Технологическая и институциональная теория фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:39, реферат

Краткое описание

Первыми, кто занялся изучением особой организационной единицы рынка – фирмы, были представители классической и неоклассической школы экономической мысли. Классическая теория фирмы ставила своей задачей объяснить, почему в отраслях существуют фирмы определенного размера, почему фирмы производят такой, а не иной объем выпуска, и почему цена, которую они назначают, не может быть ни больше, ни меньше того, что определяет рынок. Классическая концепция фирмы развивалась в рамках технологической парадигмы существования производственной организации.

Вложенные файлы: 1 файл

практическое задание теория отраслевых рынков.docx

— 28.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУ ВПО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  ПО предмету «ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

 

 

 

Выполнил студент _ курса

Специальность «Экономика»

ФИО Маначина

Наталья

Владимировна

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

  1. Технологическая и институциональная теория фирмы.

 

I. Технологические  теории фирмы

Классическая  и неоклассическая концепция  фирмы 
Первыми, кто занялся изучением особой организационной единицы рынка – фирмы, были представители классической и неоклассической школы экономической мысли. Классическая теория фирмы ставила своей задачей объяснить, почему в отраслях существуют фирмы определенного размера, почему фирмы производят такой, а не иной объем выпуска, и почему цена, которую они назначают, не может быть ни больше, ни меньше того, что определяет рынок. Классическая концепция фирмы развивалась в рамках технологической парадигмы существования производственной организации.  
 
^ Фирма в неоклассической теории. Неоклассический вариант теории фирмы исходит из ее существования как из готовой предпосылки. Примером тому модели, в которых фирмы приобретают ресурсы на рынке, трансформируя их в продукты, которые, в свою очередь, реализуются на рынке. 
Согласно традиционному взгляду, в основе всех неоклассических моделей, рассматривающих фирму как максимизатора прибыли лежат несколько допущений: 
1) Под прибылью однозначно понимают разность между выручкой и совокупными издержками, включая альтернативные издержки и налоги. Прибыль поддается измерению. 
 
2) Фирма действует как принимающая решения неделимая единица, поведение которой сходно с поведением индивидуального предпринимателя. 
 
 II. Институциональные теории фирмы . 
Второе направление в анализе сущности и механизма реализации фирмы в современной экономической науке связано с институциональной парадигмой, рождение которой во многом обусловлено неудовлетворенностью экономистов неоклассической теорией фирмы.  
 
Если для классической и неоклассической теорий фирма представляется «черным ящиком» с параметрами input на входе и output на выходе и речь идет о том, каким образом так распределить первое, чтобы получить максимум прибыли при реализации второго, то институциональное направление пытается заглянут внутрь этого “черного ящика”, исследовать механизм принятия решения изнутри самой фирмы.  
 
Согласно институциональной концепции, фирма противопоставляется рынку как внутренее производство (in-house) внешнему. В классическом и неоклассическом направлении не было такого противопоставления. Фирма трактовалась как неотъемлимая часть рынка, как элемент его структуры. Таким образом, технологическая концепция не делала выбора между фирмой и рынком, и то и другое – это равноправные стороны действительности. В институциональной теории фирма рассматривается как совокупность долгосрочных контрактов в отличие от рынка – взаимоотношений, связанных с относительно краткосрочными контрактами. Отсюда возникает фундаментальная дихотомия институционализма – производить или покупать. Почему в каких-то случаях экономические агенты предпочитают производить – тогда возникает фирма, а в каких-то других случаях покупать – здесь действует рынок – это вопрос, ответ на который порождает разнообразие направлений в рамках институциональной парадигмы.  
 
^ Контрактная теория фирмы  
 
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются договорами - контрактами. 
 
Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), также они могут принимать вид неформальных договоров (соглашений, контрактов). 
 
В институциональной теории фирмы - фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками) 
 
^ Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. 
 
^ Издержки контроля - это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. 
 
Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. 
 
Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою очередь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов. 
 
В свою очередь, при росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример - конвейер с обособленными операциями), так что совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. 
 
И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. 
 
Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер. 
 
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: ^ U-форму и М-форму.  
 
U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе. 
 
группе.  
 
Эта структура выгодна своей простотой и малым числом промежуточных звеньев. Для нее характерна значительная экономия от масштаба и низкие организационные издержки. 
 
М-форма - (от английского multiproduct) - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела. 
 
Стратегические решения принимаются центральной дирекцией, они становятся ее главной функцией и для ее выполнения дирекция опирается на небольшую группу экспертов. Возникновение такой формы организации ведет к созданию многопродуктовых фирм большого размера, что требует диверсифицированных инвестиций, выверенной тонкой стратегии, поскольку целями фирмы становятся не только сохранение и расширение рынка уже существующих товаров, но и проникновение на новые рынки. Такая форма организации характеризуется большими организационными издержками. 
 
2. Естественные монополии и влияние на эффективность.

Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она  отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени  удовлетворяется одной или несколькими  фирмами. В ее основе ( особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Возникновение естественных монополий  связанно с значительным снижением издержек в зависимости от увеличения масштабов производства, что создает предпосылки для укрепления в такой отрасли только одного производителя. Исходя из этого, естественная монополия — это монополия, возникающая вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это сделали бы две или более фирмы. Значительная монополизации экономики России обусловлена тем, что большая часть естественных монополий берет свое начало из бывшего СССР. Образование естественных монополий в СССР являлось следствием проводимой государством экономической политики, основанной на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов. Естественные монополии оказывают значительное влияние на экономику России. При этом наиболее негативной стороной влияния является политика ценообразования на продукцию и услуги естественных монополий, так как рост цен и тарифов естественных монополий является основной причиной роста издержек производства и снижения рентабельности в других отраслях экономики. Кроме того, рост тарифов способствует росту инфляции, что в конечном итоге отражается на доходах граждан. По этому государство осуществляет законодательное регулирование деятельности естественных монополий, которое включает две составляющие: контроль над ценообразованием и контроль над целым рядом хозяйственных решений владельцев естественной монополии. При этом необходимо отметить, что проводимая политика в области регулирования цен малоэффективна, так монополии в условиях отсутствия конкуренции и высоком уровне бюрократизации госаппарата имеют значительное влияние на конечный уровень цен. Исходя из этого, наряду с методами регулирования цен необходимо формировать условия для развития конкуренции в отраслях – естественных монополистах. Мероприятия в области развития конкуренции состоят в том, чтобы провести реструктуризации видов деятельности естественных монополий, с целью выделения тех направлений по которым возможна конкуренция, что в конечном итоге должно ослабить монополию. При этом необходимо принимать во внимание экономическую эффективность и целесообразность принимаемых решений, как с точки зрения внутренних интересов, так и с учетом позиций России на международных рынках.

 

               Иногда эффект экономии на  масштабе производства может  быть настолько большим, что  обусловит единственность производителя  блага.Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.

  Когда кривая средних совокупных издержек фирмы является постоянно убывающей, имеет место так называемая естественная монополия. В данном случае, если производство распределено среди двух или большего числа фирм, каждая фирма производит меньший объем продукции, а средние совокупные издержки возрастают. Вследствие этого при любом объеме выпуска издержки минимальны тогда, когда производителем является единственная фирма. Яркий пример естественной монополии — водоснабжение населенных пунктов. Чтобы обеспечить водой жителей города, фирма должна построить водопроводную сеть, охватывающую все его здания. Если бы в предложении данной услуги конкурировали две или более фирмы, каждая из них должна была бы понести постоянные издержки на строительство своего водопровода. Средние совокупные издержки на водоснабжение минимальны в том случае, когда весь рынок обслуживается единственной фирмой. В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение естественной монополии, является размер рынка.

