Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:48, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основные функции и методы мерчендайзинга.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
-роль мерчендайзинга в маркетинге
-основные принципы и правила мерчендайзинга
-анализ мерчендайзинга на примере конкретной организации
-пути повышения эффективности мерчендайзинга в данной организации.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТЕ И СУЩНОСТЬ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 6
1.1. Понятие мерчендайзинга 6
1.2. Теоретические предпосылки мерчендайзинга. 8
1.3. Стандарты и правила мерчендайзинга 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В СЕТИ МАГАЗИНОВ ОДЕЖДЫ COLINS 18
2.1. Характеристика марки джинсовой одежды “Colins” 18
2.2. Анализ мерчендайзинговой политики ТМ “Colins” 22
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА МЕРЧЕНДАЙЗИНГА 27
3.1. Методологические основы внедрения технологий мерчендайзинга 27
3.2. Предложения по улучшению эффективности мерчандайзинга в сети магазинов Colin’s 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Управление торговыми запасами обеспечивает запланированный объем продаж в начале сезона и минимальные товарные остатки после распродажи.
Всеми перечисленными вопросами в компании Colin´s занимаются региональный мерчандайзер и менеджер по визуальному мерчендайзингу. [16]
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА МЕРЧЕНДАЙЗИНГА
3.1. Методологические основы внедрения технологий мерчендайзинга
Рациональное распределение площади торгового зала и правильное размещение оборудования, товаров и узлов расчета, а также целенаправленная организация движения покупательских потоков в магазине являются одними из основных задач специалистов по мерчендайзингу.
Первым делом необходимо выбрать помещение, подходящее для организации продажи товаров и обслуживания покупателей. Практика показывает, что наиболее удобной (оптимальной) формой торгового зала является прямоугольник с отношением сторон 2: 3 или 1: 2 и высотой не менее 3,3 м и более. Однако, найти такие помещения достаточно сложно, поэтому приходится использовать имеющиеся в наличии помещения, как правило, размещенные на первых этажах жилых домов и имеющие различные конфигурации.
При организации торгово-
Все знают, что движения и поведение человека не адекватны его антропологической и физиологической симметричности. Например, внешне одинаковые левые и правые конечности отличаются друг от друга по физической активности, левое и правое полушария мозга по разному задействуются при обработке информации. Специалисты по маркетингу давно используют эти особенности человека, посредством рекламных и иных технологий воздействуя на подсознание посетителя магазина и, таким образом, управляя его движениями, вниманием, восприятием. В конечном итоге это оказывает влияние на формирование покупательских предпочтений в пользу определенных товарных марок и технологий продаж.
Рис. 3.1. Влияние факторов природной системы человека на распределение посетителей в торговом зале [11]
Представим идеальный случай, когда помещение имеет форму квадрата, искусственное и равномерное освещение (окна отсутствуют) и вход посередине фасада (рис. 3.1). В таком помещении посетители поворачивают вправо чаще (60%), чем влево (40%). Следовательно, товары, размещенные в правой части зала, при прочих равных условиях имеют преимущество перед товарами, размещенными в левой части зала. Кроме того, люди неохотно посещают глубину зала (30%), предпочитая совершать покупки в передней части (70%) торгового зала, что создает преимущество товарам в этой части помещения. В любом магазине есть места, которые покупатели посещают меньше всего, их называют «холодными» зонами, и места, которые посещаются чаще других, их называют «горячими» зонами. Задача специалиста по мерчендайзингу – добиться, чтобы «холодные» зоны стали «горячими».
Движение против часовой стрелки основного потока;
Движение против часовой стрелки посетителей «холодной» зоны;
Движение по часовой стрелке основного потока
Рис. 3.2 Изменение направления движения покупательских потоков препятствует образованию «холодной» зоны. [12]
Если в данном примере покупательский поток направить против часовой стрелки, то дальний угол посетит незначительная часть покупателей, а большинство будут продолжать движение прямо, минуя целый участок торгового зала. Для того чтобы превратить его в «горячую» зону, специалист по мерчендайзингу может использовать следующие приемы:
Кроме того, практика показывает,
что покупатели предпочитают идти по
направлению против часовой стрелки
и по краям. Так поведение людей
создает неблагоприятные
Причины возникновения «холодных» зон могут быть связаны не только с природными свойствами и естественными рефлексами человека и планировкой зала, размещением оборудования, но и с конфигурацией островных и пристенных прилавков.
Практика показывает, что проблему планировки магазина необходимо решать исходя из того, что покупатели должны двигаться по магазину и покупать больше товаров, чем они запланировали. Вопрос заключается в том, какими должны быть порядок движения и последовательность размещения отделов (секций), чтобы обеспечить решение этой задачи. Отечественная и зарубежная литература не содержит сколько-нибудь конкретных рекомендаций по этому поводу. Многие выбирают такие планировки, при которых, чтобы попасть в нужные отделы основных покупок, покупатели вынуждены посещать большое число отделов недорогих товаров импульсивной покупки. Такой упрощенный подход является ошибочным и не вполне совпадает с поведением посетителя.
