5. Организация и проведение образовательного процесса с использованием методически 
обоснованных педагогических технологий.
6. Контроль уровня усвоения знаний 
и умений их применения.
7. Выпуск и трудоустройство молодых 
специалистов.
8. Поддержание связей с выпускниками 
и их консультирование.
9. Мониторинг использования и 
оценки специалистов работодателями.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В настоящее время правомерно говорить 
о распространении рыночных отношений 
во многие сферы жизни общества, в том 
числе и в образование.  В этой связи принципиально 
важным является применение маркетингового 
подхода в управлении учебным заведением.
В наиболее общем виде маркетинг в сфере 
образования может быть представлен как средство выявления конкретных 
потребностей в профессиональной подготовке 
и повышении квалификации рабочих и специалистов 
через организацию комплекса исследований, 
планирование разработки содержания, 
методов и форм обучения, налаживание 
и поддержку устойчивых связей с потребителями 
своих образовательных услуг.
 Поскольку рынок образовательных услуг 
в России еще только формируется, в его 
инфраструктуре отсутствуют многие значимые 
компоненты и связи между участниками 
рыночных отношений. Явно мал практический 
опыт применения методологии и инструментария 
маркетинга в сфере образования. Только 
наиболее дальновидные организаторы  
и коллективы российских образовательных 
учреждений уже всерьёз занимаются маркетингом. 
В основном же исследования российского 
рынка образовательных услуг и продуктов, 
изучение потенциальных потребителей, 
разработка маркетинговой стратегии и 
подбор средств её реализации носят стихийный, 
бессистемный характер и проводятся в 
основном неподготовленными для этой 
работы специалистами. Традиционно используемые 
элементы комплекса маркетинга – товар, 
цена, методы распространения и стимулирования 
– в маркетинговой практике российских 
вузов слабо увязаны между собой и ещё 
в меньшей степени ориентированы на целевой 
рынок потребностей целевых потребителей. 
Профориентационная деятельность вузов, 
как коммерческих, так и некоммерческих, 
направлена на захват большей доли рынка 
услуг образования. Конкуренция между 
вузами учитывает некоторое разнообразие 
в предоставлении таких услуг (различные 
формы обучения), ценовой фактор, использование 
элементов комплекса стимулирования (реклама, 
пропаганда, связи с общественностью). 
Тем не менее, бессистемность в организации 
маркетинговой деятельности в сфере высшего 
образования приводит к перепроизводству 
специалистов по отдельным специальностям, 
невозможности для них найти сферу приложения 
своим профессиональным знаниям и умениям.
Открытие вузами новых специальностей 
и направлений в большинстве случаев основывается 
не на прогнозах развития рынка занятости, 
а на отдельных статистических данных прошлых 
лет, касающихся тенденций развития рынка 
труда (повышение или снижение спроса 
на какие-либо профессии или специальности), 
и еще реже учитывает результаты опросов 
выпускников школ о выборе профессий.
Несмотря на то, что существуют теоретические исследования 
по проблемам выбора критериев позиционирования 
услуг образования, вузы мало используют 
их выводы в своей практической профориентационной 
деятельности.
Маркетинговые мероприятия, проводимые 
вузами, слабо ориентированы на долгосрочную перспективу. Целью 
рекламной деятельности, мероприятий 
по связям с общественностью, пропаганды 
является привлечение внебюджетных средств, 
которые помогают вузам в условиях дефицита 
бюджетных ассигнований улучшать материальную 
базу, пополнять библиотечные фонды современной 
учебной литературой, повышать квалификацию 
и заработную плату ППС и т.д.
Проведённое исследование  в  государственном 
университете позволило выделить некоторые недостатки в 
его маркетинговой деятельности.
Для обеспечения долговременного благополучия вуза 
в условиях формирования рынка образовательных 
услуг очевидной является необходимость 
грамотного использования комплекса маркетинга, 
учёта потребностей потребителя, интересов 
учебного заведения и интересов общества 
в целом в маркетинговой деятельности 
вузов. 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
  - Александравичюте Б, Крауютайтите Л, 
  Пячкайтис Ю.С. Маркетинг университетского дистанционного образования 
  // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №6. – с.23-31.
- Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования.- М.: 2003.- 22 с.
- Андреев С.Н. Зачем нужен некоммерческий 
  маркетинг? // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. – с. 36-42.
- Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой 
  сфере: теоретический аспект// Маркетинг 
