Оценка эффективности логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ логистической деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие логистики и логистической деятельности;
- выявить сущность логистической деятельности;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «ВТЗ»;
- проанализировать логистическую деятельность ОАО «ВТЗ»
- выявить пути совершенствования логистической деятельности предприятия
- определить ожидаемый эффект от предложенных мероприятий

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты логистической деятельности
1.1 Понятие логистики и логистической деятельности
1.2 Сущность и функции логистической деятельности
2 Анализ деятельности ОАО «ВТЗ»
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Анализ эффективности логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»
3 Направления совершенствования логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»
3.1 Пути совершенствования логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка эффективности логистической деятельности ВТЗ.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

 

Экономический факультет

 

Кафедра «Экономическая теория и управление»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Оценка эффективности логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса

группы МЛ-101

Буренин И.И.

 

Научный руководитель:

Логинова Е.В.

 

 

 

 

 

 

Волжский 2011

 

 

Содержание

 

Введение

1 Теоретические аспекты логистической деятельности

1.1 Понятие логистики и логистической деятельности

1.2 Сущность и функции логистической деятельности

2 Анализ деятельности ОАО «ВТЗ»

2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.2 Анализ эффективности логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»

3 Направления совершенствования логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»

3.1 Пути совершенствования логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»

3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных рыночных условиях значение логистики на предприятии трудно переоценить. Во-первых, от бесперебойности поставок материальных ресурсов на предприятие, от надежности обеспечения предприятия материальными ресурсами зависит сама возможность производства продукции предприятием. Во-вторых, логистическая деятельности влияет на степень соответствия производимой продукции рыночным потребностям. В-третьих, логистика оказывает существенное влияние на экономические результаты деятельности предприятия. 

Высокая актуальность внедрения логистики связана с интенсификацией и расширением в нашей стране товарно-денежных отношений, с увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций.

Как любой другой вид деятельности на предприятии, логистика предполагает соответствующее управление. Это означает, что должна быть поставлена цель, сформулирована стратегия этой деятельности, разработаны планы оперативных мероприятий. И сегодня именно стратегические управленческие вопросы становятся все более значимыми для предприятий, что обусловлено стремлением предприятий обеспечить долговременное существование на рынке, стремлением спрогнозировать возможное долговременное развитие рыночной ситуации. 

Руководители, применяющие логистику на своих пред­приятиях и организациях, уже по-другому подходят к совершенствова­нию управления потоковыми процессами и всей деятельностью фирм. Они стремятся к достижению общей цели и управляют логистическими операциями в интересах реализации стратегии компании, направленной на обеспечение ее конкурентоспособности за счет сокращения затрат, повышения прибыли и дифференцирования услуг.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. 

Целью данной курсовой работы является анализ логистической деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие логистики и логистической деятельности;

- выявить сущность логистической деятельности;

- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «ВТЗ»;

- проанализировать логистическую деятельность ОАО «ВТЗ»

- выявить пути совершенствования логистической деятельности предприятия

- определить ожидаемый эффект от предложенных мероприятий

К числу основных российских специалистов, внесших существенный вклад в рассмотрение проблем логистической деятельности относятся Аникин Б.А., Залманова М.Е., Инютина К.В., Сергеев В.И., Миротин Л.Б., Неруш Ю.М., Ни-колайчук В.Е., Сидоров И.И., Хруцкий Е.А, Черкезян B.C. и др. Среди зару-бежных исследователей, внесших существенный вклад в рассмотрение проблем логистики, следует отметить Д.Бауэрсокса, М.Джиллингема, Д.Клосса, К.Лайсонса, М. Линдерса, Э.Мате, З.Сариуш-Вольского, Ч.Сковронека, Д.Тиксье, Х.Фирона и др. 

Объектом исследования является логистическая деятельность предприятия

Предметом исследования являются организационно – экономические отношения, складывающиеся в процессе логистической деятельности.

Информационно – эмпирической базой  послужили труды российских и зарубежных ученых  в области логистической деятельности. В работе использованы  статьи ведущих специалистов по оценке логистической деятельности, а также стандарты Российской Федерации и Интернет-ресурсы.

При проведении исследования использованы табличный и графический методы; сравнительно-сопоставительные методы.

Курсовая работа состоит из 3 глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты логистической деятельности. Во второй главе проводится анализ финансово-хозяйственной и логистической деятельности исследуемого предприятия. В третьей главе предлагаются пути совершенствования логистической деятельности ОАО «ВТЗ» и рассчитывается ожидаемый эффект от предложенных мероприятий.

 

 

 


1 Теоретические аспекты логистической деятельности

1.1 Понятие логистики и логистической деятельности

 

Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Большинство из них связывают это понятие с материальным потоком и потоком информации. В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г. дается такое определение логистики: "Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспор­тированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации "[2, с. 27].

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Наибольшее распространение получили управленческий, экономический и оперативно-финансовый аспекты.

Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.

Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции» [5,с. 44].

Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.

В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший аспект логистики - возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.

Обобщая все сказанное выше можно предложить следующее понятие логистики. Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя [4, с. 23].

Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:

                  интегрирующая формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

                  организующая обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

                  управляющая поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах [1, с. 72].

Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением потоков материалов осуществляется как управление единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (изготовления продукции) и сбыта готовых изделий. Происходит переход от частных, локальных задач подсистем к глобальным целям производственной организации.

 

1.2 Сущность и функции логистической деятельности

 

Главная цель логистики вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических функций и целей определяет сущность логистики.

Предметом логистики как науки служат организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции. Логистика как научная дисциплина исследует общие свойства, законы и закономерности создания логистических систем.

Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.

Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:

                  интегрирующая формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

                  организующая обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

                  управляющая поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах[1, с. 72].

К числу функций логистической координации (рисунок 1.1) относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рисунок 1.1). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации. Отмеченные особенности воздействуют на объем и протекание материальных и информационных потоков в логистической системе, а также определяют характер организационных и экономических отношений, возникающих между отдельными звеньями материалопроводящей цепи [2, с. 54].

Рисунок 1.1 - Функциональная схема логистики

 

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями [4, с. 97].

Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.

Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия. Схема движения материальных потоков показана на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Схема движения материальных потоков

 

Выделяют внешний и внутренний, входящий и выходящий материальные потоки.

Внешний материальный поток это поток, который протекает во внешней по отношению к данной логистической системе среде.

Внутренний материальный поток это поток, который протекает во внутренней среде по отношению к данной логистической системе.

Входящий материальный поток это внешний поток, входящий в данную логистическую систему.

Выходящий материальный поток это выходящий во внешнюю среду поток из данной логистической системы.

Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:

наименование материальных ресурсов; количество материальных ресурсов; начальная точка (выбор поставщика); конечная точка (выбор потребителя); время (срок выполнения заказа).

