Тянущие логистические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 20:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является:
- Изучение систем управления материальными потоками на предприятии
- Рассмотрение особенностей тянущих систем управления материальными потоками на примере систем Канбан и ОРТ.

Содержание

Введение 3
1. Системы управления материальными потоками 5
2. Тянущая система управления материальными потоками 9
3.1. Система Канбан 12
3.2. Система ORT 15
Заключение 17
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

      Для того чтобы понять механизм функционирования тянущей системы рассмотрим пример (рис. 1) [1, с. 194].

        
 
 

                                                           
 
 
 

                              

      Условные  обозначения:

                 Материальный  поток,                          Информационный поток

      Рис. 1 Тянущая система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы 

      Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки, для выполнения заказа, запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех .№ 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный ноток ”вытягивается” каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.

      Главные принципы тянущей системы:

  1. Сохранение устойчивых запасов на каждом этапе производства независимо от воздействующих факторов.
  2. Продвижение заказа от последующего участка к предыдущему на израсходованные в процессе производства материальные ресурсы для выполнения очередного задания.

      К тянущим логистическим системам относятся широко известные системы KANBAN и ОРТ.

      При реализации готовой продукции "тянущая" (вытягивающая) система представляет собой стратегию сбыта, направленную на опережающее по отношению к  формированию товарных запасов стимулирование спроса на продукцию в оптовом  и розничном звене.

 

      3.1 Система KANBAN

      Система KANBAN разработана Корпорацией «Тоёта Моторс» (что в переводе с японского означает «карта»). Система KANBAN представляет собой первую реализацию «тянущих» логистических систем в производстве, на внедрение которой от начала разработки у фирмы «Тоёта» ушло около 10 лет.

      Ключевыми факторами внедрения этой системы явились:

  • рациональная организация и сбалансированность производства;
  • тотальный контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества исходных ресурсов у поставщиков;
  • партнерство только с надежными поставщиками и перевозчиками;
  • повышенная профессиональная ответственность и высокая трудовая мораль всего персонала.

      Первоначальные  попытки американских и европейских  конкурентов автоматически перенести схему KANBAN в производство без учета этих и других факторов логистического окружения потерпели неудачу.

      Система KANBAN, впервые примененная корпорацией «Тоёта Моторс» в 1972 г. на заводе «Такахама» (г. Нагоя, Япония), представляет собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов. Сущность системы KANBAN заключается в том. что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заданного подразделением-потребителем заказа. Таким образом в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа, по производственно-технологическому циклу подразделения фирмы.

      Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек; отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа — количество деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующем производственном участке. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий «Тоёты», так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции. [3, c.224]

      В системе отсутствует складирование  на местах, так как используются только контейнеры, перемещаемые от одного обрабатывающего центра к другому с помощью технологического транспорта.

      Каждый  полностью заполненный контейнер  имеет прикрепленную на нем карточку «kanban» со следующей информацией:

    - код компонента (полуфабриката);

    - описание;

    - продукция (конечная, промежуточная), где эти компоненты используются;

    - номер (код рабочего), где производится компонент;

    -  номер обрабатывающего центра (код рабочего), который использует данный компонент;

    - количество компонентов для данного контейнера;

    - количество контейнеров (карточек «kanban») рядом с обрабатывающим центром.

      Карточки  «kanban» могут быть двух цветов: белого и черного. Белые карточки находятся на контейнерах на входах Черные карточки «kanban» находятся на контейнерах у позиции выхода и означают разрешение на обработку.

      Информация  на карточках, прикрепленных к контейнерам, относится к конкретному контейнеру и фиксирует его объем и соответствующие вышеперечисленные реквизиты. В процессе управления каждой операцией по логистической технологии KANBAN участвуют только свободные карточки, отделенные от контейнера.

      KANBAN — это типичная схема «тянущей» производственной системы, где контейнеры с деталями (составляющие производственный запас) перемещаются только в зависимости от потребления на последующих участках.

