Методы государственного регулирования внешней экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:24, доклад

Краткое описание

тарифные и нетарифные методы

Вложенные файлы: 1 файл

Методы государственного регулирования ВЭД.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)


Методы государственного регулирования ВЭД

1)  в зависимости от направленности действия на экономические процессы, на протекционистские и либерализационные.
Протекционистские методы направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Методы либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний.
В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции: протекционизм и либерализация;
2) в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические.
К административным относятся методы прямого ограничения экспорта и (или) импорта, в частности установление квот, лицензий, эмбарго и др.,
к экономическим — методы, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников, например политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др.
Способы регулирования
Тарифное регулирование
Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими нормативными актами.
Согласно действующему законодательству на территории Российской Федерации действуют следующие основные таможенные и экономические таможенные режимы:
1.    •  выпуск для внутреннего потребления;
2.    •  экспорт;
3.    •  международный таможенный транзит;
4.    •  переработка на таможенной территории;
5.    •  переработка для внутреннего потребления;
6.    •  переработка вне таможенной территории;
7.    •  временный ввоз;
8.    •  таможенный склад.
Нетарифные методы
меры прямого ограничения, направленные на защиту интересов национальной экономики, — лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и (или) импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). С помощью лицензирования осуществляется государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 24 Закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).)
Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время список товаров, экспорт и (или) импорт которых подлежит лицензированию, включает:
1.    •  товары с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря, изделий из них;
2.    •  лекарственные средства и фармацевтические субстанции;
3.    •  радиоактивные вещества и изделия на их основе;
4.    •  ядерные материалы, оборудование и соответствующие технологии;
5.    •  товары (материалы, оборудование и технологии) двойного применения, т.е. товары, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены для создания ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия;
6.    •  возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и растений;
7.    •  опасные отходы;
8.    •  порохи промышленного применения, взрывчатые вещества,   средства взрывания и пиротехнические изделия;
9.    •  озоноразрушающие вещества и продукты, содержащие их;
10.    •  наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества;
11.    •  шифровальные средства (техника, части для нее, пакеты программ, документация);
12.    •  спирт этиловый и водка (только импорт);
13.    •  древесина ценных пород.
Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности (в настоящее время Минэкономразвития РФ), как правило, после согласования с соответствующими министерством и ведомствами или их территориальными органами.
Лицензия — официальный документ, разрешающий осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту на срок до 12 месяцев (но на срок, не превышающий срок действия контракта). Генеральная лицензия выдается на основании решения Правительства РФ на каждый вид товара на определенный срок.
Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование). Квоты — это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.
Например, в феврале 1995 г. было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащее такое обязательство по некоторым видам изделий из стали. В 1994 г., например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюми¬ния, текстильных товаров.
Аналогично может быть установлен барьер по минимальным ценам на рынке страны-импортера. Это соглашение должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести вообще к закрытию рынка для страны-экспортера.
Хотя данная процедура заключения соглашений об установлении минимальных импортных цен,  и не является мерой количественного ограничения экспорта, но ее действие аналогично установлению квот в связи с «добровольным» ограничением экспорта.
Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации.
ст. 21 Закона «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности», «экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений».
Исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:
1.    •  необходимы для обеспечения обороны страны и национальной безопасности Российской Федерации;
2.    •  необходимы для  приобретения  или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
3.    •  необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации;
4.    •  необходимы для соблюдения общественной морали и правопорядка;
5.    •  необходимы для охраны жизни и здоровья людей, охраны животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
6.    •  относятся к импорту или экспорту золота или серебра;
7.    •  применяются для защиты культурных ценностей;
8.    •  необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничениями внутреннего производства и потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;
9.    •  обеспечивают национальную безопасность Российской Федерации;
10.    •  защищают внешнее финансовое положение и поддерживают платежный баланс Российской Федерации;
11.    •  необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации.
Меры прямого ограничения экспорта (импорта), а также другие защитные меры вводятся в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Согласно российскому законодательству их введение предусматривает следующие обязательные действия:
1)  обязательно проводится расследование всех обстоятельств, связанных с введением защитных мер. Расследованием занимается специальная комиссия при Правительстве РФ с привлечением необходимых организаций и специалистов. Расследование может быть начато на основании поручения Правительства и (или) заявления органа исполнительной власти субъекта РФ, и (или) заявления производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. О начале такого расследования уведомляется соответствующий орган иностранного государства или орган таможенной территории с указанием товара, доказательств наличия ущерба или угрозы его причинения, конкретной предлагаемой защитной меры, срока ее введения, а также готовности провести консультации по этим вопросам;
2)  по результатам проведенного расследования составляется доклад федерального органа исполнительной власти, ответственно го за координацию внешнеэкономической деятельности. Процедура введения защитных мер гласная с официальным опубликованием в правительственном издании решения правительства о введении защитной меры. Решения правительства принимаются и публикуются не позднее чем за три месяца до введения такого рода ограничений с указанием общего количества и стоимости товаров, подпадающих под ограничение.
Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов. Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством РФ. Не допускаются ограничения числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам форм собственности, места регистрации, положения на рынке.
В качестве государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут также применяться и другие меры, такие, как наблюдение за экспортом или импортом отдельных видов товаров, предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров, вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.
В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство Российской Федерации вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных видов товаров, импортируемых в Российскую Федерацию. Предотгрузочная инспекция вводится в отношении отдельных товаров на срок, не превышающий три года. Перечни товаров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция, утверждаются Правительством Российской Федерации
Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей. Одной из разновидностей таких мер, направленных на ограничение ввоза, являются импортные налоги и депозиты.
К числу возможных импортных налогов (не следует их смешивать с импортными пошлинами) относятся:
1.    • пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
2.    •  сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
3.    •  другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).
Особую разновидность импортного налога представляют скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них их уровень постоянно меняется в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.
Одна из разновидностей административных и таможенных формальностей — сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам (регламентам) и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам (регламентам) и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.



Информация о работе Методы государственного регулирования внешней экономической деятельности