуюся в природе: плоды и ягоды в листве, спелая пшеница на фоне неба, цветы альпийских лугов, лоза, украшенная гроздью спелого винограда. Поскольку сочетания дополнительных цветов связаны в подсознании человека с дарами природы, применение их на упаковке продовольственных товаров вызывает ощущение природности, натуральности. 
 
Для привлечения внимания ко всему корпоративному блоку существуют две основные возможности, непосредственно связанные с цветом: 

  1.  
    использование в продуктовой линии упаковок контрастирующих друг с другом цветов ( соки «Фруктовый сад» производства ЭКЗ «Лебедянский», кексы «От пекаря» - ОАО «Пекарь», пряники Хлебозавода № 28 );
  2.  
    формирование цветового пятна ( соки «Я» производства ЭКЗ «Лебедянский» ).

Информация о работе Упаковка товара и ее роль в товарной политике фирмы