Информационный поток это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Выделяют внешний и внутренний, входной и выходной информационные потоки. Их определения аналогичны определениям материального потока. Информационный поток характеризуется источником возникновения, направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т.д. Управление информационным потоком включает в себя изменение направления потока и ограничение его параметров [10, с. 34].

Логистическая цепь это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления (рисунок 1.3). Основными звеньями логистической цепи являются: поставщики материалов, склады, транспорт, распределительные центры, производители товаров, потребители продукции [2, с. 51].

 

 

Рисунок 1.3 - Логистическая цепь

Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Различают макро- и микрологистические системы[12, с. 57].

Организационный механизм реализации отмеченных целей может быть представлен в виде системы логистики.

Система логистики это совокупность форм, методов и правил организации и управления материальными потоками.

В составе системы логистики выделяют три уровня подсистем: элементный, функциональный, организационный (рисунок 1.4).

Каждая из отмеченных подсистем решает свои задачи.

Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство [9, с. 18].

Средствами для достижения главной цели логистики служат цели второго уровня основные цели, которые определяются характером деятельности предприятия в сфере логистики (таблица 1.1).


 

 

Рисунок 1.4 Состав системы логистики


Таблица 1.1 - Основные цели логистики и направления работы по их реализации

Область

деятельности

Основные цели

логистики

Направления работы по

реализации целей логистики

1

2

3

Закупка материалов

Осуществление закупок по минимальным ценам; повышение надежности поставок; обеспечение синхронности процессов поставки и обработки материалов

Формирование заявок на материалы; выбор поставщиков; разработка графика доставки материалов; проектирование и организация функционирования подразделений, участвующих в материальном и техническом обеспечении производства

Производство изделий

Обеспечение непрерывности процесса производства. Выполнение полученных заказов по ассортименту и качеству; минимизация затрат на производство; приспособление производства к меняющемуся спросу; снижение уровня запасов готовой продукции

Организация транспортирования материалов в процессе производства. Организация доставки материалов к рабочим местам; управление материальным потоком в производстве; управление запасами материалов в производстве

Сбыт готовой продукции

Удовлетворение спроса потребителей; поставка продукции согласно заказам и договорам; высокая степень готовности поставок

Установление прямых связей с потребителями продукции, формирование портфеля заказов; организация доставки продукции потребителям; организация сервисного обслуживания потребителей; организация складирования готовой продукции; управление запасами готовой продукции

 

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха, непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения.

Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство [9, с. 18].

 


1.3 Методические подходы к повышению эффективности логистической деятельности предприятия

 

В современных условиях можно выделить три подхода к повышению эффективности логистической деятельности предприятия (рисунок 1.5).

Первый, усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия.

Второй достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.

При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т.д.

Все эти цели сами по себе, несомненно, важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремится уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может приводить к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т.п. Производство же стремится работать без дефицита, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок ГП. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это повышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных в складировании. В результате каждая логистическая сфера предприятия повышает эффективность собственной деятельности в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы предприятия. Перечислим основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия (рисунок1.6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.6 - Недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия

 

На практике интегрировать всю логистику в рамках предприятия довольно трудно по нескольким причинам:

1) большое разнообразие различных видов логистической деятельности, логистических операций;

2) географический разброс различных подразделений предприятия;

3) отсутствие специалиста, имеющего нужные знания, энтузиазм, способности и авторитет;

4) отсутствие общих систем контроля и недоступность интегрированной информации.

Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем. Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно: интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов с ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и ГП.

Конкретные действия по интеграции логистики связаны с преодолением каждой из перечисленных выше трудностей. В частности, специалисту по логистике необходимо иметь автоматизированную систему сбора, хранения, анализа, распределения и представления информации. Для этого необходимо использовать сети передачи данных и специализированное программное обеспечение для работы с информацией, анализа и принятия решений.

При наличии общих систем контроля за логистическими процессами необходимо проводить анализ взаимозависимости между отдельными видами деятельности. Существуют ситуации, когда сокращение затрат на один вид деятельности влечет увеличение затрат на другой, но при этом общие логистические издержки сокращаются. Целенаправленное использование эффекта снижения общих логистических издержек возможно только в интегрированной логистике [2].

Третий подход представляет собой повышение эффективности логистической деятельности предприятия на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.

Критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия. Но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно. Поэтому, в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат:

СП + СОБ min,

 

где СП издержки производства ;

СОБ издержки обращения.

Эффективность логистической деятельности, организуемой по соответствующему каналу, может быть определена по формуле:

 

,

 

где R норма прибыли процесса товародвижения;

S торговая выручка предприятия;

CТД издержки товародвижения.

Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности логистики следует считать:

интеграцию складирования, транспортировки и системы создания запасов в единый механизм;

экономическое обеспечение снабжения, производства и сбыта;

определение наиболее экономичных размеров отгрузок;

выбор способов перевозок и видов транспорта;

выработку оптимальных схем складирования и тактики восполнения запасов.

При оптимизации логистических процессов необходимо учитывать ряд проблем комплексного характера к выдвижению и решению следующих вопросов:

- в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения, компенсируются как увеличением выручки от возросшего объема продажи, так и экономией на издержках содержания товарных запасов?

- допустить ли предприятию снижение уровня обслуживания при уменьшении издержек товародвижения и одновременное увеличение риска сокращения выручки или отдать предпочтение заключению максимально возможного числа сделок за счет роста издержек товародвижения и содержание больших постоянных товарных запасов?

- насколько целесообразно учетом используемого вида транспорта, маршрута перевозки и других факторов) складировать товар по месту производства, на рынке сбыта или в каком-либо другом пункте?

- избрать ли с целью снижения издержек товародвижения тактику производства товаров на постоянном “экономичном” уровне или складировании излишков в периоде низкой конъюнктуры или варьировать объем производства применительно к спросу даже при более высоких удельных затратах на производство продукции?

Важное значение для оптимизации процессов товародвижения имеет использование взаимосвязи между транспортными расходами и издержками содержания товарных запасов, возникающих при перемещении товаров[4].

Отдельно рассмотрим методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат.

Правила анализа логистических затрат:

1) Необходимо четко определять и обосновывать конкретные виды затрат, которые следует включать в схему анализа.

2) Определяются центры сосредоточения затрат, т. е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя.

3) Выявляются важные пункты сосредоточения затрат в пределах каждого центра их концентрации, т. е. отдельные участки в рамках одного центра затрат.

4) Затраты необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений.

5) Все затраты рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс.

6) Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму затрат, возникающую в пределах предприятия как юридического лица.

7) Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику затрат.

8) Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т. к. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям.

Выделяют следующие методы анализа логистических затрат:

1) Бенчмаркинг структуры логистических затрат, который еще называют стратегическим анализом логистических затрат.

2) Стоимостной анализ, который основан на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат.

3) Функционально-стоимостной анализ, который основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям [4].

Пути снижения уровня логистических затрат:

1) Поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.

2) Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.

3) Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).

4) Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.

5) Поиск более дешевых заменителей ресурсов.

6) Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в логистической цепи, например, в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.

7) Компенсация роста затрат в одном звене логистической цепи за счет сокращения затрат в другом звене.

8) Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.

9) Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.

10) Обновление наиболее затратных звеньев логистической цепи при осуществлении инвестиций в бизнес.


2 Анализ деятельности ОАО «ВТЗ»

2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

Волжский трубный завод один из крупнейших в России производителей стальных труб. Это крупнейшее предприятие региона, на котором трудится около 11 тысяч человек.

ОАО «ВТЗ» производит бесшовные трубы для нефтегазовой, химической, нефтехимической, автомобильной отраслей, для машиностроения, теплоэнергетики, электросварные спиральношовные трубы большого диаметра для строительства магистральных газопроводов.

 ОАО «ВТЗ»  - единственное предприятие в мире, обладающее оборудованием для объемной термической обработки труб большого диаметра. Это дает возможность производить трубы группы прочности до X-70 из низколегированной горячекатаной стали. На волжские трубы наносится наружное антикоррозионное и теплоизоляционное покрытия. Использование защитных покрытий позволяет в несколько раз увеличивать срок службы трубопроводов и снижать аварийность при их эксплуатации. Общая мощность комплекса покрытий – 500 тысяч тонн труб в год.

Волжский трубный завод – одно из крупнейших предприятий в российской трубной отрасли – по объемам отгрузки трубной продукции в 2009 г. (820,7 тыс. тн) занял второе место в России (в 2008 г. – третье), хотя в натуральном выражении отгрузка завода уменьшалась на 20,2%.

В 2009 г. ОАО «ВТЗ»  обеспечил своей продукцией свыше 6% российского рынка труб. Среди российских потребителей продукции ВТЗ – Газпром, Роснефть, ТHK-BP, Сургутнефтегаз, Лукойл, ведущие машиностроительные предприятий РФ (АвтоВАЗ, КАМАЗ, Уралвагонзавод и др.).

Приоритетные направления деятельности общества:

обеспечение прибыльности производства за счет высокой рентабельности (20% в среднем по всем видам продукции завода);

увеличение объемов продаж труб;

обеспечение конкурентоспособности по основным видам продукции за счет сочетания высокого качества и оптимальной цены. Активная техническая политика, осуществляемая в общества, позволит предприятию выпускать трубы, соответствующие международным стандартам качества, со свойствами, удовлетворяющими запросы потребителей

обеспечение соответствия производственно-технологического уровня требованиям рынка и решение социальных задач за счет эффективного использования прибыли. ОАО «ВТЗ» планирует создать возможности производства продукции малыми партиями с разнообразным набором потребительских свойств.

Основными конкурентами компании являются Выксунский металлургический завод, Первоуральский новотрубный завод, Челябинский трубопрокатный завод. В число иностранных конкурентов входят украинский ОАО «Харцызский трубный завод» и японская «Металл Корпорейшн».

Балансовая прибыль Волжского трубного завода за  2009  год составила 4 514 млн. руб., что в 1.4 раза больше, чем было получено в 2008 году. Однако, значения большинства показателей, характеризующих эффективность финансово-хозяйственной деятельности компании, в течение 2009 года ухудшились под влиянием мирового кризиса.

За весь исследуемый период баланс не был абсолютно ликвидным, т.е. предприятие не способно было погасить краткосрочные займы за счет быстро реализуемых активов, таких как краткосрочная дебиторская задолженность. Ситуация в 2009 году ухудшилась.  Необходимо привлечение денежных средств, увеличение краткосрочной дебиторской задолженности и запасов.

За исследуемый период предприятию так же достаточно средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Однако снижение это коэффициента говорит о снижении платежеспособности предприятия.

В 2007 году лишь 0,09 процентов краткосрочных обязательств могла быть погашена немедленно. Возможны перебои с платежами. В 2008 и 2009 года ситуация улучшилась, и лишь в 2009 значение приблизилось к нормативному.

Имея данный уровень среднемесячной выручки, предприятию потребовалось бы 1,8, 2,3 и 5,5 месяцев на погашение обязательств, учитывая, что вся выручка направлялась бы на погашение долгов в 2007, 2008 и 2009 годах соответственно.

Обеспечение финансовой устойчивости предприятия является важнейшей задачей. Для этого проводится анализ финансовой устойчивости. - рассчитывается система показателей оценки финансовой устойчивости предприятия, проанализировав их динамику и воздействие на финансовое состояние предприятия.

В 2007-2008 годах предприятие имеет достаточно оборотных активов, материальных запасов и собственного капитала для финансирования текущей деятельности. Однако в 2009 году складывается обратная ситуация. Предприятие теряет свою финансовую устойчивость.

За весь исследуемый период 38%, 57% и 102 % внеоборотных активов находится в источниках собственных средств.

Очень малая доля в источниках формирования приходится на долгосрочные заемные средства в 2007 и 2008 годах, и лишь в 2009 году она равна 10%. Большая часть приходится на собственный капитал, почти 100% в 2007 и 2008 годах, и около 90% в 2009. Это свидетельствует о необходимости выплатить значительные суммы денежных средств в перспективе.

В 2007 и 2008 годах доля владельцев предприятия в общей сумме средств, авансируемых в его деятельность, составляет 65%. В 2009 году эта доля составляет 47%, что говорит о том, что предприятие становится более зависимо от внешних финансовых источников.

В 2007-2008 годах 66% имущества предприятия формируется за счет устойчивых источников, что на 12% больше чем в 2009 году.

За исследуемый период наименьшая финансовая устойчивость наблюдалась в 2009 году, т.к. предприятие стало более зависимо от внешних источников финансирования.

Таким образом, анализ структуры активов и пассивов позволяет сделать вывод, об удовлетворительной структуре баланса и устойчивом финансовом положении предприятия.

Оценить уровень и динамику финансовых результатов можно путем структурно-динамического анализа доходов и расходов организации, а также показателей прибыли.

За весь исследуемый период прибыль от продаж выше прибыли до налогообложения. Это означает что основная часть прибыли формируется за счет основной деятельности предприятия.

Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него капитал.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта через характеристику системы показателей.

С каждого затраченного рубля на производство и реализацию продукции предприятие получает 13 копеек в 2007 году, 15 коп – в 2008 и 16 коп в 2009 годах.

С каждого рубля продаж предприятие получает 11 копейки чистой прибыли  в 2007 году. В 2008 году рентабельность немного возрастает, а в 2009 году снижается и предприятие получило лишь 9 копеек чистой прибыли.

