Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 15:28, курсовая работа
В настоящее время актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения, и играет важную роль в развитии рыночной экономики, она является важным элементом экономики Санкт-Петербурга
Введение
1. Общая характеристика и структура рынка экскурсионных услуг
2. Оценка конъюнктуры рынка услуг
3. Сегментация рынка
4.Тенденция развития рынка услуг
Заключение
Экскурсии в загородные дворцы Санкт-Петербурга, поездки на метеорах, длительностью 5-7 часов, в зависимости от количества человек, соответственно будут стоить от 2 тыс. до 7 тыс. руб. При этом стоимость экскурсии включает гида-экскурсовода, автотранспорт, входные билеты.
Экскурсии для туристов с индивидуальным гидом без транспорта.
Экскурсии в музеи Санкт-Петербурга, длительностью 3-4 часа, в зависимости от количества человек, соответственно будут стоить от 600 руб. до 5 тыс. руб.
Экскурсии для туристов в составе сборных групп.
Экскурсии в музеи Санкт-Петербурга, длительностью 1,5 – 3 – 5 часов, будут стоить от 300 руб. до 1 тыс. руб.В стоимость входят услуги гида-экскурсовода, входные билеты Водные прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
Стоимость обзорной экскурсии для индивидуальных туристов (продолжительность 1 час) в зависимости от количества человек, соответственно будут стоить от 400 руб. до 4 тыс. руб.)
Самыми популярными обзорными экскурсиями по городу, являются экскурсии с посещением Петропавловской крепости, Исаакиевского собора, Военно-Морского музея.
Среди экскурсий в музеи, большим спросом пользуются экскурсии в Эрмитаж, Русский музей, Спас-на-Крови, Юсуповский дворец, Экскурсия по Летнему саду с посещением Летнего дворца Петра1.
Большим спросом пользуются экскурсии в загородные дворцы Санкт-Петербурга, такие как: Экскурсия в Пушкин(Царское село): Екатерининский Дворец с Янтарной комнатой, Экскурсия в Павловск: Дворец Павла I + парк, Экскурсия в Петергоф (Петродворец) : фонтаны + один из малых дворцов, Экскурсия в Петергоф (Петродворец) : Большой дворец + фонтаны на Метеоре, Экскурсия в Кронштадт + форт Константин.
Основная проблема 
въездного экскурсионного туризма 
в Санкт-Петербурге – это короткий 
туристический сезон (всего несколько 
месяцев в году в период «Белых 
ночей»), которая, во-первых, мешает развитию 
туристской инфраструктуры города и, во-вторых 
– инвестиционному процессу. Бренд 
«Белые ночи», продвигавшийся в советские 
времена, прочно закрепился в путеводителях 
и сознании зарубежного туриста. 
Но Петербург – это крупный 
европейский центр всесезонного 
экскурсионного туризма. Культурная жизнь: 
выставки, интересные мероприятия – 
проходят, в основном, осенью, зимой 
и в весеннее время. 100-200 лет назад 
гости приезжали в Санкт-
Политика Администрации 
Санкт-Петербурга в сфере туризма 
опирается на устойчивый интерес 
к городу в России и за рубежом. 
Городское правительство 
Пока питерский туризм приносит в бюджет города 10–15%, а мог бы – намного больше. Как известно, туризм становится бюджетообразующей отраслью для экономики какого-либо города, когда число приезжающих в него за год туристов превышает количество жителей. Если учесть, что население Санкт-Петербурга – 5 миллионов, то среднее число туристов, посещающих наш город в год – это 3 миллиона. Поддержка малого бизнеса в сфере экскурсионного туризма – это один из приоритетов работы городского правительства. Органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют поддержку развития туризма в Санкт-Петербурге в следующих основных формах:
-принятия нормативных 
правовых актов Санкт-
-разработки, принятия 
целевых программ Санкт-
-информационного 
обеспечения сферы туризма в 
Санкт-Петербурге, в том числе 
организации распространения 
-привлечения инвестиций в сферу туристской индустрии в Санкт-Петербурге;
-налогового регулирования деятельности в сфере туризма в Санкт-Петербурге.
