Основные понятия логистики снабжения и её задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:33, доклад

Краткое описание

Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков).

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 45.48 Кб (Скачать файл)
  1. Основные понятия логистики снабжения и её задачи.

Термин  «снабжение» имеет более широкое  значение. Оно может включать различные  типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также  связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков).

Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует  поставщиков о необходимости  поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности  на материалы.

Логистика снабжения является первой логистической  подсистемой, основная цель которой  — управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения  организации материальными ресурсами  и услугами .

Основные задачи логистики снабжения:

- налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации;

- поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;

- развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации;

- поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;

- поддержка и повышение качества закупаемых материалов;

- договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

- повышение конкурентоспособности.

Контроль над всеми расходами  сети снабжения позволяет выявить  операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного  времени.

Кроме того, отдел закупок несет  ответственность за обеспечение  равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и  предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.

 

 

3. Планування як функція управління підприємством

Управление  представляет собой целенаправленную координацию общественного производства. Это управление машинами, механизмами и т. п. При этом осуществляется и управление людьми и их отношениями, которые возникают в процессе производства.

Таким образом, сущность планирования как функции управления предприятием, состоит в обосновании целей и путей их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов, способов и ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимосвязи. Планирование является основным звеном и организационным началом всего процесса реализации целей предприятия.

Рассматривая планирование в узком смысле, его можно определить как систематизированную подготовку решений. Планирование, с этой точки зрения, означает системную подготовку к формированию будущего состояния предприятий. Главный смысл планирования состоит в повышении эффективности деятельности предприятия путем целевой ориентации и координации всех процессов, выявления рисков и снижения их уровня, повышения гибкости и адаптируемости к изменениям.

Основными общими функциями управления предприятия является планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учет, анализ и контроль.

 

 

 

4. Методы планирования и основные подсистемы планирования.

Под методом планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей предложений, стратегических программ и планов.

Методика  планирования - это совокупность методов, приемов разработки, обоснования  и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и  временных горизонтов, системы расчетов плановых показателей, их взаимного  согласования. Например, методика составления оборота стада, расчета потребности в кормах, финансового плана и т. д.

Методология науки - это учение о принципах  построения, формах и способах научного познания, совокупность методов планирования.

При планировании деятельности предприятия используют различные методы, выбирая которые  следует учитывать определенные требования к ним. Методы планирования должны соответствовать внешним условиям хозяйствования, особенностям различных состояний процесса становления и развития рыночных отношений; учитывать специфику деятельности объектов планирования и разнообразие средств и путей достижения основной предпринимательской цели - увеличение прибыли (валового дохода). Методику планирования по различным признакам приведены в табл. 1.1 [57, с.310].

 

 

Классификация методов планирования

Классификационные признаки

Методы планирования

Исходная позиция для разработки плана

Ресурсный (по возможностям)

Целевой (по потребностям)

Принципы определения плановых показателей

Качественные:   - Экспертно-оценочный

                           - Эвристический

Количественные:  - Экстраполяционных

                              - Интерполяционный

Способ расчета плановых показателей

Опытно-статистический (средних показателей)

Факторный (чинникових)

Нормативный

Согласованность ресурсов и потребностей

Балансовый

Матричный

Вариантность разрабатываемых планов

Одновариантного (интуитивный)

Многомерное (расчетно-конструктивный)

Экономико-математической оптимизации

Способ выполнения  
расчетных операций

Ручной

Механизированный

Автоматизированный

Форма представления  
плановых показателей

Табличный

Линейно-графический

Логико-структурный (сетевой)


 

 

5. Содержание, задачи и последовательность  разработки плана материально  технического обеспечения

Основными задачами материально-технического обеспечения (МТО) на предприятии можно  назвать:

    • бесперебойное обеспечение в установленные сроки цехов, участков, рабочих мест всеми необходимыми предметами труда требуемого качества;
    • соблюдение норм запасов товарно-материальных ценностей;
    • организация экономного расходования и надлежащего хранения сырья, материалов, полуфабрикатов, обеспечение их сохранности без снижения качества.

