Анализ Уфимской трикотажной фабрики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования изучить основные направления комплекса маркетинга на предприятии, выявить недостатки и разработать конкретные предложения по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии.
Задачи исследования:
-изучить теоретические основы комплекса маркетинга на предприятии
-проанализировать цели и задачи комплекса маркетинга на предприятии
-определить направления по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии

Содержание

Введение 3
1. Понятие комплекса маркетинга 4
1.1. История формирования комплекса маркетинга 4
1.2. Совершенствование модели комплекса маркетинга 7
2. Легкая промышленность России 10
2.1. Общая характеристика легкой промышленности 10
2.2. Ситуация в мировой текстильной промышленности 11
2.3. Динамика и структура легкой промышленности 13
3. Анализ Уфимской трикотажной фабрики 18
3.1. Общая характеристика объекта исследования 18
3.2. Товарная политика и ее основные мероприятия 21
3.3. Разработка и реализация основных элементов политики продвижения 23
Заключение 27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая готовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

             

Содержание

Введение              3

1. Понятие комплекса маркетинга              4

1.1. История формирования комплекса маркетинга              4

1.2. Совершенствование модели комплекса маркетинга              7

2. Легкая промышленность России              10

2.1. Общая характеристика легкой промышленности              10

2.2. Ситуация в мировой текстильной промышленности              11

2.3. Динамика и структура легкой промышленности              13

3. Анализ Уфимской трикотажной фабрики              18

3.1. Общая характеристика объекта исследования              18

3.2. Товарная политика и ее основные мероприятия              21

3.3. Разработка и реализация основных элементов политики продвижения              23

Заключение              27

Список использованной литературы              28

Приложение 1              29

 

 

 

 


Введение

 

В условиях современного развития российской рыночной экономики становится все более необходимым изучение маркетинговой деятельности на предприятиях.

Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что в настоящее время предприятия не могут нормально функционировать без маркетинговой службы, без разработки комплекса маркетинга в организации. Каждое предприятие должно ориентироваться на потребителей. Чем лучше разработан на предприятии комплекс маркетинга, тем эффективнее будет и его деятельность. Для эффективной разработки комплекса маркетинга нужно изучать спрос на продукцию, рынки её сбыта, их ёмкость, реальных и потенциальных конкурентов. С помощью маркетинговой деятельности ведется постоянный поиск новых рынков, потребителей, новых видов продукции и услуг, способствующих обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Комплекс маркетинга выступает в роли инструмента регулирования производства и сбыта.

Цель исследования изучить основные направления комплекса маркетинга на предприятии, выявить недостатки и разработать конкретные предложения по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии.

Задачи исследования:

-изучить теоретические основы комплекса маркетинга на предприятии

-проанализировать цели и задачи комплекса маркетинга на предприятии

-определить направления по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии


1. Понятие комплекса маркетинга

1.1. История формирования комплекса маркетинга

 

Комплекс маркетинга  – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка. Функция комплекса маркетинга состоит в том, чтобы сформировать набор, который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации.

Комплекс маркетинга в его каноническом виде ("4P") включает 4 составляющих:

Продукт (Product) — это набор «изделий и услуг», которые фирма предлагает целевому рынку.

Цена (Price) — денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.

Дистрибуция (Place) — всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.

Продвижение (Promotion) — всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.

Таким образом, концепция маркетинга-микс по Маккарти определялась набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика или политика продвижения (promotion).

Современные исследователи постоянно расширяют этот список, благодаря чему возникают новые концепции - 5P, 6Р, 7Р, ... 12Р и 4С (см. ниже), однако общепризнанной все-таки является концепция 4P. Ключевым фактором при этом выступает то, что именно эти 4 элемента могут полностью контролироваться маркетологом. Кроме того, считается, что порядок следования элементов комплекса маркетинга четко показывает последовательность реализации основных маркетинговых функций:

1.  Невозможно вообще ставить вопрос о какой-либо программе маркетинга, если маркетолог не имеет в своем распоряжении продукта, который может быть предложен рынку (потребителю). Причем это предложение должно представлять для потребителя определенную ценность.

2.  В том случае, если существуют по крайней мере две стороны, каждая из которых заинтересована в обмене с противоположной стороной, они должны иметь какие-либо средства для взаимодействия. Предлагаемый продукт должен быть доступен заинтересованному в нем потребителю, поэтому следующая функция комплекса маркетинга должна решать эту задачу.

3.  Потребитель всегда оценивает товар не только исходя из набора его потребительских свойств, но и по сумме тех издержек, которые связаны с его приобретением. Здесь речь идет об известном маркетинговом соотношении «цена-качество». Специалисты более четко определяют это соотношение как «полезность—качество»: потребитель анализирует полезность предложенного ему товара и приемлемую для него цену этой полезности. Отсюда вытекает следующая составляющая комплекса маркетинга — ценовая политика.

4.  Потенциальные участники сделки никогда не смогут узнать друг о друге в том случае, если между ними не будет существовать коммуникаций, — соответственно, последний элемент комплекса маркетинга составляет коммуникационная политика. Стороны сделки должны быть в достаточной степени проинформированы о сущности имеющихся предложений, каждая из сторон должна, используя средства коммуникации, убедить противоположную сторону в привлекательности собственного предложения.

Наиболее успешной (по признаку распространенности в умах маркетологов и ученых) из "расширенных" трактовок комплекса маркетинга сейчас можно назвать концепцию "7Р", в которой к "4P" добавляются еще 3: People, Process и Physical Evidence.

