Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности, проанализировать финансовую, хозяйственную и маркетинговую деятельность предприятия ЗАО «Очаково». Выявить и изучить проблемы ЗАО "Очаково" по совершенствованию маркетинговой деятельностью. Дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельностью.
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия
Сфера деятельности: Производство напитков: безалкогольные
(квас, лимонады серии "Ах", морс), слабоалкогольные напитки и пиво.
Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит коллективу предприятия.
Общая численность работающих: она составляет 450 человек. Из них менеджеры, служащие, рабочие.
На данный момент выпускается следующая продукция:
2.2 Организационная структура управления предприятием "Очаково"
ё
Рисунок 5 - Организационная структура управления ЗАО "Очаково"
2.3 Анализ основных технико-
Данные для анализа взяты приблизительные, так как основные показатели является секретной информацией.
Таблица 2 - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия "Очаково"
| Основные показатели | 2000 | 2001 | Откло-нения | Темп роста | 
| Реализовано продукции, т. 
 | 
 7 241 957 | 
 8803 995 | 
 1 562 38 | 
 121,5 103,9 | 
| Себестоимость реализованной продукции, тыс.р. | 20784 | 34984 | 14200 | 168,32 | 
| Товарная продукция, тыс.р. | 12002 | 13566 | 1564 | 113 | 
| Себестоимость товарной пордукции, тыс.р. | 11692 | 12516 | 824 | 107 | 
| Среднесписочная численность, чел. | 450 | 450 | 0 | 100 | 
| Сумма материальных затрат, тыс.р. | 10 712 | 20 972 | 10260 | 195,8 | 
| Затраты на 1 руб. товарной продукции | 98,06 | 91,62 | -6,44 | 93,4 | 
| Затраты на 1 руб. реализованной продукции | 95,82 | 96,23 | 0,41 | 101 | 
| 
 
 Продолжение таблицы 2 | ||||
| Основные показатели | 2000 | 2001 | Откло-нения | Темп роста | 
| Производительность труда, тыс.р. | 77,68 | 159,45 | 81,77 | 205,2 | 
| Прибыль от реализации, тыс.р. | 869 | 1049 | 180 | 120,7 | 
| Балансовая прибыль, тыс.р. | 7 686 | 16 140 | 8454 | 209,9 | 
| Рентабельность продаж, % | 4,37 | 8,3 | 3,93 | 189,9 | 
Реализация продукции увязана со спросом и изменяется в соответствии с заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на безалкогольную продукцию и пиво выполняются полностью.
Прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия, отражает различные стороны производственно-хозяйственной деятельности. Она обусловлена объемом реализованной продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем себестоимости и другими факторами.
Прибыль отчетного периода по предприятию составила 1049 тыс. р., что на 180 тыс. р. больше соответствующего периода 2000 г.
Затраты на рубль реализованной продукции – один из важнейших показателей эффективности производства. Затраты на рубль реализованной продукции в 2001 г. составили 96,23 коп., что на 4,1 коп. выше уровня 2000 г. Затраты на производство на предприятии меньше рубля, т.е. предприятие окупает затраты и работает с прибылью.
2.4 Анализ финансового состояния предприятия "Очаково"
Рассмотрим финансовое положение предприятия за последних два года.
Таблица 3 – Исходные данные для анализа финансового состояния, тыс. р.
| Статья | На 01.01.00 | На 01.01.01 | 
| АКТИВ | ||
| 1. Оборотные активы | ||
|           
  2. Денежные средства и их  | 117,755 | 63,102 | 
| 3.Расчеты с дебиторами | 0,298 | 61,371 | 
| 
 | - | - | 
| 
 | 118,053 | 124,473 | 
| 
 | ||
| 
 | 31,792 | 30,067 | 
| 
 | - | - | 
| 
 | 31,792 | 30,067 | 
| 
 | 1095,502 | 1374,536 | 
| 
 ПАССИВ | ||
| 
 | ||
| 
 | 721,769 | 857,160 | 
| 
 | - | - | 
| 
 | 721,769 | 857,160 | 
| Собственный капитал | ||
| Уставной капитал | 55,970 | 55,970 | 
| Фонды и резервы | - | - | 
| Итого по разделу 2 | 55,970 | 55,970 | 
| Всего источников | 1095,502 | 1374,536 | 
Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических показателей – коэффициентов ликвидности и платежеспособности. Основными коэффициентами ликвидности являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности:
Экономическую результативность управленческой 
деятельности                  
КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6 (2.1)
КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4 (2.2)
Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001 > 1, это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности.
Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК показывает коэффициент КЭ:
КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4 (2.3)
Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних двух лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия "Очаково" и об отсутствии текучести кадров.
3 Анализ отдельных аспектов 
маркетинговой деятельности 
3.1 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»
Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя.
Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономоического развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения эффективности производства уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары.
Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга.
Главными конкурентами Очаково по выпуску слабоалкогольной и алкогольной продукции являются такие крупные кампании как:
Пивоваренная кампания «Балтика»
Кампания «Афанасий –Дон»
Маркетологи делят пивной рынок на пять групп. Дешевые сорта – «Жигулевское», «Останкинское», «Бадаевское», «Москворецкое», «Красный восток». Средняя цена товара составляет 9-13 рублей за 0,5 литра. Недорогое пиво, средняя цена 13 руб. (Клинское, Хамовническое,). Российское пиво класса «премиум» средняя цена – 15 руб. Это «Старый мельник», «Золотая бочка», «Бочкарев», «Балтика» № 3,4,5,6,7,8,9, «Клинское-люкс», «Афанасий»
За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить солидную часть рынка. По данным «Business Analytica» в Москве «Старый мельник» занимает более 5 %, а «Золотая Бочка» и «Бочкарев» - более 4 %. В целом по России а «Бочкарева», «Старого мельника» И «Золотую бочку» приходится соответственно более чем по 5,3 и 2 % рынка. Эти марки стоят не так уж и дешево, в среднем все они на несколько рублей дороже многих сортов «Балтики», не говоря уже о массовом дешевом пиве.
Сегодня, по оценкам «Business Analytica», на каждого жителя в России приходится примерно 30 литров. России есть куда стремиться. Потребление пива в России запросто можно довести дл среднеевропейского. Конечно, до уровня Чехии, где пьет очень много, России дойти трудно, но Англию, где на каждого жителя приходится примерно 80 литров пива в год, достигнуть можно.
Некоторые эксперты, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и призывают производителей не переоценивать свои возможности.
Что же касается пива «Балтика» то, хотя в ряде регионов оно по-прежнему занимает первое место по объему продаж среди высококачественной продукции, доля его несколько сократилась.
По результатам проведения опросов, выяснилось, что основными конкурентами пива, производимого ЗАО «Очаково» являются марки: «Балтика», «Дон», «Бочкарев», «Золотая бочка», «Старый мельник», «Арсенальное», «Афанасий».
Рисунок 6 – Ответы респондентов, на вопрос о том, какие марки пива они предпочитают
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если товар аналогичен товарам основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того конкурента. В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности.