Структура и содержание бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 10:24, контрольная работа

Краткое описание

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Содержание

1. Сущность предпринимательской деятельности.
2. Структура и содержание бизнес-плана
3. Практическое задание:

Вложенные файлы: 1 файл

Гладких Основы предпринимат деятельности Вар 4.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

    -  конкретизирует  перспективы бизнеса в виде  системы количественных и      качественных показателей системы;

   - привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны      потенциальных инвесторов фирмы;

    - помогает получить  ценный опыт планирования, развивает  перспективный      взгляд  на организацию и её рабочую  среду.

     Как видно, в отличие от традиционного плана организации бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц которые могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы.

     Для начинающего  предпринимателя бизнес-плен- это  по сути, всё, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надёжности серьёзности предпринимателя и его дела.

     Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала

переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами  (например, банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с иностранными инвесторами.

     Бизнес-план, как  никакой  другой из планов фирмы, имеет внешнюю

направленность, превращая в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш.

     В современных  российских условиях бизнес-план  осуществляет ещё одну важную функцию - он является инструментом приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании экономической организации.

     Для сегодняшней  российской практики характерна  тенденция перехода чрезмерно формализованного к более взвешенному и разумному применению бизнес-планов в процессе приватизации.

     Бизнес-план, как  и стратегический план организации, охватывает

достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

    - в отличие  от стратегического плана бизнес-план включает не весь      комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана      с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план      ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план      может включать другие типы стратегий организации;

    - стратегические  планы - это обычно планы с растущим горизонтом времени.

      По мере  выполнения очередного годичного  плана его результат      анализируется, что отражается на  корректировке или пересмотре      стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану      добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет чётко      очерченные временные рамки, по истечению которых определённые планом,        цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен и      достигнут проектной мощности завод). Таким образом, бизнес-план по      своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с      его конкретной проработкой и определённой самодостаточностью;

    -  в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства,      маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в       стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями      структуры бизнес-плана.

      Близким  «родственным» бизнес-плана можно назвать такой документ, как      технико - экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО- это ещё один вариант      плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом      близки функциям бизнес-плана.

           Главным отличием ТЭО от бизнес-плана  является то, что технико-      экономическое обоснование - это специфический плановый документ для      создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в      структуре ТЭО сделан на производственно- технические аспекты проекта,      в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса      остаются почти нераскрытыми. Следовательно, можно говорить о гораздо      узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.

     Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.

     Первый шаг  в подготовке бизнес-плана предполагает  определение источников нужной информации.

     Ими могут  стать:

    - учебники по  бизнес - планированию;

    - правительственные  учреждения (в том числе занимающиеся  проблемами

      малого  бизнеса);

    - фирмы по управленческому  консультированию и другие подобные

      организации;

    - отраслевые издания;

    - курсы по составлению  бизнес-планов;

    - аудиторские  фирмы;

    - знакомые, коллеги, друзья.

   Вторым шагом в  работе над бизнес-планом становится  определение целей его   подготовки. Цели определяются перечнем тех  проблем, которые призван   разрешить  бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели   предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему   добротный и качественный план.

Структура и содержание бизнес-плана.

          В этом разделе рассмотрим  составляющие и содержание бизнес-плана.

           Титульный лист и оглавление.

           Титульный лист имеет следующее  содержание:

- заголовок плана;

- дата его подготовки;

- кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и

   его домашний телефон;

- для кого подготовлен  план;

- иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что

   содержащиеся в  документе сведения не подлежат  разглашению,- так

   фиксируется право  предпринимателя на свою идею.

   Оглавление- это наиболее  читаемая часть бизнес-плана, после  титульного   листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление о всём содержании   бизнес-плана.

       Резюме  пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план  в   целом составлен. Оно должно  включать в себя основные положения  и идеи   бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель.

        Структура  резюме должна состоять из 3-х  частей:

- введение: включает цели  плана, коротко выраженную суть  проекта;

- основное содержание:  сжатое всех ключевых элементов  бизнес-плана и её   основных  частей: род деятельности, прогноз спроса, источники

   финансирования и  т. д.;

- заключение: суммирует  факторы  будущего  успеха  предпринимателя,  может   включать описание основных  способов действий предпринимателя.

      Для составления  резюме чрезвычайно важно правильное представление о      его резюме. Резюме должно быть кратким, обычно в три-четыре страницы,      но лучше, если резюме поместится на одной страницы. Резюме- это      ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть      составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение      бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а      качеством, учитывая специфику деятельности и запросов потенциальных      инвесторов.

