Актуальные вопросы маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:45, доклад

Краткое описание

За свою почти столетнюю историю как академической дисциплины1, маркетинг приобрел к настоящему времени черты логически последовательной, прозрачной и стройной области знаний экономики. К концу XX столетия по маркетингу опубликовано, по-видимому, самое большое количество монографий и учебных пособий в сравнении с другими важнейшими направлениями экономической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальные вопросы маркетинга.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

При всех наработанных достижениях, в процедуре разработки товара можно  выделить следующие слабые моменты.

(6) Не выявлены закономерности  разработки товара, которые смогли  бы отразить долговременные причинно-следственные  связи между обнаруженными идеями новых товаров и их практической реализацией. Может быть данные закономерности имеют специфический характер в различных отраслях хозяйства? Сказываются ли закономерности в разработке товаров на формирование товарной структуры рынков?

(7) Отсутствует проработанная  методика оценки эффективности  разработки товаров. Известно, что  из 100 новых товаров лишь 3-5% имеют  успех на рынке. Следовательно,  остальные 95-97% — это будущий  «брак» в работе маркетологов. Создание научно обоснованной  методики оценки эффективности разработки товаров сэкономит огромные средства, снизит предпринимательский риск при инновационной деятельности.

Выявление  закономерностей  и  создание   методологической  основы

 

^Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы.

Cravens D.W., Lamb Ch.W. Strategic Marketing Management and Applications. Boston: Irwin, 1990.

Моисеева Н.К., Анискин  Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. — М.: Внешторгиздат, 1993.

 

эффективности разработки — «ключи» к повышению культуры бизнеса и более полному наполнению качественным содержанием маркетинга как академической дисциплины.

 

 

Ценообразование

Политика ценообразования  предприятия — наиболее разработанный  раздел маркетинга13. Подобный феномен может быть объяснен тем, что ценообразование является единственной прибыльной статьей маркетинговой деятельности, тогда как другие разделы маркетинга носят затратный характер. Действительно, обоснованно применяя стратегические и тактические приемы ценообразования, любой предприниматель может значительно увеличить прибыльность своего бизнеса.

В практическом плане  успешно действует достаточно хорошо проработанная схема ценообразования, включающая анализ внешних факторов, постановку целей ценообразования, выбор метода ценообразования, разработку ценовой стратегии, применение приемов ценовой дифференциации и страхование от неблагоприятных воздействий.

Сбор данных для разработки приемлемой цены на товар основывается на анализе спроса и предложения, а также эластичности спроса на предлагаемый товар14. Закономерностями ценообразования выступают стратегии изменения цен от стратегий «снятия сливок» и «прорыва на рынок» для новых товаров до стратегий падающей и преимущественной цены для существующих товаров.

Роль эффектов ценообразования выполняют приемы ценовой дифференциации, регулирующие уровень продаж при назначении обоснованной цены за товар. К приемам ценовой дифференциации следует отнести модификации цен по географическому принципу, применение системы скидок, модификацию цен для стимулирования сбыта, использование ценовой дискриминации15.

К «математическим» моделям  ценообразования следует отнести  методы ценообразования, основанные на моделировании целевой прибыли  фирмы по графику безубыточности. Поскольку в данном случае моделируемой величиной является начисляемая цена товара без учета в модели реального спроса, то данное моделирование носит более абстрактный характер, чем по кривой спроса. Моделирование ценообразования по кривой спроса, с другой стороны, может быть условно отнесено к экономическим методам моделирования цены товара. К последним необходимо отнести и методы определения цены товара на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей, и максимлаьного пика убытков и прибылей .

Оценка эффективности  политики ценообразования предприятия может быть проведена на основе успешной продажи продукции.

(8) Однако при всем  кажущемся благополучии ценообразования  как одного из проработанных  разделов маркетинга, в нем можно  выделить

 

1 ч ' ^Стоянова Е.С.  Финансы маркетинга. — М.: Перспектива, 1994.

Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. — М.: Финансы и  статистика,

1997

Герасименко В. Дифференциация цен: опыт мирового бизнеса // Маркетинг 1995. №3. С. 50-59.