Таким образом, анализ финансовой деятельности ОАО «ВТЗ» позволяет сделать вывод об удовлетворительной структуре баланса и устойчивом финансовом положении лишь в 2007 году. В 2008 году предприятие направило значительную долю собственных средств на приобретение внеоборотных активов что привело к тому, что в 2009 году появился недостаток собственных средств для формирования запасов и предприятие стало относиться в третьему типу финансовой устойчивости – неустойчивое. За исследуемый период наименьшая финансовая устойчивость наблюдалась в 2009 году, т.к. предприятие стало более зависимо от внешних источников финансирования. Однако подобная ситуация характерна для многих предприятий отрасли.

Таким образом, на предприятии необходимо разработать комплекс мер, способствующих повышению финансовой устойчивости:

                  создание резервов из валовой и чистой прибыли, что приведет к повышению  в  стоимости  имущества  доли  собственного  капитала, увеличению величины источников собственных оборотных средств;

                  усиление  работы  по  взысканию  дебиторской  задолженности приведет к повышению  доли  денежных  средств,  ускорению  оборачиваемости оборотных средств, росту обеспеченности собственными оборотными средствами

                  снижение  издержек  производства поможет снизить  величину  запасов  и  затрат,  повысить  рентабельность  реализации

                  ускорение  оборачиваемости  дебиторской задолженности приведет к ритмичности  поступления  средств  от  дебиторов,  большому «запасу прочности» по показателям платёжеспособности.

 

2.2 Анализ эффективности логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»

 

Для ОАО «ВТЗ» система управления логистической деятельности это прежде всего система управления материальными потоками.

Предприятие в значительной мере зависит от поставщиков. В себестоимости продукции доля сырья и покупных комплектующих составляет более 70 %.

Для решения задач материального обеспечения производства, оперативного управления заказами и сбытом продукции в организационной структуре предприятия выделены следующие отделы и службы:

Для решения задач материального обеспечения производства, оперативного управления заказами и сбытом продукции в организационной структуре предприятия выделены следующие отделы и службы:

- отдел железнодорожных перевозок,

- железнодорожный цех (ЖДЦ)

- автотранспортный цех (АТЦ)

- отдел перевозок водным и автомобильным транспортом

- бюросводной отчетности по отгрузке и логистике

- склады.

Взаимосвязь функций и видов деятельности, осуществляемых отмеченными подразделениями, образуют структуру управления логистической деятельностью предприятия.

Структура управления логистической деятельность ОАО «ВТЗ» является линейно-функциональной и основывается на тех задачах, которые решаются в рамках производственно-сбытовой системы. Ее отличает “шахтный” принцип построения и специализация управленческих процессов по функциональным подсистемам (производство, материально-техническое снабжение, сбыт и др.). Такая структура может быть охарактеризована как простая. Разделение труда в рассматриваемой сфере фактически осуществляется по стадиям цикла товародвижения (закупка - производство- сбыт). Снабженческая структура, которая действует как полностью независимое подразделение, не связанное с другими подразделениями предприятия и поэтому не знакомое с их проблемами, и ориентирована лишь на выполнение заказов, ускорение поставок и выбивание уступок у поставщиков, не добьется высоких результатов. Процесс управления снабжением должен быть горизонтальным, интегрированным, к нему должны быть подключены все потребители закупаемой продукции внутри предприятия. Только с их помощью удастся существенно сократить неценовые расходы и свести воедино все требования, предъявляемые в компании к закупаемой продукции.

Подразделения, занятые обеспечением производства материалами, складированием, транспортированием и сбытом, сгруппированы и подчинены зам. начальника завода по МТО.

Он несет полную ответственность за управление и регулирование потоками входящего сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, отправляемой потребителям. Интенсивность взаимосвязей между отдельными подразделениями очень невысока.

Отмеченное позволяет говорить об отсутствии или незначительной интеграции задач по управлению логистической деятельностью, что свидетельствует о начальной ступени развития данной деятельности.

Для того чтобы спланировать мероприятия по усовершенствованию и развитию системы управления логистической деятельностью необходимо выявить ключевые факторы проблем функционирующей системы.

По результатам репрезентативной оценки ключевых факторов проблем установлены основные недостатки управления логистической деятельностью и возможные причины их возникновения.

Оценивалось пять ключевых факторов проблем управления логистической деятельностью предприятия:

- организация управления,

- управление ходом и сроками выполнения работ,

- управление материальным обеспечением производства,

- управление запасами,

- управление доставкой готовой продукции.

Оценка каждого фактора проводилась по пятибалльной шкале. Полученные результаты сведены в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 - Ключевые факторы проблем управления логистической деятельностью ОАО «ВТЗ»

Фактор проблемы управления

Эксперт

Ранг

1

2

3

4

5

6

7

Организация управления

1,5

2

1,5

1,5

1,5

1

3

5

Управление ходом и сроками выполнения работ

3

4,5

3

4

2,5

5

4,5

3

Управление запасами

4

4,5

4,5

5

3,5

4,5

4,5

1

Управление материальным обеспечением производства

4,5

4

3,5

4,5

4,5

5

2

2

Управление доставкой готовой продукции

3

2

3,5

4,0

3,5

3,5

1

4

 

Как видно из таблицы 2.1 наиболее значительными факторами, по мнению специалистов, являются управление запасами и управление материальным обеспечением производства.

Следовательно, именно эти факторы должны подвергаться модернизации в процессе совершенствования системы управления логистической деятельностью предприятия.

основная часть симптомов проблем управления логистической деятельностью на ОАО «ВТЗ» возникает на этапах изготовления заказа и поставки материалов в результате недостатков организации и планирования процессов выполнения производственных заказов.

Причинами данных проблем являются, прежде всего:

- несогласованность планов сбыта и производства, связанная с недостатками организации управления на предприятиях;

- ошибки и недостатки в планировании материальных потребностей в силу отсутствия достоверных данных по ресурсам на плановый период;

- нерациональные формы и методы реализации материальных потоков, несинхронность отдельных стадий и фаз процесса товародвижения, нарушение ритмичности производства в связи с отсутствием нормативной базы планирования хода и сроков работ, слабым материально-техническим обеспечением с высоким уровнем морального и физического износа оборудования;

- недостатки в регулировании хода выполнения заказа вследствие многозвенности при доведении заданий до рабочих мест, опаздывания и недостаточности информации о ходе выполнения работ.

Выбор поставщика на предприятии начинается с выявления всех потенциальных источников, то есть поиска всех, кто производит требуемый материал или в принципе может его производить. В ходе поиска проводятся официальные или неофициальные торги среди поставщиков, причем цена - далеко не единственный критерий окончательного выбора. В итоге выбирается один или, в случае, если качество и цена приблизительно одинаковые, несколько поставщиков (вариант с несколькими поставщиками предпочтительнее для подстраховки). Заказ делится между поставщиками, причем последние оказывают консультации и осуществляют техническую помощь.

На предприятии используют различные критерии оценки поставщиков:

- ценовые;

- по срокам поставок (план/факт), причем досрочная поставка также является нежелательной;

- партионность поставки (ее размеры, кратность, дробность, ассортимент);

- по качеству поставляемых материалов (соотношение фактического уровня качества с допустимым).

