Совокупность технических средств и технологических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:29, реферат

Краткое описание

НХЦ – это совокупность технических средств и технологических процессов, обеспечивающих подготовку, хранение и транспортировку скоропортящихся грузов от момента и места их производства до момента и места их потребления.
НХЦ состоит из трех основных групп: стационарных холодильников, транспортных средств и вспомогательных объектов.

Содержание

1. Непрерывная холодильная цепь (НХЦ). Понятие, виды…………….3
2. Современное состояние и пути развития непрерывной холодильной цепи в России……………………………………………………………...6
3. Список литературы……………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат НХЦ.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Холодильные и морозильные камеры старого образца, хладообразующим  элементом которых служит аммиак, не позволяют поддерживать стабильный температурный режим, что приводит к потере качества продукции.

Кроме того, большим недостатком  действующих хладокомбинатов является отсутствие офисных помещений. Стремление арендаторов складских помещений иметь свой офис на территории складского комплекса обусловлено необходимостью присутствия своего представителя в момент поступления и отгрузки товара, а также оперативного управления бизнесом.

По оценкам специалистов, современный  хладокомбинат, отвечающий основным перечисленным  ниже параметрам, может считаться  комплексом класса "А":

1. Здание, построенное с применением  новых строительных материалов, отвечающее всем международным стандартам.

2. Удобный подъезд и близость  к транспортным развязкам и  основным магистралям. 

3. Одноэтажное здание.

4. Шаг колонн более 12 м. 

5. Качество холодильного  оборудования должно отвечать  требованиям, поддерживающим стабильный температурный режим.

6. Выровненный пол с непылящим покрытием.

7. Наличие для арендаторов склада офисных помещений.

8. Максимальная площадь,  занимаемая зданием, должна составлять не более 60% от общей площади земельного участка.

9. Круглосуточная работа.

10. Круглосуточная охрана, система видеонаблюдения.

11. Наличие универсальных погрузочных эстакад.

12. Функционирующая система спринклерного пожаротушения.

13. Регулируемый режим влажности и температуры.

14. Выделенные телефонные линии.

15. Наличие достаточного  количества парковочных мест  для грузового и легкового транспорта.

16. Наличие таможенного  поста.

17. Договора аренды, прошедшие  государственную регистрацию.

Помимо основных услуг, на хладокомбинате желательно ввести и дополнительные услуги: сертификация товара; оформление ветеринарных разрешений; формирование групп товаров в паллеты, стопы, поддоны; проведение дефростации товара (контроль качества); предоставление услуг для стоянки и мелкого ремонта автотранспорта; таможенное оформление груза; услуги складов временного хранения.

Рассмотрим состояние  транспортной инфраструктуры на российском продовольственном рынке. Сегодня  особенно высока конкуренция среди  поставщиков продукции глубокой заморозки, к которой относится мясная продукция. Так, например, ключевыми факторами успешной реализации продукции животноводства являются ее качество и максимальное приближение к местам розничной реализации. При этом очень важно чтобы при транспортировке продукции сохранились ее первоначальные потребительские свойства. В современных условиях автоперевозок достижение требуемого результата возможно только при помощи специально оборудованного транспорта - авторефрижератора.

Сейчас рефрижераторный транспорт, используемый в России, поставляется главным образом иностранными производителями, но в последнее время появились и российские разработки. Сегодня более ста отечественных компаний специализируется в этом бизнесе (например, "Волжскпродмаш", "Волговятфургонцентр", "Мытищинский приборостроительный завод" и др.).

Наиболее перспективным  направлением в развитии специальных  средств транспортировки мясной продукции является создание новых  видов тары. Такой, которая позволит производить укладку продуктов непосредственно в холодильные емкости на предприятии-изготовителе и обеспечит поддержание необходимого температурного режима в процессе транспортирования. Вместе с грузом она выгружается потребителю. Разновидностями такой тары являются изотермические, рефрижераторные и обогреваемые контейнеры.

Рынок холодильного оборудования подразделяется на 2 сегмента: рынок  выносного холода, который за последнее  время очень резко вырос на волне спроса, и рынок встроенного  холода, на котором начался процесс обновления купленного ранее оборудования.