Люди (PEOPLE) - контингент, имеющий отношение к процессу купли-продажи;

Процесс покупки (PROCESS) – то, что связано с деятельностью покупателя по осуществлению выбора товара;

Физический атрибут (PHYSICAL EVIDENCE) - материальный предмет, который может служить для клиента подтверждением факта оказания услуги.

Эта концепция изначально создавалась для маркетинга услуг, однако сейчас все большее число исследователей пытаются применять ее и к "товарному" маркетингу. Введение новых элементов в комплекс маркетинга обычно обосновывается критикой канонической формулы "4P". В основном концепцию "4Р" критикуют за то, что она ориентирована на микроуровень и затрагивает лишь продавца. При этом для расширения списка "P" обычно используются:

Упаковка (PACKAGE);

Покупка (PURCHASE) - представляет собой не только предпосылки к осуществлению покупки, но также и последствия принятия такого решения;

Персонал (PERSONNEL);

Окружающая среда (PHYSICAL PREMISES/SURROUND) – условия, создаваемые продавцом с целью более эффективной реализации своего товара;

Прибыль (PROFIT) – капитал, полученный в виде дохода относительно вложенных средств;

Связи с общественностью (PR, PUBLICITY) - создает положительную репутацию продукту и организации в целом;

Добавленные элементы характеризуют не комплекс маркетинга, а факторы, влияющие на маркетинговую деятельность, которые необходимо учитывать в том числе и при разработке комплекса маркетинга.

Например, такие элементы, как "Package", "Physical Evidence", "Profit" и "Public relations" являются составными частями, подэлементами комплекса маркетинга. Первые два являются подэлементом "Product", третий - частью "Price", а четвертый - частью "Promotion".

Комплекс маркетинга - модель "4C"

Существует и еще одна известная попытка изменить каноническую формулу "4Р", сместив фокус с продавца на потребителя... правда, ценой полного отказа от "Р". Это т.н. концепция "4С", предложенная Бобом Лотеборном в 1990 году.

Элементами модели являются:

1. Customer needs and wants - нужды и потребности покупателя;

2. Cost to the customer – затраты покупателя;

3. Communication – информационный обмен;

4. Convenience – удобство.

Очевидно, что в данной концепции в качестве приоритета выделяются предпочтения потребителей. Причем этот приоритет действует на всех без исключения этапах процесса производства и реализации товаров или услуг. Однако, традиционный комплекс маркетинга, состоящий из "4Р", так же имеет в приоритете предпочтения потребителей. При разработке «продукта», «цены», «продвижения» и «каналов распределения» проводятся маркетинговые исследования, изучаются ожидания потребителей. И даже более того - при разработке комплекса маркетинга учитываются не только предпочтения потребителей, но и конкуренты, поставщики, контактные аудитории. И, наконец, управление потребителем просто невозможно, так как этот элемент внешней среды не поддается прямому управлению.

1.2. Совершенствование модели комплекса маркетинга

 

В последнее время в практике маркетинга ряд специалистов предлагают детализировать элемент «товар» и выделить элемент «описание характеристик процессов и технологий, задействованных для производства товара и услуги».

Процессы и процедуры играют все большую роль и выделяются в отдельный элемент комплекса маркетинга. Процесс производства может быть разделен на элементы, поэтому важно, как каждый элемент работает и выполняет свою задачу. Особое значение процессы имеют в сфере услуг, так как услуги нельзя хранить, и они неосязаемы. Технологии производства молочных продуктов, в которых сохраняются живые бифидобактерии, проблемы производства трансгенных культур, способы переработки использованной упаковки, доля натуральных компонентов – это доказательство важности элемента «процессы».

В качестве примера можно привести продвижение аэрозольных дезодорантов и других аналогичных средств, произведенных с веществами не разрушающими озоновый слой Земли. Эта особая технология производства, прямо не влияющая на потребительские качества товара. Все это связано с проблемами социально-этичного маркетинга. Для современного потребителя важно не только качество товара, но и то, как он был произведен.

Специалисты, разрабатывающие теорию и практику современного маркетинга отношений, предлагают включать также специальный элемент, описывающий целостную программу работы с клиентом в рамках индивидуального маркетинга.

Система распределения, сбыта и логистики входит как часть в систему обеспечения обслуживания потребителя, так как трудно их разделить. Две точки зрения и два возможных приоритета: главное внимание процессу доведения товара до потребителя или главное внимание процессу обслуживания потребителей при приобретении и использовании ими товаров фирмы.

Обслуживание потребителя должно являться не деятельностью после того, как у потребителя возникли проблемы, а активной специальной деятельностью по предотвращению появления проблем у потребителя как в процессе приобретения, так и в процессе потребления товара. Предоставление услуги вместе с товаром – это часть заботы о потребителе.

Все виды общения с потребителем относятся к заботе о потребителе: вы должны сообщить потребителю, что заботитесь о нем и что вы действительно цените и активно добиваетесь деловых контактов с потребителем. Общение должно быть доступно (снятие трубки телефона после одного гудка, бесплатные телефонные линии связи, музыка в трубке во время ожидания ответа). Заставить потребителя ждать – это признать неэффективной работу менеджмента фирмы при работе с потребителем и то, что фирма не может с этим справиться.

Система подачи жалоб должна быть простой, легко реализуемой, эффективной, с точки зрения потребителя и с точки зрения фирмы. Недопустимо по отношению к претензиям, возражениям и жалобам потребителей заявлять: «Решайте сами, если недовольны нашими условиями». Потребители должны чувствовать, что их ценят, даже балуют.