На основании этого составляется статистика допущенных отклонений и осуществляется расчет величины этого отклонения. Затем данная выборка подвергается математической обработке, на основании результатов которой делаются организационные выводы. Однако главным критерием оценки выбора поставщика является практика.

Преимущество большого количества поставщиков обходятся неоправданно дорого. Число сотрудников, занимающихся размещением и отслеживанием заказов и число допускаемых ошибок находятся в прямой зависимости от количества поставщиков. Но, самое главное, необходимость сокращения количества поставщиков обусловлена следующим обстоятельством. Если предприятие ориентируется на производство продукции высокого качества, оно предъявляет к поставщикам столь высокие требования, что вынуждена ограничивать их число из-за недостаточного количества специалистов в области качества, занимающихся вопроса поставок. Это особенно характерно для производства с новейшей технологией, приобретающих сложные комлплектующие изделия, а также сферы наукоемких услуг.

При необходимости производства продукции высокого качества в течение продолжительного периода времени поставщик и потребитель заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов. Потребность поставщика в заключении контрактов очевидна. Для обеспечения производства продукции высокого качества поставщик должен сделать весьма значительные капиталовложения.

На предприятии используются следующие пути определения количества запасов:

1 Прогнозирование сбыта (самый точный, но и наиболее трудоемкий метод).

2 Учет прошлого опыта примеру, прошлый год - базовый; текущий год рассматривается с учетом коэффициентов роста или снижения производства/сбыта по отношению к прошлому году). Минусом данного метода является то, что не учитываются изменения в ассортименте выпускаемой продукции, конструкции изделий, изменений в производительности труда, не берется в расчет выпуск новой продукции, а как следствие - применение (закупка) новых материалов.

3 Объемно-стоимостный метод - позволяет выделить товары (запасы) с максимальной стоимостной активностью (например, сырье) из общей массы запасов и сосредоточить максимальное внимание на них, то есть их заказ определяется более точным методом 1 (более трудоемкий), а стоимостно малоактивные запасы можно определять методом 2. Данная классификация по стоимостной активности может быть расширена на любое количество групп.

Традиционных тендеров и административных методов недостаточно для эффективного управления системой снабжения. Наибольшего успеха можно достичь, применяя современные эффективные аналитические инструменты. Например, электронные торги и системы оценки поставщиков, системы стохастического прогнозирования спроса и управления запасами, каталоги взаимозаменяемой продукции для минимизации запасов, модели оптимизации потребления ресурсов в зависимости от их конкретных характеристик и т.д.

Невозможно эффективно управлять системой снабжения, не имея корректной информации. Но одних только сухих цифр, конечно же, мало - нужно глубокое понимание ситуации в нескольких основных областях. Руководители должны досконально знать процессы потребления внутри компании, рынок поставок и экономику поставщиков, понимать, как изменяются нужды производства и суммарные издержки потребления, иначе они попадают в уязвимое положение по отношению к поставщикам и конкурентам. Напротив, обладая такой информацией, компания сможет постоянно повышать эффективность своей деятельности, грамотно воздействуя на многочисленные доступные ей рычаги управления. Складирование сырья, материалов и готовой продукции необходимо в связи с колебаниями циклов производства, транспортировок и потребления. Оперативно-производственная деятельность склада включает работы по выгрузке, рассортировке и приему поступающих на склад материалов, их размещению и хранению, а также отпуске и доставке потребителям осуществляется в соответствии с рисунком 2.1.

Эффективность складского технологического процесса обеспечивается его рациональным построением, т.е. четким и последовательным выполнением складских операций. Все операции складского технологического процесса на предприятии можно разделить на три группы:

1)       операции по поступлению товаров;

2)     операции по хранению товаров;

3)     операции по отпуску товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 Схема организационного процесса на складе материально-технического обеспечения.

Основные показатели интенсивности работы складов представлены в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 – Показатели интенсивности работы складов на предприятии

Наименование показателя

Ед. изм.

Величина

Коэффициент оборачиваемости материалов

-

1,1

Период оборачиваемости материалов

дн.

83

Коэффициент неравномерности поступления груза

-

1.4

Коэффициент использования складской площади

-

0,55

Коэффициент использования объема склада

-

0,46

Удельная нагрузка на 1 м2 полезной площади

т/м2

21,4

Грузонапряженность 1 м2 общей площади склада

т/м2

64,7

 

Анализ показывает, что основными недостатками существующего материально-технического склада является неполное использование объема и недостаточная перерабатывающая способность. На многономенклатурном складе, хранящем тысячи различных наименований грузов, проблемой становится переработка информации, связанной с учетом числа и мест хранения грузов и оформление многочисленных документов. Эта проблема успешно решается путем применения автоматизированной системы управления технологическими процессами. В связи с расширением предприятия возникает необходимость в увеличении грузопотока материалов и комплектующих изделий. Необходимо выполнить техническое перевооружение существующего склада.


3 Направления совершенствования логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»

3.1 Пути совершенствования логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»

 

На основе выявленных недостатков, рассмотренных во второй главе, необходимо определить пути совершенствования логистической системы ОАО «ВТЗ».  

основная часть симптомов проблем управления логистической деятельностью возникает на этапах изготовления заказа и поставки материалов в результате недостатков организации и планирования процессов выполнения производственных заказов.

Наиболее распространенной задачей для большинства функциональных логистик ("базовых и ключевых логистических активностей") является выбор логистических посредников (ЛП): поставщиков, экспедиторов, перевозчиков и т. д. Очевидно, что при наличии конкуренции во всех звеньях логистической системы (ЗЛС) наблюдается многовариантность, выражающаяся как в большом количестве ЛП, которые могут выполнять соответствующие логистические операции, так и наличии альтернативных вариантов решений, сформированных из различных ЗЛС.

При совершенствовании логистической деятельности предлагается использовать один из возможных способов сравнительной оценки перевозчиков. Расчет включает два этапа.

На первом этапе каждому критерию присваивается определенный «вес», отражающий его относительную значимость для грузоотправителя. В данном примере наиболее важный критерий имеет «вес» или разряд равный 1.

На втором этапе оценивают эффективность перевозчика по каждому критерию, при этом также используется трехбалльная шкала. Рейтинг по каждому критерию определяется перемножением оценок «относительной значимости» и «эффективности», а итоговый рейтинг перевозчика- сложением оценок.

 

Таблица 3.1 - Оценка перевозчика

Критерий оценки

Относительная значимость

Эффективность перевозчика

Рейтинг перевозчика

1

2

3

4

1 Издержки

1

1

1

2 Транзитное время

3

2

6

3 Надежность (стабильность транзитного времени)

1

2

2

4 Технические и сервисные возможности

2

2

4

5 Доступность

2

2

4

6 Безопасность (сохранность груза)

2

3

6

Итого

-

-

23

Примечания: 1 – очень важен; 2 – умеренно важен; 3 – наименее важен.

