Особенности формирования морского кластера в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 22:28, статья

Краткое описание

Мировая тенденция ускорения процессов глобализации свидетельствует об обострении конкурентной борьбы не только между компаниями и странами, но и между регионами. Все это выдвигает новые требования к инструментам поддержания и повышения конкурентоспособности территорий. Так как конкурентоспособность регионов основана на эффективности действующих в них субъектов экономической деятельности, то именно поэтому кластерный подход, как альтернатива традиционной отраслевой политике, представляет собой эффективный инструмент повышения конкурентоспособности территории.

Вложенные файлы: 1 файл

Научная статья 1.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

УДК

Нечепуренко О.С.

Научный руководитель Барышникава В.В.

ВУЗ «Одесский национальный морской университет»

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРСКОГО КЛАСТЕРА В УКРАИНЕ

 

Нечепуренко О.С. Особенности формирования морского кластера в Украине. В данной статье даётся определение морского кластера, предложены подходы к созданию морского кластера как инструмента повышения конкурентоспособности национальной и региональной экономики Украины, рассмотрены перспективы кластерной системы организации бизнеса в Одесском морском регионе.

 

Нечепуренко О.С. Особливості формування морського кластера в Україні. У даній статті дається визначення морського кластера, запропоновано підходи щодо створення морського кластера як інструменту підвищення конкурентоспроможності національної та регіональної економіки України, розглянуті перспективи кластерної системи організації бізнесу і його впровадження в Одеському морському регіоні.

 

Ключевые слова: морские кластеры, морехозяйственый комплекс, конкурентоспособность

 

Актуальность темы исследования. Мировая тенденция ускорения процессов глобализации свидетельствует об обострении конкурентной борьбы не только между компаниями и странами, но и между регионами. Все это выдвигает новые требования к инструментам поддержания и повышения конкурентоспособности территорий. Так как конкурентоспособность регионов основана на эффективности действующих в них субъектов экономической деятельности, то именно поэтому кластерный подход, как альтернатива традиционной отраслевой политике, представляет собой эффективный инструмент повышения конкурентоспособности территории.

Постановка проблемы: Процесс глобализации экономики сопровождается развитием внешнеторгового обмена, что, несомненно, требует новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и организационных форм перевозки грузов. Украина, помимо прочего, обладает огромным транзитным потенциалом, который может реализовать национальный транзитный ресурс, посредством портов Азово-Черноморского бассейна. Сегодня украинские порты это один из основополагающих элементов построения конкурентоспособной национальной транспортной системы. Однако вследствие экономического кризиса объемы грузов, обрабатываемые украинскими морскими портами, относительно нестабильны, что обусловлено зависимостью портов от колебаний грузопотоков и высокой внутренней и внешней конкуренцией.

Возникает проблема разработки новой системы управления морской отраслью, механизма ее реализации, а также привлечения к ее созданию и внедрению всех заинтересованных лиц. Одними из самых перспективных направлений, отвечающих поставленным задачам в сфере реформирования системы управления, являются кластерные структуры.

Данная структура, объединяя представителей бизнеса, власти и науки, является неформальной организацией, основной целью которой является рост благосостояния региона и повышение уровня конкурентоспособности отрасли.

Анализ последних исследований и публикаций: Проблемы построения кластерных систем различного уровня раскрыты в работах отечественных и зарубежных ученых и специалистов, в частности С.И. Соколенко, В.И. Чекаловца, С.В. Крыжановского, М.П. Войнаренко и др. Однако, особенности построения морских кластеров требуют детального изучения.

Цель исследования: исследование особенностей создания кластерных структур в портовой деятельности, возможных перспектив развития кластерных структур в данной сфере хозяйствования и оценка реализации концепции в Одесском морском регионе.