Ноздрева Р.Б., Цыгичко  Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. — М.: Финансы и статистика, 1991.

 

такой слабый момент, как  отсутствие разработанного и научно обоснованного единого алгоритма  выбора конкретных инструментов политики ценообразования для решения  определенной цели предпринимательской  деятельности. Поскольку набор подобных инструментов достаточно обширен — большое разнообразие стратегических и тактических приемов, а критерии выбора не обозначены, то в практической деятельности предприниматели зачастую оказываются перед сложным выбором той или иной схемы ценообразования. Разработка подобного алгоритма позволила бы, во-первых, существенно повысить привлекательность маркетинга для прикладных целей, а, во-вторых, построить единую систему ценообразования для современного рынка.

 

Сбыт товара

Сбыт товара, или его распространение — физическое перемещение товара от производителя к потребителю. Поскольку сбыт товара является основой формирования рыночных отношений, то за тысячелетия существования рынка как такового, экономистами разработана солидная теоретическая база распространения товаров.

В качестве методологической базы сбора данных, как правило, используются «полевые» исследования потребительского спроса на данный товар методами опроса, наблюдения, эксперимента или панели, как было отмечено выше в разделе  маркетинговых исследований.

К основным закономерностям  сбыта товаров относят закон  спроса и предложения, который говорит  о том, что стоимость товара (или  общественно необходимые затраты  на данный продукт) определяется ценой  товара на уровне совпадения спроса и  предложения; а также закон предельной полезности, который характеризует убывание полезности товара для потребителя с ростом количества подобных товаров в его распоряжении.

К выявленным эффектам сбыта  необходимо отнести эффект замещения, описывающий изменение потребительских предпочтений покупателя при увеличении цены товара в пользу его более дешевого заменителя; а также эффект дохода, определяющий увеличение покупок обоих товаров при снижении цены одного из них17.

Математическими моделями распространения товаров являются многочисленные модели оптимизации издержек сбыта, минимизирующие совокупные расходы на содержание складских помещений, управление заказами, обслуживание покупателей, сохранность продукции и транспортные затраты .

В качестве оценки эффективности сбыта товаров выступает реальная продажа предприятием своих продуктов. По-видимому, данный этап деятельности не нуждается в разработке специальной методологии оценки эффективности, поскольку конечной целью сбыта или распространения товаров является их продажа.

Вместе с тем сбытовая политика представляет собой весьма слабое звено маркетинга из-за слабой проработки основного этапа прикладной

 

 

17

г'Райхлин Э. Основы экономической  теории. — М.: Наука, 1995.

Хоскинг А. Курс предпринимательства. — М.: Международ, отношения, 1993.

 

деятельности — планирования сбыта товаров.

(9) До настоящего времени  нет научно обоснованной схемы  планирования сбытовой политики  предприятия. Выбор каналов сбыта,  как правило, осуществляется по  критериям удобства, близости и  традиционности. В условиях значительного разнообразия видов оптовых и розничных посредников, а также форм организации каналов сбыта отсутствие алгоритма планирования сбытовой политики приводит к снижению возможностей экономических методов повышения рентабельности производителей товаров.

(10) В научной литературе  не выделены экономические модели  распространения товаров. Подобные  модели сбыта позволили бы  выявлять конкретные стратегии  развития сбытовой сети, устанавливать  слабые места в использовании  оптовых и розничных посредников, а также обеспечивать экономически обоснованное ^развитие сбытовой политики предприятия.

Разработка обоснованной схемы планирования и экономических  моделей сбыта товаров позволит резко улучшить методологическую базу для принятия управленческих решений по реализации продукции производителями и торговыми посредниками.

 

 

 

 

Реклама

Реклама — это любое неличностное информирование потребителей о товаре, оплаченное конкретным спонсором. За свою более, чем 500-летнюю историю, а истоки рекламы восходят к венецианскому издателю XV века А. Мануцию, реклама как вид продвижения товара накопила огромный арсенал средств, приемов, закономерностей и эффектов по «завоеванию» расположения потребителей.