  в России и за рубежом.-2000.-№4. - с. 3-12.
- Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих 
  субъектов.- М.: Издательство «Финпресс», 
  2002. - 320 с.
- Андреев С.Н. Роль маркетинга в повышении 
  результативности деятельности некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.-№2. -  с. 14-26.
- Андреева А.Ф. Маркетинг образовательного 
  учреждения // Профессиональное образование. – 2003. - №8. – с. 22.
- Арефьев О.Н. Факторы эффективности учреждения 
  профобразования // Профессиональное образование.- 2006.- №8.- с.31-32.
- Балаш О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном техническом вузе  // Маркетинг в России и за 
  рубежом.- 2006. - №1. – с. 22-37.
- Белый Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования 
  товарной политики вуза  // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. – с. 42-47.
- Белый Е.М., Романова И.Б. Ценообразование 
  на образовательные услуги в государственных 
  вузах // Маркетинг в России и за рубежом.- 2003.-№3. - с.33-40.
- Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. — М., 2005. 
-  Бондаренко В.А. Маркетинговое сопровождение образовательных услуг как средство 
  снижения рисков высшего учебного заведения 
  // Практический маркетинг.- 2005.- №11 (105).
- Волкова М., Звёздова А. Маркетинговые 
  исследования в области образовательных услуг // Маркетинг в России и 
  за рубежом.- 2005.-№6. с.12-31.
- Высшее и среднее профессиональное образование 
  в Российской Федерации: статистический справочник/ под 
  ред. Савельева А.Я. –М.: 2005.- 100 с.
-  Гвозденко А.Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? // Маркетинг в России и за рубежом.-2006.-№2. с.116-119.
- Голдобин Н.Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. — 2005. — № 1. 
- Голодец Б.М. Современная концепция социального 
  маркетинга //Маркетинг в России и за рубежом.- 
  2001.- №6. с. 3-10.
- Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. 
  – 2-е изд. – М.: Финпресс, 2000
- Голубков Е.П. Современные тенденции 
  развития маркетинга // Маркетинг в России 
  и за рубежом.- 2000.- №4. -  с. 3-7.
- Голубков Е.П., Голубкова Е.П., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М. – 2007. – 430 с.
- Горбунова Ю.А. Маркетинг в сфере высшего 
  образования: пример университета Калабрии // Маркетинг в России 
  и за рубежом. – 2005. - № 5. – с. 24-28.
- Гордин В.Э. Социальная политика и социальный 
  маркетинг.- СПб., 2007. – 213 с.
- Горяева Е. Социальный маркетинг или 
  как продвигать общественную организацию.- Новосибирск, 2005. - 91 с.
- Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская 
  организация // Социс.- 2003.- №4.- с. 113-121.
- Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. — М., 2006. 
- Добрыднёв С.И. К вопросу определения 
  продукта вуза  // Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. - №4. – с.50-60.
- Как сбалансировать рынок труда и рынок 
  образовательных услуг? // Профессиональное образовпние.- 2007.- №1. – 
  с. 3-4.
- Киреева Н.А. Маркетинговое исследование в системе  регулирования 
  и удовлетворения потребностей в образовании 
  (методологические проблемы): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – Екатеринбург. – 2000. – 
  20 с.
- Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. 
  – с. 42-47.
- Концепция модернизации российского 
  образования на период до 2010 года // Высшее образование сегодня. – 2002. 
  - №2 . - с.3-25.
- Корчагова Л. Управление маркетингом образовательных услуг// Маркетинг.- 2004.- №6. -  с. 69-76.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Пеньковой Е.М. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с.
- Кутякова Н.А. Необходимость формирования 
  маркетинговой стратегии вуза на рынке образовательных услуг // Управление 
  человеческими ресурсами: регион, территория, организация: 
  Тезисы докладов международной  научно-практической конференции. – Барнаул: 
  Изд-во НП «Азбука», 2001. – 288 с.
- Лоншакова Н.А. Региональный вуз и рынок 
  труда: проблемы адаптации // Социс. – 2003.- №2.- с. 
  68-72.
- Мамонтов С.А. Сфера образования как многоуровневая 
  маркетинговая система // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №5. – с. 33-39.
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: 
  Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 614 с.
- Мелиховский В.М. Социальный маркетинг. 
  – Ярославль, 2006.- 154 с.
- Методология исследований, проектирования 
  и менеджмента в области высшего образования: 
  Сб. науч. тр./Под ред. А.Я. Савельева. – М., 2006. -322 с.
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования 
  / Под ред. А.П. Егоршина. — Н. Новгород: НИМБ, 2001. 
- Мешков А.А., Жильцова С.В. Создание совместной 
  ценности услуги в области бизнес-образования на основе маркетинга 
  партнёрских отношений //Маркетинг в России 
  и за рубежом.- 2004. - №5. – с. 97 -104.
- Миляева Л.Г. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов (на примере 
  учреждений высшего профессионального образования) // Маркетинг в 
  России и за рубежом.- 2005. - №5. – с. 33-39.
- Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к обоснованию стоимости платных образовательных 
  услуг // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №4. – с. 116-121.
- Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к оценке 
  качества образования: анализ и пути решения // Маркетинг в России 
  и за рубежом.- 2005. - №2. – с. 33-36.
- Миляева Л.Г. Рынок образовательных услуг 
  провинциальных городов: маркетинговый подход // Человек и труд. – 
  2005. - №9. – с. 48-55.
- Миляева Л.Г., Волкова Н.В. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия 
  содержания и качества образовательных 
  услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2004.- №1. – с. 86-94.
- Миронов В. Болонский процесс и национальная 
  система образования // Alma mater.- 2006.- №6.- с. 3.
- Мягков Г.А. Проблемы развития высшего образования в  
  крае. – Барнаул: ГУ. – 2000. – 40 с.
- Новаторов Э. Качобрус: маркетинговый 
  инструментарий для измерения качества образовательных услуг//Маркетинг.  – 2001. - №6. – с.54-68.
- Основы маркетинга: Учеб. пособие/ Похабов 
  В.И., Тарелко В.В. – Мн.: Высш. шк., 2001. – 271 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных 
  услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №2. – с. 10-21.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных 
  услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. 
  М.: Интерпракс, 2006, 240 с.
- Платонова Н.А., Христофорова ИВ. Маркетинговые 
  подходы к изучению потребностей в товарах 
  и услугах в вузах // Маркетинг в России 
  и за рубежом. –2003. - №4. – с. 42-48.
- Потолицина Л.Ф. Социально ориентированный 
  маркетинг образовательных услуг // Профессиональное образование.- 
  2006.- №6.- с. 23.
- Прогнозирование развития и мониторинг 
  состояния высшего и среднего профессионального 
  образования / А.Я. Савельев., М.В.Зуев и др. – М., 2005. – 192 с.
- Пятковский О.И. Содействие занятости 
  студентов с помощью отдела маркетинговых исследований вуза на примере 
  ГТУ услуг // Формирование кадровых ресурсов  края: материалы краевой 
  конференции. – Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 
  2002. – с. 22-25.
- Ремнёва Н.С. Трансформация социального 
  маркетинга в региональных системах образования (на примере  края): 
  автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук.- 
  Барнаул.- 2005. – 19 с.
- Решетников А.В. Социальный маркетинг 
  и обязательное медицинское страхование. 
  М., 2005. – 246 с.
- Рязанова С.В. Организация системы взаимодействия рынка труда и образовательных услуг // Формирование кадровых 
  ресурсов  края: материалы краевой конференции. 
  – Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2002. – с. 
  20-22.
- Сагинов К.А. Маркетинг образовательных 
  услуг региона // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. – 
  с. 36-42..
- Сагинова О.В. Маркетинг в сфере образования 
  //Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №1. – с.32-44.
- Сагинова О.В. Маркетинг образовательных 
  услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. – с.48-59.
- Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных 
  услуг // Социс. – 2003.- №4.- с. 121-127.
- Хатунцев А.Н. Маркетинговые исследования 
  рынка профессиональных знаний // Маркетинг 
  в России и за рубежом.- 2003.- №1.
- Хлусов В. П. Основы маркетинга. М., 2005. – 196 с.
- Чухломин В.Д. Ценообразование на образовательные 
  услуги с учётом факторов внутренней среды организации 
  // Маркетинг в России и за рубежом. –2003. - №6. – с.52-54.
- Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования 
  рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. – 
  с. 36-42.
- Шевченко Д.А. Маркетинговые стратегии 
  ценообразования в вузе // Практический маркетинг- 2002. - №10. – с.7-14.
- Шевченко Д.А. Особенности маркетинга образовательных 
  услуг // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. – с. 36-42.
- Шевченко Д.А., Павлов С. Контент-анализ 
  рекламы образовательных услуг // Практический маркетинг- 2002. - №17. – с. 
  25-32.
- Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социология образования: 
  прикладной аспект. М.: Юристъ, 2006.
-  Яскевич Е.В. Исследование потребителей как основа маркетингового 
  управления высшим учебным заведением 
  // Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.- №2. – с. 46-58.
-  http: // stat.edu.ru
-  http: // www.ed.gov.ru
 
