Управление развитием логистической системы товародвижения в городе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 03:41, диссертация

Краткое описание

Целью исследования является разработка организационно-экономических механизмов и методических рекомендаций по формированию логистической системы управления товародвижением в крупных городах России.
Поставленная цель определила необходимость рассмотрения и решения следующих задач:
- определение принципов и особенностей использования концепции логистики в управлении товародвижением крупных городов;
- анализ эффективности и выявление проблем организации и управления товародвижением на потребительском рынке московского мегаполиса;
- обоснование организационно-экономических и методических подходов к формированию логистической системы управления товародвижением в крупных городах (на примере г. Москва);
- подготовка методических рекомендаций по использованию логистики при формировании инфраструктуры города, формам поддержки и регулирования логистической системы товародвижения;
- разработка организационно-экономического механизма формирования распределительных комплексов в г. Москве на основе интеграции предприятий торговли, транспорта, логистического сервиса.

Содержание

Введение...1
Глава I. Роль и сущность логистического управления товародвижением в условиях современной экономики.
1.1 .Теоретические аспекты развития организации логистических систем...5
1.2.Сущность и задачи логистического управления товародвижением...29
1.3 Городская логистика как одна из функциональных областей логистики..49
Глава П. Исследование организационно-экономических условий формирования грузо- и товародвижения на потребительском рынке московского мегаполиса
2.1. Анализ рынка транспортно-логистического сервиса...66
2.2. Анализ насыщения потребительского рынка Московского мегаполиса..84
2.3. Проблемы развития логистического подхода к управлению торгово-транспортно-складским процессом...108
Глава. III. Методические рекомендации по совершенствованию управления товародвижением в городе на основе логистических схем.
3.1 Логистический подход к формированию инфраструктуры мегаполиса.. 127 3.2..Формы регулирования и поддержки логистической системы города... 139
Заключение...166
Список литературы...170

Вложенные файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 

8

 

технологических операций (резание, ковка, плавка, сборка и т. п.) и отнесенная к определенному временному интервалу.

 

Финансовый поток — это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует: I) логистический финансовый поток - это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение; 2) направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока.

 

Информационный поток — упорядоченное множество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимое для управления потоковым процессом.. Существует в различных формах (речевой, на бумажных или магнитных носителях и т. д.).

 

Поток услуг — особый вид деятельности, удовлетворяющий об-щественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т. п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием, в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. [60]

 

• целевая функция исследований, изысканий и разработок предполагает оптимизацию соответствующих потоков путем поиска и максимальной мобилизации имеющихся резервов для повышения эффективности их реализации;

 

• оптимизация потоковых процессов ведется с позиции единого целого, как системы и/или интегрированной системной совокупности;

 

• базовым инструментом логистической оптимизации потоковых процессов служит теоретический аппарат ряда фундаментальных и прикладных наук.

 

В свете указанных положений важно заметить, .что всемирная история научно-технического, экономического и социального прогресса представляет собой ни что иное, как бесконечный процесс совершенствования всех видов человеческой деятельности и образуемых при этом системных взаимосвязей. Не лишним будет-также напомнить, что на научном языке (и не только на языке математики) всякое совершенствование именуется оптимизацией. Сам процесс последовательной оптимизации любой системы может быть изображен траекторией в виде сигмоидальной (S-образной) кривой, которая идентифицируется в математике так называемой "логистической функцией". Ее закономерность описана известным уравнением Ферхюльста: [85]

 

где: У - значение функции; А -ч расстояние между верхней и нижней асимптотами; а и b - параметры (наклон, изгиб, точки перегиба кривой); х -. время; С - значение нижней асимптоты, с которого начинается рост функции.

 

На рис. 1 пологая часть кривой характеризует начальный этап развития процесса (I). Крутой подъем кривой (И) соответствует ускоренному этапу оптимизации процесса. Асимптотическая - почти горизонтальная часть кривой (III) отражает уровень предельно возможной оптимизации процесса. Наконец, окончание кривой (IV) знаменует собой необходимость перехода к принципиально новой методологии оптимизации.

 

Y

 

О

 

X

 

Рис. 1 График логистической функции.