К настоящему времени разработан удовлетворительный алгоритм планирования рекламы, включающий установление целей, бюджета, структуры, средств, темы, девиза рекламы, рекламного образа и каналов передачи информации19.

Закономерностями рекламы  являются эмпирически выявленные и  апробированные практикой правила  рекламы, определяющие основные требования к рекламной деятельности . К эффектам рекламы следует отнести: позиционный эффект, говорящий о выгодности позиции для рекламы рядом с сенсационными или скандальными материалами; эффект контраста, обуславливающий необходимость выделения рекламного объявления приемами продуманного дизайна; эффект слияния впечатлений, предопределяющий расположение рекламы в отдалении от текстов, имеющих противоположную потребительскую направленность.

В качестве математических моделей рекламы успешно используются модели отклика, основанные на марковских и пуассоновских моделях поведения потребителей.

Вместе с тем разработка и планирование рекламы в большей  степени остается искусством, а не ремеслом, поскольку до сих пор  нву проработаны следующие этапы практической рекламной деятельности.

(11) Отсутствует экономически  обоснованный аппарат сбора данных

 

Джугенхаймер Д.У., Уайт Г.И. Основы рекламного дела. — Самара: Корпорация «Федоров», 1996.

Картер Г. Эффективная  реклама. — М.: Прогресс, 1991.

 

для планирования и проведения рекламной деятельности, который мог бы явиться методологической базой для подготовки решений по проведению рекламных акций и рекламных кампаний.

(12) Нет опубликованных  экономических моделей осуществления  рекламной деятельности. Подобные модели могли бы выявить слабые и сильные стороны рекламных камланий, определить перспективные направления развития рекламных усилий со стороны конкретных производителей и посредников.

(13) Отсутствуют детально  проработанные методики оценки  эффективности осуществления рекламной деятельности. Существующие методы оценки опираются на дополнительно извлеченную прибыль, корректно определить которую в условиях множества побочных факторов помимо самой рекламы не представляется возможным, либо на полевые исследования запоминаемости и узнаваемости рекламных материалов, являющихся дорогостоящими мероприятиями. В любом случае наиболее надежно оценить эффективность проведения рекламы сейчас можно лишь после проведения рекламной кампании, когда уже потрачены значительные средства. Появление методик оценки эффективности рекламы будет означать сокращение необоснованных расходов, а следовательно и повышение привлекательности данного вида продвижения продукции.

Разработка методологических основ сбора данных для организации рекламы, экономических моделей рекламной деятельности и методологии оценки эффективности проведения рекламных кампаний обеспечит более обоснованное планирование затрат для осуществления самого дорогостоящего вида продвижения продукции — рекламы.

 

 

Персональные  продажи

Персональная продажа  — это любое личностное информирование потребителей о товаре. Поскольку  персональная продажа является ровесником торговли, то для нее экономистами наработано значительное количество приемов  и средств успешного осуществления.

Расширение объемов  продаж на промышленном рынке, а также  оптовых сделок на потребительском  рынке стимулировали разработку современных алгоритмов персональной продажи, включающих поиск покупателя, создание отношений, выявление критериев  покупки, оценку конкурентов, разработку плана действий и управление процессом продажи2 г>22.

В качестве методологической базы сбора данных для персональных продаж хорошо подходят способы анализа  спроса и предложения по первичным  и вторичным источникам информации, апробированные практикой маркетинговых исследований.

Практикой также наработан  закон персональной продажи, который  гласит о том, что в ходе персональной продажи покупатель приобретает  не только товар или услугу, а  также торгбвого агента как консультанта и советчика.

Следствиями данного  закона являются: эффект торгового  агента —

 

21Lele M.M., Jagdish N.S. The Customer is Key. N.2Y.: John Wiley & Sons,

198?2

Whiteley R.C. The Customer Driven Company. Boston: Addison Wesley, 1990.

 

потребитель совершит покупку  у торгового агента, которому он больше доверяет; и эффект выгодности покупки — потребитель сделает покупку лишь после осознания ее выгодности для него.

Информация о работе Актуальные вопросы маркетинга