Приложение 1
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО 
ОБРАЗОВАНИЮ РФ
 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ 
ТЕХНОЛОГИЙ, ИННОВАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
 
 
БЛАНК ИНТЕРВЬЮ
 
Здравствуйте! Предлагаем Вам участие в 
исследовании, направленном на изучение 
проблем и перспектив развития маркетинговой 
деятельности высших учебных заведений. 
Ответив на вопросы, Вы окажите неоценимую 
помощь!
I. Особенности организации 
маркетинга  
 1. Какой структурой осуществляется 
маркетинговая деятельность в учебном заведении?
□   Централизованной службой маркетинга 
(отделом, Центром)
□  Функции маркетинга распределены по отделам 
вуза
□   Используются внешние консультанты
□   Другое. 
2. Если в учебном заведении функционирует 
отдел маркетинга, в каком году он появился?___________________________________________________
3. Сколько человек занято в осуществлении маркетинговой деятельности?______________________________________________________
4. Какой уровень квалификации у сотрудников, 
занимающихся маркетинговой деятельностью 
в университете?
      □ маркетинговую 
деятельность осуществляют сотрудники, имеющие специальную маркетинговую 
подготовку
□  маркетинговую деятельность осуществляют 
специалисты без квалификации по маркетингу
□     другое
 
II. Основные направления маркетинговой 
деятельности
1. Совершенствуя содержание и номенклатуру 
образовательных услуг и продуктов, вуз 
осуществляет:
     □  внедрение новых образовательных услуг 
(второе высшее образование, курсы)
     □ модификацию и разработку образовательных 
услуг (специальностей, специализаций) 
     □      оценку конкурентоспособности 
своих образовательных услуг
2. Какие каналы распределения своих услуг 
университет использует при выходе на 
конечного потребителя?
      □    непосредственное 
предоставление услуг университетом
      □    открытие 
филиалов
      □    создание 
сети представительств
      □    другое
3. В каких формах осуществляется университетом 
продвижение своих услуг на рынок?
      □    проведение 
презентаций, выставок, дней открытых 
дверей 
      □    информация 
в СМИ
      □    наружная 
реклама
      □    выпуск 
собственных брошюр, буклетов
      □    другое
4. В каких формах осуществляется университетом 
содействие трудоустройству выпускников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
 