Модель 4 «Р», очевидно, для настоящего времени излишне ограничена, и структура расширенного комплекса маркетинга позволяет полностью отразить современные процессы формирования маркетинговых программ.

 

Вывод

Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.

 

2. Легкая промышленность России

2.1. Общая характеристика легкой промышленности

 

Легкая промышленность включает несколько отраслей: текстильную, швейную и кожевенную, меховую и обувную. В свою очередь в текстильной  промышленности 9 отраслей, в кожевенной, меховой и обувной по 5. В  структуре выпускаемой продукции, наряду с производством тканей, одежды, обуви, трикотажных, чулочно-носочных и меховых изделий, а также  головных уборов, текстильной и кожевенной галантереи, высок удельный  вес продукции производственно-технического и специального назначения. Это производство корда для шин, сердечников стальных канатов, тканей для  транспортерных лент, тканей фильтровальных и ситовых для пищевой, химической и электротехнической промышленности, тканей и других  изделий для сельского хозяйства, авиационной и космической техники,  вещевого имущества для силовых федеральных ведомств. Отрасль  обеспечивает также основные потребности населения в изделиях  медицинского назначения и хозяйствующих субъектов в специальной,  рабочей одежде и обуви, средствах индивидуальной защиты. 

Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности занимает продукция швейной и текстильной отраслей.

Доля легкой промышленности в объеме промышленной продукции  России составляет примерно 1,5%, 1,3% в сумме налоговых платежей  промышленности и 0,7% всех налоговых поступлений в бюджет.

Емкость российского рынка текстиля измеряется миллиардами  долларов. Готовых тканей в России за год продается на $1 млрд.

Краткая характеристика современной ситуации в легкой промышленности России такова: сырья нет, оборудования нет, технологий  нет. Оборудование изношено почти на 60%, более половины предприятий  убыточны, долги достигают 16 миллиардов рублей. В итоге 70% всех  продаваемых в стране товаров легкой промышленности приходится на долю  импорта, около 16% выпускается отечественными предприятиями и столько  же выбрасывает на рынок теневой бизнес. По оценкам специалистов, доля "серого" импорта и "цехового" производства на текстильном рынке  превышает 60%. Например, по швейным изделиям налоги платятся лишь с 1/7 части продаваемой в России продукции. Высокую степень криминализации отрасли специалисты считают главной проблемой для "белых" производителей.

Особенностью легкой промышленности является достаточно быстрая  отдача вложенных средств. Оборот средств в отрасли сейчас, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2-4 раза в год. Каждые дополнительные 100 млн. руб. оборотных средств обеспечивают прирост объема производства за год на сумму 350-700 млн. руб. в зависимости от скорости оборота. 

Состояние основных производственных фондов отрасли не позволяет производить высококачественную, сравнимую с зарубежными аналогами продукцию. По состоянию на конец 2000 года степень их износа составила 54,2%, коэффициент обновления и коэффициент выбытия составили в  сопоставимых ценах, соответственно, 0,5 и 2,1. По оценке НИИ статистики, на начало 2000 года доля оборудования, эксплуатируемого до 5 лет, – составила 1,4%, 6-10 лет – 21,2%, 11-20 лет – 57,3%, более 20 лет – 20,1%.

 

2.2. Ситуация в мировой текстильной промышленности

 

За последние 10-15 лет в мировой текстильной промышленности  прошли очень серьезные изменения. В результате глобализации мировой экономики центр производства текстиля переместился из Европы и США в  страны «третьего мира»: Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. Стремление к экономии на оплате персонала заставила ведущие текстильные европейские компании закрывать свои фабрики и перемещать оборудование в зоны с меньшей стоимостью труда. Правительства развивающихся стран, понимая серьезные перспективы создания своей текстильной промышленности, принимали программы поддержки развития новых производств, начиная с льгот в налогообложении и законодательств о гарантиях инвестиций и вплоть до прямых дотаций экспорта и льготных кредитов. В результате всей этой активной деятельности современный текстильный мир кардинально отличается от того, что было 15 лет назад. 

Европейские компании сконцентрировались на производстве более качественной, уникальной продукции. Компании, отказавшиеся от планов переноса производства, ушли в модный сектор рынка и хай-тек технологии производства, сделали инвестиции в дизайнерские разработки и торговые марки. Однако это не означает, что в развивающихся странах производят только массовую, низкокачественную продукцию. Был период, когда, например, турецкие компании массово закупали оборудование на закрывающихся российских фабриках. Но затем они уже успели заменить его на более совершенное, в том числе за счет прибылей, полученных на российском рынке.

За последнее десятилетие в Китае, Пакистане, Индии, Турции и прочих странах созданы десятки текстильных компаний с годовым оборотом около 500 млн. долларов и тысячи более мелких производителей, оснащенных самым современным оборудованием и выпускающих ассортимент из сотен видов тканей с тысячами вариантов отделки. Эти компании производят основной объем мирового текстиля. Интересно, что на ежегодно проходящих отраслевых выставках продукция европейско-американских и азиатских компаний демонстрируется отдельно. 

Существует две крупнейшие выставки, Premier Vision и TexWorld: на первой собираются западные компании, на второй - азиатские. Причем попасть на Premier Vision для производителя из развивающихся стран почти невозможно: эта выставка как закрытый клуб, при всем при том, что качество часто близкое. 

