Организация использования современных информационных технологий при осуществлении закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

В логике термин "понятие" обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам. Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками. В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 85.12 Кб (Скачать файл)

Кроме того, использующие логистику  поставщики могут гарантировать  поставку точно в срок нужного  количества товара необходимого качества и представляют для потребителя  гораздо большую ценность, чем  поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность  применяющих логистику субъектов  обеспечивается за счет:

♦ резкого снижения себестоимости  товара;

♦ повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими  партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость  применения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей  вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена  современными достижениями научно-технического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование  средств вычислительной техники, появление  стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных  предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным  осуществление мониторинга всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через все  промежуточные производственные, складские  и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым, начиная  с середины 60-х гг., в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической  идее, заключаются в следующем:           

 ♦ превращение рынка продавца  в рынок покупателя;

♦ обеспечение конкурентных преимуществ  логистически организованных материалопроводящих  систем за счет снижения себестоимости  продукции и улучшения качества поставок;

♦ энергетический кризис;

♦ научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация  управления.

Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок  для воспроизводства монополистических  тенденций и научно-технический  прогресс в сферах производства и  обращения.

В качестве ключевых логистических  функций выделяют следующие:

• Поддержание стандартов обслуживания потребителя.

• Управление закупками.

• Транспортировка.

• Управление запасами.

• Управление процедурами заказов.

• Управление производственными процедурами.

• Ценообразование.

• Физическое распределение.

 

К вспомогательным (поддерживающим) логистическим функциям относят:

• Складирование.

• Грузопереработку.

• Защитную упаковку.

• Поддержку возврата товаров; обеспечение  запасными частями и сервисом.

• Сбор возвратных отходов.

• Информационную поддержку.

Логистические системы. Цепи поставок.

Понятие логистической системы  является одним из ключевых понятий  логистики.

 Существует несколько  определений логистической системы:

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Современные информационные технологии логистического управления

Современные информационные технологии, под которыми понимается вся совокупность методов обработки информации в  рамках обоснования принимаемых  управленческий решений, направлены на удовлетворение определенных требований, предъявляемых к этой обработке  условиями эксплуатации.

Характерной особенностью информационных систем в логистике является наличие  обратной связи. Совокупность производственно-сбытовой системы, органов логистического управления и системы сбора, передачи, хранения и переработки информации образуют «замкнутый контур».

Например, информация о текущем  количестве продаж и клиентуре используется для принятия логистических решений  об изменении объема, номенклатуры и качества изготавливаемых и  поставляемых изделий, что приводит к расширению и вообще к изменению  круга клиентуры и уровней  продаж. Это соответствует известному в теории автоматического регулирования  и управления принципу обратной связи  по регулируемому параметру. Примером такого типа является обычный домашний холодильник. Здесь термостат реагирует  на температуру в холодильной  камере (регулируемый параметр) и с  помощью реле включает или выключает  прокачку хладагента, тем самым запуская или останавливая процесс охлаждения и определяя (регулируя) уровень  температуры.

В логистике регулируемыми параметрами  являются те или иные характеристики различных материальных потоков: входных, промежуточных и выходных.

Сбор информации может осуществляться в различных точках общего материального  потока, и логистические управляющие  решения могут воздействовать также  на различные его точки. Таким  образом, могут возникнуть локальные  информационные контуры, а вся информационная система в логистике в общем случае является многоконтурной.

Организация всей производственно-сбытовой деятельности определяет точки сбора  информации и приложения, выработанных на основе этой информации логистических  управляющих воздействий. Этим определяются структура информационной системы  и ее декомпозиция на подсистемы, образующие локальные информационные контуры.

Информационные системы в логистике, как и всякие системы с обратной связью, помимо структуры, характеризуются  такими количественными показателями, как величина запаздывания и степень  усиления. Запаздывания в принятии логистических решений по сравнению  с поступлением информации, приведшей  к этим решениям, могут быть различными по величине и возникать в разных местах регулируемого материального  потока.

Обычно запаздывания в производственно-сбытовой деятельности составляют недели. За единицу  их измерения принимают неделю. Так, в среднем, время транспортировки  составляет одну неделю, запаздывание бухгалтерских операций – три  недели, почтовое запаздывание – полнедели, запаздывание у оптовиков и в  различных распределительных пунктах  – в среднем по одной неделе. Наконец, время между принятием  решения об изменении в производстве и достижением соответствующих  значений материального потока на выходе производственного подразделения  составляет в среднем шесть недель.

Понятию степени, или коэффициента усиления, звена системы автоматического  регулирования в логистике соответствует  набор правил, моделей и алгоритмов, ставящих в соответствие изменениям в информации о ходе производственно-сбытовой деятельности те или иные управляющие  директивы. Поведение лица или органа, принимающего решения, определяемое полученной им информацией, может представить  собой простейшую реакцию на колебания  материального потока относительно одного или между двух уровней. Оно  может определяться также длинной  и подробно разработанной и формализованной  цепью вычислений. Во всех случаях  ту или иную роль играют интуиция, личные качества и талант лица или лиц, принимающих  решения. Эта роль может изменяться от вспомогательной до определяющей.