5. Какую систему ценообразования преимущественно 
использует вуз?
      □    ориентация 
на затраты
      □    ориентация 
на спрос
      □    ориентация 
на цены конкурентов
      □    другое
6.  Проводятся ли вузом маркетинговые 
исследования?
     □    исследования проводятся
     □    исследования 
не проводятся
7.  Выделите те направления исследований, 
которые, на Ваш взгляд, наиболее важны?
     □    исследование 
рынка образовательных услуг
     □    исследование рынка труда
     □    исследование потребителей 
образовательных услуг
     □    исследование качества предоставляемых 
образовательных услуг
     □    исследование цены
     □    анализ поведения конкурентов 
на рынке
     □    другое
8. По каким параметрам оценивается 
социальная эффективность маркетинговой деятельности?_________________________________________
__________________________________________________________________
 
9. Внесёт ли коррективы в маркетинговую 
деятельность учебного заведения присоединение 
России к Болонскому процессу?
     □    в содержание образовательных программ
     □    во взаимодействие с рынком труда
     □    в политику ценообразования 
     □    в качество предоставляемых образовательных 
услуг
     □    другое
         
 
 
Спасибо за помощь в исследовании!
 
Приложение 2
Положение об отделе содействия трудоустройству 
выпускников
 государственного университета 
   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  - Настоящее положение разработано на 
  основе действующих нормативных документов, Устава ГУ.
- Отдел содействия трудоустройству выпускников является структурным подразделением информационно-аналитического 
  центра  государственного университета, пользуется правами 
  и обязанностями, связанными с его деятельностью.
2.   ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОТДЕЛА 
2.1. Основными целями отдела являются:
  - Информирование администрации и подразделений вуза (факультетов, кафедр) о состоянии рынка образовательных 
  услуг и разработка рекомендаций в осуществлении образовательной 
  политики в  государственном университете.
- Продвижение высококачественных образовательных 
  программ на рынок  края и другие регионы России с целью привлечения 
  потребителей с учетом их потребностей.
- Создание и развитие системы содействия 
  трудоустройству выпускников.
- Инициация, поддержка и укрепление благоприятного 
  имиджа  госуниверситета на рынке образовательных 
  услуг.
2.2. Для достижения целей отделом маркетинга 
решаются следующие 
задачи:
2.2.1. Исследование, изучение и анализ потребностей 
в образовательных услугах личности (учащегося, студента, 
слушателя);
  - анализ приоритетов в выборе будущей 
  специальности, специализации, дополнительных образовательных программ;
- выявление перспективных образовательных 
  программ; форм обучения; методов и средств обучения.
2.2.2.Анализ взаимодействия рынков 
труда и образовательных услуг;
  - определение места, эффективных условий 
  будущей трудовой деятельности выпускников;
- установление требований потенциальных 
  работодателей к качеству образовательных программ; к выпускникам 
  с позиций профессиональных и должностных 
  требований;
- разработка инструментов и осуществление 
  координации внутренней политики вуза в области занятости.
2.2.3.Информирование студентов (слушателей) 
вуза, подразделений вуза о тенденциях, о предъявляемом спросе 
на специалистов:
  - выход в международные информационные 
сети, размещение и постоянное обновление 
информации о деятельности отдела маркетинга 
на WEB-сервере  государственного университета;
  - подготовка информационных материалов 
о состоянии рынка образовательных услуг, 
рынка труда с указанием реального трудоустройства 
по каждой специальности с учетом предыдущего 
года.
2.2.4. Анализ конкурентоспособности:
  - специальностей, специализаций и других 
  образовательных программ;
-  государственного университета среди других образовательных учреждений края и России.
  - Изучение конъюнктуры спроса и предложения 
  рынков труда и образовательных услуг.