Подобное состояние рынка является монополией — ситуацией, чреватой рядом  крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия  возникает вследствие естественных причин: технологические особенности  производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок  более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих  между собой фирм. Такую монополию  экономисты называют естественной, или  технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры. Инфраструктура — это сфера организации  поставок, включающая в себя:

1) сети, по которым осуществляются  поставки продукции (людей) между  удаленными друг от друга экономическими  агентами;

2) деятельность по эксплуатации  этих сетей.

Нетрудно понять, что эффективность  естественной монополии в инфраструктурных отраслях обеспечивается технологическим  единством находящейся в ее распоряжении сети. Действительно, экономически нецелесообразно  строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом  друг с другом двух конкурирующих  железных дорог. Абсурдно устанавливать  в квартирах по несколько кранов, из которых будет течь вода, поставляемая разными компаниями!

С экономической точки зрения это  будет означать многократный рост средних  постоянных издержек. Так, в условиях существования естественной монополии  стоимость сети энергоснабжения  распределяется в виде издержек на всю проданную электроэнергию. Если же параллельных сетей будет две, то соответственно удвоится и их стоимость. Поток энергии, проходящий через  каждую, упадет в два раза. А постоянные издержки, приходящиеся на каждый киловатт энергии, купленной потребителем, возрастут  в 2 раза!

Задача

На рынке определенного товара действуют 15 фирм.

Доля 1-й фирмы составляет 18 %,

Доля 2-й— 13%,

Доли 3, 4 - по 9%

Доли 5, 6 — по 7%,

Доли 7, 8, 9, 10, 11 — по 5%,

Доли 12, 13 — по 4%,

Доля 14 —3 %.

Доля 15 - 1%.

Рассчитайте индекс Херфиндаля—Хиршмана для этих 15 фирм.

Если 2-я и 3-я фирмы решат объединиться, следует ли государственным органам разрешить такое слияние? Слияние разрешается, если индекс не превышает 2000.

Решение:

Индкс  Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке.

HHI=+++++++++++++=

=324+169+81+81+49+49+25+25+25+25+25+16+16+9+1=

=324+169+81*2+49*2+25*5+16*2+9+1=920

Индекс Херфиндаля – Хиршмана менее 1000, сл-но концетрация на рынке низкая.

Если 2 и 3-я фирмы объединятся, то в таких условиях индекс Херфиндаля -  Хиршмана составит:

HHI=+++++++++1=

=324+484+81+49+49+25+25+25+25+25+16+16+9+1=1154

Слияние разрешается, поскольку индекс Херфиндаля – Хиршмана не превышает 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

На рынке определенного  товара действуют 15 фирм.

Доля 1-й фирмы составляет 18 %,

Доля 2-й— 13%,

Доли 3, 4 - по 9%

Доли 5, 6 — по 7%,

Доли 7, 8, 9, 10, 11 — по 5%,

Доли 12, 13 — по 4%,

Доля 14 —3 %.

Доля 15 - 1%.

Рассчитайте индекс Херфиндаля—Хиршмана для этих 15 фирм.

Если 2-я и 
3-я фирмы решат объединиться, следует ли государственным органам разрешить 
такое слияние? Слияние разрешается, если индекс не превышает 2000.

Решение:

Индкс  Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке.

HHI=+++++++++++++=324+169+81+81+49+49+25+25+25+25+25+16+16+9+1=324+169+81*2+49*2+25*5+16*2+9+1=920

Индекс Херфиндаля – Хиршмана менее 1000, сл-но концетрация на рынке низкая.

Если 2 и 3-я фирмы объединятся, то в таких условиях индекс Херфиндаля -  Хиршмана составит:

HHI=+++++++++1=

=324+484+81+49+49+25+25+25+25+25+16+16+9+1=1154

Слияние разрешается, поскольку  индекс Херфиндаля – Хиршмана не превышает 2000.


Информация о работе Технологическая и институциональная теория фирмы