1 – высокая; 2 – средняя; 3 – высшая.

 

В качестве другого примера рассмотрим более сложный вариант, предусматривающий выбор перевозчика из трех претендентов [23]. На рисунке 3.9 приведен алгоритм выбора, в таблице 3.3 - результаты расчета рейтингов. Поскольку трехбалльная оценка предусматривает наименьший балл «1» для оценки «хорошо», 2 «удовлетворительно», а наибольший-«3» для оценки «плохо», то второй перевозчик, имеющий наименьший суммарный рейтинг 14,94, является наиболее предпочтительным. Другой способ сравнительной оценки состоит в том, что в нем приведены два подхода:

-                     аналитический, предполагающий осуществление выбора с использованием формул, которые включают ряд параметров, характеризующих ЛП (например, метод стоимости оценки при выборе перевозчика;

- экспертный, в основу которого положены оценки специалистов-экспертов для параметров, характеризующих ЛП, и описаны процедуры получения интегральных экспертных оценок (рейтингов)

 

Рисунок 3.1 - Алгоритм выбора перевозчика материальных ресурсов

Аналитический подход является универсальным, но не следует забывать, что входящие в него параметры ЛП могут потребовать экспертных методов оценки. Помимо этого приведенные зависимости для выбора перевозчика не проиллюстрированы примерами расчетов, что затрудняет общую оценку их точности и достоверности. Помимо этого получение аналитических зависимостей, включающих основные параметры ЛП, является довольно трудоемкой задачей.

Экспертный подход. Приведенные в работах алгоритмы и примеры расчетов интегральных (рейтинговых) оценок ЛП отличаются многообразием, но их активное практическое использование ограничено, на наш взгляд тем, что участие экспертов в процедурах оценивания не формализовано и колеблется в широких пределах. Так, вариант-максимум включает следующие операции:

 

Таблица 3.2 Расчет рейтинговых оценок для выбора перевозчика

Критерий

Ранг

Вес

Первый перевозчик

Второй перевозчик

Третий перевозчик

Оце-нка

Рей-тинг

Оце-нка

Рей-тинг

Оце-нка

Рей-тинг

1 Надежность времени доставки

1

5,0

3

15,0

1

5,0

2

10,0

2 Тариф за перевозку

2

2,5

1

2,5

2

5,0

3

7,5

3 Финансовая стабильность

5

1,0

1

1,0

3

3,0

2

2,0

4 Сохранность груза

9

0,55

3

1,65

2

1,1

2

1,1

5 Отслежива-

ние отправок

12

0,42

2

0,84

2

0,84

1

0,42

Суммарный рейтинг

 

 

 

20,99

 

14,94

 

21,02

 

1)            Общее описание N показателей (критериев), характеризующих ЛП данного ЗЛС

2)            Ранжирование показателей

3)            Присвоение балльных (ранговых) оценок

4)            Отбор М показателей (критериев) оценки ЛП

5)            Определение весовых коэффициентов Wi для М показателей с учетом Wi = 1 или расчет по формуле

 

Wi = М / i, i = 1, 2, N,                            (3.1)

 

где М количество отобранных показателей из общего количества, равного N;

i ранг (балл), присвоенный i-му показателю.

6)     Выбор шкалы для балльной оценки показателей конкретных ЛП, например, «хорошо» (1), «удовлетворительно» (2), «плохо» (3) и т. п.

7)       Присвоение баллов каждому j-му ЛП, т. е. собственно процедура оценивания в виде баллов aij для i-строк (показатели) и j-столбцов (конкретные ЛП).

8)       Расчет интегрального показателя (ранга) Аj для каждого j-го ЛП

 

А = Wiaij,                                          (3.2)

 

где К количество сравниваемых ЛП.

Таким образом, вариант-максимум предусматривает участие экспертов в семи операциях, что с одной стороны затрудняет и удорожает получение итоговых результатов, с другой стороны приводит к разным вариантам выбора ЛП даже для одной и той же логистической системы в силу произвольности и субъективизма при выполнении ряда операций.

Дальнейшие исследования и накопленный опыт позволили выделить следующие положения:

  1. Все показатели (критерии) разделены на три группы: количественные, качественные, релейные («да»\ «нет»); это позволяет использовать различные подходы при их определении и расчете интегральных оценок для ЛП. Поскольку в ряде работ приведены общие ранжированные перечни показателей (критериев) для поставщиков, экспедиторов, перевозчиков, то это позволяет констатировать, что в дальнейшем для всех ЛП будут разработаны стандартизованные таблицы показателей (критериев), см. таблицы 3.4, 3.5, 3.6.
  2. К релейным показателям отнесены такие, которые имеют только два показателя: «да» или «нет». Например, наличие у ЛП соответствующего сертификата качества или лицензии, страховых полюсов, допуск к каким-либо процедурам частности для международных перевозчиков допуск к процедуре МДП) и другие. Выделение релейных показателей повышает объективность процесса выбора, а также сократить объем работы экспертов.
  3. Весовые коэффициенты Wi, учитывающие степень влияния показателей на интегральную оценку, рассчитываются для количественных и качественных показателей с учетом их общего ранжирования по следующим формулам:

-                     для линейной зависимости

 

Wi =                             i = 1,2,…,N;                            (3.3)

 

-                     для экспоненциальной зависимости

 

Wi = x exp(-xi),                                                                       (3.4)

 

где N количество учитываемых показателей;

Хi середина i-го интервала, i = 1,2,…,N.

x интервал, рассчитываемый с учетом количества показателей и размаха значений x.

Для определения весовых коэффициентов могут быть использованы и другие зависимости, в частности, плотности распределения вероятностей (закон Пуассона, нормальный закон и другие).

Для определения значений количественных показателей, помимо оценок экспертов, используются различные источники информации (отчеты, справочники, прайс-листы, результаты обследований и опросов и т. п.). Теоретически возможен вариант, когда все количественные оценки анализируемых ЛП могут быть получены без участия экспертов.

 

Таблица 3.3 Критерии выбора поставщика

Виды критериев

Содержание

Основные

1                     Цена продукции;

2                     Качество поставляемой продукции;

3                     Надежность поставок (обязательства по срокам поставки, ассортименту, комплектации, качеству и количеству поставляемой продукции).

