Банкротство гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование основ и процедур банкротства гражданина.
В соответствии с целями в работе поставлены следующие задачи;
- исследовать правовые основы и процедуры банкротства;
- рассмотреть разбирательство дел о банкротстве гражданина в арбитражных судах;
- провести анализ судебно-арбитражной практики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Нормативно-правовые основы и процедуры банкротства………………….5
1.1. Нормативно-правовая характеристика банкротства………………………5
1.2. Анализ процедур банкротства и гражданско-правовой ответственности гражданина-должника……………………………………………………………8
2. Разбирательство дел о банкротстве гражданина в арбитражных судах…..16
2.1. Возбуждение производства о банкротстве гражданина – должника……16
2.2. Конкурсное производство гражданина-должника………………………..18
2.3. Мировое соглашение……………………………………………………….20
3. Судебно-арбитражная практика……………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………32
Литература……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Банкротство гражданина.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Нормативно-правовые основы и  процедуры банкротства………………….5

1.1. Нормативно-правовая характеристика банкротства………………………5

1.2. Анализ процедур банкротства и гражданско-правовой ответственности гражданина-должника……………………………………………………………8

2. Разбирательство дел о банкротстве  гражданина в арбитражных судах…..16

2.1. Возбуждение производства о  банкротстве гражданина – должника……16

2.2. Конкурсное производство гражданина-должника………………………..18

2.3. Мировое соглашение……………………………………………………….20

3. Судебно-арбитражная практика……………………………………………..28

Заключение………………………………………………………………………32

Литература……………………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Институт несостоятельности (банкротства) - относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность - явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях. Юридическая суть несостоятельности (банкротства)  состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств. Не будет ошибочным утверждение, что банкротство представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Часто лишь от случая зависит, что банкротом в данный момент оказывается именно этот, а не какой-то другой предприниматель.

Каковы же основания для такого пессимистического вывода? Причин много, назовем лишь наиболее распространенные и очевидные. Во-первых, неумение хозяйствующего субъекта из-за отсутствия опыта, неспособности или лени вести свое предпринимательское дело. Плохое изучение конъюнктуры рынка, возможных колебаний спроса и предложений на товары, неудачный отбор вида и номенклатуры производимой продукции приводят к тому, что выпущенный товар оказывается никому не нужным и оседает мертвым грузом на складе. Естественно, понесенные затраты не возмещаются, взятые взаимообразно деньги и сырье в расчете на то, что долги будут погашены из выручки от продажи товара, возвращать нечем. Так появляется потенциальный банкрот.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена всем ходом развития современно предпринимательства, осуществляемого юридическими лицами, развитием рыночных отношений.

Целью курсовой работы является исследование основ и процедур банкротства гражданина.

В соответствии с целями в работе поставлены следующие задачи;

- исследовать правовые основы  и процедуры банкротства;

- рассмотреть разбирательство  дел о банкротстве гражданина в арбитражных судах;

- провести анализ судебно-арбитражной  практики.

Объектом исследования является несостоятельность гражданина.

Теоретической основой и информационной базой послужили труды российских и зарубежных юристов по вопросам несостоятельности гражданина - физического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нормативно-правовые основы  и процедуры банкротства

 

1.1. Нормативно-правовая  характеристика банкротства

 

При изучении нормативно-правовой основы банкротства как нового феномена нашей экономики надлежит отчетливо уяснить нынешнюю специфику его правового регулирования, нашедшую отражение в ГК РФ и федеральных законах. Последние закрепили сложившуюся качественно новую систему реальных общественных отношений по поводу банкротства.

По структуре и содержанию Федеральный закон 2002 г. представляет собой нормативный акт, максимально приближающийся к высшей форме систематизации норм права — кодификации. В нем отчетливо выделяются традиционные для кодексов общая и особенная части. В общей части сосредоточены положения, фиксирующие статику связанных с банкротством общественных отношений и статус возможных их участников. Особенная часть передает динамику этих отношений, поведение, деятельность соответствующих субъектов. Кроме того, в обособленную часть выделены положения об отличительных чертах банкротства некоторых категорий должников (юридических и физических лиц) и отдельных процедур банкротства.

Мы имеем дело, таким образом, с тремя уровнями нормативно-правового регулирования банкротства. Первый содержит самые общие нормы, действие которых распространяется на все связанные с банкротством общественные отношения. Второй включает правовые нормы, опосредующие предусмотренные Федеральным законом 2002 г. общие процедуры банкротства. Третий уровень устанавливает исключения из общих правил первого и второго уровней. Нормы-исключения касаются поименно названных в Федеральном законе субъектов и процедур банкротства. Таких норм немного, сосредоточены они в заключительных гл. IX—XI Федерального закона. В правореализующей деятельности предпочтение отдано именно этим нормам. Если ими предусмотрено иное, то более общие нормы не применяются. Другими словами, нормы первого и второго уровней «работают» при регулировании соответствующих общественных отношений только в том случае, если на возникающие вопросы нет ответа в нормах третьего уровня.

Развертывание механизма правового регулирования банкротства, как и любого иного общественного отношения, начинается с определения участников соответствующих общественных отношений, в данном случае — лиц, на которых распространяется действие законодательства о банкротстве. Федеральный закон 2002 г., в частности, уточнил перечень и статус должников-банкротов.