Азиатским компаниям удается удерживать короткую дистанцию с европейскими и американскими производителями за счет того, что в своих странах они дают значительную долю бюджета и доходов населения и всячески поддерживаются государством. Другая сторона - азиатские текстильщики быстро копируют все нововведения.

 

2.3. Динамика и структура легкой промышленности

 

Начало 90-х годов стало для отрасли временем тяжких испытаний: массовое обнищание предприятий в результате инфляции, «дорогие» кредиты, налоговые неясности, поток бесконтрольного импорта – лишь главные из причин, поставивших отрасль на грань краха. За годы реформ производство в легкой промышленности сократилось почти в 8 раз, а производство готовой продукции - почти в 15 раз. Выпуск тканей уменьшился в 6 раз, трикотажных изделий и обуви – более чем в 10 раз, значительно сократилось потребление продукции смежных отраслей (агропромышленного комплекса, химической промышленности, машиностроения).

Дефолт 1998 года позволил предприятиям текстильной, швейной, обувной и кожевенной отраслей немного улучшить свое положение: массовый уход импортеров и резкое снижение платежеспособности населения изменило структуру спроса: потребитель стал покупать больше российских товаров. Предприятия, сохранившие в трудные времена начала реформ кадровый и производственный потенциал, смогли восстановить утраченные позиции на отечественном рынке и начали продвигать продукцию на Запад. Легкая промышленность на короткое время стала лидером роста промышленного сектора страны, но в 2002 году рост остановился. Попытки крупных ФПГ реанимировать отрасль после кризиса 1998 года, когда на волне импортозамещения у предприятий стала появляться прибыль, фактически провалились. Как говорят сами текстильщики, финансовые группы пытались эксплуатировать нежизнеспособные существующие производства вместо того, чтобы строить относительно небольшие новые.

На сегодняшний день легкая промышленность - одна из самых депрессивных отраслей экономики России. Ее назвали "аутсайдером" 2003 года: в прошлом году выпуск продукции легкой промышленности в целом по стране сократился на 2,3% (Табл. 1) в то время как в других отраслях темпы роста достигали 9%. По итогам 2003 года легкая промышленность стала единственной отраслью, в которой уменьшились объемы производства.

 

За 2006 г.

Дек. 2007 г. к дек. 2006 г.

За 2008 г.

Дек. 2008 г. к дек. 2007 г.

Март 2009 г. к марту 2008 г.

1-й кв-л 2009 г. к   1-му кв-лу 2008 г.

96,6

91,7

97,7

100,6

102,0

99,1

Таблица 1. Темпы роста промышленного производства в отрасли (%)

 

Падение производства проходило на фоне активной борьбы по переделу собственности, а также на фоне активной деятельности предприятий по привлечению кредитов на развитие производства. Также можно говорить об активизации работы иностранных компаний-производителей на территории России. Многие рассматривают российский рынок как большую нишу для западный товаров. Об этом говорит увеличение объема площадей иностранных экспонентов на выставках в Москве и других крупных городах.

Многие текстильные и швейные предприятия испытывают большие  трудности, связанные с натиском легального и контрабандного импорта продукции. Среди предприятий легпрома есть такие, которых подвергались процедуре банкротства по 5-6 раз, но они так и не решили свои проблемы. По социальным мотивам не все из них закрылись окончательно. Многие предприятия выживают, работая под заказ по давальческим схемам. Они не имеют собственного бренда, ассортиментной и маркетинговой политики, устойчивых источников снабжения сырьем. С другой стороны, в отрасли уже появились профессиональные игроки, которые считают, что текстильный бизнес выгодным. В основном в лидеры вышли те компании, которые сумели воспользоваться ситуацией, сложившейся после кризиса 1998 года, и использовали этот период для модернизации мощностей и выстраивания вертикальных структур.

Сегодня еще несколько преждевременно говорить о наличии в России полноценной индустрии моды: доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства страны всего 1,5%. Однако, наряду со спадом в легкой промышленности за прошедшие годы в целом по отрасли, наметился рост производства модной продукции. В магазинах, бутиках и торговых центрах зафиксировано значительное увеличение продаж модной одежды российских дизайнеров, что подтверждает рост интереса потребителей к отечественной продукции. 

В последнее время наметилась тенденция к разукрупнению многих предприятий швейной промышленности и создание на их базе небольших фирм, объединяющихся в рамках холдингов. Большое число малых предприятий, с присущей им мобильностью, более успешно приспосабливаются к условиям динамичного рынка модной одежды. В настоящий момент в швейной промышленности России уже работают 13 тысяч малых предприятий. По данным Мосгоркомстата, только в первом полугодии 2003 года в легкой промышленности Москвы работало 1819 предприятий малого бизнеса. И с каждым месяцем их становится все больше. 

В 2003  году  в  России  весь  объем  продаж  одежды  составил 450  миллиардов  рублей,  из  них только 90 миллиардов – доля малых предприятий. Однако, по оценкам экспертов, емкость внутреннего рынка одежды составляет более 10 млрд. долларов в год, что во много раз превышает объем продукции, производимой российскими предприятиями. Это создает объективные предпосылки для наращивания производственных мощностей отечественными фирмами. Объемы продаж контрабандных товаров в России не учитываются, значит реальная доля продукции отечественных предпринимателей на рынке еще меньше – она не доходит до 20%. Для сравнения, в развитых странах почти вся легкая промышленность находится в руках малых предприятий.   