Опираясь на получаемую информацию, лицо или органы, принимающие решения, должны обеспечивать качественное логистическое  управление, т. е. под воздействием логистического управления производственно-сбытовая система должна переходить из одного установившегося состояния, определяемого условиями окружающей экономической среды, в новое состояние, соответствующее произошедшим в этой среде изменениям. Такой переход должен происходить с соблюдением требуемых показателей качества.

Рано или поздно все переходные процессы в системе закончатся, и  в ней возникнет новое установившееся состояние. Но такой процесс может  быть и неустойчивым. Это означает, что в тех или иных случаях  изменение внешней экономической  среды выводит производственно-сбытовую систему из равновесия и инициирует в ней переходные процессы, которые  не закончатся никогда. Иными словами, система никогда не успокоится и  не придет к новому установившемуся  значению.

Такая потеря устойчивости может иметь  место, когда управляющие воздействия  будут запаздывать по отношению  к вызвавшим их причинам, либо будут  неадекватными им по величине (слишком  сильными или слишком слабыми). Тогда  такие воздействия вместо того, чтобы  компенсировать происходящие отклонения, могут еще больше их усиливать, что  и приведет к нарастанию размаха  колебаний в системе.

Задача обеспечения оперативного и адекватного реагирования на изменяющиеся условия функционирования в современных  условиях решается двумя путями.

Первый путь относится к структурным  методам обеспечения актуальной и адекватной информации. Он заключается  в переходе от функционального к  системному подходу. До недавнего времени  традиционно преобладал функциональный подход: каждое функциональное подразделение  создавало свою собственную систему  сбора, обработки и использования  информации. При этом оно использовало свои формы документов и организацию  документооборота, собственные архивы, каналы связи, методы, средства и пункты сбора данных. Такие информационные системы принято называть организационно-функциональными. При данном подходе имеют место  дублирование информации, заполнение лишних документов, недостаточная гибкость управления, и самое главное –  отсутствуют горизонтальные связи  между производителями и функциональными  подразделениями. Системный подход предусматривает создание информационных систем, ориентированных на весь производственно-сбытовой процесс в целом. В результате такого подхода информационная система  обособляется от систем производства, снабжения и сбыта (сбор, хранение, переработка, поиск и выдача информации производится своими, присущими только информационным процессам, методами и  средствами). При такой структуре  в информационных системах организуются горизонтальные связи, унифицируются  формы представления и технология обработки информации. Организованные по этому принципу информационные системы  принято называть интегрированными.

Использование интегрированных информационных систем позволяет осуществить централизацию  всех работ по информационной технологии в рамках производственно-сбытовой системы как единого целого.

Кроме того, наличие интегрированной  информационной системы позволяет  участникам производственно-сбытовой деятельности создать так называемый «синергетический портфель», который  служит для ослабления отрицательного синергетического эффекта. Под синергетическим  эффектом понимают эффект взаимного усиления связей компонентов при их совместных действиях. Положительный синергетический эффект имеет место в том случае, если своевременное выполнение своих обязательств всеми поставщиками приводит не только к своевременному выполнению обязательств по поставке потребителю результирующей продукции (что является непосредственной целью производителя), но и к повышению технологической дисциплины и качества конечной продукции, а также к снижению уровня необходимых запасов и уменьшению производственно-сбытовых затрат.

Отрицательный синергетический эффект выражается, например, в том, что  при невыполнении двумя или большим  числом поставщиков своих обязательств, результирующие потери, возникающие  вследствие срыва продаж и потери клиентуры, оказываются значительно  большими, чем общая сумма недопоставок. Этому способствует лавинообразное нарастание последующих потерь во всей производственно-сбытовой цепочке.

Централизованная информационная система создает возможность  управления различными запасами и оперативного управления взаимосвязями и взаимозаменяемостью  подразделений, осуществляющих взаимные поставки, т. е. участвующих в общем материальном потоке. Наличие такого оперативного резерва и образует синергетический портфель.

Другим путем снабжения логистического управления оперативной и адекватной информацией является широкое применение и использование средств компьютерной техники, устройств первичного сбора  и ввода данных, локальных вычислительных сетей, средств визуализации и документирования информации, а также сетей Интернет.

Для построения интегрированных компьютеризованных информационных систем требуется соответствующее  техническое, программное и лингвистическое  обеспечение.

Как правило, современные компьютерные средства, образующие интегральную информационную систему, объединяются с использованием иерархического принципа в локальные  вычислительные сети. Эти сети могут  объединяться в многоуровневые комплексные  сетевые структуры – гиперсети.

Информационные технологии в логистике

Информационные технологии – совокупность методов, произ-водственных и прогpаммно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности работы с ними.

Информация о работе Организация использования современных информационных технологий при осуществлении закупок