Изложение основного материала. Понятие кластера в отечественной теории и практики  стало популярным в связи с переводом работ М. Портера, основоположника кластерного развития, в 90-х годах XX века. Он определяет эту категорию так: «кластер – это сконцентрированная  по географическому  признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определённых областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу»[1] .

Самое простое определение кластера – группа компаний, которых объединяет территориальное соседство и общность деятельность. Развернутое определение: «кластер –сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [2].

Из определений выделим основные признаки кластера: максимальная географическая близость, родство технологий, общность сырьевой базы, наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или национальном рынках, широкий набор участников и наличие эффективного взаимодействия между ними, присутствие инновационной составляющей.

Наличие таких составляющих являются обязательными. Так основополагающим началом объединения самостоятельных субъектов хозяйствования в экономический кластер и дальнейшее их взаимовыгодное сотрудничество построено именно на экономическом взаимодействии и стремлении достичь высоких социально–экономических результатов отдельных субъектов хозяйствования отрасли и региона в целом. Такими субъектами могут быть как коммерческие (негосударственные) предприятия, так и государственные организации. В определении М.Портера хотя и присутствует оговорка относительно одноотраслевой направленности участников такого вида объединений, однако нет ограничений при вхождении в экономический кластер предприятий и организаций других отраслей, которые расположены на данной территории и имеют экономические связи с предприятиями рассматриваемой отрасли. С точки зрения географического охвата кластер может существовать как в пределах города (региона), так и в пределах страны.

Обобщая  мировой опыт в области исследования кластерных структур можно сформулировать следующее определение морского кластера – это территориальное объединение предприятий морской и смежных отраслей, которые при разработке и реализации стратегии развития тесно сотрудничают с научными, учебными, финансовыми, консалтинговыми и другими организациями, органами местной власти с целью повышения уровня конкурентоспособности, как всех участников объединения, так приморского региона в целом. Эффективность данной системы определяется в здравой конкурентоспособности морских транспортных предприятий, создании условий для реализации результатов научных исследований, росте занятости населения и, соответственно, снижению социальной напряженности в регионе.

Несмотря на понимание важности функционирования морского кластера нормативно-правовая база по его созданию находится на стадии разработки. Одним из первых таких нормативно-правовых документов стала Государственная программа развития промышленности на 2003 - 2011 годы, одобренная постановлением Кабинета Министров Украины № 1174 от 28 июля 2003 г. Для выполнения этой Программы была разработана Концепция создания кластеров в Украине.

 

 


Рис. 1 Концептуальная модель морского кластера Украины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Концептуальная модель морского кластера Украины

Несмотря на 10-летнюю практику функционирования кластерных объединений в Украине, до сих пор:

— не определены нормативно-правовые основы формирования кластеров;

— отсутствуют научно-обоснованные и апробированные на практике методики оценки целесообразности создания и анализа результатов их деятельности;

— отсутствуют единые организационные формы построения кластеров и т.д. [6].

Опыт кластеризации в Украине свидетельствует, что при отсутствии нормативного регулирования в разных сферах хозяйствования инициаторами выступали органы власти, предприниматели либо научные и образовательные организации. Это повлияло на выбор организационной формы кластеров. В частности, когда инициаторами кластера выступали предприниматели (строительный кластер), то организационной формой стало ООО, а в случае инициативы со стороны органов власти и предпринимателей (туристический кластер) — общественная организация.

Предприятия и организации, объединяясь в кластер, не теряют своей юридической и экономической самостоятельности, продолжают функционировать в условиях конкуренции, в то же время получают определенные преимущества, которые выделены для отдельных групп участников кластера и подробно описаны в работе [2].

Часть преимуществ носит «явный» характер, т.е. их результат сразу можно ощутить. Например, активизация инвестиционных процессов, снижение стоимости материалов, услуг и пр. показатели, порождающие рост прибыли.