Небольшие фирмы (дома моды, дизайн-студии, малые производственные предприятия) сегодня фактически составляют ядро будущей полноценной индустрии моды. Жесткие условия выживания в условиях современной российской экономики и борьба с иностранными конкурентами за потребителя оставляют на рынке самых лучших. Именно поэтому всемерная поддержка малых предприятий является залогом будущего успеха российской индустрии моды. 

Наряду с различными формами продвижения продукции на рынке, одним из самых эффективных маркетинговых инструментов по-прежнему остается участие фирм в профессиональных выставках и ярмарках. 

Кроме налогового бремени сдерживает развитие российского предпринимательства и конкуренция дешевой китайской одежды. Это не свободная конкуренция, и борьба за покупателя по рыночным правилам – ценой и качеством – в случае с китайской продукцией не поможет. Во всем мире уже давно существуют квоты на ввоз дешевых товаров из-за границы.    

Наплыв дешевых товаров и подпольные цеха сдерживают объемы производства малых предприятий, и как следствие, у предпринимателей не хватает денег на развитие и модернизацию оборудования. Устаревшее оборудование ограничивает выпускаемый ассортимент, а бизнесу в этой сфере необходимо каждые пять лет обновлять технологии, чтобы идти в шаг с постоянно меняющейся модой. В Москве к этому прибавляется одна из главных проблем всех столичных производителей – высокая арендная плата. Расходы на аренду бизнесмену приходится компенсировать, устанавливая более высокие цены на товары. По мнению экспертов, стоимость одежды частников из-за высокой аренды завышена в полтора раза. Расходная часть у российских предприятий – как у многих других предприятий европейского уровня (импортное сырье, современное оборудование, хорошие зарплаты у работников), а вот рынок сбыта – отечественный.

Покупательская способность у россиян пока очень низкая. И если дешевую импортную продукцию не ограничат квотами, то эта сфера малого бизнеса будет развиваться очень медленно.

 

Вывод

В целом одежда российских производителей характеризуется слабым дизайном, скромным ассортиментом. Они не могут предложить интересных для розничного продавца коллекций. Итальянское оборудование, которое досталось отечественным производителям в период перестройки, тогда было передовым, сегодня устарело и требует замены. Фабрики экономят на сырье, вынуждены закупать импортные комплектующие. О таких понятиях, как маркетинг, марка, продвижение, практически никто задумывается. Сбыт продукции часто ограничивается несколькими фирменными магазинами, а некоторые фабрики налаживают "взаимный обмен ассортиментом" между своими магазинами. К тому же, выпуская дешевую одежду, наши фабрики сталкиваются с валом дешевой продукции китайского производства, которая в большинстве своем завезена нелегально. Отечественные фабрики пока еще сохраняют позиции (как правило, в своих регионах) в сегментах недорогой взрослой, прежде всего мужской, детской, войлочной типа "прощай молодость", а также активно выполняют госзаказы. Направления модной одежды, в особенности женской, похоже, навсегда оставлены нашими производителями. Именно в сегменте простой взрослой и детской одежды, а также одежды для госзаказа специалисты и видят будущее отечественных фабрик.

 

3. Анализ Уфимской трикотажной фабрики

3.1. Общая характеристика объекта исследования

 

Открытое акционерное общество «Уфимская трикотажная фабрика» находится в г. Уфе Республики Башкортостан.

Уфимская трикотажная фабрика является одним из ведущих производителей изделий легкой промышленности в Республике Башкортостан. Поддерживая традиции фабрики производить качественную, красивую и доступную продукцию, фабрика стремится приумножить и сохранить их. На основе многолетнего опыта и новых технологий, современного нового оборудования компании STOLL фабрика перешла на новый уровень и продукция становится еще более успешной и востребованной на рынке. Наши покупатели это и школьники, молодые девушки, женщины и люди более зрелого возраста. UTF fashion производит и продает одежду, как в розницу, так и оптом. Акцент делается на трикотаж (шерсть, вискоза, 100% хлопок, экологичное высокотехнологичное синтетическое волокно) производства Италии и Испании, так же  в своих коллекциях используется и ткани высокого качества, для пошива юбок, брюк, платьев. Компания «UTF fashion» символизирует свободу, красоту и многообразие, женщины не с обложки журнала, а женщины из нашей жизни, стремящиеся к индивидуальности и имеющие свой неповторимый стиль. Это очаровательный трикотаж джемпера, блайзеры, пальто в городском стиле. Стильные юбки, брюки и платья удачно дополняют трикотажную коллекцию. Использование удобных лекал делает одежду комфортной в носке, модной и элегантной, а широкий размерный ряд позволяет одеваться женщинам, имеющим размеры от 40 до 58. Это мода высокого качества, удобная и доступная по цене, сочетающая классическую элегантность с новаторскими элементами, создающими настроение. А купить настроение – это и есть цель всякой женщины, отправляющейся за покупками. УТФ работает на все группы населения, и ставит перед собой задачу - совместить современность, комфорт, качество материала и в то же время оставаться доступными своему покупателю.

Производственная структура предприятия включает в себя пять основных цехов (вязальный, красильно-отделочный, подготовительно-закройный и два швейных), а также вспомогательные цеха и службы (ремонтные, энергетические и транспортные), большое складское хозяйство.

Основной целью деятельности ОАО "Уфимской трикотажной фабрики" является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Предприятие осуществляет производство и реализацию трикотажных изделий и полотна, а также оказывает услуги по вязанию, крашению и отделке полотна из сырья заказчика. Производственная мощность предприятия составляет 28258 тыс. штук изделий в год по готовым изделиям и 7091,4 тонн - по полотну.