 

10

 

В рамках рассматриваемой универсальной . концепции логистики оптимизация не предполагает обязательного достижения экстремума, целевой функции, а лишь активное движение навстречу к нему. Иными словами, в логистике речь всегда идет о поиске и выборе решения, лучшего по сравнению с тем, которое уже имеется. Именно такое рассмотрение потоковых процессов в экономике, увязанное с методологией их изучения, способами оптимизации и оценки принимаемых решений (мер или действий), должно было бы послужить универсальному толкованию понятий "логистика" и "логистическая деятельность".

 

Однако принятые сегодня толкования этих понятий довольно условны, поскольку "приземлены" лишь на потоковые процессы, объединяющие снабжение, производство и распределение продукции, а нередко и на составляющие их этапы или звенья. Так, в довольно распространенной концепции логистики, рожденной на Западе и нашедшей многих сторонников из числа бывших отечественных снабженцев, обнаруживается прямое стремление отождествить ее суть с деятельностью по материально-техническому снабжению производства и управлению его ресурсами. Сторонники указанной концепции убеждены, что предметом логистики является только организация материальных потоков в производственно-коммерческой сфере.

 

Другая концепция проявляется в желании отождествить понятие "логистическая деятельность" с профессиональными действиями специалистов, занимающихся организацией производства, его планированием, т.е. с функциями хозяйственников-управленцев, именуемых сегодня менеджерами. Такая концепция обосновывается связью указанных функций с потоковыми процессами материалов, сырья, готовой продукции.

 

Существуют и другие близкие по содержанию концепции. В отличие от них универсальная концепция не базируется на словесной подмене известной деятельности. Ее функциональная особенность состоит в комплексном анализе, синтезе и оптимизации уже действующих, организованных или

 

11

 

предложенных снабженцами, плановиками, финансистами, менеджерами, сбытовиками материальных и связанных с ними потоков.

 

Именно такая универсальная концепция должна получить свою особую нишу в системах научной и практической деятельности.

 

Имеются все - основания для распространения в будущем этой универсальной концепции на всю экономику в национальном и мировом масштабах, т. е. для появления новой ступени в ее развитии, именуемой логистическим этапом экономики. Ведь в трактовке известного американского экономиста П. Самуэльсона "экономика - наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей". Опираясь на универсальную концепцию логистики, позволительно дать ей следующее определение: «Логистика — новое направление научно-практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоковых процессов.»

 

Из приведенного выше определения логистики следует, что в основе логистической деятельности должна быть присущая ей методология анализа и синтеза оптимизируемых потоковых процессов, а также оценки эффективности принимаемых решений. Оптимизация всегда предполагает максимальную оперативную мобилизацию резервов и прежде всего организационных факторов как наименее затратоемких. Она нацелена на лучшую адаптацию субъектов экономики к постоянно изменяющейся рыночной обстановке. Логистический анализ и синтез как метод поиска резервов базируется на проявлении инициативы и предприимчивости. Анализу и синтезу должны подвергаться в комплексе все образующие логистическую систему взаимосвязанные потоковые процессы (материальные, информационные, транспортные, складские, финансовые и др.), причем в их единстве и взаимозависимости.

 

12

 

Очевидно, что при таком подходе было бы. некорректным деление логистики на, так называемую, заготовительную, транспортную, промышленную, распределительную и проводить оптимизацию каждого ее звена в отдельности.

 

Важнейшее условие оптимизации - это соблюдение организационного, технологического, экономического и информационного единства потоковых процессов.

 

Из этих выводов следует, что анализом и синтезом рассматриваемых процессов, их последующей оптимизацией должны заниматься специалисты-логистики, обладающие разносторонними знаниями и широким кругозором, в отличие от специалистов узкого профиля, способных оптимизировать лишь отдельные звенья потоковых процессов. Важно также иметь в виду, что итог логистической оптимизации не представляет собой сумму эффектов,. .. достигаемых благодаря совершенствованию.. потоковых процессов в отдельных звеньях, и является результатом оптимизации всей системы как единого целого.

