Сущность и основные принципы технологии перевозочного состава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 23:12, контрольная работа

Краткое описание

Повышение эффективности автомобильных перевозок грузов связано с техническим усовершенствованием подвижного состава автомобильного транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 254.78 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность и основные принципы технологии перевозочного состава.

Повышение эффективности автомобильных перевозок грузов связано с техническим усовершенствованием подвижного состава автомобильного транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д. Задача технологии – сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза за счет уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки.

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии – очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция. Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем большая вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда.

Координация и поэтапность действий, направленных к достижению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего.

Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.

Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.

Между техникой и технологией существует причинно-следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.

Технологический процесс изобретен не сегодня. Подобно тому, как, по словам Мольера, люди не задумываются над тем, что пишут и говорят прозой, так и работники автотранспортных предприятий, используя определенную технологию, не задумываются над ней. В прошлом технологии процесса перевозки грузов формировались в большинстве случаев интуитивно. Технологические процессы перевозки грузов не были целенаправленно и сознательно разработанными системами этапов и операций. Поэтому в настоящее время очень многие перевозочные процессы недостаточно эффективны.

 

Процесс перевозки грузов.

 

 

На рисунке представлена иерархическая пирамида (структура) технологии и организации перевозок. В вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки. Ниже – мультимодальные перевозки. Далее – юнимодальные перевозки, затем внутриобластные и городские перевозки специализированными автотранспортными предприятиями и, наконец, местные перевозки отдельных предпринимателей и собственным транспортом производственных и коммерческих структур.

Каждые из приведенных видов перевозок обладают специфическими особенностями в технологии, организации и управлении, но они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем перевозки и составляющие эти схемы звенья или элементы. Перевозочный процесс на каждой стадии (позвенно) можно представить в виде определенной подсети. Политика контроля и управления в такой системе моделируется синхронизацией позиций на каждой стадии (в каждом звене). В свою очередь, составляющие элементы перевозки грузов характеризуются определенными, присущими только им закономерностями. В технической и экономической литературе нет единого толкования многих основополагающих понятий: перевозочный процесс, транспортный процесс, цикл транспортного процесса, транспортная система, транспортный комплекс и т.д. Операции, из которых складывается процесс перевозки, неоднородны и сильно отличаются своей продолжительностью. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы этого процесса, каждый из которых выполняет свои задачи. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в определенной зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т.д.). Таким образом, данный процесс является многоэтапным и многооперационным, с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций. Отдельные этапы процесса перевозки груза часто рассматриваются как самостоятельные. Поэтому в литературе в настоящее время пишут о перевозочном процессе, процессе транспортирования, о погрузочно-разгрузочном процессе и т.д.

 

Технологические схемы процесса перевозки грузов.

На рисунке показаны схемы процессы перевозки грузов. Он имеет циклический характер. Это значит, что, за исключением трубопроводного транспорта, который действует непрерывно, перемещение грузов совершается повторяющимися производственными циклами, следующими один за другим. Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла. Каждый цикл характеризуется высокой степенью динамизма, непрерывной сменой состояния и изменением состава элементов. Циклы отдельных процессов перевозки колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки слагается из многих отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель – достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.

Анализ схем процесса показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу, только подвижному составу, но есть и совместные этапы. К последним относятся этап погрузки, транспортирования и разгрузки. Различные этапы – подача подвижного состава под погрузку, подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование, экспедиторские операции и т.д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предприятий, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использования подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава и т.д., для выполнения процесса перевозки груза необходимо помимо его транспортирования произвести погрузку и выгрузку, а также подать подвижной состав под погрузку, т.е. выполнить транспортный процесс.

Процесс перевозки – совокупность операции от момента подготовки груза к отправлению до момента его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм,размеров и физико-химических.

Процесс перемещения – совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения,транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки.

Транспортный процесс – совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах,транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой ипункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку.

Цикл транспортного процесса – производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется также ездкой.

Операция перемещения – часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.

Транспортирование – операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки.

Транспортная продукция – масса груза в натуральном выражении доставленная от места производства до места потребления. Опыт по организации перевозок показывает, что не весь груз, погруженный в пункте производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Причина тому – потери груза, порча, естественная убыль и др.