 Существенно расширен круг  потенциально несостоятельных (банкротов) физических лиц. Теперь четко различаются три их категории. Как и ранее, к ним в полном соответствии со ст. 25 ГК РФ отнесен гражданин — индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, вытекающие из осуществляемой им предпринимательской деятельности. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом.1

Кроме индивидуальных предпринимателей банкротами могут быть признаны также граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поскольку приведенная новелла противоречит ГК РФ, она будет введена в действие только с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, прежде всего — в ГК РФ. Это полностью соответствует фундаментальному правилу, гласящему, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Думается, в орбиту банкротства целесообразно вовлекать не поголовно всех граждан-должников, а лишь тех из них, которые в нарушение действующего законодательства фактически занимаются предпринимательством, но без надлежащего юридического оформления (в частности, без государственной регистрации).

Наконец, еще одну категорию физических лиц — потенциальных банкротов составляют индивидуальные предприниматели, являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств. В Законе 1992 г. о них ничего не говорилось. Причина заключалась в том, что в начале 90-х гг. XX в. фермерство только начинало внедряться в сельское хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства учреждались как юридические лица и функционировали именно в таком качестве. С 1 января 1995 г. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность  без образования   юридического лица,   признается предпринимателем вследствие самого факта государственной регистрации своего хозяйства.

Особенности банкротства гражданина, индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства отражены соответственно в § 1—3 гл. X Федерального закона 2002 г. Следует при этом подчеркнуть, что правила, регулирующие банкротство гражданина (§ 1 гл. X), применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства, с учетом особенностей последних (§ 2 и 3 гл. X).

В целом иерархия различных правовых норм, относящихся к банкротству граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, установлена следующим образом. Преимущество в регулировании общественных отношений, связанных с банкротством, имеет Федеральный закон 2002 г. Что касается норм, содержащихся в иных федеральных законах, то они могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в этот Федеральный закон.2

 

1.2. Анализ процедур банкротства  и гражданско-правовой ответственности гражданина-должника

 

          Непременную предпосылку реализации законодательства о банкротстве составляет наличие факта банкротства. При его определении в Федеральном законе за исходное взято (с некоторыми уточнениями) действовавшее ранее положение о том, что банкротство есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Сами эти требования сведены в две обособленные группы:

1) денежное обязательство —  обязанность должника уплатить  кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ;

2) обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные  взносы в бюджет соответствующего  уровня и в государственные внебюджетные фонды (в частности, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ) в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. По обоим федеральным законам (как 2002, так и 1998 г.) должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. Федеральный закон 1999 г. для кредитных организаций установил значительно более сокращенный срок неисполнения — 14 дней. В отношении гражданина Федеральный закон 2002 г. внес весьма существенное и разумное дополнение: банкротом он может быть признан, если сумма его неисполненного обязательства превышает стоимость принадлежащего ему имущества. К сожалению, законодатель не принял многочисленные рекомендации, в том числе исходившие от арбитражных судей, о целесообразности хотя бы вдвое увеличить срок, в течение которого допускается невыполнение обязательства гражданами и юридическими лицами.

Граждане, включая индивидуальных предпринимателей, и юридические лица являются участниками самых различных правоотношений, в которых как стороны этих правоотношений могут оказаться должниками. Возникают естественные вопросы: по состоянию на какое время и какие именно долги - все или только какая-то их часть - учитываются для определения наличия признаков банкротства? Федеральный закон 2002 г. определил: состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Наличие признаков банкротства само по себе еще не является достаточным основанием для запуска в арбитражном суде механизма объявления субъекта гражданского права банкротом. По Федеральному закону 1998 г. дело о банкротстве могло возбуждаться арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляли не менее 500, а к должнику-гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Федеральный закон 2002 г. отказался от оценок в минимальных размерах оплаты труда и установил твердые денежные суммы: для юридического лица - не менее 100 тыс. руб. и для гражданина - не менее 10 тыс. руб.

          Важную роль среди общих (статических) положений о банкротстве занимают его процедуры, которые вправе применить арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве. На выбор конкретной процедуры оказывают влияние не только арбитражный суд, но и лица, связанные с этим делом, начиная непосредственно с должника. Избранная арбитражным судом процедура банкротства в дальнейшем определяет поведение и самого суда, и должника, и кредитора, и всех других имеющих отношение к банкротству участников социального общения, а также сам конечный результат дела. Поэтому, как только начинает возникать угроза банкротства, необходимо причастным к нему лицам (прежде всего должнику и кредитору) своими действиями в ходе подготовительной работы к разбирательству дела и непосредственно в суде активно добиваться применения именно той процедуры, которая в наибольшей мере отвечает их интересам.

Согласно Федеральному закону 1998 г. все процедуры банкротства были разделены на две группы. Одни применялись при рассмотрении дел о банкротстве должника - юридического лица: наблюдение, внешнее управление (судебная санация), конкурсное производство, мировое соглашение. Вторая группа процедур - конкурсное производство и мировое соглашение - применялась по делам о банкротстве должника-гражданина.

Федеральный закон 2002 г. сохранил этот общий подход, но при этом ввел одну новую процедуру (финансовое оздоровление) и уточнил содержание прежних. Теперь система процедур выглядит следующим образом: а) наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; б) финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; в) внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности; г) конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; д) мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Информация о работе Банкротство гражданина