      Важными элементами KANBAN являются информационная система, включающая не только карточки, но производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты, информационные световые табло и т.д.; система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров: система тотального (TQM) и выборочного («Дзидока») контроля качества продукции; система выравнивания производства и ряд других.

      Практическое  использование системы KANBAN, а затем ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции: сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм: снизить себестоимость производства: практически исключить страховые запасы. Анализ мирового-опыта применения системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50 %. товарные — на 8 % при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества.

 

       3.2 Система ORT

      ORT относится к классу “тянущих” микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых “узких” мест или критических ресурсов. По существу ORT является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система ORT препятствует возникновению узких мест в логистической сети “снабжение-производство”, а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как это вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства.

      В системе ОРТ осуществляется автоматизированное оперативно-производственное планирование и диспетчеризация. Компьютерный расчет производственных расписаний выполняется на смену, день, неделю и т.д. Решаются также задачи контроля отгрузки запасов готовой продукции потребителям, поиска альтернативных ресурсов, выдачи рекомендаций по полноценным заменам в случае отсутствия необходимых материальных ресурсов. При формировании графика производства используются критерии: степень удовлетворения потребности производства в ресурсах; эффективность использования ресурсов; средства, иммобилизированные в незавершенном производстве; гибкости.

      Реализация  оперативного планирования и регулирования производства в системе ОРТ осуществляется с использованием программно-математического обеспечения, построенного на модульной основе.

      Для формирования производственного расписания из базы данных ОРТ используются файлы заказов, технологических карт, ресурсов, прогнозов сбыта и др. Данные файлы материалов и комплектующих изделий обрабатываются параллельно с данными файлов технологических карт, в результате чего формируется технологический маршрут, который обрабатывается с помощью программного модуля, идентифицирующего критические ресурсы. В результате появляется возможность оценить интенсивность использования ресурсов и степень их загрузки и соответствующим образом упорядочить их. На этом этапе технологический маршрут разветвляется. Ветвь критических ресурсов включает все «узкие» места и последующие связанные с ними логистические активности. [4, c. 176]

      После поиска и исправления ошибок процесс повторяется.

      Эффект  системы ОРТ с логистических позиций заключается в снижении производственных и транспортных издержек, уменьшения запасов незавершенного производства, сокращении времени производственного цикла, снижении потребности в складских и производственных площадях, повышения ритмичности отгрузки готовой продукции потребителям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Логистика в России, как наука начала развиваться  сравнительно недавно , но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. В современных рыночных условиях, когда рынок ориентирован на покупателя, становится нерационально использовать традиционную концепцию производства,  и все больше предприятий склоняются к логистической концепции.

      Логистика занимается управлением материальными  и информационными потоками. Применение систем управления материальными потоками в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

      Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций.

      В данном реферате были рассмотрены наиболее распространенные виды тянущих систем управления материальными потоками. Преимущество таких систем - они не требуют всеобщей компьютеризации производства. В то же время они предполагают высокую дисциплину и соблюдение всех параметров поставок, а также повышенную ответственность персонала всех уровней, особенно исполнителей. Объясняется это тем, что централизованное регулирование производственных логистических процессов ограничено.

       

 

       Список использованных источников

  1. Гаджинский  А.М. Логистика: Учебник – 16 изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».- 2008. – 484 с.
  2. Жемалдинов Ф. Тенденции развития производственной логистики //Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2007, № 3, с. 51-55.
  3. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 386 с.
  4. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. – М.: Гардарики 2006.- 463 с.
  5. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.
  6. Тяпухин П.А. Логистические системы и процесс их формирования // Риск, ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2006 №4 с. 24-32.
  7. Чистякова Ю.А. Применение тянущей логистической системы в цепях поставок. // Логистика сегодня – 2005, №6, с. 47-55.

Информация о работе Тянущие логистические системы