 

 

    1. История развития процесса перевозок

Транспортная логистика как отдельная отрасль развивалась очень интересно и известна с давних времен. Вообще, грузоперевозка – это действие, в процессе которого совершается доставка груза с использованием какого-либо транспортного средства: автомобильного, воздушного, водного, железнодорожного. Грузоперевозки важны были как для поддержания экономического состояния страны, так и для отдельного человека.  Развитие грузоперевозок связано с прогрессом методов доставки, перевозки, упаковки, погрузочно-разгрузочных работ.

Если рассматривать историю грузоперевозок, то кажется, будто она началась с появления колеса. Но это не совсем верно. На самом же деле, история началась еще раньше, а именно с тех пор, когда человек стал использовать животных в целях перевозки. Такими животными были: верблюды, лошади, быки, собаки. С них то и началось становление грузоперевозки как отдельной отрасли.

Следующим, можно сказать, главным этапом было изобретение колеса. С этого момента началась новая эра в грузоперевозке. С изобретением колеса облегчился процесс транспортировки,  и появилась возможность перевозить более объемный груз и в больших количествах. При этом основной силой все равно оставались животные.

Пожалуй, самым известным примером во всемирной истории является Великий Шелковый Путь. Он был важен для формирования экономических связей не только для Азии, но и для многих стран мира. Он начал свой путь еще во 2 веке до н.э. и состоял из единой схемы передвижения из Китая в страны Востока и Европы. Основным продуктом, вывозимым из Китая, был шелк. Но это далеко не все. Из Китая караваны везли: чай, рис, порох, фарфоровые изделия, металлическую посуду и многое другое, а из стран Азии: коней, боевое снаряжение, драгоценные металлы, полудрагоценные камни, ткани, шерсть, фрукты, животных и т.д.  

Во времена Ренессанса были изготовлены кареты, так называемые дилижансы  с использованием силы животных, в основном лошадей. В виду своих больших размеров, они были предназначены для перевозки объемных грузов в пределах одного города, а также для перемещения некоторых важных особ.

В конце 14 – начале 15 века начался следующий этап – открытие морских путей. С этого момента началось становление международных перевозок. Установились связи между Азией и Европой, Индией и Европой, США и Азией. Непрерывно строились корабли, и увеличивалось количество путей между континентами.

В дальнейшем, после открытия морских путей, важнейшим этапом является построение железной дороги. Это значительно облегчило грузоперевозку и поставила отрасль на новый уровень. Преимуществом железной дороги являлась высокая скорость перевозки и возможность доставки между отдаленными точками мира.

И, наконец, последним и наиболее важным этапом в становлении грузоперевозки как отрасли стало изобретение автомобиля и далее создание братьями Райт воздушного транспорта, которые полностью изменили весь процесс перевозки.

На сегодняшний день существует огромное количество автотранспортных компаний, предоставляющих услуги по грузоперевозкам в разные уголки стран и мира. Грузоперевозки  позволяют устанавливать и укреплять экономические связи между городами и странами. Они важны не только для крупных компаний, но и для обычных людей, осуществляющих переезд в новый дом.   Конечно, на этом процесс совершенствования грузоперевозок не остановился, а продолжает свое развитие и по сей день. 

Грузоперевозки по России оказывают существенное влияние на транспортную политику компаний. Построение грузопотоков диктуют особые требования к формированию организационных структур компаний и организации их бизнес-процессов. Грузоперевозки для многих предприятий стали основной движущей силой производства, позволяющей связать воедино многообразие сфер деятельности.

А ведь так было далеко не всегда. В конце семидесятых годов прошлого столетия перевозка грузов по России была одним из самых слабых мест экономики страны. Казалось, что государство делает всё возможное, чтобы грузоперевозки осуществлялись неэффективно. Жесткая регламентация тарифов и расстояний транспортировки, номенклатура перевозимых грузов, ограничение числа фирм в комплексе – всё это не способствовало развитию транспортной логистики в России. Как результат – грузоперевозки по России осуществляли ограниченное количество компаний, которые в силу своих монопольных прав неоправданно завышали тарифы, при низкой эффективности доставки.

Положительный сдвиг наметился в восьмидесятых годах XX века. Грузоперевозки стали рассматривать в единстве с производство и дальнейшем распределением продукции. Расчёт стоимости конечного продукта показал, что затраты на транспортировку сырья и готовой продукции может составлять до 50% от общей стоимости затрат на логистику. Сокращение издержек на грузоперевозки были напрямую связаны с получением выгодного конкурентного преимущества, позволяя компании наиболее эффективно использовать свой потенциал.

Информация о работе Сущность и основные принципы технологии перевозочного состава