Главная цель «Программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2006–2010 гг.», утвержденной городским Правительством в октябре 2005 года, – вывести Санкт-Петербург к 2010 году в пятерку наиболее посещаемых городов Европы, а количество иностранных туристов в городе увеличить до 5 миллионов.
3. Сегментация рынка
 
Среди экскурсионных фирм может наблюдаться определенная ориентация на тот или иной рыночный сегмент.
По составу участников 
В качестве особого контингента, требующего специальных приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых,
Большое место в организации 
экскурсионного обслуживания местного 
населения и туристов занимает проведение 
и подготовка экскурсий с учетом запросов, 
интересов, уровня подготовки и других 
особенностей различных групп населения. 
Существует несколько видов группировок 
экскурсантов.
Первый вид группировки. 
Участники всех экскурсий, проводимых 
экскурсионной организацией, подразделяются 
на определенные группы в 
зависимости от отношения этих людей к 
экскурсии. В этом случае группы отличаются 
большим или меньшим интересом людей к 
самой экскурсии. Профессиональные интересы, 
образование, уровень культурного развития 
и возраст в этом случае экскурсионным 
учреждением не учитывается. Этот вид 
группировки охватывает три основных 
категории экскурсантов.
В первую категорию входят 
наиболее любознательные люди, которые 
хотят знать буквально все 
о науке, производстве, строительстве, 
истории, 
искусстве, архитектуре.
Это самая массовая группа 
экскурсантов. В 
настоящее время значительная часть экскурсионной 
работы построена на 
обслуживании именно таких экскурсантов. 
В эту группу входят рабочие, 
служащие, студенты, дети, т.е. люди, самые 
различные по своему роду занятий, культурному 
уровню, возрасту. Все они сходны в одном 
– в стремлении получить знания, поэтому 
их привлекают любые темы экскурсий;
Во вторую категорию участников экскурсий, входят люди, которые имеют широкий круг знаний, проявляют устойчивый интерес к определенной области знаний, например к истории и к искусству. Они ставят перед собой задачу дополнить знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их теме или проблеме. Этим объясняется тщательный выбор ими темы предстоящей экскурсии. Работа с такими экскурсантами требует постоянного расширения экскурсионной тематики;
К третьей категории экскурсантов 
относятся люди, которые стремятся 
заполнить свой досуг интересными мероприятиями 
без четко определенной 
цели. Однако в ходе экскурсии в группе, 
состоящей из таких экскурсантов, 
происходит расслоение. Часть участников, 
заинтересованная объектами 
показа и увлеченная рассказом экскурсовода, 
становится более активной. 
Другая часть группы проявляет вежливую 
заинтересованность, а иногда 
вообще не скрывает своего безразличия 
к содержанию экскурсии. В будущем 
значительное число экскурсантов, отнесенных 
к третьей категории, 
пополняют группы первой и второй категорий.
Второй вид группировки. 
Здесь подразделение 
происходит по более сложным признакам:
Первый признак – разделение 
экскурсантов по возрасту. Создаются 
однородные экскурсионные группы с учетом 
возраста. Экскурсии для разных 
возрастных групп отличны друг от друга 
по способу передвижения, 
продолжительности, содержанию, методике 
преподавания материала;
Второй признак 
– разделение по роду занятий экскурсантов. 
Положенный в основу дифференцированного 
подхода к организации 
Третий признак – 
общественной деятельности. Уже сейчас 
многие экскурсионные учреждения 
проводят экскурсии для профсоюзных работников;
Четвертый признак – разделение на группы происходит в зависимости от формы учебы экскурсантов, расширения их кругозора. Имеются в виду кружки и семинары;
Пятый признак – экскурсанты, 
которые отдают часы своего культурного 
досуга любительским занятиям. Эту 
группу составляют участники коллективов 
и кружков художественной самодеятельности, 
клубов и объединений по интересам 
– любителей музыки, театра, киноискусства, 
книги, туризма, природы, фотографии, различных 
видов коллекционирования.
Отдельно следует отметить детские экскурсии. Экскурсии для детской аудитории можно разделить на две группы – школьные и внешкольные. Их отличают друг от друга задачи, тематика, методика проведения.