Планирование МТО представляет собой большую, ответственную и  самостоятельную часть плановой работы. Исходными данными для  составления плана МТО являются:

    • планируемые объемы производства продукции (работ, услуг), планируемые объемы работ по техническому и организационному развитию, капитальному строительству;
    • спецификации норм расхода сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
    • нормы расхода материалов, топлива, энергии, нормы отходов с учетом их повторного использования;
    • заявки служб на вспомогательные материалы, топливо и энергию;
    • нормативы переходящих запасов на начало и конец планируемого года;
    • данные об остатках материалов на складах на начало планируемого периода;
    • действующие (ожидаемые) цены на материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, энергию.

В ходе разработки плана МТО обеспечения  необходимо учитывать максимально  возможную экономию материальных ресурсов, которая достигается в результате:

    • снижения веса выпускаемых изделий без ухудшения их качественных характеристик;
    • уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных техпроцессов;
    • замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми; многократного использования масел, тары, резины, стекла и т.п.

План МТО предприятия составляется в натуральном и стоимостном  выражении сроком на год и с  разбивкой этого срока по кварталам.

План МТО состоит из расчетов потребности в материально-технических  ресурсов и балансов материально-технического обеспечения. В общую потребность  включаются ресурсы, необходимые для  выполнения:

    • производственной программы и других производственных и хозяйственных потребностей;
    • разница переходящих запасов ресурсов на начало и конец планового года.

 

 

 

 

 

 

 

6. Визначення потреби в матеріальних ресурсах

Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое  для обеспечения изготовления заданного  объема продукции. Основой этого планирования является объем планируемого производства, номенклатура используемых в производстве материалов и технически обоснованные нормы расхода этих материалов в расчете на единицу готовой продукции. При этом учитывается предполагаемая изменение остатков материальных ресурсов на складах предприятия (т.е. если эти остатки увеличиваются, то и надобность в материальных ресурсах растет, и наоборот).

При определении потребности в  материальных ресурсах в стоимостном  выражении учитываются кроме  перечисленного действующие (или перспективные) цены на отдельные виды ресурсов.

Потребность в материалах для выполнения производственной программы определяется по формуле где N - норма расхода материалов на одно изделие; К. - Количество изделий, подлежащих изготовлению; п - номенклатура изделий, изготавливаемых из вида материалов. Стоимость материалов, подлежащих приобретению, определяется по формуле: где Ц. - цена материала.

Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности  на создание и поддержание переходящих  запасов на конец планового пе риод и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя  методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

В зависимости от сложности продукции, выпускаемой состава комплектующих  изделий и материалов происходит обоснование и выбор метода закупок.

В закупочной логистике выделяют три  основных метода закупок:

1. Оптовые закупки. 

2.Регулярные закупки мелкими  партиями. 

3. Закупки по мере необходимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Задачі зробити або купити

 

Широкое распространение в процессе управления поставками получил метод, основанный на решении в закупочной логистике так называемого "задачи МОВ" (в англоязычной литературе - Make-or-Buy Problem) - задача "сделать или купить".

Решение этой задачи требует обоснованного ответа на вопрос о самостоятельном производство нужных предприятию деталей, комплектующих изделий и т.д. или закупки их из внешних источников. 

В более широком плане "задачи МОВ" рассматривается в качестве обоснования решения проблемы о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, т.е. изготовленных самостоятельно заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения - наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий. 

Как правило, основным критерием оптимальности при решении "задачи МОВ" является максимизация прибыли. Поэтому для принятия обоснованного решения необходимо сравнивать затраты на собственное производство материалов (деталей, изделий) с затратами на их закупку. 

Поскольку решение о собственном производстве или поставках со стороны имеют комплексный характер, нужно тщательно взвесить возможные альтернативы. 

Идентификация и переоценка потребностей

Определение и оценка требований потребителей

Решение "сделать или купить"

Определение типов закупок

Анализ поведения Идентификация всех возможных поставщиков

Предварительная оценка всех возможных

Окончательная оценка и выбор

Контроль и оценка выполнения

Таким образом, решение о собственном производстве или поставках со стороны зависит не только от затрат. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства может быть принято, если:

- Потребность в комплектующих изделии невелика; 

- Существует большая гибкость в выборе возможных источников поставок и изделий-заменителей; 

Информация о работе Основные понятия логистики снабжения и её задачи