Дополнительные

1                     Удаленность поставщика от потребителя;

2                     Сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

3                     Наличие резервных мощностей;

4                     Организация управления качеством у поставщика;

5                     Психологический климат у поставщика (возможность забастовок);

6                     Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

7                     Финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

 

Таблица 3.4 Критерии выбора перевозчиков

Наименование критерия (показателя)

Ранг

1

2

Надежность времени доставки (транзита)

1

Тарифы (затраты) доставки «от двери до двери»

2

Общее время транзита «ДТД»

3

Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа

4

Финансовая стабильность перевозчика

5

Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке)

6

Частота сервиса

7

Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза

8

Потери и хищения груза (сохранность груза)

9

Экипирование отправок

10

Квалификация персонала

11

Отслеживание отправок

12

Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса

13

Готовность схем маршрутизации перевозок

14

Сервис на линии

15

Процедура заявки (заказа транспортировки)

16

Качество организации продаж транспортных услуг

17

Специальное оборудование

18

 

Обработка количественных показателей производится в соответствии с методами квалиметрии, предусматривающей следующие этапы:

-           построение таблицы, в горизонтальных строках которой указываются показатели, в столбцах значения анализируемых ЛП по каждому показателю Аij;

-           для каждого параметра определяется эталонное значение максимальное или минимальное, в зависимости от влияния показателя на общую оценку;

-           если в качестве эталонного выбрано наибольшее Аimax, то все значения данной строки делятся на него, в клетках таблицы заносится Aij = Aij / Aimax;

-           если в качестве эталонного выбрано наименьшее Aimin, то эталонное значение делится на другие значения данной строки и в клетках таблицы заносятся aij = Aimin/Aij ;

Для получения оценок качественных показателей предлагается использовать функцию желательности, значения которой рассчитываются по формуле:

 

ai = exp (- exp (-yi)),                                          (3.5)

 

где               ai значение функции желательности;

yi значение i-го параметра на кодированной шкале.

Значение yi на кодированной шкале располагается симметрично относительно 0. В таблице 3.7 приведены средние и граничные значения функции желательности.

Использование функций желательности (3.5) позволяет свести качественные оценки показателей к количественным, при этом те и другие находятся в интервале 0 1. В целях унификации качественные оценки могут быть нормированы относительно максимальных значений по строкам.

Следует подчеркнуть, что количественные показатели также могут быть отработаны с применением функции желательности.


Таблица 3.5 Оценка качества и соответствующие им стандартные оценки на шкале желательности

Интервал

Оценка качества

Отметки на шкале желательности

Диапазон

Среднее значение

3-4

отлично

более 0,950

0,975

2-3

очень хорошо

0,875-0,950

0,913

1-2

хорошо

0,690-0,875

0,782

0-1

удовлетворительно

0,367-0,690

0,530

(-1)-0

плохо

0,066-0,367

0,285

(-2)-(-1)

очень плохо

0,0007-0,066

0,033

(-3)-(-2)

скверно

менее 0,0007

-

 

В любом случае, выбор методики сравнения перевозчиков и поставщиков для каждого предприятия выбирается в индивидуальном порядке.


3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий

На основе предложенного алгоритма проведем оценку перевозчиков продукции ОАО «ВТЗ»: и ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания», ОАО «Новая перевозочная компания» и ООО «Трансгарант».  В таблице 3.7 приведены показатели (критерии) и с помощью экспертов определены их оценки для четырех перевозчиков. Из таблицы 3.7 видно, что показатели разделены на количественные (2-5), качественные (6-9) и релейные (1).

В соответствии с алгоритмом после проверки ограничений четвертый перевозчик исключается из дальнейших расчетов. Для оставшихся количественных и качественных показателей устанавливаются ранги (таблица 3.8). Следует подчеркнуть, что перевозчики могут быть исключены из рассмотрения в случае отклонения количественных и качественных показателей за установленные пределы. Например, если вероятность доставки «точно-во-время» ниже 0,7, то такой перевозчик исключается из рассмотрения.

Весовые коэффициенты рассчитывались по формуле (3.4) при N=8. Примем Δx=0,5. Тогда, для показателя «надежность» находим (при x1=0,25)

W1 =0,5 е-0,5=0,390;

для показателя «тариф» (при x2=0,75)

W2 =0,5 е-0,75=0,236;

Последовательность расчета оценок количественных и качественных показателей приведена в таблицы 3.6 и 3.7. Там же даны значения оценок с учетом весовых коэффициентов, суммарные и интегральные оценки.

Рассчитаем количественные оценки для показателя «надежность».

Поскольку предпочтительным при выборе перевозчика является более              высокий показатель надежности, то за эталонное значение Аijmax принимаем 0,95, которое относится к третьему перевозчику. Соответственно, оценки «надежности» первого и второго перевозчика будут: А11 =0,8/0,95=0,84; A12 =0,85/0,95=0,89

Расчет рейтинговых оценок для данного показателя производится с учетом веса W1 =0,390. Так для первого перевозчика находим:

a11 = W1* А11=0,390*0,84=0,328

Таблица 3.6 Показатели (критерии) для оценки перевозчика

Критерий

1

2

3

4

Ранг

Наличие сертификата

да

да

да

нет

 

Надежность

0,8

0,85

0,95

0,90

1

Тариф, у.е.\км

0,75

0,8

0,82

0,85

2

Общее время,%

20

10

15

10

4

Финансовая стабильность

6

8

7

8

6

Частота сервиса

хор.

оч. хор.

удовл.

удовл.

7

Сохранность

оч. хор.

удовл.

отл.

хор.

3

Квалификация персонала

оч. хор.

отл.

хор.

хор.

5

Готовность к переговорам

оч. хор.

хор.

хор.

хор.

8

 

При расчете качественных оценок (табл.3.8), воспользуемся функцией желательности. Например, показатель «сохранность» у первого перевозчика эксперты оценили как «очень хорошее». В соответствии с таблицей находим- этой оценке соответствует среднее значение А31=0,913, а с учетом веса качественная оценка равна a31=W3·A31=0,143*0,913=0,130.

 

Таблица 3.7 - Расчет количественных оценок

Критерий

Вес, Wi

Эталон

Перевозчики

1*

2

3

Надежность

0,390

0,95

max

0,84

0,328

0,89

0,347

1,0

0,390

Тариф

0,236

0,75

min

1,0

0,236

0,94

0,222

0,91

0,215

Общее время

0,087

1,0

min

0,5

0,044

1,0

0,087

0,67

0,058

Финансовая стабильность

0,032

8,0

max

0,75

0,024

1,0

0,032

0,87

0,028

Суммарная количественная оценка с учетом Wi

 

 

0,632

0,688

0,691

 

 

Таблица 3.8 - Расчет качественных и интегральных оценок

Показатель

Вес, W

Перевозчики

1

2

3

Сохранность

0,143

0,913

0,130

0,53

0,076

0,975

0,139

Квалификация персонала

0,053

0,913

0,048

0,975

0,052

0,782

0,041

Частота сервиса

0.020

0,782

0,016

0,913

0,018

0,53

0,010

Готовность к переговорам

0,013

0,918

0,012

0,782

0,010

0,782

0,010

Суммарная качественная оценка с учетом Wi

 

0,206

0,156

0,200

Интегральный

оценка (рейтинг)

 

0,838

0,844

0,891

 

Поскольку наилучшему ЛП должен соответствовать наибольший рейтинг, то в качестве такового должен быть выбран третий перевозчик (aimax=0,891) – ОАО «Новая Перевозочная Компания».