        История  бизнеса.

        Этот раздел составляется в том случае, если предприятие существует и   прошло определённый путь развития. Информация данного раздела в основном   предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса,   нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом,   достижения работников фирмы.       

   Описание продуктов/услуг

        И  сам предприниматель, и его инвесторы  точно должны знать, что,

   какие продукты  и услуги планируется предлагать  рынку. То есть бизнес-план   должен включать детальное описание будущего товара.        Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги), могут представлять собой следующий перечень:

1. Конкретное описание  товара и способов его применения. При этом свойства   товара  должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных   покупателей.

2. Тенденция применения  выбранного товара (будет ли с  течением времени его   потребление  возрастать или уменьшатся, возможны  ли новые способы его   применения?). Каким фирма видит жизненный  цикл своего товара?

3. Каков диапазон подобных  продуктов/услуг, предлагаемых конкурентами?

   Обладает ли выбранный  товар уникальностью по сравнению  с моделями   конкурентов, требует  ли рынок (потребители) наличия уникальности,   специфичности товара?

4. Каков уровень зашиты товара, то есть располагает ли предприниматель   патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой и т. п.?

       Если  свойства товара определяют некоторые  колебания в величине его продаж - цикличность, сезонность, нужно это специально оговорить (так, автомобиль- товар цикличный, а детские санки- сезонный).

    Анализ положения  дел в отрасли.

         Описывая отрасль, важно показать  абсолютные размеры рынка, склонен    ли этот рынок к росту или  застою, основные сегменты рынка       ( группы    потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к    различным внутренним и внешним факторам, подвержён ли он циклическим и    сезонным колебаниям и т. д. Необходимо описать своих конкурентов, долю    рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть    другие отраслевые факторы.

         Важно сделать вывод об общей  привлекательности рынка. Если она    удовлетворительна, нужно определить  свою потенциальную долю, дать    прогноз продаж своей продукции. Он должен быть выражен как в денежных    показателях, так и в физических единицах.

    Оценка конкурентов  и выбор конкурентной стратегии.

         В бизнес-плане должны быть  описаны выбранные стратегии  и их

    применение. Когда  конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю нужно решить:

- Как лучше реализовать  её?

- Нужна ли для осуществления  стратегии реорганизация структуры  предприятия   (переоборудование  производства, привлечение новых  специалистов и т. п.)?

- Какой должна стать  финансовая структура, необходимая для осуществления   стратегии?

- Нужно ли уходить  из традиционного рынка (если  речь идёт о уже   существующем  предприятии)? Если традиционный  рынок дополняется новым, то   на каком из них нужно сфокусироваться?

- Возможно ли повышение  прибыли без изменения текущей конкурентной позиции   фирмы ( это также вопрос для уже работающего предприятия)?

      Если предприниматель  всерьёз решил изменить свою  стратегию или только      внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные      ответные действия конкурентов:

- степень вероятности  ответных действий;

- их возможное воздействие  на фирму;

- когда это может произойти;

- насколько агрессивными  они будут;

- есть ли возможность  уклонится от особо агрессивных  воздействий.

   План производства.

        Главное  правило при написании этого  раздела: изложение должно быть   предельно простым, не нужно злоупотреблять  применением технического   жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без   специального инженерного образования. Вместе с тем нельзя думать, что финансистов не интересуют производственные проблемы и их обоснование- все главные компоненты   производственной системы должны быть описаны в бизнес- плане. Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчёты издержек производства. Кроме этого должны быть даны   ответы на следующие вопросы:

1. Каковы основные методы  производства и технологии?

2. Какова общая структура  производственного процесса, операции  по выпуску   товара? Возможно ли достижение преимущества в операциях? Структуру   производственного процесса лучше показать при помощи схемы   производственных потоков.

3. Какое сырьё и материалы  необходимы? Кто основные поставщики  фирмы?   Указать их имена  и адреса.

4. Выявлены ли критические факторы (узкие места)? Ими могут быть   поставщики, время, затрачиваемое на те или иные операции, и т. д.

5. Какие мощности необходимы  для организации производства? Существуют  ли на   предприятии уже задействованные  мощности? Каковы планы их расширения,   затраты ( издержки ), связанные с расширением мощностей, и период   расширения?

Информация о работе Структура и содержание бизнес-плана