В соответствии с основными стратегическими целями фирмы и ее текущими задачами, отраженными в бизнес планах и документах об учреждении данного предприятия отдел маркетинга ОАО "Уфимская трикотажная фабрика", реализовывает следующие основные задачи:

- разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;

- исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;

- исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей;

- ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;

- изучение конъюнктуры рынка;

-определение текущего и перспективного спроса на продукцию предприятия в Республике Башкортостан (РБ), России, рынках СНГ и Прибалтики с учетом сезонности;

- формирование производственной программы, с учетом заявок покупателей, спроса потребителей и определение (совместно с производственными подразделениями) производственных заданий для загрузки производственных мощностей соответствующих цехов и участков;

- своевременное обеспечение отправки грузов предприятия в РБ, Россию и страны ближнего зарубежья;

- своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре соответствии с договорами и принятыми нарядами-заказами;

- исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей, анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей;

- подготовка предложений по привлечению сторонних организаций по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию;

- выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;

- сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия;

- разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании;

- разработка краткосрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;

- планирование, организация и проведение маркетинговых и PR-акций (сбор информации в магазинах, на ярмарках, выставках и т.п. по спросу и реализации продукции предприятия).

- разработка предложений по формированию фирменного стиля.

 

3.2. Товарная политика и ее основные мероприятия

 

Открытое акционерное общество "Уфимская трикотажная фабрика" - одна из ведущих башкирских изготовителей трикотажных изделий из хлопка для мужчин, женщин и детей всех возрастов.

ОАО "УТК" начинало с выпуска белья для самых маленьких и имеет огромный опыт. Все ясельное белье изготавливается только из чистого хлопка. В его изготовлении используются только специальные химикаты и красители, не приносящие вреда малышу. В ясельном белье ОАО "УТК" малыши всегда выглядят нарядно и весело.

Не меньше внимания, чем ясельному, уделяется детскому белью. Модели детского белья, отделанных вышивками, что позволяет ребенку всегда выглядеть очаровательным и милым.

Стильная отделка подросткового белья никогда не останется незамеченной сверстниками. А его состав придаст ощущение комфорта в любую погоду.

Легкость и изящество, тонкость кружевной отделки и мягкость цветов - вот то, что делает женское белье ОАО "УТК" не только удобным и практичным, но и невероятно соблазнительным.

Любой мужчина хочет выглядеть эффектно и чувствовать себя уверенно не только на работе или в гостях, но и в уютном домашнем кругу.

Трикотажная детская одежда ОАО "УТК" позволит ребенку всегда выглядеть нарядным и красивым и дома, и на улице. Легкий верхний трикотаж для детей самый оптимальный выбор по качеству и цене.

Мягкость и пластичность, приятный блеск верхней трикотажной одежды для юношей и девушек сделает их неотразимыми во время занятий спортом и прогулок на природе.

Выглядеть элегантно дома совсем просто! А с коллекцией женского верхнего трикотажа "Уфимской трикотажной фабрики" это еще и не требует больших затрат.

 

Показатель

Измерение

Широта номенклатуры

5

Минимальная длина ассортиментной группы

4

Максимальная длина ассортиментной группы

14

Средняя длина ассортиментной группы

9

Длина номенклатуры

45

Наименование группы

Доля группы в общем объеме реализации, %

Доля группы по числу ассортиментных позиций, %

Ассортиментные позиции, входящие в группу

1

2

3

4

Белье и верх детский

20

50

Костюмы, комплекты, брюки, шорты, комбинезоны, пижамы, джемперы, куртки, рубашки, майки для девочек и мальчиков

Одежда ясельная

10

5

Комплекты ясельные, ползуны, кофточки, комбинезоны

Белье и верх женский

30

60

Костюмы, комплекты, платья, юбки, брюки, бриджи, шорты, комбинезоны, блузы, пижамы, джемперы, халаты, куртки, купальные костюмы для женщин

Белье и верх мужской

20

40

Костюмы, комплекты, брюки, шорты, сорочки, рубашки, комбинезоны, пижамы, джемперы, куртки, майки для мужчин

Молодежная коллекция "Эго"

20

20

Джемпера, фуфайки, майки, брюки, шорты, юбки, топы

Таблица 2. Показатели товарной номенклатуры и ассортимента

 

Как видно из таблицы наибольшую долю в общем объеме реализации составляет белье и верх женский, белье и верх детский, белье и верх мужской.

Одним из главных средств, с помощью которых проектируется функциональное и эмоциональное ассоциации потребителя - это динамичный, молодежный, агрессивный с использованием контрастного красного и синего цветов логотип. От начала создания и на протяжении развития брэнда, поддерживался единый фирменный стиль. Единый стиль, атрибуты, изображение логотипа и информация в едином стиле нанесены на плакаты, календари, в том числе и на товарные ярлыки. Каждый товарный ярлык содержит информационные знаки по уходу за изделием (температуру стирки, глаженья и т.д.), данные по размеру изделия, артикул, модель, сорт и т.д.

Большое внимание на предприятии уделяется также контролю качества продукции. Контроль качества готовой продукции на ОАО "УТК" обеспечивается системой мер, направленных на предупреждение производства продукции с дефектами. Эта система мер включает в себя:

- входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, химикатов, красителей, предназначенных для обработки трикотажных полотен;

- промежуточный контроль качества полуфабрикатов на всех технологических;

- межоперационный контроль качества на стадии изготовления (пошива) продукции.

