Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:42, курсовая работа
При росте и постоянном изменении туристского рынка конкуренция чрезвычайно высока. В условиях усиления конкуренции компании вынуждены сосредотачивать внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего. Именно поэтому индустрия путешествий нуждается в возрастающем числе профессионалов маркетинга, понимающих ее глобальные проблемы и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на хороших знаниях маркетинга. Для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий. Поэтому концепция маркетинга в туризме носит более чем где-либо, целостный и всеобъемлющий характер.
Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинга в туризме 5
1.1 Маркетинг в туризме: понятие, содержание, концепция 5
1.2 Комплекс маркетинга в сфере туризма 9
1.3. Реклама в маркетинге туризма 18
2. Особенности туристского маркетинга 30
2.1 Оценка результатов применения маркетинговых инструментов на предприятиях турбизнеса 30
2.2. Оценка результатов применения маркетинговых механизмов на предприятиях турбизнеса 32
3. Маркетинг в туристической фирме «Евразия-тур» 34
3.1. Общая характеристика туристической фирмы «Евразия-тур» 34
3.2 Организационная структура службы маркетинга в фирме 35
3.3. Использование рекламы в туристической фирме «Евразия-тур» 36
Заключение 40
Список использованных источников 41
3. Надежность – фирма должна
гарантировать достоверность
4. Целостность – турпродукт
в свой совокупности должен
полностью удовлетворять
5. Гибкость – турпродукт должен
быть разработан с учетом
6. Полезность – продукт должен служить удовлетворению одной или нескольких потребностей клиента.
Турпродукт включает услуги:
1. Основные − проживание, питание, транспортные услуги, программные услуги (экскурсии, семинары).
2. Дополнительные − дополнительные экскурсии; физкультурно-оздоровительные, медицинские, культурные и игровые услуги; зрелищные мероприятия.
3. Сопутствующие − сувенирные подарки, резервирование мест, дополнительное питание, прокат, почта, хранение вещей и т.д.
Эти специфические особенности туристского продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в туризме. Как нет однозначного определения маркетинга в целом, так и отсутствует единое толкование маркетинга туризма. [19]
Ценовая стратегия – это выбор возможной динамики изменения исходной цены туристского продукта в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия. [14]
Разработка ценовой стратегии в деятельности турфирм связана с:
1. Ценообразование является
2. Необходимость сезонной
3. Высокая эластичность цен в
различных сегментах
4. Большинство средних и мелких
туристских фирм не обладает
достаточными ресурсами для
Внешние факторы, которые необходимо
учитывать при разработке
1. Соотношение спроса и
2. Уровень и динамика
3. Государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности;
4. Потребители.
В совокупности цена конкретного продукта определяется взаимодействием трех групп факторов: индивидуальных издержек производства и сбыта, состояния спроса и уровня конкуренции на рыке.
Цена турпродукта включает:
1. Проживание;
2. Питание;
3. Транспорт;
4. Экскурсии.
Ценообразование в туристской деятельности имеет свои особенности:
- Высокая степень влияния
- Сезонная дифференциация цен и тарифов;
- Большое влияние стоимости операций на спрос;
- На процесс формирования цен оказывает влияние реклама;
- Цена туристической путевки зависит от вида труда;
- Степень государственного
С учетом этих факторов разработаны методы ценообразования:
- Затратный метод (на основе издержек);
- С ориентацией на уровень конкуренции;
- С ориентацией на спрос;
- Ценностный метод.
Затратный метод ценообразования построен на калькулировании полной себестоимости турпродукта. Он используется предприятиями, которые стремятся получить прибыль от вложений. [6]
Варианты затратного ценообразования:
1. Совокупность издержек и
2. Издержки как процент от цены продажи. Например, если фирме требуется, чтобы издержки в цене составляли 20%, умножают их на 5;
3. Целевое ценообразование −
фирма старается определить
При методе ценообразования с ориентацией на уровень конкуренции цены устанавливаются ниже, выше или на уровне рыночных, в зависимости от реальной или предлагаемой ответной реакции конкурентов или клиентов. [7]
Метод ценообразования с ориентацией на спрос основан на изучении потребительского спроса, платежеспособности и потребностей клиентов. Он применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении турпродукта, при этом необходимо определить максимальную цену, которую потребитель может заплатить за данную услугу.
При ценностном методе ценообразования при определении цены учитывается только уровень спроса. Фирма формирует цену исходя из того, что потребитель сам определяет ценность услуги, его недостатки и преимущества по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов. [12]
Калькуляция полной себестоимости турпродукта − подсчет и сложение всех издержек, связанных с разработкой и реализацией единицы турпродукта. Объектом калькуляции себестоимости турпродукта при групповом туре служит стоимость обслуживания группы туристов, а при индивидуальном типе тура − стоимость обслуживания одного туриста. В настоящее время большим спросом пользуются групповые туры − цена на оказание туруслуг сразу нескольким туристам оказывается ниже цены на индивидуальное обслуживание в среднем на 10-20%.