Школьные экскурсии в 
свою очередь имеют три вида: урочные 
проводимые в учебное время; внеурочные, 
проводимые до и после занятий 
в классе и внеклассные – 
определенного класса школы. Эти экскурсии 
ведут педагоги 
общеобразовательных школ в соответствии 
с планом работы по своему 
предмету. Цель школьной экскурсии – изучение 
учебной программы по 
конкретному предмету. Внешкольные экскурсии 
направлены на расширение культурного 
кругозора детей и подростков, воспитание 
подростков.
Первоочередная задача, которую предстоит решить для наиболее эффективной работы в этой сфере: учесть то, что люди становятся независимыми, все больше и больше путешествуют, хотят все больше увидеть и узнать.
Иностранные туристы 
– желанные гости любой страны. 
В среднем один иностранный тратит 
от 100 до 200 долларов в день: на сувениры, 
проживание, экскурсионные программы. 
И чем дольше он остается в городе, 
тем больше денег оставляет в 
нем. Поэтому задача Санкт-Петербурга 
– не просто привлечение туристов, 
а увеличение срока их пребывания 
в городе. Для этого в городе 
постоянно создаются любопытные 
эксклюзивные маршруты. Например, вертолетные 
экскурсии над городом с 
Иностранных туристов привлекает возможность безвизового въезда в Россию на 72 часа в составе экскурсионных групп. И в отличие от других портов Балтики, где стоянка круизных лайнеров не превышает 12 часов, в Санкт-Петербурге большинство судов остаются на 2-3 дня. Так, в прошлом году в наш порт зашли 364 пассажирских круизных судна, доставивших более 400 000 туристов. По данным статистического исследования 2008 года, половина посетителей Санкт-Петербурга приезжает с целью туризма (отдыха). Доли бизмнесменов и прибывающих с частным визитом примерно равны и составляют по 25 %. Суммы общих расходов на визит варьировались от 300 до 486000 рублей, средняя сумма составила 24450 рублей, наиболее часто упоминающаяся сумма – 15000 рублей.
В российском потоке, средняя общая сумма расходов составила 13100 рублей. В иностранном потоке, средние расходы равны 38900 рублям.
В среднем иногородние туристы находились в Санкт-Петербурге 5 дней, иностранные -3,5 дней. Основные расходы посетителей пришлись на приобретение товаров (в среднем 19%) и питание (18%). Транспорт и проживание, которые могли бы занимать основное место в расходах, в среднем в структуре расходов занимают лишь 13% и 12% соответственно. На достопримечательности и развлечения туристы в среднем тратили около 9%.
4. Тенденция развития рынка услуг
 
В настоящее время актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, она также является и ее важным элементом.
Для Санкт-Петербургского рынка экскурсионных услуг, стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
-ярко, выраженная 
сезонность, обусловленная тем, что 
основным потребителем 
-сокращение тематики экскурсий;
-дефицит квалифицированных 
экскурсоводов и гидов-
-растет число "подпольных" экскурсоводов.
Еще одна серьезная проблема в развитии городского экскурсионного туризма – это несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг.
Для успешного развития экскурсионного рынка необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.
Развитие экскурсионного туризма, нормирование спроса на экскурсии, как на внутреннем, так и на внешнем рынке невозможно без активного воздействия рекламы.
Не маловажным элементом в развитии экскурсионного рынка Санкт-Петербурга является организация методической работы в экскурсионной фирме.
Работа строится 
с учетом нормативного и стратегического 
планирования экскурсионной деятельности 
на основе годового плана. Формы работы 
отдела различны: семинары, лекции, конференции, 
учебные и показательные 
Для обеспечения высокого уровня обслуживания экскурсанта необходима научная система, объединяющая все составляющие профессиональной экскурсионной деятельности.
Небольшие фирмы, выполняющие в настоящее время значительные объемы туристско-экскурсионного обслуживания населения, не могут позволить себе не только методического одела, но даже штатного методиста, контролирующего качество экскурсионного обслуживания. Зачастую, они даже не содержат у себя в штате экскурсоводов. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации и обеспечения качества экскурсионного обслуживания стала аккредитация экскурсоводов и гидов-переводчиков.
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка экскурсионных услуг