ОАО "Уфимская трикотажная фабрика" имеет сертификаты соответствия на всю выпускаемую продукцию по ассортиментным группам. Кроме сертификатов соответствия на всю продукцию имеются удостоверения о государственной гигиенической регистрации, выданные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Высокое качество - неотъемлемое свойство продукции ОАО "УТК" с момента основания предприятия. А сегодня этот факт еще и подтвержден Сертификатом соответствия системы качества предприятия требованиям ISO9001.

 

3.3. Разработка и реализация основных элементов политики продвижения

 

Деятельность ОАО "УТК", как и любого другого предприятия связана с коммуникациями. Предприятие постоянно осуществляет коммуникации с хозяйствующими субъектами, представителями власти, потребителями, средствами массовой информации. Маркетинговые коммуникации представляют собой универсальный инструмент, объединяющий все элементы комплекса маркетинга и способствующий демонстрации их основных характеристик.

Взятые вместе маркетинг и коммуникации представляют собранные вместе элементы комплекса маркетинга, т.е. – маркетинговые коммуникации. Центральным в определении маркетинговых коммуникаций является понятие, согласно которому, все переменные комплекса маркетинга, а не только составляющая – продвижение – участвуют в общении с клиентами.

Коммуникационная политика является одним из важнейших инструментов маркетинга на ОАО "УТК". Необходимо отметить, что система маркетинговых коммуникаций (СМК), применяемая на ОАО "УТК", не стихийна. Все коммуникационные мероприятия тщательно планируются. Ежегодно менеджер по рекламе разрабатывает план проведения коммуникационных мероприятий, входящих в план маркетинговой деятельности. Определяется цель мероприятия, сроки, подсчитываются примерные затраты на его реализацию, назначаются ответственные за проведение. Ежеквартально в план маркетинговой коммуникационной деятельности вносятся коррективы с учётом различного рода изменений. По прошествии коммуникационного мероприятия составляется отчёт, проводится анализ эффективности мероприятия.

У ОАО "УТК" есть свой сайт http://www.ufatricot.ru/, где размещается информация о компании, её продукции, партнёрах. Кроме этого, на сайте можно узнать о событиях и последних новостях компании: прошедших выставках, конференциях, семинарах и т.д. Для облегчения нахождения посетителем сайта нужной ему модели продукции, существует функция поиска.

Характеристика основных рынков сбыта продукции ОАО "Уфимской трикотажной фабрики".

Регионы поставки продукции ОАО "УТК" можно объединить в следующие группы (в зависимости от географического расположения):

- рынок Республики Башкортостан;

- рынок Российской Федерации;

- рынок других государств СНГ;

- рынок государств дальнего зарубежья и Прибалтики.

Объемы продаж продукции ОАО "УТК" за 2009 год следующие:

 

Единицы измерения

Объем сбыта продукции в 2009 г.

Всего

в т. ч. по регионам

Республика Башкортостан

Российская Федерация

Другие гос-ва СНГ

Дальнее зарубежье и Прибалтика

тыс. долл США

27 184,40

14 199,70

11 106,40

29,50

1 848,80

тыс. штук

14 602,60

8 240,80

5 644,40

15,30

702,10

Таблица 3. Объемы продаж продукции ОАО "УТК" за 2009 год.

 

Как видно из таблицы, основная часть продукции реализуется в Республике Башкортостан и Российской Федерации, в меньшем объеме продукция ОАО "УТК" поступает в страны СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья.

 

Вид покупателей

Объем реализации продукции, тыс. долл.

Доля в общем объеме реализации предприятия,%

темп роста,%

2008 год

2009 год

2008 год

2009 год

Крупные универмаги

1 425,30

1 750, 20

12,4

12,3

122,8

Независимые оптовики

3 857,50

4 467, 20

33,6

31,5

115,8

Собственная оптовая торговля

1 682,80

3 870,10

14,6

27,3

230

Традиционные магазины

2 175,60

2 341,30

18,9

16,5

107,6

Собственные магазины

1 054,30

1 527,80

9,2

10,8

144,9

Другие покупатели

1 298,90

176,6

11,3

1,2

13,6

Гипермаркеты

0

66,5

0

0,5

-

Всего

11 494,40

14 199,70

100

100

123,5

Таблица 4. Объем и структура реализации продукции в Республике Башкортостан в 2008 и в 2009 годах.

 

Как видно из таблицы, среди прямых покупателей предприятия в 2009 году появились сети гипермаркетов, но их удельный вес в настоящее время незначителен. В 2010 году эта ситуация существенно изменилась.

Важную роль в продажах продолжает играть традиционная торговля, как крупные универмаги, так и традиционные магазины, при этом в числе непосредственных покупателей ОАО "УТК" их удельный вес снижается, уступая место собственной торговле предприятия. Значительное место в продажах предприятия начинает занимать собственная оптовая торговля и фирменные магазины предприятия, удельный вес этих звеньев в продажах товара за 2009 год составило около 38,1%.

Свою продукцию акционерное общество реализует через фирменные магазины и розничную торговую сеть Республики Башкортостан. В России продукцию ОАО "УТК" можно приобрести у дистрибьюторов.