Можно сказать, что бурное развитие торговли, в особенности  крупных торговых сетей, провоцирует  ежегодный рост объемов продаж торгово-холодильного оборудования в России примерно на 25% в год. Основным потребителем торгово-холодильного оборудования является розничная торговля – один из самых доходных и стремительно растущих сегментов рынка. В России представлены практически все имеющиеся в мире форматы розничной торговли – гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, специализированные магазины, небольшие магазинчики «шаговой доступности».

Поставщиков торгово-холодильного оборудования можно разделить на 2 группы – производителей и дилеров. Группу производителей, в свою очередь, образуют предприятия, использующие в  своем производстве отечественные компоненты, и предприятия, собирающие холодильные агрегаты и прочее торговое оборудование из импортных компонентов. К числу крупнейших российских предприятий, использующих в своем производстве отечественные комплектующие, относятся "Холодмаш", Черкесский завод холодильного машиностроения, и др.

Следует отметить тенденцию  роста доли продукции российской сборки на рынке торгово-холодильного оборудования России. Если в конце 1990-х  годов на российском рынке торгового  оборудования зарубежные производители занимали не менее 90 %, то за прошедшие 6 лет отечественные предприятия сумели нарастить мощности, покрывающие до 40 % потребностей торговли.

За последний год  конкуренция на рынке холодильного оборудования (ХО), несомненно, стала  жестче. В сегменте встроенного холода доминируют несколько российских производителей. Сильно утратили свои позиции польские производители. Ряд российских производителей ХО уже сегодня готовятся к выходу на европейский рынок. Речь пока не идет о полномасштабной экспансии отечественного ТХО, но такие планы уже есть и скоро они будут объявлены.

Российские предприятия  в основном являются дилерами, покупающими  оборудование по специальным ценам  у производителей для поставки клиентам. Эти предприятия имеют собственные проектные и инженерно-технические отделы, монтажную и сервисную службы, отработанную систему логистики для поставок оборудования ведущих итальянских, германских, финских компаний. Наиболее известны «Олекс Холдинг», «Морена», «Фармина», «Росхолод», «Ависанко», «Феам», «ПМС-Холод», «Вятка-Эко», «Техномир».

Но наряду с лидерами российского рынка торгово-холодильного оборудования пока еще существует множество  мелких и средних производителей, кто собирает примитивное оборудование без использования высоких технологий, не делающих больших вложений в техническое обеспечение производства и комплектующих свои холодильные витрины компрессорами производства России и Украины, порой даже бытовыми или б/у. Специалисты сходятся на том, что век этих мелких фирм близится к завершению. Очевидна тенденция укрупнения производств на рынке торгово-холодильного оборудования.

Среди иностранных компаний, продукция которых распространяется на российском рынке, доминируют итальянские Arneg и Costan. По признанию потребителей, эти компании предлагают наиболее качественную продукцию. В первую десятку входят также германская Linde, финская Norpe и испанская Koxka. В нижнем ценовом диапазоне работают польские компании, наиболее известные из которых – Juka, JBG, Mawi.

В настоящее время  главными направлениями развития холодильной отрасли являются:

- создание и внедрение  технологий, обеспечивающих условия  для высокого качества хранения  продуктов; 

- повышение эффективности  технологических процессов обработки  и оборудования;

- применение в холодильных системах экологически безопасных холодильных агентов и, в первую, очередь природных рабочих веществ - аммиака, воды, воздуха, углеводородов и диоксида углерода;

- повышение промышленной  безопасности холодильных систем.

Спрос на низкотемпературные склады ежегодно растет на 15-30% и, по прогнозам специалистов, далее будет увеличиваться, поскольку действующие хладокомбинаты не в состоянии обеспечить нарастающую потребность импортеров, производителей и операторов оптовой торговли.

Например, только в Московском регионе дефицит площадей низкотемпературных складов составляет от 190 до 230 тыс. тонн единовременного хранения. Потенциальный спрос на холодильные склады по России в примерно два раза больше, чем объем строительства в настоящее время. Помимо потребности в площадях, возросли требования к их качеству и комплексу предоставляемых услуг. Рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1.