Вместе с тем большая часть преимуществ носит «неявный» характер, например, совершенствование процесса обучения персонала, обмен опытом, повышение информированности, результатом чего является распространение знаний среди участников кластера и активизация инновационной деятельности. Опыт показывает, что вторая группа факторов оказывает значительно большее влияние на результаты работы предприятий и организаций-участников кластера, чем «явные» факторы, хотя их влияние не столь заметно.

При создании морского кластера четко определены задачи его участников:

1) бизнес — активизация  взаимодействия субъектов хозяйствования в отрасли и регионе;

2) власть — формирование  благоприятной среды (в первую  очередь, нормативно-правовой) для развития  бизнеса и реализации в полном  объеме потенциала кластерной  концепции;

3) наука — разработка  научно-методического обеспечения по созданию и функционированию морского кластера, активизация инновационной деятельности в направлении коммерциализации результатов научных исследований.

Этапы формирования морских кластеров в Украине

Анализ мирового опыта создания кластеров в морской отрасли и изучение особенностей создания кластерных объединений в Украине позволили выделить основные этапы формирования морских кластеров в Украине:

— этап 1. Формирование инициативной группы и обоснование целесообразности создания морского кластера в определенном регионе на базе оценки наличия необходимых условий для реализации кластерной концепции (наличие крупных предприятий, состояние малого бизнеса, наличие отраслевых НИИ и ВУЗов и т.д.);

— этап 2. Разработка программы действий с учетом потребностей и возможностей всех потенциальных участников морского кластера на базе оценки качества экономической обстановки;

— этап 3. Разработка организационной структуры и формирование системы управления морского кластера (выбор организационной формы, формирование органа управления морского кластера, разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность морского кластера и т.д.).

Также в рамках этих этапов предполагается оценить перспективность создания морского кластера, определить вертикальные и горизонтальные связи, сформировать систему управления и т.д. Соответствующие методики уже разработаны, а некоторые прошли апробацию.

В частности, для выявления резервов использования потенциала кластерной концепции в портовом хозяйстве Украины и определения направлений на пути к максимизации использования потенциала морского кластера в регионе Северо-Западного побережья Черного моря было предложено использовать графо-аналитический метод.

Исследование показало, что в Одесском регионе в полной мере присутствуют и на достаточно высоком уровне используются две составляющие морского кластера — наука и бизнес. Также имеются в наличии и властные структуры, обеспечивающие должное функционирование кластера. Однако организация основных составляющих морского кластера значительно снижает эффективность его функционирования. Было выявлено, что уровень использования потенциала отраслевых факторов составляет 67%. Региональные факторы способствуют созданию и развитию морского кластера только на 42%. В свою очередь макроэкономические факторы имеют самый низкий уровень реализации потенциала — всего 27% [7].

Рекомендации по созданию новых и функционированию имеющихся кластеров входящих в состав регионального кластера на базе Одесского порта должны включать:

  1. Формирование рабочей (инициативной) группы из числа сотрудников ГП «Администрация морских портов Украины», предприятий портового сообщества с участием представителей региональных властей, научных и образовательных организаций отрасли для разработки организационно–методического обеспечения механизма создания морского кластера.
  2. На основе изучения международного опыта функционирования морских кластеров и с учетом нормативной базы Украины выбрать и экономически обосновать организационно–экономическую форму кластерного объединения.
  3. Необходимость в проведении мониторинга потребностей предприятий портового сообщества с целью выявления стимулов для участников во взаимодействии в системе «бизнес – власть – наука – образование».
  4. Разработать правила вхождения, а также механизм привлечения участников кластера, порядок и условия их работы.

Результаты создания морского кластера

Проведенное исследование показало, что следующим шагом на пути использования кластерной концепции в портовой деятельности Украины должна быть практическая реализация.

К числу основных результатов создания морского кластера можно отнести:

— усиление межфирменных потоков идей и информации;

— обеспечение соответствия стратегий развития отдельных предприятий общей стратегии развития

Информация о работе Особенности формирования морского кластера в Украине