 

Вывод

Открытое акционерное общество "Уфимская трикотажная фабрика" является одним из крупнейших в республике предприятий трикотажной отрасли легкой промышленности, производящим бельевой трикотаж, а также верхние трикотажные изделия для детей и взрослых. Предприятие выпускает трикотажные изделия ясельной, детской, мужской и женской ассортиментных групп. Ассортимент постоянно обновляется с учетом сезонности. В течение года разрабатываются и внедряются в производство более 250 новых моделей изделий. Наряду с недорогими, доступными всем слоям населения изделиями бельевой группы, в коллекции предприятия присутствуют и более дорогие из более качественного сырья изделия верхнего трикотажа. Это большая и разнообразная группа изделий из бархатоподобного полотна.

 


Заключение

 

ОАО "Уфимская трикотажная фабрика" - одно из крупнейших в республике предприятий по производству трикотажного белья и верхнего трикотажа для детей и взрослых. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать в год свыше 28 млн. единиц трикотажных изделий и больше 7000 тонн полотна из хлопчатобумажной пряжи и ее сочетаний с другими видами волокон, пряжи и нитей.

Ежемесячно выпускается около 500 моделей, отличающихся цветом, рисунками, материалом, отделкой. Это белье для взрослых и детей, легкий верхний трикотаж для летнего отдыха и занятий спортом. Выпуск продукции осуществляется с использованием широкой гаммы гладких и набивных трикотажных полотен, хлопчатобумажной и смесовой пряжи различных структур и переплетений, с разнообразной тематикой рисунков пигментной печати, с использованием вышивок-аппликаций.

К традиционно выпускаемому предприятием простому, дешевому и гигиеничному хлопчатобумажному белью в последнее время добавилась большая группа женской и подростковой верхней одежды из бархатоподобного полотна. ОАО "УТК" единственное в Башкирии и одно из немногих предприятий в России, освоивших его выпуск. Изделия из такого полотна обладают шелковистым блеском и мягкостью, практичны, комфортны и долговечны в эксплуатации.

В Республике Башкортостан ОАО "УТК" является бесспорным лидером. По оценкам Министерства торговли Республики Башкортостан, доля "Уфимской трикотажной фабрики" на рынке трикотажных изделий отечественных товаропроизводителей, в 2009 году составила около 26,4%, причем предприятие практически сохранило свою долю рынка, принадлежавшую ему в 2007 году. Это объясняется взвешенной ассортиментной и ценовой политикой предприятия, активным развитием собственной фирменной торговли.

Список использованной литературы

 

1.      Маркетинг. Под ред. А.Н. Романова – М., "Банки и биржи", 2006.

2.      Акулич И.Л. Маркетинг. – Учебник. -Мн.: Выш. шк., 2005

3.      Алешина И.В. Поведение потребителей - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4.      Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга. – М., 2006.

5.      Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 672 с.

6.      Берман Б., Эванс Д.Р. Маркетинг.-М.,Экономика,2003.

7.      Васильев Г.А. Поведение потребителей – М.: Вузовский учебник, 2005.

8.      Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с. – (Полный курс МВА).

9.      Голубков Е.П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терминологии // Маркетинг в России и за рубежом №6, 2002

10. Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. Академия рынка: маркетинг.-М., Экономика, 2003.

11. Дурович А.П. Основы маркетинга – Мн., 2005.

12. Лебедева О.А., Лыгина Н.И.Маркетинговые исследования рынка - М.: Инфра – М, 2003.

13. Лыгина Н.И.,Макарова Т.Н. Поведение потребителей М.: Инфра – М, 2004.

14. Полещук И.И. Ценообразование и маркетинг – Мн., 2007.

15. Похабов В.И., Тарелко В.В. Основы маркетинга: Учеб. Пособие – Мн.: Выш. шк., 2003.

16. Романов А.И., Корлючов Ю.Ю., Красильников С.Н. Маркетинг: учебник.-М., Банки и биржи.,2004.


Приложение 1

Таблица 1. Комплекс маркетинга - таблица основных моделей

1

2

3

Модель

Английская расшифровка

Русская расшифровка

4P

Product, Price, Place, Promotion

Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение

4P+1S

Product, Price, Place, Promotion, Service

Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Обслуживание

5P

Product, Price, Place, Promotion, Personnel

Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал

 

Product, Price, Place, Promotion, Package

Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Упаковка

 

Product, Price, Place, Promotion, Publicity

Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Связи с общественностью

5P+1S

Product, Price, Place, Promotion, Personnel, Service

Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал, Обслуживание

6P

Product, Price, Place, Promotion, Personnel, Publicity

Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал, Связи с общественностью

7P

Product, Price, Place, Promotion, People, Process, Physical Evidence

Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Люди, Процесс, Физический аттрибут

 


Таблица 1. Продолжение

10P

Product, Price, Place, Promotion, People, Personnel, Package, Purchase, Probe, Public Relations

 

Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Люди, Персонал, Покупка, Апробирование, Связи с общественностью

12P

Product, Price, Place, Promotion, PR, People, Personnel, Process, Package, Purchase, Physical Premises, Profit

Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Связи с общественностью, Люди, Персонал, Процесс, Упаковка, Покупка, Окружающая среда, Прибыль

4C 

Customer needs and wants,  Cost to the customer, Communication, Convenience

Нужды и потребности покупателя, Затраты покупателя, Информационный обмен, Удобство

SIVA

Solution, Information, Value, Access

Решение, Информация, Ценность, Доступ

2P+2C+3S

Personalisation, Privacy, Customer Service, Community, Site, Security, Sales Promotion

Персонализация, Приватность, Обслуживание клиентов, Сообщество, Сайт, Безопасность, Стимулирование продаж

 

 

2

 

Информация о работе Анализ Уфимской трикотажной фабрики