Современный рынок и логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Роль логистики в современных рыночных отношениях проявляется через ее принципы. Главное в процедуре организации материального потока - это учет потребностей рынка. Нет необходимости организовывать материальный поток, затрачивая на него ресурсы и усилия, если нет полной уверенности в том, что эти товары будут пользоваться спросом на рынке, найдут сбыт, своего потребителя. Для того чтобы убедиться в этом, предварительно на этапе планирования и организации материального потока исследуют потребности рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

ком_логистика_контрольная (1).doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Современный рынок  и логистика

 

Современная жизнь очень  динамична. Мы постоянно сталкиваемся с новым: новая техника, услуга, новая деятельность. Логистика – одно из таких новшеств. Она бурно вошла в повседневную жизнь многих организаций в России и за рубежом, открыв новые возможности развития бизнеса. Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

Понятийный аппарат  термина «логистика» достаточно широк. В зарубежных публикациях акцент делается больше на практической стороне логистической деятельности. В отечественной экономической литературе при определении понятия логистики акцентируются научные аспекты термина.

 Зарубежный автор Д.Уотерс дает следующее определение логистики, как функции: «Логистика - это функция, отвечающая за материальный поток, идущий от поставщиков в организацию, проходящий через операции внутри организации и затем уходящий к потребителям» [1].

Одним из самых лаконичных и емких, по мнению отечественных авторов М.Н. Григорьева и С.А. Уварова, определений гласит: «Логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах» [1]. Отечественные авторы дают следующее определение: «Логистика - научное и практическое направление деятельности по интеграции управления процессами движения совокупностью материальных, информационных, финансовых, трудовых и правовых потоков в экономических системах» [1].

Логистическая парадигма  представляет собой систему взглядов на возможные пути и способы повышения  эффективности функционирования предприятия. На определенных этапах ее развития формируются концепции (логистики, интегральной логистики, управления цепями поставок), адекватные существующему уровню производительных сил и производственных отношений.

Система взглядов на усовершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками выступает концепцией логистики. Концепция логистики обеспечивает единство и согласованность действий всех функциональных подразделений организации или участников интеграционного процесса, показывает направление, в котором следует развивать логистическую систему.

Логистика является молодой  наукой, однако, она уже прошла определенный исторический путь развития. В экономической литературе можно встретить несколько подходов к выделению этапов развития логистики. Основное отличие состоит в различной степени детализации периодов развития логистики, при этом все эти подходы дают возможность проследить смену концептуальных подходов к данному направлению. Таким образом, можно выделить три основных этапа:

Первый этап (60-е годы XX века) – характеризуется использованием логистического подхода при управлении материальными потоками в сфере обращения. В этот период формируются два ключевых положения: потоки материалов в производстве, хранении и транспортировке могут быть взаимосвязаны единой системой управления; и интеграция функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Специфика логистического подхода состоит в совместном решении задач управления материальными потоками, например, совместном решении задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта. Более активное развитие логистики было невозможным из-за состояния инфраструктурной базы материальных и информационных потоков, отсутствия адекватных организационных форм, соответствующего

хозяйственного механизма.

Второй этап (80-е годы) характеризуется расширением интеграционной основы логистики. Логистика начала охватывать производственный процесс.

К взаимодействию складирования  и транспортировки начинает подключаться планирование производства, что позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится  к современности и может быть охарактеризован следующим образом:

– появляются фундаментальные  изменения в организации и  управлении рыночными процессами в  мировой экономике;

– современные коммуникационные технологии позволяют осуществлять мониторинг всех фаз перемещения продукта от первичного источника к конечному потребителю;

– развиваются отрасли, которые предоставляют услуги в  сфере логистики;

– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения.

Таким образом, главная идея логистики заключается в том, что все стадии производства (добыча сырья, получение материалов, изготовление изделий или конечной продукции), транспортировки и сбыта рассматриваются как единый непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации. По оценке зарубежных специалистов, комплексное внедрение логистики на предприятиях может обеспечить снижение уровня запасов на 30-50% и сократить время движения продукции на 25-45%.

В настоящее время  логистика - это наука, образовательная дисциплина и практическая деятельность по управлению движением материальных, финансовых, информационных и прочих потоков во времени и пространстве от первичного источника до конечного потребителя.

В этом ключе логистику можно представить как:

- конкурентную ресурсосберегающую стратегию хозяйствующих субъектов;

- науку о движении совокупности материальных, информационных, финансовых и прочих потоков в системе рыночной экономики;

- методологию управления (планирования, организации и контроля) процессом перемещения и хранения в сфере заготовки сырья и материалов, доведения их до производственного потребления, внутризаводской переработки и доставки готовой продукции до конечного потребителя;

- функциональный менеджмент в системе управления;

-самостоятельный вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке продукции потребителю (оказание комплекса транспортно-складских услуг) или потребителя к товару.

Реализация логистической  идеи должна вести к сокращению производственного  цикла и сроков выполнения заказов, запасов материалов и готовой  продукции, усилению инновационных  процессов и повышению конкурентоспособности, неуклонному соблюдению договорных обязательств.