Калькуляция − документ, используемый при затратном методе ценообразования, в котором суммируются все виды затрат, и на их основании складывается продажная цена турпродукта.
Различают фактическую (отчетную), плановую (нормативную) и сметную калькуляции.
Фактическая калькуляция − отражает сумму всех фактически понесенных затрат на разработку и реализацию турпродукта, составляется после разработки продукта.
Плановая калькуляция − составляется на плановый период. Показатели рассчитываются на основе норм, актуальных для текущего периода.
Сметная калькуляция − рассчитывается при разработке новых видов продукции и отсутствии норм расхода. [19]
Система товародвижения в сфере туризма.
Последовательность этапов планирования стратегии продвижения одинаковы как для сферы услуг, так и для производственного сектора. Они включают формулирование целей продвижения, выбор целевых аудиторий и определение бюджета для каждого из четырех средств воздействия на потребителя. Однако, ввиду отличительных характеристик услуги как товара, содержание этих этапов существенно отличается при планировании стратегии продвижения в маркетинге услуг.
Считается, что не существует полного разделения товаров на товары вещной формы и товары в форме услуг. Каждый товар материальной формы несет в себе элементы неосязаемой услуги, и каждая услуга предполагает наличие каких-либо материальных аспектов.
Примерами создания материального образа для товаров с явно выраженной нематериальной доминантой может служить реклама: гостиниц («интерьеры»); авиакомпаний («заботливые стюардессы», «комфорт салона», «вкусное питание»); ресторанов («уникальные повара и интерьеры»); банков («приветливый персонал», «современная оргтехника»); консультантов и врачей («униформа», «офис», «научный профессионализм») и т. д. Примерами продвижения товаров, которые обладают в одинаковой степени как материальной, так и нематериальной доминантой, могут служить рестораны быстрого питания типа «Макдональдс» и услуги сотовой связи. В обоих случаях потребители покупают явно выраженные материальные товары (гамбургеры и трубки), но им рекламируют «быстрое питание в приятной атмосфере» и «удобную мобильную связь».
Основные принципы продвижения услуг:
1. Стратегия продвижения должна
базироваться на особенностях
поведения потребителей услуг. Цена
и материальная среда являются
для потребителя главными
2. Необходимо более точно
3. При планировании стратегии
продвижения нужно включать
4. Следует подчеркивать
5. Необходимо влиять на мнение
потребителей относительно
6. Рекомендуется подчеркивать
7. Если акцент сделан на
Продвижение услуг на рынок значительно отличается от продвижения товаров материальной формы. В значительной степени это объясняется нематериальным характером услуги как товара. Соответственно, разработка коммуникационной стратегии для услуг значительно сложнее по сравнению, с вещными товарами. По существу, перед маркетологом стоит задача рекламы «воздуха», так как оценить услугу можно лишь после её потребления.
Реклама – это неличные формы коммуникации, осуществляемые с помощью платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования[1,с. 167].
По мнению специалистов, рекламу
можно рассматривать как форму
коммуникации, которая пытается
перевести качество товаров и
услуг, а также идеи на язык
нужд и запросов потребителей.
Реклама – самый действенный
инструмент в попытках фирмы
донести информацию до своих
клиентов, модифицировать их поведение,
привлечь к предлагаемым
Рекламодателями выступают
не только коммерческие
Отличительная особенность
рекламы как одного из главных
средств маркетинговых
Неличный характер. Коммуникативный сигнал поступает к потенциальному клиенту не лично от сотрудника фирмы, а с помощью различного рода посредников (средства массовой информации, проспекты, каталоги, афиши и другие рекламоносители).
Однородная направленность. Реклама фактически имеет только одно направление: от рекламодателя к адресату. Сигнал обратной связи поступает лишь в форме конечного поведения потенциального клиента.
Информационная насыщенность. Туристские услуги, которые в отличие от традиционных товаров не имеют материальной формы, постоянного качества, нуждаются в приоритетном развитии таких функций рекламы, как информативность и пропаганда.
Броскость и способность к убеждению. Специфика туристских услуг обуславливает необходимость использования зрительных, наглядных средств, обеспечивающих более полное представление объектов туристского интереса.
Прибегая к использованию рекламы в практике маркетинговой деятельности, всегда нужно помнить о том, что она является очень мощным инструментом воздействия на потребителя. Одно из основных требований к рекламе – правдивость.