 

Логистика выделилась из других наук, многое позаимствовав из их теоретического аппарата. Эта особенность весьма характерна для рождения новых теоретических дисциплин. В частности, методология анализа и синтеза изучаемых логистикой систем предполагает использование знаний по многим дисциплинам, в том числе: общая теория систем, теория исследования операций, теория формализации, теория полезности, теория моделирования, теория подобия, теория взаимозависимости, теория игр, прогностика, квалиметрия, синергетика, теория массового обслуживания, функционально-стоимостный анализ, стратегический менеджмент, маркетинг. Только овладение набором знаний по этим дисциплинам помогает формированию полноценного логистического мышления. Этот вывод очень важен при разработке учебных программ преподавания логистики. [90]

 

13

 

Говоря о логистике необходимо дать основные определения, используемые в этой науке. Одним из таких определений является понятие логистической системы. Однако установившегося определения логистической системы нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Часто логистическую систему определяют как адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции и операции, состоящую, как правило, из нескольких подсистем и имеющую развитые связи с внешней средой. Данный подход к определению логистической системы основан на общей теории систем и кибернетики. Логистическую систему определяют также как систему, элементами которой являются материальные, финансовые и информационные потоки, над которыми выполняются логистические операции, взаимосвязывающие эти элементы исходя из общих целей и критериев эффективности. Это определение логистической системы с экономической точки зрения. Однако в последнее время все чаще пользуются еще одним понятием логистической системы, в котором наиболее полно обобщен методологический подход с позиций бизнеса: логистическая система — сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов и звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и другими сопутствующими потоками, совокупность, границы и задачи функционирования которых определены конкретными целями организации бизнеса. [60J

 

Логистическая система основана на продвижении материальных потоков, которое осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники (транспортных средств, погрузочно-разгрузочных устройств и т. д.). В логистический процесс вовлечены также здания и сооружения. Ход процесса продвижения материальных и других сопутствующих потоков зависит от производительности персонала, машин и механизмов, которые обеспечивают прохождение грузов. Здесь учитываются аспекты, которые касаются непосредственно снабженческой, распределительной и информационной логистики. Отметим, что когда мы

 

14

 

имеем дело с движением материальных потоков, то можно просто говорить о материалопрородящей системе, которая до недавнего времени специально не проектировалась. Логистика позволяет спроектировать гармоничную материалопроводящую (логистическую) систему с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Это позволяет говорить о логистической системе как о сложной, организационно завершенной экономической системе. Выделяют четыре основных свойства логистической системы:

 

1) сложность  — характеризуется такими признаками, как наличие большого числа  элементов (звеньев), сложный характер  взаимодействия между наличие  сложного организованного управления, воздействие на систему большого числа факторов внешней среды;

 

2) иерархичность  — характеризует подчиненность  элементов более низкого уровня  элементам более высокого уровня;

 

3) целостность  и членимостъ (эмерджентность) —  элементы логистической

 

. системы  должны работать как единое  целое, что и является основополагаю-

 

V

 

щей концепцией логистического подхода. Каждый из элементов системы

 

обладает лишь потенциальной способностью к объединению и совместной работе. Таким образом, заданная цель реализуется только логистической системой в целом, а не отдельными ее элементами (звеньями, подсистемами); 4) структурированность — предполагает наличие определенной организационной структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, которые реализуют заданную цель.

 

Логистическая система характеризуется также интегративными качествами. Причем эти качества не свойственны ни одному элементу в отдельности. Для этого свойства есть определение: «эффект суммы превышает сумму эффектов». Интегративные качества наиболее характерны . для логистической системы, поскольку именно они позволяют реализовать

 

основную цель логистики, т. е. поставить нужный товар, в определенном

 

15

 

количестве, соответственного качества, в заданное время и место, .с минимальными затратами. При этом логистическая система способна быстро адаптироваться к изменениям рыночной и производственной ситуаций (изменение спроса на товар, выход из строя технических средств и т. п.).

 

Любая логистическая система состоит из совокупности элементов или звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Звеном логистической системы [89] называется некоторый экономически и/или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию, В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые предприятия, торговые организации, посреднические организации, транспортные предприятия, банки и т. д. Звенья логистической цепи могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им потоки. Часто встречаются смешанные звенья, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять содержание, параметры, интенсивность и т. п.

 

Особенностями звеньев логистической системы являются: I) различия форм собственности и организационно-правовых форм; 2) различия в характере и целях функционирования; 3) различия в мощности, уровне концентрации, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах; 4) большая территориальная рассредоточенность; 5) высокая мобильность средств транспорта; 6) зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев и др.

Информация о работе Управление развитием логистической системы товародвижения в городе