В современных рыночных условиях сформированы и широко используются в развитых странах такие логистические  технологии, как  «Логистическая концепция/технология RP – «Requirements/Resource Planning» («Планирования  потребностей/ресурсов»), «Логистическая концепция/технология «Just-in-Time» («Точно в срок»), «Система «КANBAN», «Логистическая концепция/технология «Lean Production» («Стройное производство»), «Логистическая концепция/технология «DDT» - «Demand-Driven Techniques/Logistics» («Логистика, ориентированная на спрос»).

Сложившаяся экономическая  ситуация диктует те условия, в которых  интегрированная логистика для  российских компаний должны превратиться в стратегический ресурс. Область  профессиональной деятельности современного логиста - это уже не только виды операционной деятельности, (например, перевозка, оформление товарно-транспортных документов, комплектация, хранение товаров на складе, погрузка-разгрузка и т.п.) Сегодня логисты занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий в цепях поставок, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистику, моделированием и оптимизацией логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании, соответствующей международным стандартам. 

Роль логистики в  современных рыночных отношениях проявляется  через ее принципы. Главное в процедуре организации материального потока - это учет потребностей рынка. Нет необходимости организовывать материальный поток, затрачивая на него ресурсы и усилия, если нет полной уверенности в том, что эти товары будут пользоваться спросом на рынке, найдут сбыт, своего потребителя. Для того чтобы убедиться в этом, предварительно на этапе планирования и организации материального потока исследуют потребности рынка.

В условиях современных  рыночных отношениях приоритет распределения товаров превалирует над их производством, т.е. считается, что важнее спланировать и предусмотреть распределение и сбыт товаров, чем их произвести. Ненужные товары, которые не отвечают по каким-нибудь параметрам рынка, не найдут своего потребителя или на рынке будут проданы по заниженной цене, что может привести к убыткам. На их производство будут потрачены некоторые ресурсы, которые не окупятся, что не позволит начать новый логистический цикл без дополнительных затрат.

Сегодня логистика призвана определить необходимость установления оптимального уровня обслуживания клиентов (под клиентом понимается какой-либо потребитель товаров, работ, услуг, предложенных предприятием на рынке). Нужно понимать, что чем выше уровень обслуживания, тем выше расходы на производство и доставку товаров потребителю, и, следовательно, выше цена товаров. Поэтому следует выбирать обоснованное компромиссное решение по уровню обслуживания: он должен быть не очень низким (чтобы не потерять клиентов) и не слишком высоким (чтобы расходы не были чрезмерными).

При усовершенствовании или проектировании какого-либо отдельного звена логистической цепочки  следует рассматривать это звено не изолированно, а всю логистическую цепочку в целом и проанализировать, как изменения в одном звене логистической цепочки повлияют на весь материальный поток и общие результаты логистического процесса.

При организации и  осуществлении материальных потоков  необходимо создавать и поддерживать деловые, партнерские отношения с другими предприятиями – участниками логистической цепочки. Очевидное противодействие между участниками логистического процесса приведет к дополнительным препятствиям и задержкам логистического процесса, конфликтным отношениям, в условиях которых стает сложнее организовать эффективные материальные потоки.

В условиях развития экономики и рыночных отношений выделяют следующие тенденций дальнейшего развития логистики:

- сокращение объема  материальных запасов создает  благоприятные предпосылки для появления новой и более сложной продукции и производственных процессов, обеспечивающих экономию ресурсов;

- расширение возможностей  участия автомобильного транспорта  приведет не только к развитию  автоматизации обработки грузов  и транспортных средств, но  и к обострению проблем недоиспользования пропускных возможностей, а также ускорит применение маркетинга на транспорте;

- такие операции, как  экспедирование, хранение, упаковка  и смешанные перевозки грузов, будут переходить от предприятий  промышленности и торговли к транспортным фирмам;

- рыночная экономика  открывает новые возможности  для ускоренного развития логистики  и более современных систем  в цепи «производство - снабжение  - перевозка».

Таким образом, на основании  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы: логистика - это наука и практическая деятельность по эффективному управлению совокупностью материальных, финансовых, информационных  иных ресурсов в сфере производства и обращения.

Впервые логистика как искусство комплексного управления материальными и информационными потоками на пути от источника сырья до конечного потребителя нашла применение в военном деле, а сегодня она широко используется в промышленности, материально-техническом обеспечении, торговле, на транспорте и других областях рыночной экономики. В сфере обращения применение логистики позволяет: снизить запасы на всем пути движения материального потока; сократить время прохождения товаров по логистической цепи; снизить транспортные расходы; сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

Мировой и отечественный  опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет существенно  повысить эффективность торговли.

Задачи коммерческой логистики в торговле можно сформулировать следующим образом:

  1. Совершенствование сбытовой политики, улучшение планирования реализации товаров.

Основной упор в планировании с помощью логистических методов  делается на выявление и учет потребительских  и иных характеристик товаров, а  также определении их зависимости  от рыночных факторов, таких как  конкуренция, спрос на рынке, доступность рынка и др.

  1. Управление запасами в цепях товародвижения.

Запасы выполняют буферную роль между транспортом, производством  и реализацией. Запасы позволяют  экономично и эффективно функционировать  всей системе. Величина запасов должна быть оптимальна. Запасы позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта и оптимальную загрузку складского хозяйства.

Эту задачу можно  решить за счет перераспределения запасов  между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене; применения современных технологий контроля состояния запасов; высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов.

  1. Способствование максимальному использованию площадей предприятий оптовой и розничной торговли.

Информация о работе Современный рынок и логистика