Планировка магазина, торговых залов и других помещений должна быть вторична по отношению к поведению покупателей и подчиняться законам психологии. [12]
Известно, что поведение посетителя неоднородно на протяжении всего маршрута движения в торговом зале. Планировка и атмосфера магазина должны быть адекватны поведению покупателя на протяжении всего маршрута при осуществлении им покупок. (Рис. 3.3) Следовательно, нельзя рассчитывать только на ограниченные познавательные ресурсы покупателя и его желание осуществлять покупки, необходимо учесть особенности природной системы человека, т.е. найти баланс между атмосферой торгового зала, товарами, оборудованием, обслуживающим персоналом и природной системой человека. Именно такой подход согласуется с понятием комфорта как одной из составляющих обслуживания покупателя и стимула посещения магазина потенциальными покупателями.
Наиболее приемлемым являются классификация товаров и размещение отделов, учитывающие особенности поведения покупателей внутри магазина. Активность внимания посетителей к отделам неодинакова. Продавцам необходимо приспосабливаться к этой особенности и использовать ее для получения дополнительных доходов.
Особый подход к формированию
атмосферы для быстрой
В этой зоне происходят перестройка, нормализация ощущений, восстановление адекватного восприятия окружающих предметов. Хорошо известные покупателю товары и другие раздражители в этой зоне могут выступать в качестве факторов, обеспечивающих нормализацию активности глаз и других органов чувств. Они помогают покупателю установить с окружающими предметами (товарами) обратные связи, которые являются существенным механизмом отбора и обработки сигналов, поступающих при восприятии окружающих предметов.
Вход / Выход
Рис.3.4. Наиболее вероятное поведение покупателя на отдельных этапах маршрута его движения по торговому залу [12]
Для этой зоны лучше всего подходят достаточно известные, легко узнаваемые и быстро воспринимаемые товары. Но нельзя недооценивать роль этой зоны в формировании поведения покупателя в магазине в целом, ведь именно здесь происходит тренировка психофизических составляющих посетителя и восстанавливается его способность адекватно воспринимать раздражители окружающего мира.
Таким образом, создание адекватной особенностям человека ситуации в зоне адаптации поможет посетителям быстрее адаптироваться к новым условиям.
По мере продвижения покупатель приспосабливается к новым условиям: восстанавливается активность его внимания и способность концентрироваться на конкретных предметах, а посторонние раздражители не воспринимаются, т.е. он готов к осуществлению запланированных покупок. Этот участок зала условно называют зоной покупки (рис. 3.4). В этой зоне происходит перераспределение функций ориентации в торговом зале между различными органами. Покупатель не просто поддается потоку впечатлений, он активно наблюдает и выбирает, т.е. его органы чувств настраиваются так, чтобы различить воздействия с максимальной точностью. Здесь подключается образная память, которая помогает запоминать и воспроизводить образы предметов, хорошо воспринимаются уже известные товары и изученная информация. Следовательно, размещение в этой зоне достаточно известных и необходимых покупателю товаров вполне соответствует его состоянию и природе его рефлексов.
Отобрав нужные товары, т.е. достигнув поставленной цели, покупатель чувствует себя «свободным», его ничто не задерживает, он ускоряет ход к кассе. Покупатель настолько адаптировался к окружающей среде, что выработанный ранее условный рефлекс позволяет ориентироваться в пространстве с помощью зрения. Его внимание не напряжено, на этом этапе маршрута движения покупателя можно манипулировать такими факторами и детерминантами внимания, как форма, размер, цвет, запах, положение и т.п. Этот этап маршрута и часть торгового зала условно называют зоной возвращения (рис. 3.4).
В отличие от предыдущей зоны (зоны покупки), где покупатель делает запланированные покупки, в зоне возвращения он готов купить то, что ему «предлагают» и «навязывают» посредством ориентированных на него раздражителей. [13]
3.2. Предложения по
улучшению эффективности мерчен
В данном разделе рассматриваются основные недочеты мерчендайзинга в магазине Colin´s и даются рекомендации по их устранению.
Что касается недостатков в системе мерчендайзинга компании Colin´s в Киеве, то здесь можно отметить недостаточное количество рекламы отдела. Руководство магазина не размещает её в газетах и журналах, в радиоэфире, на рекламных плакатах в городе, не распространяются листовки. Это лишает магазин возможности быть на слуху. Например, можно было бы в том же ТРК «Семья» сделать баннеры с рекламой магазина и указать там этаж и месторасположение отдела. Например, клиенты пришли в торговый центр с целью приобретения джинсовой одежды, но при этом они не знают в какие отделы им обращаться – баннер поспособствовал бы направлению их в отдел Colin´s.
Магазину также можно
порекомендовать расширить свою
торговую площадь, так как теснота
и расположение товаров вплотную
друг к другу не располагают покупателей
к тщательному просмотру
Также можно посоветовать
поставить в отдел
Информация о работе Организация мерчендайзинга в розничной торговле