Выбор оптимального перевозчика по мнению экспертов сможет снизить транспортные издержки на 5%.

В 2009 г. затраты на транспортировку составили 450 млн. руб. Соответственно при изменении основного перевозчика транспортные издержки сократятся до 427 млн. руб., и предприятие сможет сэкономить  23 млн. руб.


Заключение

 

В настоящее время термин логистика стал активно употребляться в экономической деятельности. Прочно укоренился термин логистика в хозяйственной деятельности на микро и макро уровнях.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Руководители, применяющие логистику на своих пред­приятиях и организациях, уже по-другому подходят к совершенствова­нию управления потоковыми процессами и всей деятельностью фирм. Они стремятся к достижению общей цели и управляют логистическими операциями в интересах реализации стратегии компании, направленной на обеспечение ее конкурентоспособности за счет сокращения затрат, повышения прибыли и дифференцирования услуг.

Волжский трубный завод один из крупнейших в России производителей стальных труб. Это крупнейшее предприятие региона, на котором трудится около 11 тысяч человек.

Для ОАО «ВТЗ» система управления логистической деятельности это прежде всего система управления материальными потоками.

Предприятие в значительной мере зависит от поставщиков. В себестоимости продукции доля сырья и покупных комплектующих составляет более 70 %.

основная часть симптомов проблем управления логистической деятельностью на ОАО «ВТЗ» возникает на этапах изготовления заказа и поставки материалов в результате недостатков организации и планирования процессов выполнения производственных заказов.

Причинами данных проблем являются, прежде всего:

- несогласованность планов сбыта и производства, связанная с недостатками организации управления на предприятиях;

- ошибки и недостатки в планировании материальных потребностей в силу отсутствия достоверных данных по ресурсам на плановый период;

- нерациональные формы и методы реализации материальных потоков, несинхронность отдельных стадий и фаз процесса товародвижения, нарушение ритмичности производства в связи с отсутствием нормативной базы планирования хода и сроков работ, слабым материально-техническим обеспечением с высоким уровнем морального и физического износа оборудования;

- недостатки в регулировании хода выполнения заказа вследствие многозвенности при доведении заданий до рабочих мест, опаздывания и недостаточности информации о ходе выполнения работ.

основная часть симптомов проблем управления логистической деятельностью возникает на этапах изготовления заказа и поставки материалов в результате недостатков организации и планирования процессов выполнения производственных заказов.

При совершенствовании логистической деятельности предлагается использовать один из возможных способов сравнительной оценки перевозчиков.

В результате анализа перевозчиков ООО «ВТЗ» было выявлено, что при выборе оптимального перевозчика предприятие сможет сократить транспортные издержки на 23 млн. руб.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.                  Альбеков А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика Ростов-на-Дону:Феникс, 2007.

2.                  Аникин Б.А. Логистика: Учебник для вузов / Б.А. Аникин, В.В. Дыб-ская, А.А.Колобов и др.; под ред. проф. Аникина Б.А. – Изд. 3-е, перераб., доп. – М: Инфра-М, 2002. – 368 с.

3.                  Аникина Б.А. «Логистика в вопросах и ответах».- М.: «ИНФРА-М», 2002г.

4.                  Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика – интегрированная цепь поставок. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес». 2001 – 640 стр.

5.                  Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. - 228 с.

6.                  Домнина С.В. и др. Опыт работы транспортно-экспедиционных фирм за рубежом, их роль в организации логистических систем / АСМАП. - М., 1994.

7.                   Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. – М.: Экспертное бюро, 1997 – 260 с.

8.                  Кокурин Д.И. Основы логистики в промышленности: Текст лекций. Самара: Самарская гос. экон. акад., 1997.

9.                  Маркова О.В. Место и роль логистики в системе управления (обзорные лекции) ВуиТ Тольятти: Издательство ТолПИ, 2000 г.

10.             Маликов О.Б. «Деловая логистика». СПб.: «Политехника», 2003г.

 

11.             Методические указания к практическим работам по курсу «Информационные технологии в экономике» АРМ специалиста, Составитель канд. техн. наук А.В. Мандрыкин, - Воронеж, 2004 г.

12.             Митенкова Л.А. Экономическая роль государства в повышении эффективности логистических систем в России: Межвузовский научный сборник, Саратов, 2001 г.

13.             Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. Учебник М.: Юнити, 2002 – 271 с.

14.             Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. – СПб.: Питер, 2001. .

15.             Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками: Проблемы, поиски, решения, М., 1999 г.

16.             Рыжова О. А. Организация материальных потоков   в «толкаю­щих» и «тянущих» системах производства: Конспект лекций по кур­су «Теория организации машиностроительной промышленности» для студ. спец. 0701  / Саратовский гос. техн. ун-т.  - Саратов, 1995

17.             Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: «Политехника», 1997.- 349 с.

18.             Семененко А.И. Введение в теорию обоснования логистических решений СПб.: СПбГУЭФ, 1999г. – 247 с.

19.             Семенов В.М., Володина Е.В. Эффективность логистических систем, КГУ. - Курган, 1999 г. – 200 с.

20.             Cepгeeв В.И., .Григорьев М.Н, Уваров С. А. Логистика: информационные системы и технологии, Учебно- практическое пособие, - М, 2008 г. -315 с.

21.             Бюллетень логистической информации 4, М., 2000 г.

22.             Бюллетень логистической информации 7, М., 2000 г.

23.             Бюллетень логистической информации 8, М., 2001 г.

24.             Каточков В.М. Эффективность логистического управления коммерческой деятельностью промышленного предприятия// Вестник ЮУрГУ: Рынок: Теория и практика. Челябинск, 2007. Вып.1. 5(45). С. 144-151.

25.             Каточков В.М. Вопросы теории логистики в аспекте взаимодействияпотоковых процессов// Проблемы современной экономики. СПб., 2009. №6. –С. 76-83.

26.             Каточков В.М. Концепция коммерческой деятельности производственного предприятия// Известия Уральского государственного экономического университета. Екатеринбург, 2005. №4. С. 45-53.

27.             Каточков В.М., Зырянов А.В., Грейз Г.М. Применение адаптационно -имитационного моделирования для логистического управления коммерческой деятельностью промышленных предприятий// Вестник ЮУрГУ: Рынок: теория и практика. Челябинск, 2009. Вып. 2. 1(56). С. 33-39.

28.             Каточков В.М. Вопросы методологии логистики взаимодействующих потоковых процессов// Известия ЧНЦ УрО РАН, 2008. Вып.3. №3(29),

29.             Интернет ресурс http:// www.grebennikon.ru

30.             Интернет ресурс http://www.lobanov-logist.ru

31.             Интернет ресурс http://www.osp.ru

32.             Интернет ресурс http://www.fgup172.vrn.ru

 

 

 

 

 

7

 

Информация о работе Оценка эффективности логистической деятельности на ОАО «ВТЗ»