Оценка нехватки холодильных емкостей, тыс. тонн

Наименование  федерального округа

Потребление

Холодильная емкость

Оборот хладокомбинатов

Недостающие мощности

Россия, всего

6 240

717

4 302

1 938

Центральный ФО

1 685

216

1 296

389

Северо-Западный ФО

811

103

618

193

Южный ФО

749

62

372

377

Приволжский ФО

874

110

660

214

Уральский ФО

624

60

360

264

Сибирский ФО

1 061

138

828

233

Дальневосточный ФО

437

48

288

149


 

Как видим из приведенных  данных дефицит холодильных мощностей  примерно в 3 раза превышает имеющиеся  мощности. Причем большая часть холодильный  мощностей приходится на европейскую  часть России, что является вполне логичным явлением по следующим причинам: в европейской части сосредоточено наибольшее количество народонаселения России; европейская часть является наиболее развивающейся областью России; существующие климатические условия заставляют считать хранение скоропортящихся пищевых продуктов насущной необходимостью. Второе место за Дальним Востоком и в большей степени за Приморским краем, находящемся на одной широте с югом европейской части России.

Сегодня крупные торговые и складские комплексы возводятся по всей стране. Практически в каждом российском городе обновляются и реконструируются муниципальные рынки, бывшие универмаги и универсамы. Вполне естественно, что вслед за этим быстро увеличивается число поставщиков торгово-холодильного оборудования. Вместе с тем, потребители торгово-холодильного оборудования предъявляют к поставщикам все более жесткие требования, особенно - по срокам его поставки, качеству и ценам. В силу этих особенностей рынка, победа в тендере на поставку торгово-холодильного оборудования достается его участникам значительно труднее, чем прежде. Конкурентные преимущества на рынке торгово-холодильного оборудования достигаются через комплексное решение поставленных клиентами задач по оснащению магазинов и логистических центров. Потребителю интересно работать не просто с поставщиком оборудования, а с контрактором, способным спроектировать магазин или склад, собрать модули из различных видов оборудования, осуществить монтаж и сервисное оборудование.

Росту рынка торгово-холодильного оборудования способствует и развитие пищеперерабатывающей отрасли, в частности, производства мороженного и замороженных продуктов питания. Активное развитие смежных отраслей промышленности и торговли значительно увеличивают потребность в промышленном холоде.

Рассмотрим основные проблемы развития отечественной холодильной промышленности.

Во-первых, для производителей торгово-холодильного оборудования из отечественных комплектующих главной  угрозой является иностранная конкуренция  – как прямая, так и опосредованная – через российские предприятия, осуществляющих сборку модулей из импортных компонентов. Предпочтение российские потребители отдают импортной технике, так как она соответствует критериям качества и долговечности.

Во-вторых, рост стоимости  используемых в производстве торгово-холодильного оборудования материалов. В частности, стоимость металла возросла с начало года на 60%. В условиях интенсивной конкуренции падает валовая рентабельность продаж.

В-третьих, рост производства сдерживается неразвитой инфраструктурой  промышленности, отсутствием специализированных отечественных производств качественных комплектующих.

В-четвертых, сильно сдерживает производства холодильного оборудования (ХО) внутри России - это большой объем "серого" (когда занижается таможенная стоимость) и "черного" (когда ХО везут как металл) импорта. Российские надзорные органы пока не нашли действенного способа борьбы с этим явлением, хотя пошлины являются далеко не заградительными, а вполне приемлемыми.

В-пятых, непродуманная  ценовая политика некоторых производителей ХО, выраженная в губительном для отрасли демпинге, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли. В конечном счете, демпинг способствует резкому падению уровня качества выпускаемой продукции и разрушению сложившейся структуры рынка.

Кроме того, важным фактором является общее состояние российской экономики, в частности - плачевное  состояние машиностроения, недостаток высококвалифицированных кадров, а  также не лучшее состояние отечественной  науки.

Вместе с тем российский рынок холодильного оборудования достаточно перспективен. Его годовая емкость составляет около 300-400 млн. евро, причем ежегодный рост составляет от 10 до 25%, и по прогнозам специалистов данная тенденция сохранится в будущем. Можно точно сказать, что рынок пока не насыщен и в ближайшее время насыщен не будет.

Кроме того, российская экономика  все больше интегрируется в мировую, уже в недалеком будущем возможно вступление в ВТО, что имеет свои плюсы и минусы для холодильной  промышленности. Из минусов можно перечислить неизбежную либерализацию таможенной политики, а значит снижение таможенный пошлин на импортное оборудование и его удешевление. Также вступление в ВТО приведет к ужесточению стандартов качества продукции, в частности, отказ от использования в качестве хладагента аммиака, что создаст проблемы для некоторых российских производителей.

Информация о работе Совокупность технических средств и технологических процессов